Мануций, Альдо: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
(picsize)
 
Строка 3: Строка 3:
  
 
=== Биография ===
 
=== Биография ===
''Альдо Мануций'' (''Теобальдо Манучи'') родился в [[1448]] году, по одним сведениям в Бассано Венецианского округа, по иным - в городе Сермонете, области Лацио. В Ферраре он изучал греческий язык при ''Гварино де Верона'', которому впоследствии посвятил своего ''Феокрита''. В Риме его учителем латыни был ''Гаспарино де Верона''. После окончания обучения он становится наставником молодых наследников Карпи — ''Альберто'' и ''Лионелло Пио'', которые приходились племянниками его старому другу ''[[Пико делла Мирандола]]''. В [[1485]] г. ''Альдо'' в Венеции, недалеко от церкви Сан Агустино основал типографию. Финансированием предприятия занимался ''Альберто Пио'', которому ''Мануций'' посвятил издание ''Аристотеля''. Главным помощником являлся критянин ''Марк Мазур'', почерк которого стал прототипом греческих изданий типографии. Многие наборщики ''Альда'' были критянами, а все его предприятие — грекоговорящим. В типографии отдельно была оборудована переплетная мастерская. Краски изготавлялись на месте. Бумагу поставляли из Фабриано. В [[1493]] он выпускает первые издания на греческом: грамматику ''Константина Ласкариса'' и поэму ''Музеуса'' ''«Геро и Леандр»'', автора которой он идентифицировал с неким бардом догомеровских времён. Из типографии вышло множество превосходных изданий, называемых коллекционерами ''«альдинами»''.  
+
''Альдо Мануций'' (''Теобальдо Манучи'') родился в [[1448]] году, по одним сведениям в Бассано Венецианского округа, по иным в городе Сермонете, области Лацио. В Ферраре он изучал греческий язык при ''Гварино де Верона'', которому впоследствии посвятил своего ''Феокрита''. В Риме его учителем латыни был ''Гаспарино де Верона''. После окончания обучения он становится наставником молодых наследников ''Карпи'' — ''Альберто'' и ''Лионелло Пио'', которые приходились племянниками его старому другу ''[[Пико делла Мирандола]]''. В [[1485]] г. ''Альдо'' в Венеции, недалеко от церкви Сан Агустино основал типографию. Финансированием предприятия занимался ''Альберто Пио'', которому ''Мануций'' посвятил издание [[Аристотель|''Аристотеля'']]. Главным помощником являлся критянин ''Марк Мазур'', почерк которого стал прототипом греческих изданий типографии. Многие наборщики ''Альда'' были критянами, а все его предприятие — грекоговорящим. В типографии отдельно была оборудована переплетная мастерская. Краски изготавлялись на месте. Бумагу поставляли из Фабриано. В [[1493]] г. он выпускает первые издания на греческом: грамматику ''Константина Ласкариса'' и поэму ''Музеуса'' ''«Геро и Леандр»'', автора которой он идентифицировал с неким бардом догомеровских времён. Из типографии вышло множество превосходных изданий, называемых коллекционерами ''«альдинами»''.  
  
