Индекс запрещённых книг

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
«Индекс» 1564 г.

Индекс запрещённых книг, index librorum prohibitorum — список, реестр, указатель книг, запрещенных католической церковью. Впервые появился в 1559 году по приказу папы Павла IV (15551559) и просуществовал до 1966 года. За это время вышло 32 издания этого списка

«Запрещение книги означает, что без особого на то разрешения её нельзя издавать, читать, хранить, продавать, переводить на другой язык, ни каким–либо другим образом сообщать её содержание другим. ... Любой, читающий запрещённую книгу, совершает серьёзный грех, даже если он прочтёт только один абзац. ... Владелец запрещённой книги, узнав о её запрещении, обязан уничтожить её или отдать тому, кто имеет разрешение читать запрещённые книги, или по крайней мере отдать её на хранение до получения разрешения читать её» канон 1398, «Канонический кодекс», 1917

История «Индекса»

Попытки контроля церковью литературного и научного труда, а также — круга чтения прихожан, предпринимались с незапамятных времён. Написание первого «Индекса» историки приписывают Иоанну Богослову, автору «Апокалипсиса» — он именовался «Богословца от словес» и помещался в «Сборнике Святослава», будто бы 1073 года и перечислял канонические и неканонические богослужебные книги. Якобы в конце V века папа Геласий от имени Римского собора опубликовал декрет, где перечислены патристические сочинения, принимаемые церковью, и приведен список апокрифов и сочинений еретических; об авторах этих сочинений (среди которых встречаются сочинения Тертуллиана, Климента Александрийского, Лактанция, церковная история Евсевия Памфила, сочинения Оригена) и последователях было сказано, что они подвергнуты на вечные времена анафеме и осуждены, но запрещения читать эти сочинения высказано не было.

В средние века якобы подвергались осуждению некоторые отдельные сочинения (книга Иоанна Скотта Эригены «De divisione naturae», сочинения Абеляра, Эккарта).

Констанцский собор 1415 года определил воспретить чтение сочинений Виклифа и Гуса, а сами книги предать огню.

С изобретением книгопечатания и началом Реформации Католическая Церковь устанавливает цензуру и прибегает к запрещению книг. Так, Вормсский эдикт 1521 года запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. Аналогичные распоряжения относительно сочинений известных авторов изданы были в Нидерландах Карлом V, в 152440 годах, а в Англии Генрихом VIII и английскими епископами в 152655 годах.

Первый каталог книг, приближающийся по своему характеру, объему и распорядку к настоящему «Индексу», был издан по повелению Карла V Лувенским богословским факультетом в 1546 году, в 1550 и 1558 годах появились его новые редакции того же факультета. В 1542 году парижская Сорбонна выхлопотала у парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; такие это образовательное учереждение опубликовывало в 1544, 1547, 1551 и 1656 годах.

В Испании генерал–инквизитор Фернандо Вальдес в 1551 году обнародовал Лувенский каталог 1550 года, а в 1554 году издал другой, замечательный тем, что это был первый экспургационный «Индекс», так как им приказывалось некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев для исправления (expurgatio) с последующим возвратом. Впоследствии, в XVII и XVIII веках, испанская инквизиция издала ряд «Индексов» самостоятельно и независимо от римской курии.

В Италии каталоги запрещенных книг издавались местными властями, например в Лукке (1545), в Венеции (1549) и Милане (1554).

Первый «Индекс запрещённых книг», обнародованный под этим названием (index autorum et librorum) от имени папы, появился в Риме в 1559 году и был изготовлен инквизицией по поручению папы Павла IV, Джанпьетро Караффы, бывшего с 1536 года Великим инквизитором. В этот «Индекс» попали труды Ортуина Грация, «Concilium de emendanda ecclesia» кардинала Гаспаро Контарини, «Декамерон» Джовани Боккаччо, «Государь» Никколо Макиавелли, Талмуд и др.

