Просмотр кода страницы Летопись
Материал из ChronoWiki
← Летопись
Перейти к навигацииПерейти к поискуУ вас нет прав на выполнение действия «редактирование этой страницы» по следующей причине:
Вы можете просмотреть и скопировать исходный код этой страницы.
x
[[Изображение:letopisec_Moisej.jpg|thumb|400px|Летописец ''Моисей'': «Стоит Русь, не шолохнется! И века простоит!»]]
'''Летопись''' — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами». Летописный жанр был популярен в XVI–XVIII веках и предшествовал историческому роману
:''«Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.»'' [[Татищев, Василий Никитич|В.Н. Татищев]] «История Российская, т. I»
=== Летописи в [[Традиционная хронология|ТХ]] ===
:''«Самые ранние анналы всех наших современных наций не менее баснословны; эти дивные и невероятные вещи следует сообщать, но лишь как доказательства людского легковерия, они входят в [[История|историю]] мнений.»'' ([[Вольтер]] «Энциклопедия ''Дидро'' и ''Д'Аламбера''»)
Наиболее древними летописями считаются римские ''анналы'', якобы составлявшиеся в [[Античность|античные]] времена. Первым анналистом считается ''Фабий Пиктор'', чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у [[Древний Китай|китайцев]]. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.
Настоящая популярность хроник и анналов началась в XVI веке, когда было написано и издано большое их число. [[Традиционная хронология|Традиционные историки]] считают, что российское летописание началось в XI веке и продолжалось до XVIII века. В России летописями заинтересовались только в середине XVIII века, с подачи [[Байер, Готлиб Зигфрид|''Байера'']] и [[Миллер, Герард Фридрих|''Миллера'']] — российских академиков немецкого происхождения. Но первым источниковедом (а также и последним российским летописцем) считают [[Татищев, Василий Никитич|''В.Н. Татищева'']] ([[1686]]–[[1750]]), который первым обратил внимание на разночтения и противоречия в русских летописях и написал фундаментальный труд по «Истории Российской», отредактированной и опубликованной ''Г.Ф. Миллером'' после смерти автора. Тем не менее, и позднее российские историки составляли новые своды — таковым является «Нестор», написанный первым российским текстологом [[Шлецер, Август Людовик|''Августом Шлецером'']] в [[1802]]–[[1809]] годах в результате «восстановления» Начальной летописи (списков [[Повесть временных лет|«Повести временных лет»]]<nowiki></nowiki>). В Западной Европе в это время процесс написания хроник в основном уже закончился, но активно продолжалась публикация прежде «потерянных» сочинений.
Для того, чтобы объяснить подозрительное отсутствие среди летописей по–настоящему древних сочинений, историки придумали версию о том, что они дошли до современного нам времени в виде позднейших ''«списков»'' (то есть, — копий утраченных книг), ''«сводов»'' (трудов, объединяющих разные летописи) и ''«изводов–редакций»'' (творческой переработки летописей). Различные рукописные варианты (списки) летописи искусственно групируются в ''«традиции»'', ранее называемые ''«фамилиями»'', в основном по географическому признаку. Так, в русском летописании историки выделяют три «традиции»: юго–западную, новгородскую и северо–восточную.
По самодельным книгам Нового Времени историки пытаются восстановить первоначальное содержание древнего текста, и именно этот гипотетический прототип они называют «летописью», как таковой, не обсуждая сам факт отсутствия подобных прототипов.
По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.
При анализе летописей, [[История|историки]] [[Традиционная хронология|традиционной школы]] опираются на два ошибочных неявно принимаемых положения:
* летописи или их прототипы представляют из себя некие подобия дневниковых записей, непрерывно пополняемые в течении множества веков какими–то династиями праздных и грамотных людей, обыкновенно, — монахов какого–то забытого монастыря (такое мнение опровергается многочисленными «пустыми летами» в сочинениях такого рода, что несомненно доказывает заполнение годов летописей по прошествии многого времени);
* при написании летописей их коллективные авторы не руководствовались соображениями сиюминутной практической пользы от распространения своего сочинения, предназначая его далёким потомкам–историкам с целью достоверной передачи событий прошлого (наивность этой версии историографического процесса говорит сама за себя).
