Беллармин, Роберт: различия между версиями
(запись) |
(оживление) |
||
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 10: | Строка 10: | ||
В детстве ''Беллармин'' обучался в римском иезуитском колледже, где прославился своими стихами на итальянском и латыни. В [[1560]] году в Риме он вступил в иезуитский орден и приобрел известность в качестве преподавателя словесных наук и астрономии, а так же и в качестве проповедника. В продолжение двух лет он изучал в Падуе богословие и в [[1569]] году был послан в Лувенский университет, где читал лекции о «Summa» [[Фома Аквинский|''Фомы Аквинского'']] и написал еврейскую грамматику, в настоящее время вышедшую из педагогической практики. | В детстве ''Беллармин'' обучался в римском иезуитском колледже, где прославился своими стихами на итальянском и латыни. В [[1560]] году в Риме он вступил в иезуитский орден и приобрел известность в качестве преподавателя словесных наук и астрономии, а так же и в качестве проповедника. В продолжение двух лет он изучал в Падуе богословие и в [[1569]] году был послан в Лувенский университет, где читал лекции о «Summa» [[Фома Аквинский|''Фомы Аквинского'']] и написал еврейскую грамматику, в настоящее время вышедшую из педагогической практики. | ||
− | [[Изображение:Bellarmine College.jpg|left|250px|Скульптура в Колледже Р. Беллармина]] | + | [[Изображение:Bellarmine College.jpg|left|250px|Скульптура в Колледже ''Р. Беллармина'']] |
− | В [[1576]] году папа ''[[Григорий XIII]]'' назначил его профессором полемического богословия в новоучрежденном римском коллегиуме (''Collegium Romanum''), поручив читать лекции о спорных пунктах веры. Р. Беллармин становится богословским консультантом [[Инквизиция|Великого Инквизитора]] ''Джулио Сантори''. Но богословский труд ''«Диспуты»'' не понравился папе Сиксту V ([[1585]]–[[1590]]) и попал в [[Индекс запрещённых книг]]. | + | В [[1576]] году папа ''[[Григорий XIII]]'' назначил его профессором полемического богословия в новоучрежденном римском коллегиуме (''Collegium Romanum''), поручив читать лекции о спорных пунктах веры. ''Р. Беллармин'' становится богословским консультантом [[Инквизиция|Великого Инквизитора]] ''Джулио Сантори'', прослыв на этом поприще «Молотом еретиков». Но его собственный богословский труд ''«Диспуты»'' не понравился папе Сиксту V ([[1585]]–[[1590]]) и попал в [[Индекс запрещённых книг]]. |
Чтобы искупить обвинение в ереси, в [[1589]] году ''Беллармин'' становится богословским адьютантом папского легата во Франции. Не задолго до этого, 1 августа [[1588]] года, доминиканский монах ''Жак Клеман'' убил последнего из династии ''Валуа'' короля–ренегата ''Генриха III'', и сторонники католической партии подвергались преследованиям со стороны нового короля–гугенота ''Генриха IV'' ''Бурбона''. ''Беллармин'' со своими соратниками сразу же попал в тюрьму, где их морили голодом. После долгих лет религиозной войны голодали десятки тысяч парижан, в городе уже не осталось кошек, собак и крыс, и высокопоставленных арестантов от голодной смерти спасло только то, что испанский посланник отдал им свою любимую лошадь. ''Беллармин'' вернулся в Рим только в [[1592]] году, после смерти ''Сикста V'', и сразу же приступил к научным занятиям. | Чтобы искупить обвинение в ереси, в [[1589]] году ''Беллармин'' становится богословским адьютантом папского легата во Франции. Не задолго до этого, 1 августа [[1588]] года, доминиканский монах ''Жак Клеман'' убил последнего из династии ''Валуа'' короля–ренегата ''Генриха III'', и сторонники католической партии подвергались преследованиям со стороны нового короля–гугенота ''Генриха IV'' ''Бурбона''. ''Беллармин'' со своими соратниками сразу же попал в тюрьму, где их морили голодом. После долгих лет религиозной войны голодали десятки тысяч парижан, в городе уже не осталось кошек, собак и крыс, и высокопоставленных арестантов от голодной смерти спасло только то, что испанский посланник отдал им свою любимую лошадь. ''Беллармин'' вернулся в Рим только в [[1592]] году, после смерти ''Сикста V'', и сразу же приступил к научным занятиям. | ||
