Винкельман, Иоганн Иоахим

Материал из ChronoWiki
Версия от 14:37, 6 июля 2007; А. Верёвкин (обсуждение)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Иоганн Винкельман

Иоганн Иоахим Винкельман, Johann Joachim Winckelmann (9 декабря 1717, Стендаль – 8 июня 1768, Триест) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию (Coellnische Gymnasium) и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в 1743-1748 годах он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 году Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 году, вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели ограбил Винкельмана, и от полученных ножевых ранений тот умер.

Идеи

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. В частности, он считал, что «древнеримское» искусство является слепым подражанием «древнегреческих» образцов, а искусство современное считал второстепенным по отношению к античности.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, Винкельман, разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения.

Труды

  1. Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ("Thoughts on the Imitation of Greek Works in Painting and Sculpture"), followed by a feigned attack on the work, and a defence of its principles, nominally by an impartial critic. (1st ed of only 50 copies 1755, 2nd ed 1756)
  2. Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch (1760)
  3. Anmerkungen über die Baukunst der Alten ("Observations on the Architecture of the Ancients"), including an account of the temples at Paestum (1762)
  4. Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen (Letter About the Herculanean Discoveries) (1762)
  5. Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen (Report About the Latest Herculanean Discoveries) (1764)
  6. Geschichte der Kunst des Alterthums ("History of Ancient Art") (1764)
  7. Versuch einer Allegorie (1766), which, although containing the results of much thought and reading, is not conceived in a thoroughly critical spirit.
  8. Monumenti antichi inediti (17671768), prefaced by a Trattato preliminare, presenting a general sketch of the history of art. The plates in this work are representations of objects which had either been falsely explained or not explained at all.
  9. Poshtumously published - Briefe an Bianconi, which were published eleven years after his death, in the Antologia romana.
  10. Abhandlungen von der Empfindung der Schönen (1763)

Библиография

  • Винкельман И.И. «Полное собрание сочинений, в 11 томах», 18081825 (издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом, переиздано в Аугсбурге в 1838)
  • Винкельман И.И. «История искусства древности. Малые сочинения»,— М.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000, 800 с.
  • Гёте И.В. «Winckelmann und sein Jahrhundert», 1805
  • «Leben Winckelmann», 18661872
  • Благовещенский Н.М. «И.И. Винкельман»,— СПб., 1891
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907