Скалигер, Иосиф Юстус: различия между версиями
(детали) |
м (→Научное наследие) |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Одна из заслуг ''Иосифа Скалигера'' — создание традиционной научной хронологии. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии, астрологии и теологии проявились в его ''«Об исправлении времени»'' («''De emendatione temporum»'',— [[1583]]). Эта работа вознесла его на вершину учености того времени, сделав авторитетом в вопросах хронологии древнего мира. Дополнения и поправки к ней ''Иосиф Скалигер'' опубликовал в ''«Сокровищнице времен»'' (''«Thesaurus temporum»'',— Лейден, [[1606]]; Амстердам, [[1629]]). Здесь он определил системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (включая Восточную Азию и мексиканцев), и привёл их в соответствие друг с другом. До ''Скалигера'' господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение — определять дни церковных праздников: глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии ''Иосиф Скалигер'' положил восстановленные им самим хронологические сочинения [[Евсевий|''Евсевия'']], его предшественника ''Юлия Африканского'' и его продолжателей [[Иероним|''Иеронима'']] и ''Идация''. За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у ''Скалигера'' ''«Примечания к хронике Евсевия»'': здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За ''«Примечаниями»'' следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силою своего недюжинного воображения и точных знаний ''Иосиф Скалигер'' построил в ''«Сокровищнице времен»'' мировую историю, расчленил ее материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до половины XV в. нашей эры, впервые объединив Священную историю [[Библия|Библии]] с историей Светской. В лице ''Иосифа Скалигера'' европейская историческая наука вышла из подчиненного отношения к науке [[Античность|античности]]. Гуманитарная ученость Иосифа Скалигера превосходила собою знания и методы его предшественников. В сочинении ''«О монетном деле»'' (''«De rе nummaria»'', Лейден, [[1606]]) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор [[Грутер, Янус|''Грутер'']] (''Janus Gruter'') в [[1603]] году по инициативе ''Скалигера'' издал свод античных надписей, к которому ''Скалигер'' составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет ''Иосифа Скалигера'' вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения ''Скалигера''. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты [[Петавиус, Дионисий|''Д. Петавиус'']], [[Риччиоли, Джованни-Батиста|''И.—Б. Риччиоли'']], ирландский епископ [[Уссерий, Джеймс|''Уссерий'']] внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого Новейшего Времени. | Одна из заслуг ''Иосифа Скалигера'' — создание традиционной научной хронологии. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии, астрологии и теологии проявились в его ''«Об исправлении времени»'' («''De emendatione temporum»'',— [[1583]]). Эта работа вознесла его на вершину учености того времени, сделав авторитетом в вопросах хронологии древнего мира. Дополнения и поправки к ней ''Иосиф Скалигер'' опубликовал в ''«Сокровищнице времен»'' (''«Thesaurus temporum»'',— Лейден, [[1606]]; Амстердам, [[1629]]). Здесь он определил системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (включая Восточную Азию и мексиканцев), и привёл их в соответствие друг с другом. До ''Скалигера'' господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение — определять дни церковных праздников: глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии ''Иосиф Скалигер'' положил восстановленные им самим хронологические сочинения [[Евсевий|''Евсевия'']], его предшественника ''Юлия Африканского'' и его продолжателей [[Иероним|''Иеронима'']] и ''Идация''. За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у ''Скалигера'' ''«Примечания к хронике Евсевия»'': здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За ''«Примечаниями»'' следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силою своего недюжинного воображения и точных знаний ''Иосиф Скалигер'' построил в ''«Сокровищнице времен»'' мировую историю, расчленил ее материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до половины XV в. нашей эры, впервые объединив Священную историю [[Библия|Библии]] с историей Светской. В лице ''Иосифа Скалигера'' европейская историческая наука вышла из подчиненного отношения к науке [[Античность|античности]]. Гуманитарная ученость Иосифа Скалигера превосходила собою знания и методы его предшественников. В сочинении ''«О монетном деле»'' (''«De rе nummaria»'', Лейден, [[1606]]) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор [[Грутер, Янус|''Грутер'']] (''Janus Gruter'') в [[1603]] году по инициативе ''Скалигера'' издал свод античных надписей, к которому ''Скалигер'' составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет ''Иосифа Скалигера'' вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения ''Скалигера''. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты [[Петавиус, Дионисий|''Д. Петавиус'']], [[Риччиоли, Джованни-Батиста|''И.—Б. Риччиоли'']], ирландский епископ [[Уссерий, Джеймс|''Уссерий'']] внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого Новейшего Времени. | ||