[[Изображение:Manutius_1.jpg|thumb|left|Портрет ''А. Мануция''. Гравюра [[1792]] г.]]
+
[[Изображение:Manutius_1.jpg|thumb|left|250px|Портрет ''А. Мануция''. Гравюра [[1792]] г.]]
Папы ''Юлий II'' ([[1503]]–[[1513]]) и ''Лев X'' ([[1513]]–[[1521]]) поощряли ''Альдо'' своими привилегиями. Своей симпатией к эллинизму он привлек в свой проект ряд ученых–филологов, и в [[1500]] году организовал коллегию, которую назвали ''Neacademia''. Правила коллегии были составлены на греческом языке. На встречах все члены Академии были обязаны говорить только на нём. Нарушителей карали денежными штрафами. На собранные деньги устраивались застолья. Секретарем сообщества был эрудит и переводчик [[Фортигверра, Сципион|''Сципион Фортигверра'']] (''Scipione Forteguerri'', [[1466]]–[[1515]]), автор эссе «Похвала греческой литературе» (''Oratio de laudibus litterarum graecarum''), писавший свое имя на греческий манер — ''Картеромах (Carteromacus)'', впрочем как и остальные члены коллегии. Считается, что ''Neacademia'' занималась подбором книг для последующих изданий, сличением  рукописей, обсуждение различных прочтений, исправлением и комментированием текстов. Но вероятнее всего, это была мастерская по созданию «древнегреческой» литературы. C 1502 года на колофоне многих изданий типографии Альдо Мануция появляется надпись «ex academia nostra» (из нашей академии).
+
Папы ''Юлий II'' ([[1503]]–[[1513]]) и ''Лев X'' ([[1513]]–[[1521]]) поощряли ''Альдо'' своими привилегиями. Своей симпатией к эллинизму он привлек в свой проект ряд ученых–филологов, и в [[1500]] году организовал коллегию, которую назвали ''Neacademia''. Правила коллегии были составлены на греческом языке. На встречах все члены Академии были обязаны говорить только на нём. Нарушителей карали денежными штрафами. На собранные деньги устраивались застолья. Секретарем сообщества был эрудит и переводчик [[Фортегверра, Сципион|''Сципион Фортигверра'']] (''Scipione Forteguerri'', [[1466]]–[[1515]]), автор эссе «Похвала греческой литературе» (''Oratio de laudibus litterarum graecarum''), писавший свое имя на греческий манер — ''Картеромах (Carteromacus)'', впрочем как и остальные члены коллегии. Считается, что ''Neacademia'' занималась подбором книг для последующих изданий, сличением  рукописей, обсуждение различных прочтений, исправлением и комментированием текстов. Но вероятнее всего, это была мастерская по созданию «древнегреческой» литературы. C [[1502]] года на колофоне многих изданий типографии ''Альдо Мануция'' появляется надпись «ex academia nostra» (из нашей академии).
  
Потеряв из–за войн значительную часть своего состояния, Альдо был вынужден закрыть свою типографию в [[1506]] г. и уехать из Венеции, но через два года, войдя в компанию со своим тестем, ''Андреем Торезано д'Азола'', он снова открыл своё дело. В [[1508]] году его посетил [[Эразм Роттердамский|''Эразм Роттердамский'']], где некоторое время работал над своими «Пословицами» (Adagio), изданными в этом же году. Эразм стал почетным членом ''Neacademia''.
+
Потеряв из–за войн значительную часть своего состояния, Альдо был вынужден закрыть свою типографию в [[1506]] г. и уехать из Венеции, но через два года, войдя в компанию со своим тестем, ''Андреем Торезано д'Азола'', он снова открыл своё дело. В [[1508]] году его посетил [[Эразм Роттердамский|''Эразм Роттердамский'']], где некоторое время работал над своими «Пословицами» (''Adagio''), изданными в этом же году. ''Эразм'' стал почетным членом ''Neacademia''.
  
Считается, что ''Альдо Мануций'' опубликовал более ''600'' книг до начала XVI века (так называемых, инкунабул, от ''incunabulum'' — колыбель), из которых сохранилось только ''36''.  
+
Считается, что ''Альдо Мануций'' опубликовал более ''600'' книг до начала XVI века (так называемых «инкунабул», от ''incunabulum'' — колыбель), из которых сохранилось только ''36''.  
  
 
Убит в [[1515]] году наёмными бандитами. Его дело сначала перешло к его тестю и компаньону ''Андрею Торезано д'Азола'', затем к сыну ''Павлу'', издавшему много «древнелатинских» классиков и ''Св. Отцев'', и угасло при учёном внуке–филологе ''Альдо Мануции Младшем'', не сумевшим выдержать конкуренции с более дешёвыми типографиями Италии и Франции.
 
Убит в [[1515]] году наёмными бандитами. Его дело сначала перешло к его тестю и компаньону ''Андрею Торезано д'Азола'', затем к сыну ''Павлу'', издавшему много «древнелатинских» классиков и ''Св. Отцев'', и угасло при учёном внуке–филологе ''Альдо Мануции Младшем'', не сумевшим выдержать конкуренции с более дешёвыми типографиями Италии и Франции.

Текущая версия на 01:03, 13 ноября 2008

«Потеет и прохлаждается»

Альдо Мануций Старший, настоящее имя Теобальдо (Teobaldo) латинизированное им в Альдо, Aldo Manucci, Manutius, Aldo Рiо (1448, ок. Рима — 1515, Венеция) — итальянский гуманист, писатель и промышленник, основатель типографии Мануциев в Венеции. Освоил выпуск сравнительно дешёвых печатных книг современного формата. Изобрёл серию современных шрифтов, в частности «курсив», а также — систему знаков препинания, сохранившуюся до нашего времени. Прославился изданием новонайденных «древних писателей». С 1501 года издательский знак фирмы Альдо Мануция — якорь с обвивающимся вокруг него дельфином, иногда с припиской цитаты Горация: «sudavit et alsit» (потеет и мёрзнет)