=== Примеры летописей и хроник ===
Сведения о некоторых хрониках заимствованы из книг [[Боден, Жан|''Ж. Бодена'']] и [[Орбини, Мауро|''М. Орбини'']]. Многие из них потеряны и забыты, другие — искажены в Новейшее время.
<table border="1" cellpadding="2">
<tr><th colspan=3>БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕТОПИСИ</th></tr>
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''Книги Царств [[Библия|Библии]]''</td><td align=center>Неизвестен</td><td>в религиозном ключе излагают историю Европы XV–XVI веков</td></tr>
<tr><td>''Книги Паралипоменон Библии''</td><td align=center>Неизвестен</td><td>являются другой версией (списком) ''Книг Царств''</td></tr>
<tr><td>[[«Иудейские древности»|''Иудейские древности'']]</td><td align=center>[[Флавий, Иосиф|''Иосиф Флавий'']]</td><td>светская версия ''Книг Царств Библии''</td></tr>
<tr><th colspan=3>ЗАПАДНЫЕ ХРОНИКИ</th></tr>
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''Всеобщая история''</td><td align=center>''Бероз Халдей''</td><td>утрачена</td></tr>
<tr><td>''Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолжениях''</td><td align=center>''Диодор Сицилийский''</td><td>Сохранилась частично, книги 1–5 и 11–20 дошли до нашего времени полностью, а книги 9 и 10 — частично. О содержании остальных книг известно по цитатам византийских авторов, приводивших в своих трудах фрагменты из книг Диодора.<br>
В середине XVI в. сохранившиеся книги были напечатаны в Швейцарии по-гречески. В конце 18 в. все сохранившиеся сочинения ''Диодора Сицилийского'' были переведены на русский язык, и опубликованы в [[1774]]—[[1775|75]] тиражом в 300 экземпляров, из которых 237 продать не удалось, и в [[1808]] году они были проданы на вес. С этих пор публиковались лишь отдельные книги и главы. В конце ХХ в. книги снова были переведены на русский язык, но пока не опубликованы.
</td></tr>
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 300–го от РХ''</td><td align=center>[[Евсевий Кесарийский|''Евсевий'']]</td><td>«восстановлена» [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И. Скалигером'']]</td></tr>
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 320–го от РХ''</td><td align=center>''Юлий Африканский''</td><td>«восстановлена» [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И. Скалигером'']]</td></tr>
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 550–го от РХ''</td><td align=center>[[Беда Достопочтенный|''Беда Англ'']]</td><td></td></tr>
<tr><td>''О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХ''</td><td align=center>''Адо Вьенский''</td><td>другой список хроники ''Беды Англа''</td></tr>
<tr><td>''Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХ''</td><td align=center>''Донато Боссо Миланский''</td><td></td></tr>
<tr><td>''Хроника от Сотворения до 1500 г. от РХ''</td><td align=center>''Иоганн Науклер Тюбингенский''</td><td></td></tr>
<tr><td>''Последовательность мирового времени до его собственного времени''</td><td align=center>[[Лютер, Мартин|''Мартин Лютер Саксонский'']]</td><td>в наше время не упоминается</td></tr>
<tr><td>''Хроника из 3–х книг''</td><td align=center>[[Меланхтон, Филипп|''Филипп Меланхтон'']]</td><td>в наше время не упоминается</td></tr>
<tr><td>''Хроника в трёх книгах от Сотворения до 1530–го года от РХ, с добавлением до 1555 г.''</td><td align=center>''Иоганн Карион Любекский''</td><td></td></tr>
<tr><td>''Анналы''</td><td align=center>[[Тацит|''Корнелий Тацит'']]</td><td>из 16 книг сохранилось меньше половины, истинный автор — [[Гуманизм|гуманист]] [[Браччолини, Поджо|''Поджо Браччолини'']]</td></tr>
<tr><td>''Фасты, консулы и римские цензоры''</td><td align=center>''Карл Сигоний'' ([[1520]]–[[1584]])</td><td>восстановленная история римских магистратур</td></tr>
<tr><td>''Римские фасты и триумфы правителей Рима вплоть до Карла V''</td><td align=center>''Онуфрий Панвинио'' ([[1529]]–[[1569]])</td><td>опубликована в Венеции в [[1557]]</td></tr>
<tr><td>''Краткая история Рима от убийства Гордиана вплоть до Юстина III''</td><td align=center>''Помпоний Лэто'' ([[1425]]–[[1497]])</td><td>в настоящее время император Юстин III считается несуществующим, труды Помпония опубликованы в [[1521]] году</td></tr>
