Ньютон, Исаак: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Биография)
(De motu+)
Строка 66: Строка 66:
  
 
*''«Quaestiones quaedam Philosophiae»'' (рукопись, [[1664]])
 
*''«Quaestiones quaedam Philosophiae»'' (рукопись, [[1664]])
 +
*''«De motu corporum in gyrum»'' (рукопись, [[1684]])
 
*«[http://oll.libertyfund.org/index.php?option=com_staticxt&staticfile=show.php%3Ftitle=1254&Itemid=99999999 ''Philosophiae naturalis principia mathematica'']» (Кембридж, [[1687]])  
 
*«[http://oll.libertyfund.org/index.php?option=com_staticxt&staticfile=show.php%3Ftitle=1254&Itemid=99999999 ''Philosophiae naturalis principia mathematica'']» (Кембридж, [[1687]])  
 
*''«Solution of two problems proposed by Mr. John Bernoulli»'' ([[1696]]—[[1697|97]])  
 
*''«Solution of two problems proposed by Mr. John Bernoulli»'' ([[1696]]—[[1697|97]])  

Версия 12:30, 15 марта 2015

Newton USSR.gif

Ньютон, Исаак (4 января 1643, Вулсторп — 31 марта 1727, Кенсингтон) — английский учёный и государственный деятель. Первооткрыватель закона всемирного тяготения, один из создателей математического анализа. Критик традиционной хронологии И. Скалигера и Д. Петавиуса

«… я убедился, что либо не следует сообщать ничего нового, либо придётся тратить все силы на защиту своего открытия.» И. Ньютон — Г. Ольденбургу, 1676

Биография

Newton Vietnam.gif

Исаак Ньютон родился 25 декабря (по юлианскому стилю) 1642 г. в деревне Вульсторп, графства Линкольншир, в семье небогатого фермера, умершего за 3 месяца до рождения сына. Его отчимом вскоре стал священник Варнава Смит, которому было 63 года. Довольно скоро Смит произвёл троих детей, и маленького Исаака отдали на попеченье бабушки. Когда Исааку исполнилось 12 лет, Смит пристроил его учиться в городскую школу г. Грантам, где тот проживал на квартире городского аптекаря Кларка. В школе Ньютон изучал богословие, латинский, греческий и древнееврейские языки, арифметику и начала геометрии, и выдвинулся среди соучеников на одно из первых мест. Он увлекался рисованием и изобретательством. Примерно с 1659 г. он стал вести дневник, записывая в тетрадку свои мысли, события жизни, прегрешения и английский словарь. Эти тетрадки сохранились до наших дней.

Со времени окончания школы в 1658 г. по 1660 г. Ньютон помогал вновь овдовевшей матери по торговым делам. По ходатайству начальника грантамской школы Генри Стокса и ректора Эйскоу, дяди Ньютона по матери, 5 июня 1661 г. он поступил в Тринити—Колледж Кембриджского университета субсайзером — бесплатным студентом и по совместительству слугой у сотрудников и богатых студентов. 28 апреля 1664 г. Ньютон успешно сдал экзамен на схоларха Тринити–Колледжа и ему была назначена стипендия. Позднее ни один из предполагаемых однокурсников Ньютона не сообщал о знакомстве с ним. Научным руководителем (тьютором) Ньютона был богослов и математик Исаак Барроу, основоположник современного математического анализа. Ньютон помогал ему при издании лекций по оптике. В январе 1665 г. Ньютон получил учёную степень бакалавра, и в связи с эпидемией бубонной чумы уехал в своё поместье, где за год создал свои работы о разложении света, законе всемирного тяготения и о методе флюксий.

В 1667 году Ньютон становится младшим членом Тринити—Колледжа, а в 1668 — старшим, получив степень магистра. В 1669 г. становится профессором физико-математической кафедры Тринити—Колледжа, которую ранее занимал его учитель Исаак Барроу. В это время у него ещё нет ни одной печатной работы — о его высокой научной квалификации известно из устных бесед, из печатных рекомендаций И. Барроу, а также благодаря построенному им телескопу—рефлектору (от латинского слова reflectere — «отражать»), который будучи длиной около 15 см. и диаметром зеркала около дюйма, давал увеличение как двухметровая труба. Ньютон оставался профессором математики до 1701 г. За изготовление телескопа—рефлектора с радиусом зеркала свыше 2 м.(? — так написано в книге П.С. Кудрявцева) в январе 1672 г. Ньютон был избран членом (содалом) Лондонского королевского общества. 30 ноября 1703 г. Исаак Ньютон стал президентом этого общества, и состоял им до конца своей жизни. На этом посту 25 октября 1714 г. он ходатайствовал об избрании в члены Королевского общества князя А.Д. Меньшикова После изгнания короля Якова II в 1688 г. И. Ньютон был избран в учредительный парламент Англии, где представлял интересы Кембриджа до 1690 г.

