Омар Хайям: различия между версиями
(Вепке) |
м |
||
Строка 72: | Строка 72: | ||
* сообщает устройство гидростатических весов и использует закон [[Архимед]]а, не упоминая его имени | * сообщает устройство гидростатических весов и использует закон [[Архимед]]а, не упоминая его имени | ||
Эти соображения действуют, как в совокупности, так и раздельно, если окажется, что сочинения ''Омара Хайяма'', будучи подлинными, принадлежат разным авторам. Впрочем, существуют аргументы в пользу того мнения, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции: | Эти соображения действуют, как в совокупности, так и раздельно, если окажется, что сочинения ''Омара Хайяма'', будучи подлинными, принадлежат разным авторам. Впрочем, существуют аргументы в пользу того мнения, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции: | ||
− | : ''«Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет спасения и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают для изучения воскресения, доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.»'' (5, стр. 67) | + | : ''«Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет'' '''спасения''' ''и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают'' '''для изучения воскресения''', доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств'' '''господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения''' в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.»'' (5, стр. 67) |
− | : ''«Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других божественных состояний и воскресения.»'' (5, стр. 105) | + | : ''«Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других'' '''божественных состояний и воскресения'''.»'' (5, стр. 105) |
=== Новости === | === Новости === | ||
Строка 90: | Строка 90: | ||
# ''«Историко–математические исследования, вып. VI»'',— М.: ГИТТЛ, [[1953]] («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172) | # ''«Историко–математические исследования, вып. VI»'',— М.: ГИТТЛ, [[1953]] («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172) | ||
# ''Морочник С.Б.'', ''Розенфельд Б.А.'' «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, [[1957]] | # ''Морочник С.Б.'', ''Розенфельд Б.А.'' «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, [[1957]] | ||
− | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 96: | Строка 95: | ||
* ''Голубев И.'' [http://translit.newmail.ru/omar/intro.html «Тайнопись Омара Хайяма»] | * ''Голубев И.'' [http://translit.newmail.ru/omar/intro.html «Тайнопись Омара Хайяма»] | ||
* ''Борхес Х.Л.'' [http://www.fictionbook.ru/author/borhes_horhe_luis/zagadka_yedvarda_ficdjeralda/ «Загадка Эдварда Фицджеральда»] // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, [[1992]], 510 с. | * ''Борхес Х.Л.'' [http://www.fictionbook.ru/author/borhes_horhe_luis/zagadka_yedvarda_ficdjeralda/ «Загадка Эдварда Фицджеральда»] // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, [[1992]], 510 с. | ||
+ | * ''Ворожейкина З.Н.'' [http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/hajam4.htm «Омар Хайям и хайямовские четверостишия»], [[1986]] | ||
[[Категория:Словарная статья]] | [[Категория:Словарная статья]] |
Версия 11:20, 12 июля 2011
Омар Хайям (Хейям, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури, якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Его математический труд «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы» был впервые опубликован Ф. Вепке в Париже в 1851 году, а поэтические четверостишия («Рубайи» или «Катрены») впервые опубликованы шотландским поэтом–переводчиком Эдвардом Фитцджеральдом в 1859 году
- «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» Г.К. Честертон
Содержание
Вымышленная биография
Учёный, философ, поэт, юрист и историк Омар Хайям (в английской транскрипции Винфилда от 1882 года — Ghias uddin Abul Fath Omar bin Ibrahim Al Khayyam) не был известен науке до середины XIX века. Английский переводчик «катренов» (то есть,— четверостиший) Хайяма Винфилд сообщает, что поэт умер в 517 году по Хиджре. В словаре Брокгауза об Омаре Хеяме сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.». Современные историки уточняют, что он родился 18 мая 1048 года в персидском городе Нишапуре и умер там же 4 декабря 1131 года. Причём сообщают, что дату рождения вычислил индийский ученый Свами Говинда Тиртха по гороскопу, найденному в бумагах ученика Омара Хайяма Бейхаки.
Гороскоп Хайяма: «Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.»
В тех же бумагах сообщается, что Хайям был учеником Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины (Авиценны, якобы 980–1037). Дату смерти Омара Хайяма вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных.
Имя его, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
Сообщают, что Омар Хайям был в хорасанском медрессе однокашником Старца Горы Хасана ас–Сабаха Сайдна, основателя секты ассасинов, одного из фантомов Иисуса Христа, а также Абу–Али Хасана — будущего сельджукского визиря Низам–эль–Молька (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана Мелик–шаха (то есть, Царя–Царя) и в 1074 году устроил Омара Хайяма при исфаханском дворе. До этого Омар Хайям работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими историками к великим учителям узбекского народа. После смерти Мелик–шаха в 1092 году и гибели покровителя Низам–эль–Молька от руки ассасина, Омар Хайям совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что Хайям имел духовное звание имама и принадлежал к тайному исламскому ордену суфиев. Семьи он не имел, детей не оставил. Сведения о жизни Омара Хайяма взяты из книги его почитателя Ахмеда ибн Умара ибн Али Низами Арузи Самарканди «Собрание редкостей», якобы 1157 года.