− | Покровительствовавший ''Беллармину'' новый папа ''Климент VIII'' поручил ему исправить латинскую [[Библия|Библию]], [[Вульгата|Вульгату]], канонизированную на [[Тридентский собор|Тридентском соборе]] [[1546]] года. В [[1592]] году ''Беллармин'' написал предисловие к новому изданию Вульгаты, которую сам и отредактировал, и тогда же был назначен ректором римского коллегиума. В [[1598]] году ''Беллармин'' стал кардиналом, а в [[1602]] — архиепископом капуанским и поселился в Капуе. Он завёл редкую для тех времён практику посещать все приходы своей епархии раз в год. Активно занимался благотворительностью от имени церкви, посещал больных и бедняков, продолжал исполнять обязанности идеологического советника [[Инквизиция|Священной Палаты]]. В процессе [[Бруно, Джордано|''Дж. Бруно'']] ''Беллармин'' является главным обвинителем. Его подпись под смертным приговором учёному стоит девятой, перед подписью ''Джулио Сантори''. По смерти последнего в [[1602]] году, ''Беллармин'' становится главой Священной Палаты римской и всемирной [[Инквизиция|инквизиции]]. | + | Покровительствовавший ''Беллармину'' новый папа ''Климент VIII'' поручил ему исправить латинскую [[Библия|Библию]], [[Вульгата|Вульгату]], канонизированную на [[Тридентский собор|Тридентском соборе]] [[1546]] года. В [[1592]] году ''Беллармин'' написал предисловие к новому изданию Вульгаты, которую сам и отредактировал, и тогда же был назначен ректором римского коллегиума. В [[1598]] году ''Беллармин'' стал кардиналом, а в [[1602]] — архиепископом капуанским и поселился в Капуе. Он завёл редкую для тех времён практику посещать все приходы своей епархии раз в год. Активно занимался благотворительностью от имени церкви, посещал больных и бедняков, продолжал исполнять обязанности идеологического советника [[Инквизиция|Священной Палаты]]. В процессе [[Бруно, Джордано|''Дж. Бруно'']] (сожжён инквизицией 17 февраля [[1600]] года) ''Беллармин'' является главным обвинителем. Его подпись под смертным приговором учёному стоит девятой, перед подписью ''Джулио Сантори''. По смерти последнего в [[1602]] году, ''Беллармин'' становится главой Священной Палаты римской и всемирной [[Инквизиция|инквизиции]]. |
После смерти ''Климента VIII'' в [[1605]] году ''Беллармин'' приезжает в Рим для участия в конклаве (выборе нового папы), но избранный ''Лев XI'' сидел на престоле 24 дня, и ''Беллармин'' участвует в следующих выборах, в которых на этот раз победил ''Павел V'' ([[1605]]–[[1621]]). На обоих мероприятиях ''Беллармин'' был одним из кандидатов в папы римские. | После смерти ''Климента VIII'' в [[1605]] году ''Беллармин'' приезжает в Рим для участия в конклаве (выборе нового папы), но избранный ''Лев XI'' сидел на престоле 24 дня, и ''Беллармин'' участвует в следующих выборах, в которых на этот раз победил ''Павел V'' ([[1605]]–[[1621]]). На обоих мероприятиях ''Беллармин'' был одним из кандидатов в папы римские. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
При папе ''Павле V'' он поселяется в Риме в звании протектора Целестинского ордена и инспектора германской иезуитской коллегии и работает в пяти Конгрегациях, в том числе продолжает [[Инквизиция|Великим Инквизитором]] [[Католическая Церковь|Католической Церкви]] (эту должность он занимает до самой своей смерти в [[1621]] году). | При папе ''Павле V'' он поселяется в Риме в звании протектора Целестинского ордена и инспектора германской иезуитской коллегии и работает в пяти Конгрегациях, в том числе продолжает [[Инквизиция|Великим Инквизитором]] [[Католическая Церковь|Католической Церкви]] (эту должность он занимает до самой своей смерти в [[1621]] году). | ||
− | В [[1613]]–[[1616]] году ''Беллармин'' ведёт инквизиционный процесс против [[Галилей, Галилео|''Галилея'']], окончившийся в тот раз отеческим вразумлением дерзкого астронома и [[Церковное осуждение системы Коперника|запрещением]] книги [[Коперник, Николай|''Коперника'']]. | + | В [[1613]]–[[1616]] году ''Беллармин'' ведёт инквизиционный процесс против [[Галилей, Галилео|''Галилея'']], окончившийся в тот раз отеческим вразумлением дерзкого астронома и [[Церковное осуждение системы Коперника|запрещением]] книги [[Коперник, Николай|''Коперника'']]. ''Беллармин'' был лично знаком с ''Галилеем'' и уважал его как учёного, в [[1611]] году он смотрел в галилеевскую трубу на спутники Юпитера. Но ''Беллармин'' считал учение [[Коперник, Николай|''Коперника'']] ересью, противоречащей ''Св. Писанию'', [[Вульгата|канонизированную версию]] которого ''Беллармин'' написал в [[1592]] году: |