− | Наибольшую критическую активность в отношении ''Скалигера'' проявлял религиозный ренегат [[Шоппе, Каспар|''Каспар Шоппе'']] (''Gasparus Scioppius''), написавший в [[1607]] году ''900'' страничный пасквиль ''«Scaliger hypobolimaeus»'' (''Скалигер подложный''), в котором, кроме критики теории ''Скалигера'', оспаривал его учёность и благородное происхождение. Он продолжил своей книгой анонимное сочинение [[Иезуиты|иезуитов]] ''«Amphitheatrum honoris in quo Calvinistarum adversus societatem Jesu criminationes iugulatae»'' (''Амфитеатр чести, в котором зарезаны обвинения кальвинистов против иезуитов'') [[1605]] года, где, в частности, утверждалось, что Скалигеры имели настоящую фамилию ''Burdonius'' (лат. «задницы»). | + | Наибольшую критическую активность в отношении ''Скалигера'' проявлял религиозный ренегат [[Шоппе, Каспар|''Каспар Шоппе'']] (''Gasparus Scioppius''), написавший в [[1607]] году ''900'' страничный пасквиль ''«Scaliger hypobolimaeus»'' (''Скалигер подложный''), в котором, кроме критики теории ''Скалигера'', оспаривал его учёность и благородное происхождение. Он продолжил своей книгой анонимное сочинение [[Иезуиты|иезуитов]] ''«Amphitheatrum honoris in quo Calvinistarum adversus societatem Jesu criminationes iugulatae»'' (''Амфитеатр чести, в котором зарезаны обвинения кальвинистов против иезуитов'') [[1605]] года, где, в частности, утверждалось, что ''Скалигеры'' имели настоящую фамилию ''Burdonius'' (лат. «задницы»). |
Хронологическую систему ''Иосифа Скалигера'' популяризировал [[Кальвизий|''Сет Кальвизий'']], опубликовавший в [[1605]] году труд ''«Opus chronologicum»'', привязавший [[Традиционная хронология|скалигеровскую хронологию]] расчётом дат более 300 затмений. | Хронологическую систему ''Иосифа Скалигера'' популяризировал [[Кальвизий|''Сет Кальвизий'']], опубликовавший в [[1605]] году труд ''«Opus chronologicum»'', привязавший [[Традиционная хронология|скалигеровскую хронологию]] расчётом дат более 300 затмений. |
Версия 01:24, 27 мая 2009
Иосиф Юстус Скалигер, Joseph Justus Scaliger, (1540–1609) — европейский гуманист: филолог, историограф и воин, итальянец по происхождению, француз по рождению, голландец по месту проживания в наиболее плодотворные годы, один из основателей традиционной исторической хронологии, издатель и комментатор «античных» текстов. Сын астролога и гуманиста Юлия Цезаря Скалигера
- «... Иозеф Юстус Скалигер опубликовал величайший исторический бред всех времен и народов, лежащий и сегодня еще в основе общепринятого исторического мифа.» (Е.Я. Габович)
Содержание
Биография
Жозеф (Иосиф) Скалигер родился 5 августа 1540 г. в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном ученого–гуманиста Юлия Цезаря Скалигера и его жены Андриет де Рокэ Лобеяк (Andiette de Roques Lobejac). В своей «Автобиографии» Иосиф сообщает, что был десятым ребёнком и имеет пять братьев. С 11 до 14 лет Жозеф учился в колледже Гиени в Бордо вместе с братьями Леонаром и Жаном Констаном.
После смерти отца в 1558 году отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне, где слушал гуманиста Адриана Турнебуса (Tourneboeuf, 1512–1565), опубликовавшего на греческом «Изумрудную скрижаль» Гермеса в 1554 году. Тогда же Иосиф учился у гуманиста Жана Дора (Dorat, Daurat, Auratus, 1508–1588) — одного из «Плеяды», при жизни именуемого «французским Пиндаром». В результате учёбы молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латынью и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии (1573) к трактату М.Т. Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика С.П. Феста (1575) открыли учёному миру архаическую латынь. Он отредактировал таких авторов как Виргилий (1573), Авсоний (1574), Катулл, Тибулл и Проперций (1577). Итальянский гуманизм с его воображаемой имитацией древних авторов расценивался им как бесплодные занятия, и он не испытывал никаких симпатий к итальянским ученым в их стремлении к изменению и улучшению классических текстов. Он был первым, кто показал более здравый метод исправлений, основанный на подлинных манускриптах. В качестве текстового критика он произвел огромное количество исправлений в редакциях С.П. Феста и вышеупомянутых латинских поэтов, но потом оставил это занятие и перешел к исследованию древней истории и хронологии.
В 1560–х годах в сопровождении своего нового друга Луи де Шастенье графа де ла Рошпозе (Louis de Chastaigner De la Roche Pozay) Иосиф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем — по Англии и Шотландии. Ко времени знакомства с Луи де Шастенье в 1563 году, примерно в 1562–ом, Иосиф становится кальвинистом, что не помешало его дружбе с верным католиком, с которым И. Скалигер сохранял прекрасные отношения до самой смерти аристократа в 1595 году.
Иосиф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат — сражался в рядах гугенотов. После Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года) Иосиф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии. Во Францию он вернулся в 1574 году и почти 20 лет жил в замке Луи де Шастенье.