Омар Хайям стал известен в Европе, сначала как арабский математик, когда немецкий математик Франц Вепке (Franz Woepcke, 1826–1864) опубликовал в 1851 году в Париже «Перевод алгебры Омара Альхайяма с выдержками из неопубликованных рукописей»(«L'algèbre d'Omar Alkhayyami, publiée, traduite et accompagnée d'extraits des manuscrits inédits, par F. Woepcke»). До этого времени были опубликованы отрывки из Хайяма в составе сборников средневековых арабских учёных (G. Meerman в 1742 году и M. Gartz в 1823 году).
Омар Хайям более прославился своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают 1200 штук, но в древнейшей рукописи, якобы 1461 года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их ещё 405. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство.
Европейцы узнали Омара Хайяма как знаменитого персидского поэта благодаря переводу с фарси на английский язык Эдвардом Фитцжеральдом (1809—1883) 101–го четверостишья, — это был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу Фитцжеральд выпустил анонимно в 1859 году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. Около двух лет тираж книги пролежал в лавке лондонского издателя и книготорговца Бернарда Кворича, пока внезапно не стала предметом острого интереса читателей. В 1868 году он выпустил расширенное издание книги, в 1872 и 1879 годах последовали другие. С тех пор большинство четверостиший Хайяма переводятся с английского, а не с фарси, хотя самого Эдварда Фитцджеральда принято критиковать за «искажение» персидских оригиналов. Русский учёный–востоковед В.А. Жуковский в 1897 году первым обратил внимание на то, что Хайяму приписывается много четверостиший, присутствующих в сборниках других персидских поэтов. Такие рубаи принято называть «странствующими». Многочисленные изображения Хайяма являются стилизованными под древность фантазиями современных художников.
Сообщают также, что Омар Хайям построил или обустроил обсерваторию в Исфахане (Испагани). Он, будто бы, измерил длину климатического года (получив значение 365,24219858156... = 365+(1/4)-(11/1410) дня, а климатический, «тропический» год сейчас считают равным 365,2422 дня) и изобрёл солнечный календарь, климатически более точный, чем Григорианский (который равен 365,2425 = 365+ (97/400) дня), положив будто бы 8 високосных лет в 33–х летнем периоде (длина такого года равна 365,24(24) = 365+ (8/33) дня, что соответствует рациональному приближению к длине года через цепную дробь вида [365;4,7,1]). Авторы этой гипотезы не сообщают источников этого мнения и не объясняют — зачем исламскому учёному понадобилось бы реформировать солнечный календарь, если исламский мир живёт по календарю лунному, оговоренному в Коране (19 обычных лет по 354 дня и 11 високосных лет по 355 дней, с 12–ю месяцами по 29 или 30 дней).
Указывается первое реальное употребление «календаря Хайама» ещё до того, как имя Хайама стало известно:
- «Календарь древнеперсидского астронома–математика и поэта Омара Хайама (1050—1123 гг.) намечался для введения с 15 марта 1079 г. (так называемая эра «Джелал–Эдина»). В нём на протяжении периода в 33 года считается 8 високосных лет, что даёт среднюю продолжительность года в 365 8/33=365,24221 суток. Однако эта система не получила практического применения, и лишь спустя 700 лет во Франции в период Великой революции была введена Конвентом как основа нового революционного календаря. Она просуществовала во Франции 13 лет (1792—1805 гг.) и была отменена Наполеоном I по настоянию Ватикана.» (Буткевич А.В., Зеликсон М.С. «Вечные календари»,— М.: Наука, 1969, с. 10)
В своём сочинении «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», якобы 1072 года, Омар Хайям будто бы на 400 лет ранее Тартальи построил теорию нахожения корней кубических уравнений, а также нашёл формулу биномиального разложения на 500 лет ранее Блеза Паскаля и Исаака Ньютона.
- «Большая часть из тех, кто в настоящее время имеет вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия, и используют тот запас знаний, которым они обладают, только для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. Аллах помогает нам во всех случаях, он наше прибежище.» (Омар Хайям «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы»)
Так же сообщают, что Омар Хайям написал «Комментарии к трудным положениям Евклида», где содержится попытка доказательства пятого постулата в виде, сформулированном шотландским математиком Джоном Плейфером (1748–1819) в «Началах геометрии» 1795 года:
- «Существует только одна прямая параллельная данной, проходящая через данную точку.»