«Индекс» Павла IV был подвергнут пересмотру в особой комиссии при Тридентском соборе, причем многие книги были из «Индекса» исключены. «Тридентский Индекс» (Index Tridentinus) послужил основой для всех последующих папских «Индексов», заключавших в себе все новые добавления: Климента VIII (1596), Александра VII (1664), Бенедикта XIV (1758). В XIX веке Индекс выходил 6 раз, в XX веке — 12 раз. Последнее издание «Индекса» относится к 1948 году, а 14 июня 1966 года он прекратил своё существование. Чтение запрещённых книг по прежнему считается грехом, но за него не грозят особые церковные кары:

«Впредь ни одна книга не появится в Индексе. Индекс останется историческим документом; любой, кто пожелает, может теперь пользоваться им как справочником.» Великий Инквизитор Альфредо Оттавиани, 1966

Составлением и пополнением папского «Индекса» заведовала инквизиция совместно с состоящей при римской курии особой конгрегацией Индекса (соngregatio indicis), учрежденной папой Пием V в 1571 году. Конгрегация имела в своем распоряжении доносчиков (delatores) и консультантов, среди которых должны быть и богословы, и юристы, и лица, сведущие в светских науках. К примеру, в 1882 году эта конгрегация состояла из 36 кардиналов, 39 консультантов и 5 доносчиков. Кроме того, 25 консультантов состояло при инквизиции. В 1917 году при Бенедикте XV (19141922) составление «Индекса» было передано Конгрегации Священной канцелярии, а Конгрегация Индекса была упразднена.

Папский «Индекс» требует, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, не читал ни один католик, не держал её у себя, не перепечатывал под угрозой отлучения от церкви. Впрочем, со времени папы Пия IX (18461878) эта суровая кара грозила лишь тем ослушникам, которые оказывались виновными в чтении книг, написанных в защиту ереси или запрещенных особыми повелениями папы. Католик, у которого находилась книга, внесенная в «Индекс», был обязан доставить её местному епископу или инквизиции — последняя должна такие книги сжигать.

Разрешение читать запрещенные книги в прежние столетия давались папой с величайшим трудом и то только ученым, которые поставили себе задачей опровергать изложенные в них лжеучения, даже высшие сановники церкви, как, например, генерал ордена иезуитов, могли читать внесенные в «Индекс» книги лишь с особого разрешения папы. Сохранились письменные доносы в инквизицию на самих пап, читающих запрещённые «Индексом» книги. В конце XIX века право дозволения чтения запрещённых книг священникам было передано местным епископам. Миряне, желающие добиться того же права, должны были обращаться за разрешением к папскому престолу. Запрещенные книги эти лица обязаны держать под замком. Впрочем, практическое значение «Индекс» имел лишь в тех странах, где была инквизиция. Во Франции запрещения книг, исходившие от инквизиции и от конгрегации Индекса, не признавались обязательными.

«Индекс» в православных государствах

Поскольку в православных государствах (Греции, России) отсутствовала независимая духовная власть, и инквизиции, как таковой, не было (в России она существовала короткое время в начале XVIII века), то не было и централизованной деятельности по книжной цензуре — преследование инакомыслия имело характер обычного для православных стран внесудебного произвола.

Тем не менее — в среде историков принято относить к разряду «Индексов» разные списки тёмного происхождения, перечисляющие канонические и неканонические религиозные книги, порицающие книги еретические, гадательные и научные (которые в силу такого запрета назывались «Отреченными»). Никаких конкретных и неотвратимых наказаний за чтение и хранение «Отреченных книг» не предусматривалось.

Первым из таких псевдоиндексов считают переведённое с греческого языка стихотворение, приписываемое то Иоанну Богослову, то Григорию Богослову, и помещённое в «Сборнике Святослава», по внутреннему содержанию датируемый будто бы 1073 годом, но впервые обнаруженный в 1817 году. Особенно подробен список в Погодинской Кормчей, якобы XIV века, но называемой так по имени своего первооткрывателя историка М.П. Погодина (18001875). Первый печатный псевдоиндекс вошёл в Кириллову книгу (1644).

