Симбирск

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Лубочное изображение Синбирска, XVIII в.

Симби́рск (изначально Синбирск) — город в междуречьи Волги и Свияги, положение — 54o19' северной широты, 48o20' восточной долготы, высота над уровнем моря 129 м. В 1924 г. переименован в Ульяновск. Основное население составляют русские, чуваши, татары и другие народности Поволжья

«Вы живёте в древнем отечестве болгаров, народа довольно образованного и торгового, порабощённого татарами. Близ Симбирска, в летние месяцы, ночевал иногда и славный Батый, завоеватель России.» (из письма Н.М. Карамзина брату, 1808)

История

Печать города 1672 г.

Согласно легенде, подкреплённой некоторыми документальными свидетельствами, поселение (крепость) было основано в 1648 г. московским оружейничим, боярином и воеводой Богданом (Иовом) Матвеевичем Хитрово, который по приказу московского царя Алексея Михайловича Романова строил в этом месте засечную черту. Эта легенда опровергается свидетельством Олеария, который в записках 1636 года сообщает о том, что город на Симбирской горе существовал во времена Тамерлана, и по мнению традиционных историков был им разрушен в 1396 г.. Более того, на карте Поволжья, сделанной итальянскими купцами Пицигани, якобы в 1367 г., между Самаром и Болгаром, на месте современного Ульяновска обозначен город «Казар де санкога» (что можно перевести как «город священной горы»). Арабские купцы задолго до экспедиции Б.М. Хитрово называли этот город Симбиром.

Герб Симбирска 1780 г.

После победы Москвы над армией маркиза Пугачёва, в 1780 году, Симбирск становится центром одноимённого наместничества, и тогда же утверждён герб города «На синем поле на белом столбе золотая корона», каковым был герб Симбирска до этого — достоверно неизвестно, но есть гипотеза, что он изображен на печати 1672 г., где можно разглядеть льва с короной и мечом в лапе.

С 1796 года Симбирск становится губернским центром. Симбирская епархия учреждена в 1832 г., будучи выделеной из Казанской епархии.

В 1817 году князь Михаил Петрович Баратаев (17841856), наместный мастер российского отделения «Соединённых друзей» Петербурга, член Капитула «Феникс», мастер московской ложи «Александра к тройственному спасению», член «Ревностного Литвина» и др., в 1818 году открыл в Симбирске ложу «Ключ к Добродетели», где стал Великим Мастером. Но масоны появляются в Симбирске на полтора поколения ранее: в 1784 году в Симбирске И.П. Тургеневым была открыта ложа «Златого Венца», в ней до 1790 года состоял тогда ещё писатель Н.М. Карамзин. Помещик Василий Афанасьевич Киндяков, член «Золотого Венца», — один из 6 симбирских подписчиков на «Древнюю российскую вивлиофику» Н.И. Новикова в 8090-х годах 18 века выстроил в Винновской роще Симбирска масонский храм «Киндяковскую беседку» высотой 16 метров, увенчанное деревянной скульптурой Иоаннна Крестителя. Эта беседка простояла до начала ХХ века, когда была разрушена местными жителями. В честь помещиков Киндяковых один из районов города называется Киндя́ковкой, потомки Василия Афанасьевича послужили прототипами персонажей «Героя нашего времени» Лермонтова (княжна Мэри и княгиня Лиговская) и гончаровского «Обрыва».

По инициативе симбирских дворян—вольнодумцев в 1833 году было решено ходатайствовать перед правительством об увековечении имени своего земляка, второго (после Г.Ф. Миллера) российского историографа Н.М. Карамзина. Первоначальные проекты предполагали строительство публичной библиотеки или учебного заведения с именем Карамзина, с установлением бюста последнего перед входом. Но проект таковых заведений не был утверждён монаршьей милостью, и вместо этого 23 августа 1845 г. в Симбирске был установлен памятник Н.М. Карамзину. Место памятнику указал сам император Николай I, побывавший в Симбирске 22 августа 1836 г. Он же назначил исполнителем проекта профессора Академии художеств, ученика скульптора И.П. Мартоса, эстонского шведа Самуила Ивановича Гальберга, который в 1833 г. вместе с архитектором К.А. Тоном был автором памятника Державину в Казани. В 1839 г. Гальберг умер, и памятник дорабатывали выпускники Академии художеств А.А. Иванов, П.А. Ставассер, Н.А. Рамазанов и К.М. Климченко. Деньги на памятник собирали по общеимперской подписке. Николай I и его семья лично от себя не пожертвовали ничего.

Поэт Н.М. Языков писал Н.В. Гоголю в Рим в 1844 г.:

«Памятник, воздвигаемый в Симбирске Карамзину, уже привезен на место. Народ смотрит на статую Клио и толкует, кто это: дочь ли Карамзина или жена его? Несчасный вовсе не понимает, что это богиня истории! Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого человека воздвигают вековечную бессмыслицу».

