Религия: различия между версиями
(религиозный эпиграф Буша) |
(дополнение) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Религия''' — система мифологических представлений об устройстве мира, истории человечества и о месте человека в окружающей его природе, | + | '''Религия''' — система мифологических иррациональных представлений об устройстве мира, истории человечества и о месте человека в окружающей его природе, управляемая особовыделенной группой распорядителей данной религии, именуемых «пророками», «священниками» или «жрецами», наблюдающих также за исполнением ритуалов. В большинстве религий есть представления о «высших существах» или «высших силах», управляющих Вселенной и судьбой отдельного человека. Всякая религия имеет нравственное, культурное, экономическое и политическое значение |
:''«Не могу представить, чтобы тип вроде Усамы бен Ладена мог осознать радость Хануки.»'' (''Джордж Буш, президент США, 10 декабря [[2001]]) | :''«Не могу представить, чтобы тип вроде Усамы бен Ладена мог осознать радость Хануки.»'' (''Джордж Буш, президент США, 10 декабря [[2001]]) | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Слово «религия» темно, и по–видимому, латинское, хотя не имеет в латинском языке прозрачного значения: | Слово «религия» темно, и по–видимому, латинское, хотя не имеет в латинском языке прозрачного значения: | ||
* ''religamen'' — «связь», упомянуто в книге ''Экклезиаста'' [[Библия|Библии]] | * ''religamen'' — «связь», упомянуто в книге ''Экклезиаста'' [[Библия|Библии]] | ||
− | * ''religio'' — «совестливость», «добросовестность», «благоговение», «святость», «богослужебные обряды» | + | * ''religio'' — «совестливость», «добросовестность», «благочестие», «благоговение», «святость», «богослужебные обряды» |
* ''religiosus'' — «тревожащий», «страшный», «суеверный», «набожный» | * ''religiosus'' — «тревожащий», «страшный», «суеверный», «набожный» | ||
* ''religo'' — «связывать», «запрягать», «захватывать» | * ''religo'' — «связывать», «запрягать», «захватывать» | ||
− | Из этих значений мы можем догадаться, что слово «религия» обозначала какую–то связь с чем–то иррационально важным для общества — возможно с умершими предками, а может быть — с высшими существами, управляющими природой. Почти однозначно это слово связывалось с нравственностью человека, вопреки очевидным примерам и контрпримерам отсутствия такой связи. | + | Из этих значений мы можем догадаться, что слово «религия» обозначала какую–то связь с чем–то иррационально важным для общества — возможно с умершими предками, а может быть — с высшими существами, управляющими природой. |
+ | |||
+ | Возможно, что термин означает восстановление духовной целостности, потерянной в результате первоначального «падения» (Первородного Греха, совершённого праотцами или душой человека в далёком прошлом). Восстановление состояния недвойственности и неразорванности сознания человека (санскр. — «нирванны») достигается путём отказа его от своей воли, послушания и покорности волеизъявлению Высших сил, переданному через пророков или основателей данной религии. | ||
+ | |||
+ | Почти однозначно это слово связывалось с нравственностью человека, вопреки очевидным примерам и контрпримерам отсутствия такой связи. | ||
В современном смысле «религиозность» означает строгую подчинённость ритуалам какой–то религии. | В современном смысле «религиозность» означает строгую подчинённость ритуалам какой–то религии. | ||
Строка 16: | Строка 20: | ||
=== Психологический смысл религии === | === Психологический смысл религии === | ||
− | Всякая религия | + | |
+ | :''«Религия — организованное поклонение Васшим силам»'' (князь, профессор и ректор Московского университета ''С.Н. Трубецкой'') | ||
+ | |||
+ | Всякая религия начинает с утверждения о неполноценности человека по сравнению с высшими существами (богами, духами) и с отдельными представителями человеческого рода (пророками, святыми или священниками). | ||
Она также внушает людям чувство неискупимой вины, приобретённой им при или даже до рождения, временно избавиться от которой можно с помощью специально созданных ритуалов, или заплатив специально положенную пеню священнику. | Она также внушает людям чувство неискупимой вины, приобретённой им при или даже до рождения, временно избавиться от которой можно с помощью специально созданных ритуалов, или заплатив специально положенную пеню священнику. | ||
Строка 25: | Строка 32: | ||
=== Роль религий в истории общества === | === Роль религий в истории общества === | ||
− | Источники о древнем мире сообщают, что все сколь–нибудь нравственные и общественно–полезные люди были религиозны. Лишь изредка (например, в северных сагах) можно встретить упоминание о неверующем в богов человеке, не подчиняющемся жрецам ни одной из религий, но при этом соблюдающем остальные правила человеческого общежития. В новое время | + | Источники о древнем мире сообщают, что все сколь–нибудь нравственные и общественно–полезные люди были религиозны. Лишь изредка (например, в северных сагах) можно встретить упоминание о неверующем в богов человеке, не подчиняющемся жрецам ни одной из религий, но при этом соблюдающем остальные правила человеческого общежития. В новое время религиозных людей стало значительно меньше, и это противоречие объяснимо не только снижением роли религии в обществе, но, в большей мере, тем, что большинство источников о древности было написано под надзором Церкви, пропагандировавшей обществу свою важность и значимость. |