Содержание «Индекса»

Индекс изложен в алфавитном порядке и разделен на три класса:

  • к первому отнесены авторы, все сочинения которых, как уже написанные, так и ожидаемые, запрещены, хотя бы в их произведениях совсем не говорилось о религии;
  • ко второму классу отнесены авторы, у которых запрещены лишь некоторые сочинения;
  • третьему классу — вредные лжеучения анонимных авторов.

Некоторые книги в этом «Индексе» запрещены не безусловно, а с оговоркой: donec corrigatur (пока не будет исправлено) или другой какой-либо в этом роде; это значит, что употребление этих книг дозволено под условием, чтобы известные места в них были в существующих экземплярах изглажены (expurgatio) или поправлены пером, а в новых изданиях — опущены или изменены. Таким образом была осуждена книга Коперника «Об обращениях небесных сфер».

Другие книги объявлены проклятыми навеки (opus praedamnatum). К таким книгам был отнесён «Римский католицизм в России» Д.А. Толстого (18231889), российского обер–прокурора Священного Синода и министра просвещения.

«Индекс» Павла IV насчитывает 61–го типографа, абсолютно все издания которых запрещены ввиду того, что «типографы эти доселе занимались печатанием еретических книг».

С XIX века Католическая Церковь приняла два вида запрещения книг: «в целом» и «в частности». В частности — запрещались отдельные книги католических авторов, а в целом — целые направления мысли, например,— «против религии». Поэтому в «Индексах» нет имён Ч. Дарвина, К. Маркса, книг пропагандирующих коммунизм и социализм, книг советских авторов, порнографических книг, некатолических текстов Св. Писания — запрещение их было само собою разумеющимся, поскольку они противоречат католическим церковным догматам.

В последнем издании «Индекса» 1948 года указано около 4 тысяч произведений.

Влияние «Индекса» на европейскую культуру

«Индекс запрещённых книг» и инквизиция возникают в XVI веке, как попытка потерявшего нравственный авторитет папства удержать контроль в западно–европейской духовной и политической жизни. Результаты этих усилий носят название «Контрреформации» или «Католической реакции» — они позволили продлить существование средневековых порядков в интеллектуальной жизни Европы до начала ХХ века.

Бескомпромиссная борьба мракобесия с просвещением привела к специфическому искажению этических норм науки и искусства, что отразилось и на традиционной версии мировой истории и глобальной хронологии.

Преследование церковниками отдельных авторов, целых издательств и их читателей дало дополнительный стимул (помимо чисто экономического, описанного Н.А. Морозовым в его книге «Христос») к сокрытию авторами своего имени, к приписыванию своих новых идей давно забытым полумифическим персонам, к изданию книг с фальшивыми выходными данными, а так же к поощрению этих трюков сочувствующими читателями и коллекционерами книг.

По всей видимости, именно этот процесс привёл к созданию многочисленных античных фантомов: учёных, писателей и художников. Вынужденные и невинные средства защиты просветителей XVI–XVII века запутали позднейших историков, породили хронологические сдвиги в традиционной хронологии всемирной истории.

Издания Индекса

Пострадавшие от «Индекса» авторы

Новости

  • 11 июля 2012 года Государственная Дума России одновременно во втором и третьем чтениях единогласно приняла законопроект о создании единого реестра запрещённых в России сайтов, который будет создан 1 ноября того же года. Проект этого документа был внесён в Думу 6 июля 2012 года. Неугодные анонимным цензорам материалы должны удаляться в течении суток по решению Роскомнадзора без ведома и санкции суда. Явной целью закона является борьба с распространением оппозиционных политических материалов, разоблачающих коррумпированность органов власти, но формально он прикрывается заботой о детях и борьбой с терроризмом (Lenta.ru)

См. также

Литература