Памятник И. Ньютону в Тринити—Колледже

Жизнь Исаака Ньютона складывалась не без сложностей. В молодости, при тирании Кромвеля, ему приходилось скрывать свои роялистские и англиканские убеждения, будучи сторонником «вигов», при реставрации Стюартов — выносить угрозы роялистов. Ньютона неоднократно обвиняли в плагиате его лучших идей и работ (Р. Гук, Г.В. Лейбниц, Д. Флемстид — их обвинения сейчас повторяет академик В.И. Арнольд), его основные научные идеи оспаривались как при жизни, так и много лет после смерти. Архив с записями Ньютона завистники сожгли вместе с его домом в 1692 г. Некоторые современные враги Новой Хронологии, критикуя хронологические открытия Ньютона, в своём мракобесии доходят до обвинения его в сумасшествии. Все невзгоды учёного закончились после его участия в важнейшем государственном деле Англии — денежной реформе, которая началась 4 мая 1696 г.

В 1695 г. Ньютон получил должность смотрителя Монетного двора. Здесь он заведовал перечеканкой всей английской монеты, испорченной фальшивомонетчиками во время предшествовавших общественных потрясений, и за два года привёл в порядок расстроенное монетное дело Англии. В этом важном государственном деле он консультировался с философом Дж. Локком. За этот успех в 1699 г. Ньютон получил пожизненное звание директора (мастера) Монетного двора. Тогда же он избран иностранным членом Парижской Академии Наук. В 1705 г. он возведён в дворянское достоинство королевой Анной.

В конце жизни Ньютон пользовался непререкаемым авторитетом и славой. Занимался богословием и хронологией. Скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Похоронен в Вестминстерском аббатстве с большими почестями. Сообщают, что на его похоронах присутствовал философ и просветитель Вольтер, много сделавший для популяризации имени Ньютона в Европе.

На статуе Ньютона в Тринити—Коледже высечен стих из Лукреция:

«Разумом он превосходил род человеческий»

Научные открытия

И. Ньютон «Исправленная хронология Древних царств»

Во время эпидемии чумы 166567 годов, в своей родной деревне Ньютон совершил свои наиболее известные открытия: развитие идей И. Барроу в области математического анализа, изобретение зеркального телескопа–рефлектора (изготовленного им в 1668 году), открытие закона всемирного тяготения, эксперименты по оптике и разложение белого света.

В 1687 году Ньютон опубликовал свой основной естественно–научный труд «Математические начала натуральной философии» (коротко — «Принципы»), перевернувший традиционные представления о небесной механике. В этой работе Ньютон опирается на теорию Коперника, опровергающую догматы католического учения о чистилище, и поэтому его «Принципы» были окончательно признаны научным миром только в конце XVIII века, накануне Французской революции.

В 1689 году И. Ньютон встретился с приехавшим из Парижа Х. Гюйгенсом. Между учёными сложились уважительные отношения, несмотря на противоречия в построенных ими теориях света (И. Ньютон был сторонником корпускулярной теории, а Х. Гюйгенс — волновой), также следует заметить, что парижский гость не принимал и ньютоновскую теорию тяготения.

Исаак Ньютон был всесторонне образованным учёным своего времени. В его личной библиотеке содержалось 2100 томов, из которых в порядке возрастания количества:

  • 149 — по древней истории
  • 169 — по химии и алхимии
  • 178 — по математике и физике
  • 477 — по богословию
  • 538 — по естествознанию
  • около 600 — прочие темы

Все эти книги внимательно им прочитаны и откомментированны в наиболее интересных для него местах.

Будучи одним из основоположников современной астрономии, И. Ньютон, тем не менее, был убеждённым сторонником астрологии. Занимался он и богословием: принято считать, что он разделял арианские религиозные взгляды или же был социнианином (антитринитарием, отвергавшим первородный грех, его искупление Христом и догмат о Троице).

Свою версию хронологии Исаак Ньютон стал строить в работах «Краткая хроника исторических событий, начиная с первых в Европе до покорения Персии Александром Македонским», и «Правильная хронология древних царств». Отклики современников на его исторические сочинения были отрицательными — построения И. Ньютона были объявлялены «заблуждениями почётного дилетанта». В доказательство этого французским ученым Николаем Фрере была написана книга в защиту хронологии древней истории ("Défense de la chronologie fondée sur les monumens de l’histoire ancienne, contre le systême chronologique de. M. Newton", Paris, 1758). Впоследствии Чезаре Ломброзо назвал эти работы результатами «предсмертного помешательства гения». К концу XIX века о хронологических исследованиях Ньютона вспоминали только как о причудливом факте биографии учёного, развития его хронологические идеи так и не получили.