Впрочем, современные историки науки утверждают, что эта формулировка встерчалась у античного комментатора Евклида Прокла Диадоха (якобы, 410–485 гг. н.э.)
В 1934 году над могилой Омара Хайяма в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:
- «Учёный Омар Хайям. Смерть мудреца 516 года лунной Хиджры»
- У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,
- Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.
- Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
- Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Последняя строка этого четверостишия содержит дату сооружения обелиска — если заменить буквы их числовыми значениями и сложить, получится 1313 год солнечной Хиджры, то есть 1934 год н.э.
Аргентинский писатель и эрудит Хорхе Луис Борхес (J.L. Borges, 1899—1986) в 1952 году опубликовал рассказ «Загадка Эдварда Фицджеральда», в котором предполагает, что Э. Фицджеральд является реинкарнацией Омара Хайяма.
Сочинения, приписываемые Омару Хайяму
- «Трудности арифметики» (не сохранилась)
- «Комментарии к трудностям книги (Евклида) о музыке» (не сохранилась)
- «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», якобы 1064—1071 гг. (опубликован Ф. Вепке в Париже в 1851 г. на арабском и французском языках, имеются три рукописи — две в Парижской национальной библиотеке и одна в Лейденской университетской библиотеке)
- «Комментарии к трудным положениям Евклида», якобы 1077 г. (опубликован по–арабски иранским математиком Таги Эрани в Тегеране в 1936 г., рукопись хранится в Лейденской университетской библиотеке)
- «Астрономические таблицы Маликшаха» (не сохранились)
- «Трактат о бытии и долженствовании», 1080
- «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность»
- «Свет разума о предмете всеобщей науки»
- «Трактат о существовании»
- «Книга по требованию (обо всем сущем)»
- «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» (имеются две рукописи — одна неполная в Готе, опубликованная в 1906 году, и другая в Санкт–Петербурге в Российской национальной библиотеке имени М.Е. Салтыкова–Щедрина в составе 5–ой главы 4–ой книги «Весы мудрости» ученика О. Хайяма Абу–л–Фатха Абд–фз–РахманаХазини, якобы 1121 г. н.э., найденной историком и дипломатом Н.В. Ханыковым около 1859 г.)
Реконструкция
Научный уровень и задачи, решаемые Омаром Хайямом соответствуют рубежу XVI—XVII веков европейской науки. Так, он занимается:
- календарными проблемами
- комментирует Евклида, пытаясь дополнить и упорядочить его постулаты
- упоминает «Альмагест» Птолемея, называя его «Битлимиусом»
- существенно опираясь на Аристотеля, поправляет его в математике, сводя произвольные величины к числам (а против этого выступал аристотелик Иосиф Скалигер в 1594 году)
- использует методы «Конических сечений» Аполлония
- сообщает устройство гидростатических весов и использует закон Архимеда, не упоминая его имени
Эти соображения действуют, как в совокупности, так и раздельно, если окажется, что сочинения Омара Хайяма, будучи подлинными, принадлежат разным авторам. Впрочем, существуют аргументы в пользу того мнения, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции:
- «Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет спасения и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают для изучения воскресения, доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.» (5, стр. 67)
- «Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других божественных состояний и воскресения.» (5, стр. 105)
Новости
В начале 2009 года израильский археолог Рина Авнер выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма:
- Когда–нибудь, огнем любовным обуян,
- В душистых локонах запутавшись и пьян,
- Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу
- И с пьяной головы растрепанный тюрбан.
Литература
- Omar Khayam «Rubayyat»,— Лондон, 1859, 24 с. (расширенные переиздания с указанием переводчика Fitzgerald E.L. 1868, 1872, 1879 годов и 1889 — посмертное)
- Whinfield E.H. «Quatrains of Omar Khayyam in English prose by Justin Huntly McCarthy»,— London: Trübner & Co, Ludgate Hill, 1882 (см. PDF)
- Фитцджеральд Э. «Омар Хаям», перевод О. Румера,— М., 1922 (читать)
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- «Историко–математические исследования, вып. VI»,— М.: ГИТТЛ, 1953 («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172)
- Морочник С.Б., Розенфельд Б.А. «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, 1957
Ссылки
- Честертон Г.К. «Омар Хайям и священное вино», 1905
- Голубев И. «Тайнопись Омара Хайяма»
- Борхес Х.Л. «Загадка Эдварда Фицджеральда» // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, 1992, 510 с.
- Ворожейкина З.Н. «Омар Хайям и хайямовские четверостишия», 1986