В 1593 году Иосиф Скалигер отправляется в Нидерланды, где он проводит остаток своей жизни. В университете Лейдена ему предлагают занять место Юста Липсия. Своей деятельностью он способствует расцвету филологии в Нидерландах. Главная же работа его жизни по исследованию истории и хронологии древности с тех пор больше не прерывалась.
Скалигер скончался 21 (или 20) января 1609 г. в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского Университета. «Энциклопедический словарь Граната» каждому тому предпосылает слова Скалигера:
«Lexicographis secundus post Herculem labor»
Научное наследие
Одна из заслуг Иосифа Скалигера — создание традиционной научной хронологии. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии, астрологии и теологии проявились в его «Об исправлении времени» («De emendatione temporum»,— 1583). Эта работа вознесла его на вершину учености того времени, сделав авторитетом в вопросах хронологии древнего мира. Дополнения и поправки к ней Иосиф Скалигер опубликовал в «Сокровищнице времен» («Thesaurus temporum»,— Лейден, 1606; Амстердам, 1629). Здесь он определил системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (включая Восточную Азию и мексиканцев), и привёл их в соответствие друг с другом. До Скалигера господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение — определять дни церковных праздников: глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии Иосиф Скалигер положил восстановленные им самим хронологические сочинения Евсевия, его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима и Идация. За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у Скалигера «Примечания к хронике Евсевия»: здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силою своего недюжинного воображения и точных знаний Иосиф Скалигер построил в «Сокровищнице времен» мировую историю, расчленил ее материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до половины XV в. нашей эры, впервые объединив Священную историю Библии с историей Светской. В лице Иосифа Скалигера европейская историческая наука вышла из подчиненного отношения к науке античности. Гуманитарная ученость Иосифа Скалигера превосходила собою знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De rе nummaria», Лейден, 1606) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Грутер (Janus Gruter) в 1603 году по инициативе Скалигера издал свод античных надписей, к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет Иосифа Скалигера вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения Скалигера. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты Д. Петавиус, И.—Б. Риччиоли, ирландский епископ Уссерий внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого Новейшего Времени.
Наибольшую критическую активность в отношении Скалигера проявлял религиозный ренегат Каспар Шоппе (Gasparus Scioppius), написавший в 1607 году 900 страничный пасквиль «Scaliger hypobolimaeus» (Скалигер подложный), в котором, кроме критики теории Скалигера, оспаривал его учёность и благородное происхождение. Он продолжил своей книгой анонимное сочинение иезуитов «Amphitheatrum honoris in quo Calvinistarum adversus societatem Jesu criminationes iugulatae» (Амфитеатр чести, в котором зарезаны обвинения кальвинистов против иезуитов) 1605 года, где, в частности, утверждалось, что Скалигеры имели настоящую фамилию Burdonius (лат. «задницы»).
Хронологическую систему Иосифа Скалигера популяризировал Сет Кальвизий, опубликовавший в 1605 году труд «Opus chronologicum», привязавший скалигеровскую хронологию расчётом дат более 300 затмений.
Вместе с тем, математические познания Иосифа Скалигера были гораздо менее выдающимися при значительных амбициях и на этом поприще. Он считал себя автором «истинной» квадратуры круга, которую обнародовал в великолепно изданной книге «Cyclometrica elementa duo» 1594 г., с цветными иллюстрациями. Несмотря на то, что его метод оспаривался современными ему геометрами (Виетом, Клавием, А. ван Рооменом и Л. ван Кёленом), Иосиф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, Пи равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16..), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).
Некоторые сочинения Иосифа Скалигера попали в Индекс запрещённых книг и продержались там до отмены «Индекса» в середине ХХ века.
Сочинения
- «Lettres françaises inédites de Joseph Scaliger»
- «De emendatione temporum», 1583
- «Cyclometrica elementa duo», 1594
- «Thesaurus temporum», 1606, 1629
- «De rе nummaria»,— Лейден, 1606
- «De Re Nummaria Dissertatio, liber posthumus»,— Лейден: Officina Plantiniana (Franciscus II & Justus) Raphelengius, 1616
- «Prima Scaligerana, nusquam antehac edita»,— Утрехт: Pieter Elzevier, 1670
- «De insolubilibus Scripturae» (О неразрешимых проблемах Священного Писания) — рукопись уничтожена автором незадолго до смерти
Литература
- Casaubonus J. «Opuscula varia»,— Париж, 1610
- Grafton Anthony T. «Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol.»,— Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. ХХХ»,— СПб: 1890—1907, с. 169
- Вайнштейн О.Л. «Западно-европейская средневековая историография»,— М.—Л.: 1964
- Краткая литературная энциклопедия,— М.: СЭ, 1971, т.6, стр. 883
- Кымпан, Фелиция «История числа Пи»,— М.: Физматгиз, 1971, 216 с.
- Хаксли, Олдос «Луденские бесы» (1952),— М.: Терра, 2000, стр. 62—63