− | ''Роберт Беллармин'' умер в [[1621]] в Риме от лихорадки после непродолжительной болезни и глухоты, его биографию написал иезуит Фулигаттий (Рим, [[1624]]), в [[1627]] году был начат процесс по канонизации ''Беллармина'', который закончился положительно в [[1930]] году. | + | :''«Слова ''«Солнце восходит, и Солнце заходит, и спешит оно к месту, где вновь поднимается»'' принадлежат Соломону, который не только говорил, вдохновляемый Божеством, но и сам был человеком, мудростью превосходящим многих, самым учёным в человеческих науках и в познании всех сотворённых, и мудрость его была от Бога. Таким образом, непохоже, чтобы он утверждал нечто противоречащее истине, уже явленной, или той, которую настояло явить. И если вы скажете мне, что Соломон судил только по внешним признакам, и нам кажется, что Солнце движется вокруг, когда в действительности это Земля движется, как тому, кто находится на корабле, кажется, что берег удаляется от кормы, то я отвечу: хотя путнику и представляется, что берег удаляется от судна, на котором он пребывает, а не судно уходит от берега, он всё же знает, что это иллюзия, и способен исправить её, потому как ясно видит, что именно корабль, а не берег находится в движении. Но что касается Солнца и Земли, мудрый человек не имеет нужды исправлять свои суждения, потому что его опыт подсказывает ему со всей очевидностью, что Земля покоится, а глаза не обманывают его, когда показывают, что Солнце, Луна и звёзды находятся в движении.»'' |
+ | |||
+ | ''Роберт Беллармин'' умер в [[1621]] в Риме от лихорадки после непродолжительной болезни и глухоты, его биографию написал иезуит ''Фулигаттий'' (Рим, [[1624]]), в [[1627]] году был начат процесс по канонизации ''Беллармина'', который закончился положительно в [[1930]] году. | ||
В [[1675]] году обнаружилась автобиография ''Роберта Беллармина'', опубликованная в Ферраре в [[1761]] году. | В [[1675]] году обнаружилась автобиография ''Роберта Беллармина'', опубликованная в Ферраре в [[1761]] году. | ||
Строка 37: | Строка 39: | ||
После смерти ''Сикста V'' ''Беллармин'' отомстил папе–диктатору, существенно исправив ''Сикстову'' редакцию [[Вульгата|Вульгаты]] (''Беллармин'' внёс около 3 тысяч изменений). Окончательная редакция ''Беллармина'' [[1592]] года, под названием «сиксто–климентины» просуществовала в качестве официальной Католической [[Библия|Библии]] до середины XX века. | После смерти ''Сикста V'' ''Беллармин'' отомстил папе–диктатору, существенно исправив ''Сикстову'' редакцию [[Вульгата|Вульгаты]] (''Беллармин'' внёс около 3 тысяч изменений). Окончательная редакция ''Беллармина'' [[1592]] года, под названием «сиксто–климентины» просуществовала в качестве официальной Католической [[Библия|Библии]] до середины XX века. | ||
− | В [[1597]] году ''Беллармин'' пишет новый католический катехизис (краткое изложение доктрин веры) для детей из 96 вопросов, исправив предыдущее 600—страничное произведение такого рода [[1556]] года, призванное бороться с лютеранской ересью. Впоследствии этот катехизис был переведён на 62 языка и выдержал более 500 переизданий. В [[1598]] году он пишет более развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц. | + | В [[1597]] году ''Беллармин'' пишет новый католический катехизис (краткое изложение доктрин веры) для детей из 96 вопросов, исправив предыдущее 600—страничное произведение такого рода [[1556]] года, призванное бороться с лютеранской ересью. Впоследствии этот катехизис был переведён на 62 языка и выдержал более 500 переизданий. В [[1598]] году он пишет более развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц. В это же время он выступает главным обвинителем на процессе ''Джордано Бруно'', казнённого 17 февраля [[1600]] года. |