<tr><td>''Римская история от 1204 до 1359 по РХ''</td><td align=center>''Никифор Григора'' (якобы [[1295]]–[[1360]])</td><td>впервые опубликовано в [[1702]] году в Париже</td></tr>
<tr><td>''Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования''</td><td align=center>''Цезарь Бароний'' ([[1538]]–[[1607]])</td><td>обнимают 12 веков мира от РХ, опубликовано в 12 томах в [[1588]] году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в [[1719]] в Москве</td></tr>
<tr><th colspan=3>ВИЗАНТИЙСКИЕ (ГРЕЧЕСКИЕ) ЛЕТОПИСИ</th></tr>
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''«Паросская хроника»'' или «Арондельские мраморы» (''Arundel Marbles'', ''Marmora Arundeliana'')</td><td align=center>Насечена на мраморе неизвестным частным лицом. По мнению [[Традиционная хронология|историков]], сведения почерпаны из сочинений ученика [[Аристотель|''Аристотеля'']], ''Фания Эрезского'' или из сочинений ''Тимея'', ''Главка Регийского'', ''Аристоксена'', ''Феофраста'', ''Деметрия Фалерского''</td><td>Хроника представляет собой прямоугольную мраморную плиту, с испорченным правым краем; сохранилось ''93'' неполных строки. Повествует о ''1319'' годах древнегреческой истории от царствования Кекропса (''1582'' г. до р.Х.) до архонтства Диогнета Афинского (''264'' г. до р.Х.), но сохранившаяся часть доходит только до ''355'' г. до р.Х. В ней не упомянуты важные [[История|исторические]] события и лица — возвращение ''Гераклидов'', ''Ликург'', Мессенские войны, ''Дракон'', ''Солон'', ''Клисфен'', ''Перикл'', Пелопоннесская война, ''30'' тиранов, а упомянуты мифические сведения о потопе ''Девкалиона'', о прибытии ''Даная'' и данаид в [[Древняя Греция|Грецию]], об изобретении хлеба ''Деметрой'' и ''Триптолемом'' с точным указанием их [[Хронология|хронологии]]. Сообщает об агонах, праздниках, о поэтах (''Пиндаре'', ''Аристофане'' и др.). Время определяет не по олимпиадам, а по царям и архонтам. <br> Плита найдена на о. Паросе в начале ''XVII'' в., куплена в Смирне в [[1627]] для коллекции антиквария лорда ''Томаса Говарда'', 21–го графа Аронделя, и перевезена в Англию. Была повреждена во время Кромвелевских войн, но антиквар ''Джон Селден'' успел сделать копию. В [[1667]] внук того лорда, ''Генри Говард'', 6–й герцог Норфолкский подарил плиту (или её копию) Оксфордскому университету. Впервые издана группой антиквариев в Оксфорде в [[1667]], научное издание предпринято немецким филологом ''Августом Бёком'' в «Corpus inscriptionum graecarum» ([[1824]]—[[1859|59]], в 3–х т. во II–м томе, № 2374, стр. 293)</td></tr>
<tr><td>''«Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»''</td><td align=center>''Феофан'', византийский святой, якобы VIII–IX вв.</td><td>Повествует о 277–813 годах от Р.Х. Употребляет также эру «от Сотворения Мира», отстоящего, по его мнению, от Рождества Христова на ''5500'' лет. Указываемая им хронология почти всегда отличается от [[Традиционная хронология|традиционной]] на десяток–другой лет, поэтому ''Феофан'' считается ''«плохим историком, не лишённым некоторого значения»''. Впервые опубликован немецким филологом–эллинистом ''И. Классеном'' в «Corpus scriptorum historiae Byzantinae» (Бонн, [[1839]]–[[1841]]), затем — в «Patrologiae cursus completus. Series graeca» ([[1857]]–[[1866]]) французского аббата [[Минь, Жак-Поль|''Ж.–П. Миня'']]. Переведена на русский язык профессором ''В.И. Оболенским'' в [[1846]] году, издана в московской университетской типографии в [[1884]] году.</td></tr>
<tr><th colspan=3>РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ</th></tr>
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''Симеоновская летопись''</td><td align=center>''Дмитрий Лапшин'', якобы XVI в.</td><td>Повествует о 1177–[[1493]] годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции ''Феофана Прокоповича'' (XVIII век)</td></tr>
<tr><td>''Вологодско–Пермская летопись''</td><td align=center>неизвестен</td><td>Происхождение неизвестно, якобы XVI в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в [[1552]] г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в [[1959]] г. (т. 26)</td></tr>