В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах, а зачастую и вовсе без оных. Появление на памятнике необычно одетых, а то и обнажённых фигур недоуменно воспринималось не только простым людом, но порою и людьми грамотными. Не понятый многими, памятник в симбирском народе был прозван «чугунной бабой».

Описание памятника Карамзину

Симбирский памятник Карамзину

С.И. Гальберг предложил императору два проекта:

  • «Прилично и согласно с требованиями изящного было бы и ставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правою возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».
  • «Другой проект представляет статую самого Автора: Карамзин стоит, оперши скрижали своей Истории на колонну — эмблему несокрушимости. …»

Подпись на памятнике должна была гласить:

«Н.М. Карамзину, словесности и истории великие услуги оказавшему».

Но по указанию Николая I было начертано:

«Н.М. Карамзину, историку Российского государства повелением императора Николая I–го 1844 годъ»

На пьедестале установленного памятника изображена муза истории Клио. Бюст самого Карамзина располагается в лицевой нише пьедестала. На боковых поверхностях пьедестала размещены горельефы из бронзы:

  • левый (северный) - Карамзин за чтением отрывка из своей «Истории» императору Александру I во время пребывания его в Твери в 1811 г.
  • правый (южный) - в аллегорической форме изображает Н.М. Карамзина на смертном одре в окружении семейства в момент, когда познакомился с рескриптом Николая I о пожаловании щедрого пансиона.

Знаменитые симбиряне

Помимо Н.М. Карамзина в городе временно или постоянно проживали многие российские знаменитости:

  • И.А. Гончаров (18121891) — писатель, литературный критик, журналист и путешественник, член–корр. Петербургской АН (1860)
  • Д.В. Григорович (18221899) — писатель, член–корр. Петербургской АН (1888)
  • А.Ф. Керенский (18811970) — адвокат, политический и государственный деятель, писатель и историк, член масонского Верховного Совета России
  • архиепископ Лука (В.Ф. Войно–Ясенецкий, 18771961) — деятель РПЦ, врач–хирург, профессор, работал в городе во время Великой Отечественной войны
  • А.А. Любищев (18901972) — биолог, философ, профессор УлГПУ
  • М.Л. Магницкий (17781855) — реакционный государственный деятель, был Симбирским гражданским губернатором, затем с 1819 —попечителем Казанского учебного округа, где проворовался и в 1826 отправлен в отставку с секвестром нажитого имущества
  • А.С. Пушкин (17991837) — поэт, писатель, журналист и историк
  • В.В. Розанов (18561919) — философ, писатель и журналист
  • А.Д. Сахаров (19211989) — физик, впоследствии академик АН СССР, работал в городе во время Великой Отечественной войны
  • Н.А. Умов (1846, Симбирск — 1915) — физик и философ, профессор МГУ, президент Московского общества испытателей природы с 1897
  • В.И. Ульянов (Ленин, Ильич, 1870, Симбирск — 1924) — политический деятель, философ — диалектический материалист, первый руководитель социалистической России. В его честь в 1924 году город был переименован в Ульяновск.
  • Н.М. Языков (18031846) — поэт

Исторические свидетельства

Симбирск конца 19 в.
  • В юбилейной книге Суперанского ([2]), написанной к 250–летию Симбирска, сообщено:
«Г. Симбирскъ лежитъ подъ 54° 18' 51 сев. широты и под 66° 3' 56 вост. долготы и расположенъ по обе стороны р. Волги, въ среднемъ ея теченiи. Лучшая и значительная часть города теперь находится на правой, нагорной стороне Волги, на широкомъ перевале между рр. Волгой и Свiягой. Берегъ Волги здесь возвышается на 67 саж. и образуетъ, так называемую, Симбирскую гору. У подошвы этой горы идетъ вдоль р. Волги узкая отлогая полоса, на которой расположена подгорная часть города, сады, покрывающiе отлогости горы, придаютъ летомъ весьма оживленный видъ этой части города и отделяютъ ее отъ главныхъ городскихъ построекъ, находящихся но горе. Симбирская гора отлого спускается къ р. Свiяге и на этой отлогости построенъ городъ. От венца Симбирской горы до р. Волги, по крутымъ спускамъ — полверсты, а до Свiяги — более двухъ верстъ». (стр. 3)
  • Известно, что Адам Олеарий в августе 1636 году проезжал мимо города Симбирская гора, разрушенного якобы Тамерланом; упоминает он и Ундоры. По его описанию, всё это были очень «весёлые» места:
«21 того же месяца мы оставили по правую сторону от нас два весёлых места, на которых будто бы раньше находились города; наиболее дальний из них называется Симбирская гора. Говорят их разрушил Тамерлан». ([5, стр. 328])
«После этого мы пришли к зелёному весёлому месту, где в давние времена стоял татарский город, по имени Унеровская гора (Ундоры). Здесь, говорят, похоронен знатный татарин, которого они считают святым, и к его могиле ещё часто отправляются помолиться живущие вокруг татары. До этого места от Тетюш считается 66 верст». ([5, стр. 327])
«1730 год
… Фамилия князей Голицыных, родственников и свойственников князей Долгоруких, тоже пострадала от падения последних. Сначала никого из них никуда не сослали, но их удалили от двора и от дел, и дали в управление области около Казани и в Сибири …» (стр. 30)
  • Иван Александрович Гончаров, автор романов о жизни симбирян «Обломов» и «Обрыв», родился в семье купца в городе Симбирске, здесь провёл детство и юность. Затем переехал в Москву, чтобы учиться там в университете. Навещал Симбирск уже известным писателем. В повести «На родине» так описывает встретившую его атмосферу:
«И по приезде домой, по окончании университетского курса, меня обдало той же «обломовщиной», какую я наблюдал в детстве. Самая наружность родного города не представляла ничего другого, кроме картины сна и застоя. Те же, большею частью деревянные, посеревшие от времени дома и домишки, с мезонинами, с садиками, иногда с колоннами, окружённые канавками, густо заросшими полынью и крапивой, бесконечные заборы; те же деревянные тротуары, с недостающими досками, та же пустота и безмолвие на улицах, покрытых густыми узорами пыли. Вся улица слышит, когда за версту едет телега или стучит сапогами по мосткам прохожий.
Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам или попадающиеся на улице лица».