После отставки с капуанской архиепископской кафедры ''Беллармин'' исполнял административные обязанности в пяти римских Конгрегациях, в том числе в [[Инквизиция|Священной Палате]]. На этом посту он возглавил первый процесс [[1613]]–[[1616]] годов против [[Галилей, Галилео|''Галилея'']] и [[Система Коперника|учения]] [[Коперник, Николай|''Коперника'']]. ''Беллармин'' уважительно отнёсся к ''Галилею'', провёл с ним несколько научных дискуссий и даже посмотрел в изготовленный ''Галилеем'' телескоп, после того, как член комиссии учёный–[[Иезуиты|иезуит]] ''[[Клавий]]'' убедил кардинала в богоугодности этого занятия. Приговор в отношении ''Галилея'' был очень мягок — ему всего лишь запретили пропагандировать «ошибочную и ложную» гелиоцентрическую теорию, но книга ''Коперника'' ''«О вращении небесных сфер»'' была внесена в [[Индекс запрещённых книг]], где состояла до [[1835]] года. ''Роберт Беллармин'' публично объявил клеветой слухи о том, что Галилей отрёкся перед ним в своих гелиоцентрических взглядах. После смерти ''Беллармина'' эту сплетню запустили вновь и повторяют её до сих пор. Претензии ''Беллармина'' к гелиоцентрической теории заключались в её несогласованности с сообщениями [[Библия|Библии]], которую он знал досконально, безусловно считал божественным окровением и абсолютной истиной. | После отставки с капуанской архиепископской кафедры ''Беллармин'' исполнял административные обязанности в пяти римских Конгрегациях, в том числе в [[Инквизиция|Священной Палате]]. На этом посту он возглавил первый процесс [[1613]]–[[1616]] годов против [[Галилей, Галилео|''Галилея'']] и [[Система Коперника|учения]] [[Коперник, Николай|''Коперника'']]. ''Беллармин'' уважительно отнёсся к ''Галилею'', провёл с ним несколько научных дискуссий и даже посмотрел в изготовленный ''Галилеем'' телескоп, после того, как член комиссии учёный–[[Иезуиты|иезуит]] ''[[Клавий]]'' убедил кардинала в богоугодности этого занятия. Приговор в отношении ''Галилея'' был очень мягок — ему всего лишь запретили пропагандировать «ошибочную и ложную» гелиоцентрическую теорию, но книга ''Коперника'' ''«О вращении небесных сфер»'' была внесена в [[Индекс запрещённых книг]], где состояла до [[1835]] года. ''Роберт Беллармин'' публично объявил клеветой слухи о том, что Галилей отрёкся перед ним в своих гелиоцентрических взглядах. После смерти ''Беллармина'' эту сплетню запустили вновь и повторяют её до сих пор. Претензии ''Беллармина'' к гелиоцентрической теории заключались в её несогласованности с сообщениями [[Библия|Библии]], которую он знал досконально, безусловно считал божественным окровением и абсолютной истиной. | ||
Строка 45: | Строка 47: | ||
Среди прочих кардиналов [[Возрождение|Ренессанса]] [[Инквизиция|инквизитор]], [[Иезуиты|иезуит]], [[Гуманизм|гуманист]] и проповедник ''Беллармин'' разительно отличался бытовой скромностью, добротой и дружелюбием. Именно поэтому после смерти в [[1621]] году пошли слухи о его святости, и его могила стала объектом паломничества и поклонения. В [[1627]] году начался процесс по его беатификации, который протянулся до [[1930]] года. | Среди прочих кардиналов [[Возрождение|Ренессанса]] [[Инквизиция|инквизитор]], [[Иезуиты|иезуит]], [[Гуманизм|гуманист]] и проповедник ''Беллармин'' разительно отличался бытовой скромностью, добротой и дружелюбием. Именно поэтому после смерти в [[1621]] году пошли слухи о его святости, и его могила стала объектом паломничества и поклонения. В [[1627]] году начался процесс по его беатификации, который протянулся до [[1930]] года. | ||
− | Сохранились сведения о развлечениях ''Р. Беллармина'' в часы редкиого досуга: к ним относились пение и игра на музыкальных инструментах | + | Сохранились сведения о развлечениях ''Р. Беллармина'' в часы редкиого досуга: к ним относились пение и игра на музыкальных инструментах — скрипке и лютне, для которых он писал мадригалы о любви к Богу для церковного исполнения [[Иезуиты|иезуитской]] братией. |
+ | |||
+ | В честь него были прозваны ''белларминами'' специальные магические «ведьмины бутылочки», которые будто бы защищали людей и дома от ведьминых чар. | ||
=== Труды === | === Труды === | ||
Строка 76: | Строка 80: | ||
* [[Система Коперника]] | * [[Система Коперника]] | ||