<tr><td>''Иоасафовская летопись''</td><td align=center>''митрополит Даниил'', якобы начала XVI в.</td><td>Описывает 1437–[[1525]] годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок</td></tr>
<tr><td>''Воскресенская летопись''</td><td align=center>неизвестен</td><td>Повествование от ПВЛ до 1347 г., написана якобы между 19 марта [[1542]] г. и 8 октября [[1544]] г. Подарена в Воскресенский монастырь патриархом ''Никоном'' в [[1658]]. Хранилась в [[Российская Академия Наук|Академии наук]] и была издана академиком ''Котельниковым Семёном Кирилловичем'' в [[1793]]–[[1794]]. Имеет 10 списков неизвестного происхождения.</td></tr>
<tr><td>''Никоновская летопись''</td><td align=center>якобы ''Адашев'' в XVI в.</td><td>Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника ''К.М. Оболенского''. Книга — дар кн. ''Оболенского'' в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» ([[1657]] г. н.э.) На 874 л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени ''Никона'', владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха [[1661]] г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням, передатировано ''Н.П. Лихачёвым'' третьей четвертью XVI в.</td></tr>
<tr><td>''[[Лицевой Летописный Свод]]''</td><td align=center>будто бы под наблюдением [[Иван Грозный|''Ивана Грозного'']]</td><td>Состоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв.</td></tr>
<tr><td>Лаврентьевский список, он же <br> Суздальский или Мусин–Пушкинский</td><td align=center>подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского»</td><td>Имеет заголовок ''«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»'' — пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г. н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом ''А.И. Мусин–Пушкиным'' (умер в [[1817]]) императору ''Александру I'', который передал его в Публичную библиотеку. По архивным документам, найденным в XX в. ''Г.Н. Моисеевой'' и опубликованным ''Г.М. Прохоровым'', рукопись ранее хранилась в Рождественском монастыре Владимира, а после находилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде и поступила в собрание ''А.И. Мусина-Пушкина'' в [[1791]] году.</td></tr>
<tr><td>''Краткая сибирская (кунгурская) летопись''</td><td align=center>''Семён Ульянович Ремезов'' с сыновьями ''Леонтием'', ''Семёном'' и ''Иваном''</td><td>Летопись начинается данными о ''[[Ермак]]е'' с [[1577]] года и продолжается до [[1649]] года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом [[Миллер, Герард Фридрих|''Г.Ф. Миллером'']] ([[1705]]–[[1783]]) в Тобольске, начиная с ''Н.М. Карамзина'' ([[1766]]–[[1826]]) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать ''Д.И. Иловайский'' ([[1832]]–[[1920]]). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в [[1880]] г. </td></tr>
<tr><td>''(Черепановская) Сибирская летопись''</td><td align=center>будто бы, тобольский ямщик ''Илья Черепанов''</td><td>''Н.М. Карамзин'' называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции [[1768]]–[[1773|73]] гг. ''Иоганн Петер Фальк'' ([[1727]]–[[1774]]) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период [[1578]]–[[1760]] гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» [[Миллер, Герард Фридрих|''Г.Ф. Миллера'']] и «Краткой сибирской летописи» ''С.У. Ремезова''</td></tr>
<tr><td>''Новгородская Первая летопись'', <br>якобы XIII–XIV веков</td><td align=center>по мнению [[Татищев, Василий Никитич|''Татищева'']] и [[Шлёцер, Август Людвиг|''Шлёцера'']] написана около [[1230]] попом ''Иваном''</td><td>Имеет ''Синодальный'' список, единственно относимый к «старшему изводу», а также — ''Комиссионный'', ''Академический'', ''Толстовский'', ''Воронцовский'', ''Уваровский'', ''Румянцевский'', ''Троицкий'' и ''Берлинский'' списки, относимые к «младшему изводу». Повествование ведётся от 986 (6494) года до [[1444]] года. ''Синодальный'' список — пергаменный, впервые издан в [[1781]] г., происхождение его неизвестно. Остальные списки — бумажные. ''Комиссионный'' по водяным знакам датируется [[1441]]–[[1451]] гг., по записи принадлежал в XVIII в. арзамасскому священнику ''Василию Ильину''. ''Академический'' был приобретён ''Татищевым'' у неизвестных раскольников в [[1736]] г., по водяному знаку датируется [[1450]] г., опубликован в [[1786]] г. академиком ''С.