Этимология названий города

Венец, Симбирская гора

Богдан Хитрово назвал город Синбирском, пока в 1780 г. город не получил наименование Симбирска; с 1924 года город официально называется Ульяновском в честь Ульянова; последняя же фамилия, в свою очередь происходит от имени Ульян–Юлиан, произошедшего от греческого Гелиос — Божественный, Солнечный.

Не испорченные суевериями маленькие дети Симбирска, легко переводят название родного города, как «Сибирск». Однако же, люди более учёные в книгах по истории края ([3, стр. 72]; [4, стр. 21]) высказывают более замысловатые гипотезы о происхождении имени города: то от имени мифического болгарского князя Синбира, или же от чувашского словосочетания «Син бирен» — белая гора, а то и от тюрского «Сын бер» — одинокая гробница. Эти якобы—научные версии не имеют исторического обоснования, поскольку никаких гробниц или белых гор в окрестностях города никогда не находилось.

Выскажем своё мнение об этимологии имени этого города. В окрестностях Симбирска искони живут чуваши, которых так же именовали «суварами» или «сабирами». Таковое разночтение объясняется звуковыми переходами С в Ч, и наоборот (аналогично переходу имени Чезаре в Сезар) и переходами Р в Ш (аналогично переходу имени Мария в имя Маша). По–славянски же, слово сябёр означает «сосед, товарищ».

М. Фасмер в ([5]) пишет, что чувашей называли так же и «Суязями», от какового названия, возможно, и происходит имя реки Свияги, текущей по чувашской земле, сам Фасмер считает её имя происходящим из «вить». Таким образом, мы предполагаем, что Симбирск это искажение названия Сабиру, Сибирь, тем более, что по историческим свидетельствам, в древние времена суварский (чувашскаий) народ имел свой центральный город Сувар ([4, стр. 21]). Тем самым, мы сближаем название Симбирска и Сибири. Косвенное свидетельство правильности такой версии мы можем увидеть в мемуарах генерала Манштейна ([7]) (см. выше).

Реконструкция истории Симбирска

Заметим, что Сибирь, как и Казань, были подчинены Московскому царю в 16 веке и, как следует из новохронологической реконструкции А.Т. Фоменко, власть Романовых распространилась на территорию современной Сибири только в конце 18 века после поражения армий Пугачёва. До этого же времени там располагались самостоятельные государства: Иркутское царство и Великая Татария, а завоёванная Московская Татария, судя по картам начала 18 века, простиралась не многим далее Енисея. Со временем географическое понятие Сибири продвигалось всё далее на восток Евроазиатского континента, по существу означая крайне—восточные пределы владений Московского царя. Видимо, изначально, в 16—17 веках, Сибирь располагалась на Волге и имела столицей город Симбирск, Сувар. Официальная дата «основания» Симбирска (Синбирска), по—видимому означает подчинение Симбирска и его окрестностей власти московских царей.

Литература

  1. «Энциклопедия Города России»,— М.: БРЭ, 1998, 552 c.
  2. Суперанскiй М.Θ. «Симбирскъ и его прошлое (16481898 гг.). Историческiй очеркъ»,— Симбирскъ: Изданiе Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссiи, 1899
  3. Барашков В.Ф. «По следам географических названий Ульяновской области»,— Ульяновск, 1994
  4. Дмитриев В.Д. «Чувашские исторические предания»,— Чебоксары, 1993
  5. Олеарий А. «Описание путешествия в Московию»,— Смоленск: Русич, 2003
  6. Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»,— СПб, 1996
  7. Манштейн Х.Г., фон «Записки о России»,— М., 1998
  8. «Россия или Рассия?», Вестник, № 21 (855), 7 июня 2007
  9. Шабалкин А.Ю. «Вклад Пугачева в литературу России»

См. также

Ссылки