Биография

Альдо Мануций (Теобальдо Манучи) родился в 1448 году, по одним сведениям в Бассано Венецианского округа, по иным — в городе Сермонете, области Лацио. В Ферраре он изучал греческий язык при Гварино де Верона, которому впоследствии посвятил своего Феокрита. В Риме его учителем латыни был Гаспарино де Верона. После окончания обучения он становится наставником молодых наследников КарпиАльберто и Лионелло Пио, которые приходились племянниками его старому другу Пико делла Мирандола. В 1485 г. Альдо в Венеции, недалеко от церкви Сан Агустино основал типографию. Финансированием предприятия занимался Альберто Пио, которому Мануций посвятил издание Аристотеля. Главным помощником являлся критянин Марк Мазур, почерк которого стал прототипом греческих изданий типографии. Многие наборщики Альда были критянами, а все его предприятие — грекоговорящим. В типографии отдельно была оборудована переплетная мастерская. Краски изготавлялись на месте. Бумагу поставляли из Фабриано. В 1493 г. он выпускает первые издания на греческом: грамматику Константина Ласкариса и поэму Музеуса «Геро и Леандр», автора которой он идентифицировал с неким бардом догомеровских времён. Из типографии вышло множество превосходных изданий, называемых коллекционерами «альдинами».

Портрет А. Мануция. Гравюра 1792 г.

Папы Юлий II (15031513) и Лев X (15131521) поощряли Альдо своими привилегиями. Своей симпатией к эллинизму он привлек в свой проект ряд ученых–филологов, и в 1500 году организовал коллегию, которую назвали Neacademia. Правила коллегии были составлены на греческом языке. На встречах все члены Академии были обязаны говорить только на нём. Нарушителей карали денежными штрафами. На собранные деньги устраивались застолья. Секретарем сообщества был эрудит и переводчик Сципион Фортигверра (Scipione Forteguerri, 14661515), автор эссе «Похвала греческой литературе» (Oratio de laudibus litterarum graecarum), писавший свое имя на греческий манер — Картеромах (Carteromacus), впрочем как и остальные члены коллегии. Считается, что Neacademia занималась подбором книг для последующих изданий, сличением рукописей, обсуждение различных прочтений, исправлением и комментированием текстов. Но вероятнее всего, это была мастерская по созданию «древнегреческой» литературы. C 1502 года на колофоне многих изданий типографии Альдо Мануция появляется надпись «ex academia nostra» (из нашей академии).

Потеряв из–за войн значительную часть своего состояния, Альдо был вынужден закрыть свою типографию в 1506 г. и уехать из Венеции, но через два года, войдя в компанию со своим тестем, Андреем Торезано д'Азола, он снова открыл своё дело. В 1508 году его посетил Эразм Роттердамский, где некоторое время работал над своими «Пословицами» (Adagio), изданными в этом же году. Эразм стал почетным членом Neacademia.

Считается, что Альдо Мануций опубликовал более 600 книг до начала XVI века (так называемых «инкунабул», от incunabulum — колыбель), из которых сохранилось только 36.

Убит в 1515 году наёмными бандитами. Его дело сначала перешло к его тестю и компаньону Андрею Торезано д'Азола, затем к сыну Павлу, издавшему много «древнелатинских» классиков и Св. Отцев, и угасло при учёном внуке–филологе Альдо Мануции Младшем, не сумевшим выдержать конкуренции с более дешёвыми типографиями Италии и Франции.

Торговая марка типографии Альдо Мануция служила прекрасной ширмой для анонимной публикации запрещённых Церковью сочинений. Поэтому многие «альдины», вероятно, являются произведениями более позднего времени.

«Древнегреческие» авторы, изданные А. Мануцием

  • Хесиод, Феокрит (30 идиллий), Феогнид, 1493-1494.
  • Аристотель, 5 томов, 1495-1498.
  • Аристофан, 5 пьес, 1498.
  • Фукидид, Софокл, Геродот, 1502.
  • Ксенофонт, Еврипид, 1503.
  • Демосфен, 1504.
  • Лисий и др. ораторы, 1508.
  • Плутарх (частично), 1509.
  • Платон, 1-е издание, посвящено папе Льву X, 1513.
  • Пиндар, Исихий, Афиней, 1514.

Труды

  • «Dictlonarium graecum», 1497
  • «Institutiones grammaticae graecae», 1515
  • «Institutio perbrevis ad Hebraicam linguam»

Литература