Легенды и анекдоты

Значительность научного вклада Исаака Ньютона, наверное, осознавалась уже его современниками, поэтому описание его личности издавна сопровождается множеством легенд неясного происхождения. Так, сообщают, что Ньютон имел «странный» характер, был замкнут, рассеян, раздражителен, подозрителен, безрадостен. Якобы, по утрам, спустив ноги с кровати, мог часами в неподвижности размышлять над осенившими его идеями. Теории его были настолько сложны для современников, что бытовало мнение, что он сам не понимает содержание своих «Принципов». Происхождение его идей приписывали различным нелепым причинам:

Портрет Ньютона работы Стекелея
  • о яблоке: профессор П.С. Кудрявцев и академик С.И. Вавилов в своих книгах о Ньютоне сообщают, что история с ньютоновым яблоком передана его современником антикваром Уильямом Стекелеем (William Stukeley, 16871765), оставившим следующие воспоминания после встречи с И. Ньютоном:
«После обеда погода была жаркая; мы перешли в сад и пили чай под тенью нескольких яблонь; были только мы вдвоем. Между прочим сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстановке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя, почему не в сторону, а всегда к центру Земли. Должна существовать притягательная сила в материи, сосредоточенная в центре Земли. Если материя так тянет другую материю, то должна существовать пропорциональность ее количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля яблоко. Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей вселенной».
Но вместо рассказа Стекелея распространение получила легенда, распространённая будто бы Вольтером, со слов племянницы уже покойного Ньютона Катерины Бартонеё повторяет академик В.И. Арнольд в своей популярной книге «Что такое математика».
  • о шиле: якобы, изучая свойства зрения, Ньютон ввёл себе шило в глазную впадину и крутил им «между глазом и костью как можно ближе к глазному дну»,— об этом сообщает британец Билл Брайсон в своей «Краткой истории всего на свете». Он же написал о том, что Ньютон с теми же целями долго смотрел на Солнце, так что почти не ослеп.
  • об алхимии: будто бы в 1936 году британский экономист Джон Мейнард Кейнс приобрёл на аукционе саквояж с рукописями Ньютона и с недоумением обнаружил, что бумаги посвящались опытам по изготовлению драгоценных металлов.
  • о ртути: особенности характера Ньютона объясняли его отравленностью парами ртути — будто бы при анализе пряди волос учёного в 1970 году концентрация ртути в них в 40 раз превысила естественный уровень.
  • об арианстве: будто бы Ньютон, будучи профессором Колледжа Святой Троицы демонстративно придерживался древней арианской ереси, эту Троицу отрицавшую. Это сообщение появилось благодаря истолкованию мнения лондонского епископа Самуила Горслея (S. Horsley, 17331806), выпустившего откомментированное пятитомное собрание сочинений Ньютона в 1785 году. По всей видимости, окончательным видом эта легенда обязана шотландскому физику и сэру Давиду Брюстеру (David Brewster, 17811868), написавшему биографию Ньютона «Life of Sir Isaac Newton» в 1831 году.
  • О сквозняке: любят сообщать, что Ньютон, дважды избранный в парламент от Кембриджского университета, пассивно высиживал его заседания, лишь однажды взяв слово для того, чтобы попросить служителя прикрыть окно.
  • Раввин Реувен Куклин сообщает:
«Ньютон написал о вопросах религии больше, чем о проблемах естественных наук. При изучении трудов Ньютона после его смерти было подсчитано, что он написал более 1,400,400 слов на религиозные темы, – больше, чем об алхимии и математике, и даже больше, чем о физике и астрономии.»
  • В «Утраченном символе» Дэн Браун сообщает:
«В 1936–м были найдены тайные рукописи Исаака Ньютона, потрясшие мир: оказалось, великий учёный увлекался алхимией и мистицизмом. В личных бумагах Ньютона нашли письмо к Роберту Бойлю, где он призывал «храниь строгое молчание» касательно некой открывшейся им тайны. «Об этом нельзя рассказывать,— писал Ньютон,— иначе мы рискуем нанести огромный вред всему человечеству». О значении его слов по сей день велись жаркие споры». (30–я глава)
«... в личной библиотеке этого учёного хранился испещрённый пометками сборник розенкрейцерских манифестов. ... Алхимик, член Лондонского королевского общества, розенкрейцер, а свои самые секретные научные труды он подписывал псевдонимом «Jeova Sanctus Unus»! ... он, как и древние адепты, считал себя равным Богу. ... шестналцать букв фразы «Jeova Sanctus Unus» при перестановке как раз и дают его имя в латинской транскрипции, так что псевдоним выбран идеально. ... Лэнгдон одну за другой написал шестнадцать букв: Isaacus Neutonuus». (85–я глава)

