Иезуиты: различия между версиями
м (→Новости) |
(ссылка на категорию) |
||
Строка 119: | Строка 119: | ||
* Бёмер Г. ''«История ордена иезуитов»'',— Смоленск, [[2002]] | * Бёмер Г. ''«История ордена иезуитов»'',— Смоленск, [[2002]] | ||
* Гризингер Т. ''«Иезуиты»'',— СПб.: Лань, [[1999]], 576 с. | * Гризингер Т. ''«Иезуиты»'',— СПб.: Лань, [[1999]], 576 с. | ||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
+ | * [[:Категория:Учёные-иезуиты|Учёные–иезуиты]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия 09:22, 3 мая 2014
Иезуиты — члены католического монашеского ордена (самоназвание — «Societas Jesu» (лат.) — «Общество Иисуса»). Орден основан в 1534 году в Париже испанским офицером Игнатием Лойолою, с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия, 27 сентября 1540 утвержден папою Павлом III и наделен чрезвычайными привилегиями
- «Не уклонился ли я от научения Слова Божьего по страху быть осмеянным и названным фарисеем, иезуитом, лицемером, ханжой?» из руководства к исповеди «Confessionnal» Готтшалка Роремунда, Антверпен, 1519
Содержание
Цель создания ордена
Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.
Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной» (accomodativa). Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно–нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любое преступление во имя «высшей цели» — «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «цель оправдывает средства».
Орден получил широкие привелегии: право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и другие.
Идеология
Программым документом ордена является Formula Institutae, или уложение. Она была одобрена и утверждена папой Павлом III и нексколько изменена Юлием III.
Уложение написано в типичном церковном стиле и смысл общих фраз с трудом понятен современному читателю.
Иезуиты долгое время не называли себя «иезуитами». В своих официальных документах они самоименовались иносказательно: «те, кто живут в послушании Обществу», «члены Общества», «любой из нашего Общества», «регулярные клирики Общества Иисуса», «сыны святого Игнатия» и «сотоварищ Иисуса». Первое время существования ордена их ещё называли «инигистами», «папистами», «апостолами» (в честь апостола Индии Франциска Ксаверия), «театинцами», «реформированными священниками».
- «Наименование иезуит происходит не от нас, и поэтому мы никогда не пользуемся им — ни в официальном, ни в частном порядке ... Мы принадлежим Сотовариществу Иисуса, мы — сотоварищи Иисуса ... Хотя слово иезуит стало обиходным, мы, тем не менее, не принимаем его, так как оно не было нам дано ни Блаженным Игнатием, ни Святейшим Престолом; однако мы не отвергаем его, ибо не в наших силах приостановить или задержать порыв общественного мнения» Ю. Негроне «Толкования общих правил», 1613
Презрительное прозвище «иезуиты» они получили от протестантов Германии с самом начале своего существования. Предполагается, что что эта кличка в отрицательном значении «лицемер» и «фарисей» существовала и до основания Ордена. В документах Тридентского собора (1545–1563) они уже называются «иезуитами» (Jesuitae fovendi sunt, Generali Jesuitarum Ordinem, Religionem Jesuitarum).
Первое официальное самоупотребление слова «иезуит» произошло на тридцать второй Генеральной Конгрегации Общества, которая проходила в 1975 году.
Иерархия
Для ордена иезуитов характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе римскому.
В орден не принимались бывшие еретики. Кандидаты в орден назывались индиферентами.
Разряды ордена:
- испытуемые (новиции), проходящие в продолжение двух лет суровую школу орденской дисциплины
- схоластики, изучающие 5 лет общие науки и богословие;
- коадъюторы, принимающие обычные монашеские обеты и распадающиеся на два разряда:
- духовные коадъюторы, посвященные в духовный сан и занимающиеся обучением юношества, миссионерством, исповеданием, проповедничеством, и
- светские коадъюторы, исполняющие физические работы для ордена, повара, слуги, управители, их набирали из числа прошеших первую ступень, минуя вторую.
- Высшую степень иезуитов составляют профессы, присоединяющие к трем обычным монашеским обетам еще четвертый — безусловное повиновение папе; занимаются либо миссионерством между язычниками и еретиками, либо служат духовниками при дворах владетельных князей. Профессы избирают из своей среды генерала ордена («чёрного папу»), назначающего профессов на остальные должности и наблюдающего за всеми отраслями деятельности ордена.
Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.).
В риме находился центральный орган ордена. В него входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, и адмонитор (негласный контролер при генерале). Глава ордена — генерал, обладал неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Ни один иезуит папой не стал.
Система воспитания
Орден иезуитов уделял огромное внимание науке и образовнию и в ордене была разработана оригинальная система воспитания. Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599. Цель иезуитского воспитания — подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие — коллегии (с 7–летним сроком обучения) и высшие — семинарии(с 6–летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые — к университетам того времени.
Продукты иезуитского образования
- Фидель Алехандро Кастро Рус (Fidel Alejandro Castro Ruz, родился 13 августа 1927), кубинский революционер, президент социалистической республики Куба с 1959 до начала 2008 года
История ордена
На момент основания ордена у Игнатия Лойолы было шесть преданных учеников: Петр Фабер, Франциск Ксаверий, Яков Лайнес, Альфонс Сальмерон, Николай Альфонс Бобадилья, Симон Родригес — четыре испанца, португалец и савояр–швейцарец. Официально Орден был основыан Павлом III 27 сентября 1540. На момент смерти своего основателя (1556) орден насчитывал свыше 1000 членов, 100 домов и 14 провинций.
