Религия: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
м (Психологический смысл религии)
 
Строка 29: Строка 29:
 
Взамен материального взноса или подвига жрецы могут обещать своему прихожанину временное избавление от земных невзгод (при условии, если мучения прихожанина не обусловлены волей божества, непостижимой для людского ума), и почти наверняка — блаженство в «будущей жизни», то есть — после смерти его физического тела.
 
Взамен материального взноса или подвига жрецы могут обещать своему прихожанину временное избавление от земных невзгод (при условии, если мучения прихожанина не обусловлены волей божества, непостижимой для людского ума), и почти наверняка — блаженство в «будущей жизни», то есть — после смерти его физического тела.
  
Религия является тонким и мощным инструментом манипуляции человеческим поведением, поскольку она рестимулирует ранние детские воспоминания о беспомощности и зависимости об более сильных существ (родителей, взрослых), поведение которых малопредсказуемо и порою необъяснимо, но всегда объявляется верным, вне зависимости от его последствий. В этом смысле религиозное поведение можно классифицировать как «инфантильность».
+
Религия является тонким и мощным традиционным инструментом манипуляции человеческим поведением, поскольку она рестимулирует ранние детские воспоминания о беспомощности и зависимости об более сильных существ (родителей, взрослых), поведение которых малопредсказуемо и порою необъяснимо, но всегда объявляется верным, вне зависимости от его последствий. В этом смысле религиозное поведение можно классифицировать как «инфантильность».
  
 
=== Роль религий в истории общества ===
 
=== Роль религий в истории общества ===

Текущая версия на 21:41, 16 января 2018

Религия — система мифологических иррациональных представлений об устройстве мира, истории человечества и о месте человека в окружающей его природе, управляемая особовыделенной группой распорядителей данной религии, именуемых «пророками», «священниками» или «жрецами», наблюдающих также за исполнением ритуалов. В большинстве религий есть представления о «высших существах» или «высших силах», управляющих Вселенной и судьбой отдельного человека. Всякая религия имеет нравственное, культурное, экономическое и политическое значение

«Религия — организованное поклонение Васшим силам» (князь, профессор и ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, Энциклопедия Брокгауза, 1899)

Происхождение термина

«Вообще так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу». (Георг Новалис, «Цветочная пыльца», 1798)

Слово «религия» темно, и по–видимому, латинское, хотя не имеет в латинском языке прозрачного значения:

  • religamen — «связь», упомянуто в книге Экклезиаста Библии
  • religio — «совестливость», «добросовестность», «благочестие», «благоговение», «святость», «богослужебные обряды»
  • religiosus — «тревожащий», «страшный», «суеверный», «набожный»
  • religo — «связывать», «запрягать», «захватывать»

Из этих значений мы можем догадаться, что слово «религия» обозначала какую–то связь с чем–то иррационально важным для общества — возможно с умершими предками, а может быть — с высшими существами, управляющими природой.

Возможно, что термин означает восстановление духовной целостности, потерянной в результате первоначального «падения» (Первородного Греха, совершённого праотцами или душой человека в далёком прошлом). Восстановление состояния недвойственности и неразорванности сознания человека (санскр. — «нирванны») достигается путём отказа его от своей воли, послушания и покорности волеизъявлению Высших сил, переданному через пророков или служителей данной религии.

Почти однозначно это слово связывалось с нравственностью человека, вопреки очевидным примерам и контрпримерам отсутствия такой связи.

В современном смысле «религиозность» означает строгую подчинённость ритуалам какой–то религии.

Вполне возможно, что этот термин имеет позднее теологическое происхождение и занесено в фантомную древность гуманистами эпохи Возрождения. В русский язык это слово проникло в начале XVIII века.

Психологический смысл религии

«Не могу представить, чтобы тип вроде Усамы бен Ладена мог осознать радость Хануки.» (Джордж Буш, президент США, 10 декабря 2001)

Всякая религия начинает с утверждения о неполноценности человека по сравнению с высшими существами (богами, духами) и с отдельными представителями человеческого рода (пророками, святыми или священниками).

Она также внушает людям чувство неискупимой вины, приобретённой им при или даже до рождения, временно избавиться от которой можно с помощью специально созданных ритуалов, или заплатив специально положенную пеню священнику.

Взамен материального взноса или подвига жрецы могут обещать своему прихожанину временное избавление от земных невзгод (при условии, если мучения прихожанина не обусловлены волей божества, непостижимой для людского ума), и почти наверняка — блаженство в «будущей жизни», то есть — после смерти его физического тела.

Религия является тонким и мощным традиционным инструментом манипуляции человеческим поведением, поскольку она рестимулирует ранние детские воспоминания о беспомощности и зависимости об более сильных существ (родителей, взрослых), поведение которых малопредсказуемо и порою необъяснимо, но всегда объявляется верным, вне зависимости от его последствий. В этом смысле религиозное поведение можно классифицировать как «инфантильность».

Роль религий в истории общества

«Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». (Карл Маркс, «К критике гегелевской философии права», 18811883)

Источники о древнем мире сообщают, что все сколь–нибудь нравственные и общественно–полезные люди были религиозны. Лишь изредка (например, в северных сагах) можно встретить упоминание о неверующем в богов человеке, не подчиняющемся жрецам ни одной из религий, но при этом соблюдающем остальные правила человеческого общежития. В новое время религиозных людей стало значительно меньше, и это противоречие объяснимо не только снижением роли религии в обществе, но, в большей мере, тем, что большинство источников о древности было написано под надзором Церкви, пропагандировавшей обществу свою важность и значимость.

Традиционная история утверждает, что религии являлись организующим, цивилизационным началом жизни человечества, что они были источником морали и знаний, а церкви являлись инструментом для их поддержания. Робкие сомнения в такой роли религий стали появляться только в конце XVIII века, и они распространились благодаря усилиям энциклопедистов, ловко скрывавших свои атеистические (антирелигиозные) взгляды.

Краткий список религий

Религии условно делятся на «мировые» и «немировые» (по характеру своей распространённости на Земле), а также — на «традиционные» и «нетрадиционные» (по времени своего возникновения и проникновения).

К мировым и традиционным религиям относят: христианство, ислам и буддизм. Они разделены на на множество толков и конфессий и опираются на самые общие мифологические положения.

Традиционные религии могут иметь узко-национальное распространение, таковы — вудуизм, индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др. Они тоже разбиты на толки, более узкого распространения.

Огромен список религий новых и «нетрадиционных», сторонниками «традиционных» религий зачастую уничижительно именуемых «сектами». Идейное влияние их велико, но пока не может сравниться с мировыми религиями. Новые религии происходят из 19 века. Древнейшей из них можно считать «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормонов), но некоторые оккультные течения внутри протестантизма возникли ещё в 18 веке. Большинство оккультных религий нового времени (религии «New Age») возникли под прямым или косвенным влиянием «теософии» Елены Петровны Блаватской. Неоязыческие религии пытаются возродить мифические культы дохристианской эпохи.