Труды

И. Ньютон «Обозрение пророчеств Даниила и Апокалипсиса Св. Иоанна», 1733
  • «Quaestiones quaedam Philosophiae» (рукопись, 1664)
  • «De motu corporum in gyrum» (рукопись, 1684)
  • «Philosophiae naturalis principia mathematica» (Кембридж, 1687)
  • «Solution of two problems proposed by Mr. John Bernoulli» (169697)
  • «Optics or a Treatise of the reflections, refractions, inflections and colours of light» (1704)
  • «Arithmetica universalis, sive de compositione et resolutione arithmetica liber» (1707, 1722)
  • «Analysis per quantitatum series, fluxiones et differentias, cum enumeratione linearum tertii ordinis» (1711)
  • «A general solution of a problem concerning curves, formerly proposed in the Leipzig Acts» (1716)
  • «Methodus differentialis complectens doctrinam describendi curvas ex datis differentiis differentiarum ordinatarum» (1736)
  • «Brevis chronica, a prima rerum in Europa gestarum memoria ad Persidem ab Alexandro Magno in potestatem redactam»
  • «Chronologia veterum regnorum emendata» (1728)
  • «Observations upon the Prophecies of Holy Writ; particularly the Prophecies of Daniel and the Apocalypse of s. John» (1733)
  • «An historical account of two notable corruptions of Scripture. In a letter to a friend»
  • «Opera quae extant omnia; commentariis illusirabat Sam. Horsley» ( Лондон, 177985) — собрание сочинений в 5 томах, критически отредактированное епископом Горслеем

Научная преемственность

Никколо Тарталья   ===>   Остилио Риччи   ===>   Галилео Галилей   ===>   Винченцо Вивиани, Жиль Персонн де Роберваль   ===>   Исаак Барроу, Бенджамин Пуллейн   ===>   Исаак Ньютон   ===>   Эдмунд Галлей, Николас Фацио де Дюйе, Вильям Уистон, Роджер Коутс, Джон Лок, Сэмюэл Кларк, ...   ===>   Роберт Смит   ===>   ...

Новости

В 1992 году в Кембриджском университете был открыт математический научно–исследовательский институт имени Исаака Ньютона (Isaac Newton Institute for Mathematical Sciences). Его создание финансировали Кембриджские колледжи Св. Иоанна и Троицы, ряд международных научных издательств и благотворительных фондов.

См. также

Российские издания Исаака Ньютона

  • Ньютон И. «Исправленная хронология Древних Царств»,— М.: Римис, 2007, 656 с.
  • Ньютон И. «Хронология Древних Царств»,— М.: Эксмо, 2007, 480 с. (серия: Антология мудрости)
  • Ньютон И. «Математические начала натуральной философии»,— М.: Наука, 1989, 688 с. (переиздана ЛКИ, 2008)
  • Ньютон И. «Лекции по оптике»,— М.: АН СССР, 1946, 296 с.
  • Ньютон И. «Математические работы»,— М.: ГИТТЛ, 1937, 452 с. (переиздана — М.: Либроком, 2012, 462 с.)
  • Ньютон И. «Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света»,— М.: ГИЗ, 1927, 370 с.
  • Ньютон И. «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис Святого Иоанна»,— СПб.: Типография Товарищества А.С. Суворина «Новое Время», 1915, 254 с. (переиздана — М.: Либроком, 2012, 250 с.)

Литература об Исааке Ньютоне

  • Лурье С.Я. «Ньютон — историк древности» // Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения, под редакцией академика С.И. Вавилова,— М.–Л.: Издательство АН СССР, 1943 (в приложении к предыдущей книге)
  • Кудрявцев П.С. «Исаак Ньютон»,—М.: УчПедГИз МинПроса РСФСР, 1963, 142 с.
  • Вавилов С.И. «Исаак Ньютон»,— М.—Л.: Изд. АН СССР, 1945
  • Арнольд В.И. «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук — первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристаллов»,— М.: Наука, 1989, 96 с. ([1], [2])
  • Носовский Г.В. Предисловие к «Исправленной хронологии Древних Царств»,— М.: Римис, 2007, с. 3–10
  • Левенсон Т. «Ньютон и фальшивомонетчик. Как величайший учёный стал сыщиком»,— М.: АСТ: CORPUS, 2013, 416 с.

Ссылки