В 1770 году Орден включал 23000 членов, 24 дома, 669 колледжей, 273 миссии. Однако монархи всех европейских стран были против существования тайной и сильной организации, действующей в интересах католической церкви и никак не подконтролной их власти. Папа был вынужден распустить орден.
В 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привелегиях.
Генералы ордена
- 1541–1556 Св. Игнатий Лойола
- 1556–1565 Иаков Лейнец
- 1565–1572 Св. Франциск Борджа
- 1573–1580 Эверард Меркуриан (Эверард де Маркур, из Люксембурга)
- 1581–1615 Клавдий Аквавива
- 1615–1645 Мутиус Вителлечи
- 1646–1649 Винценто Караффа
- 1649–1651 Франциск Пикколомини Сиенский
- 1652–1652 Алоиз Готтифреди
- 1652–1664 Гошвин Никель (из Германии)
- 1664–1681 Иоанн Павел Олива (из Генуи, основатель миссии в Персии)
- 1682–1687 Шарль де Ноэль (из Брюсселя)
- 1687–1705 Тирсус Гонцалес
- 1706–1730 Микельанжело Тамбурини
- 1730–1750 Франц Рец (из Праги)
- 1751–1755 Игнацио Висконти
- 1755–1757 Алоиз Центуриони
- 1758–1773 Лоренцо Риччи
Вынужденный перерыв.
- 1805–1820 Фаддей Бжозовский, поляк
- 1820–1829 Лодовико Фортис, итальянец
- 1829–1853 Ян Филипп ван Роотаан, голландец
- 1853–1884 Иоанн Петр Бекр, бельгиец
- 1853–1887 Иоанн Питер Беккс, бельгиец
- 1887–1892 Антонио Андерледи , ирландец
- 1892–1906 Луис Мартин
- 1906–1914 Франц Вернц
- 1915–1942 Владимир Ледуховский
- 1946–1964 Жан Б. Янссенс
- 1965–1981 Педро Аррупе
- 1983–2008 Петер–Ханс Кольвенбах, баск
- 2008–н.в. Адольфо Николас Пачона, испанец
Иезуиты в России
Первым иезуитом, прибывшим в Россию, был Антоний Поссевино — посол папы при Иване Грозном. Однако в целом попытки иезуитов проникнуть в Россию пресекались властями: в 1719 по указу Петра I они были изгнаны из страны. Иезуиты возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в 1772–95, в результате раздела Речи Посполитой.
Когда в 1773 году ордена был распущен, Екатерина II отказалась признать папский приказ и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария — ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам было предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.
В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей. В 1801 году орден был официально признан, но уже в 1815 они были высланы из Санкт–Петербурга и Москвы, а в 1820 их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в 1992 зарегистрировано Российское отделение ордена иезуитов — «Независимый российский регион общества Иисуса».
Новости
- 13 марта 2013 года в Ватикане был избран новый папа — иезуит Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio, р. 1936 в Буэнос–Айресе), бывший архиепископ Буэнос-Айреса, взявший имя Франциск I. До него иезуитов папами не избирали.
- 27 октября 2008 года в Москве в квартире ордена иезуитов по адресу ул. Петровка, д. 19, строение 5, были обнаружены тела двух высокопоставленных иезуитов — руководителя российского отделения ордена Римско–католической церкви «Общество Иисуса» Отто Мессмера и учёного–теолога Виктора Бетанкура.
- 6 ноября был задержан подозреваемый, сознавшийся в убийствах — им оказался гомосексуалист, занимавшийся проституцией, который пришёл на свидание к В. Бетанкуру и убил последнего из–за ссоры. Отто Мессмера он убил позднее, когда тот застал его на месте преступления.
- По всей видимости, либо убийца, либо иезуиты пытались скрыть факт преступления на официальной квартире «Общество Иисуса», поскольку первоначально сообщалось, что убийство произошло на московской улице:
- «В 23.00 у дома 19 на улице Петровка произошла драка, в которой участвовали четыре человека. В результате потасовки гражданин России и гражданин Эквадора получили ножевые ранения, от которых скончались на месте»,— сообщил источник в столичном ГУВД.
- Отто Мессмер, гражданин России, родился в 1961 году в Караганде, в семье немецких католиков, стал иезуитом в 1982 году в Вильнюсе. Был рукоположен в священники в 1988 году. Вечные обеты принес в 2001 году, после чего был назначен настоятелем «Независимого российского региона Общества Иисуса». Виктор Бетанкур, гражданин Эквадора, родился в 1966 году, стал иезуитом в 1984 году, обучался в Аргентине и Германии. Защитил докторскую диссертацию в «Папском грегорианском университете» в Риме, с 2001 года работал в России. Здесь он готовил кандидатов в «Общество Иисуса», а с начала 2008 года представлял учредителя при «Институте философии, теологии и истории св. Фомы» в Москве.
Литература
- Бёмер Г. «История ордена иезуитов»,— Смоленск, 2002
- Гризингер Т. «Иезуиты»,— СПб.: Лань, 1999, 576 с.