[[Традиционная хронология|Традиционная история]] утверждает, что религии являлись организующим, цивилизационным началом жизни человечества, что они были источником морали и знаний, а церкви являлись инструментом для их поддержания. Робкие сомнения в такой роли религий стали появляться только в конце XVIII века, и они распространились благодаря усилиям энциклопедистов, ловко скрывавших свои атеистические (антирелигиозные) взгляды. | [[Традиционная хронология|Традиционная история]] утверждает, что религии являлись организующим, цивилизационным началом жизни человечества, что они были источником морали и знаний, а церкви являлись инструментом для их поддержания. Робкие сомнения в такой роли религий стали появляться только в конце XVIII века, и они распространились благодаря усилиям энциклопедистов, ловко скрывавших свои атеистические (антирелигиозные) взгляды. |
Версия 10:36, 4 апреля 2013
Религия — система мифологических иррациональных представлений об устройстве мира, истории человечества и о месте человека в окружающей его природе, управляемая особовыделенной группой распорядителей данной религии, именуемых «пророками», «священниками» или «жрецами», наблюдающих также за исполнением ритуалов. В большинстве религий есть представления о «высших существах» или «высших силах», управляющих Вселенной и судьбой отдельного человека. Всякая религия имеет нравственное, культурное, экономическое и политическое значение
- «Не могу представить, чтобы тип вроде Усамы бен Ладена мог осознать радость Хануки.» (Джордж Буш, президент США, 10 декабря 2001)
Содержание
Происхождение термина
Слово «религия» темно, и по–видимому, латинское, хотя не имеет в латинском языке прозрачного значения:
- religamen — «связь», упомянуто в книге Экклезиаста Библии
- religio — «совестливость», «добросовестность», «благочестие», «благоговение», «святость», «богослужебные обряды»
- religiosus — «тревожащий», «страшный», «суеверный», «набожный»
- religo — «связывать», «запрягать», «захватывать»
Из этих значений мы можем догадаться, что слово «религия» обозначала какую–то связь с чем–то иррационально важным для общества — возможно с умершими предками, а может быть — с высшими существами, управляющими природой.
Возможно, что термин означает восстановление духовной целостности, потерянной в результате первоначального «падения» (Первородного Греха, совершённого праотцами или душой человека в далёком прошлом). Восстановление состояния недвойственности и неразорванности сознания человека (санскр. — «нирванны») достигается путём отказа его от своей воли, послушания и покорности волеизъявлению Высших сил, переданному через пророков или основателей данной религии.
Почти однозначно это слово связывалось с нравственностью человека, вопреки очевидным примерам и контрпримерам отсутствия такой связи.
В современном смысле «религиозность» означает строгую подчинённость ритуалам какой–то религии.
Вполне возможно, что этот термин имеет позднее теологическое происхождение и занесено в фантомную древность гуманистами эпохи Возрождения. В русский язык это слово проникло в начале XVIII века.
Психологический смысл религии
- «Религия — организованное поклонение Васшим силам» (князь, профессор и ректор Московского университета С.Н. Трубецкой)
Всякая религия начинает с утверждения о неполноценности человека по сравнению с высшими существами (богами, духами) и с отдельными представителями человеческого рода (пророками, святыми или священниками).
Она также внушает людям чувство неискупимой вины, приобретённой им при или даже до рождения, временно избавиться от которой можно с помощью специально созданных ритуалов, или заплатив специально положенную пеню священнику.
Взамен материального взноса или подвига жрецы могут обещать своему прихожанину временное избавление от земных невзгод (при условии, если мучения прихожанина не обусловлены волей божества, непостижимой для людского ума), и почти наверняка — блаженство в «будущей жизни», то есть — после смерти его физического тела.
Религия является тонким и мощным инструментом манипуляции человеческим поведением, поскольку она рестимулирует ранние детские воспоминания о беспомощности и зависимости об более сильных существ (родителей, взрослых), поведение которых малопредсказуемо и порою необъяснимо, но всегда объявляется верным, вне зависимости от его последствий. В этом смысле религиозное поведение можно классифицировать как «инфантильность».
Роль религий в истории общества
Источники о древнем мире сообщают, что все сколь–нибудь нравственные и общественно–полезные люди были религиозны. Лишь изредка (например, в северных сагах) можно встретить упоминание о неверующем в богов человеке, не подчиняющемся жрецам ни одной из религий, но при этом соблюдающем остальные правила человеческого общежития. В новое время религиозных людей стало значительно меньше, и это противоречие объяснимо не только снижением роли религии в обществе, но, в большей мере, тем, что большинство источников о древности было написано под надзором Церкви, пропагандировавшей обществу свою важность и значимость.
Традиционная история утверждает, что религии являлись организующим, цивилизационным началом жизни человечества, что они были источником морали и знаний, а церкви являлись инструментом для их поддержания. Робкие сомнения в такой роли религий стали появляться только в конце XVIII века, и они распространились благодаря усилиям энциклопедистов, ловко скрывавших свои атеистические (антирелигиозные) взгляды.
Краткий список религий
Религии условно делятся на «мировые» и «немировые» (по характеру своей распространённости на Земле), а также — на «традиционные» и «нетрадиционные» (по времени своего возникновения и проникновения).