Я. Румовским''. ''Толстовский'' считается копией ''Академического'', сделанной по записи в [[1755]] г. ''Воронцовский'', ''Уваровский'' и ''Румянцевский'' списки считается переработками отпечатаного ''Академического'' списка, изготовленными в начале XIX в. ''Троицкий'' по филиграни датируется [[1563]] г. и заканчивается на 1015 (6523) г., с которого начинается ''Синодальный'' список, стал известен в XIX в., а происхождение его неизвестно. ''Берлинский'' список был обнаружен в XX веке, и будто был изготовлен для ''Татищева'' в [[1738]] г. в деревне Болдино Владимирского уезда, который в [[1749]] г. отправил его в [[Лондонское Королевское общество]]. </td></tr>
<tr><td>''Софийская Новгородская летопись'' <br>она же ''Софийский временник'', <br>якобы XVI века</td><td align=center>якобы ''Матвей Михайлов'' около [[1432]]</td><td>Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в [[Российская Академия Наук|Академии наук]] и был издан академиком ''С.К. Котельниковым'' в [[1795]] под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на [[1424]]. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи [[1448]] годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века.</td></tr>
<tr><td>''Ипатьевская (Волынская) летопись''</td><td align=center></td><td>Обнаружена [[Карамзин, Николай Михайлович|''Н.М. Карамзиным'']] в [[1809]] году при написании «Истории государства Российского»</td></tr>
<tr><td>''Троицкая летопись''</td><td align=center></td><td>Обнаружена [[Карамзин, Николай Михайлович|''Н.М. Карамзиным'']] при написании «Истории государства Российского». Сгорела в пожаре Москвы [[1812]] года</td></tr>
<tr><th colspan=3>ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ</th></tr>
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''Большая хроника мира'' (''Седер Олам Рабба'')</td><td align=center>Раввины ''Иосиф бен Халафта'' (якобы I–II в. н.э.) и ''Йоханан'' (якобы III–V в. н.э.)</td><td>Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Впервые издана в Мантуе в [[1514]] г. Комментировалась раввинами ''Яковом Эмденом'' ([[1757]]) и ''Виленским Гаоном'' ([[1801]]).</td></tr>
<tr><td>''Малая хроника мира'' (''Седер Олам Зута'')</td><td align=center>неизвестный автор, якобы начала VI в. н.э. </td><td>Продолжение предыдущей хроники. Известна из сочинения ''Авраама Закуто'' ([[1450]]–[[1515]]) «Сефер ха Юхасин»• («Книга родословных»), написанного, якобы в [[1498]], но опубликованного ''Самуилом Шулламом'' в Константинополе в [[1566]]. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от ''Адама'', охватывает период общей длительностью в ''3828'' лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей ''Якова'', даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в ''3442'' году от Сотворения Мира, после смерти пророков ''Аггея'', ''Захарии'' и ''Малахии'', окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время.</td></tr>
</table>
=== Реконструкция ===
=== См. также ===
* [[Газета]]
=== Литература ===
* {{Брокгауз}}
* Кузьмин А.Г. ''«Русские летописи как источник по истории Древней Руси»'',— Рязань: издательство РГПИ, 1969, 241 с.
* ''Библиографический словарь «Литература Древней Руси»'',— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
* [[Морозов, Николай Александрович|Морозов Н.А.]] «<nowiki></nowiki>[[«Христос» Н.А. Морозова|Христос]]. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: [[Крафт-Леан|Крафт+Леан]], [[2000]], 888 с.
== Ссылки ==
* [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2933 «Летопись Новгородская первая» в Пушкинском Доме РАН]
[[Категория:Словарная статья]]
[[Категория:Историческая хронология]]
[[Категория:Изобретения и открытия]]
[[Категория:Начатые статьи]]
Шаблон, используемый на этой странице:
Возврат к странице Летопись.