* [[Церковное осуждение системы Коперника]] | * [[Церковное осуждение системы Коперника]] | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://jesuit.ru/ru/иезуиты/святые-общества-иисуса/153-роберт-беллармин Св. ''Роберт Беллармин'' на русском сайте иезуитов] | ||
[[Категория:Словарная статья]] | [[Категория:Словарная статья]] |
Текущая версия на 08:42, 25 мая 2015
Роберт Беллармин (Bellarmino, Bellarmine), Роберто Франческо Ромоло Беллармино (4 октября 1542, Монтепульчано – 17 сентября 1621, Рим) — учёный–иезуит, богослов–полемист, кардинал и Великий Инквизитор Католической Церкви, писатель и гуманист. Главный обвинитель в процессе Дж. Бруно, руководитель первого процесса над Галилеем в 1613–1616 годах. Канонизирован в 1930 году, объявлен Доктором Католической Церкви в 1931 году. Память отмечается 17 сентября
- «Некоторые стремятся иметь наполненный книгами дом, считая, что нуждаются в них ежедневно. Но если бы было так, то они не смогли бы есть, спать и так далее, поскольку книг настолько много, что всей жизни было бы недостаточно, чтобы их пролистать и тем более — прочесть. Следовательно, они собирают книги, которые читают редко или не читают вообще. Зачем же они держат их? Только от желания глаз видеть забитые вещами дома, от желания плоти лениться сходить в библиотеку и от гордыни, которая заставляет их походить на мудрецов». Р. Беллармин
Содержание
Биография
Роберт Беллармин родился 4 октября 1542 года в Монте–Пульчиано в Тоскане в семье обедневших дворян, но его дядя по матери Марчелло Червини был известным учёным–церковником и стал в 1555 году римским папой–реформатором Марцеллом II, просидев на папском троне целый месяц.
В детстве Беллармин обучался в римском иезуитском колледже, где прославился своими стихами на итальянском и латыни. В 1560 году в Риме он вступил в иезуитский орден и приобрел известность в качестве преподавателя словесных наук и астрономии, а так же и в качестве проповедника. В продолжение двух лет он изучал в Падуе богословие и в 1569 году был послан в Лувенский университет, где читал лекции о «Summa» Фомы Аквинского и написал еврейскую грамматику, в настоящее время вышедшую из педагогической практики.
В 1576 году папа Григорий XIII назначил его профессором полемического богословия в новоучрежденном римском коллегиуме (Collegium Romanum), поручив читать лекции о спорных пунктах веры. Р. Беллармин становится богословским консультантом Великого Инквизитора Джулио Сантори, прослыв на этом поприще «Молотом еретиков». Но его собственный богословский труд «Диспуты» не понравился папе Сиксту V (1585–1590) и попал в Индекс запрещённых книг.
Чтобы искупить обвинение в ереси, в 1589 году Беллармин становится богословским адьютантом папского легата во Франции. Не задолго до этого, 1 августа 1588 года, доминиканский монах Жак Клеман убил последнего из династии Валуа короля–ренегата Генриха III, и сторонники католической партии подвергались преследованиям со стороны нового короля–гугенота Генриха IV Бурбона. Беллармин со своими соратниками сразу же попал в тюрьму, где их морили голодом. После долгих лет религиозной войны голодали десятки тысяч парижан, в городе уже не осталось кошек, собак и крыс, и высокопоставленных арестантов от голодной смерти спасло только то, что испанский посланник отдал им свою любимую лошадь. Беллармин вернулся в Рим только в 1592 году, после смерти Сикста V, и сразу же приступил к научным занятиям.
Покровительствовавший Беллармину новый папа Климент VIII поручил ему исправить латинскую Библию, Вульгату, канонизированную на Тридентском соборе 1546 года. В 1592 году Беллармин написал предисловие к новому изданию Вульгаты, которую сам и отредактировал, и тогда же был назначен ректором римского коллегиума. В 1598 году Беллармин стал кардиналом, а в 1602 — архиепископом капуанским и поселился в Капуе. Он завёл редкую для тех времён практику посещать все приходы своей епархии раз в год. Активно занимался благотворительностью от имени церкви, посещал больных и бедняков, продолжал исполнять обязанности идеологического советника Священной Палаты. В процессе Дж. Бруно (сожжён инквизицией 17 февраля 1600 года) Беллармин является главным обвинителем. Его подпись под смертным приговором учёному стоит девятой, перед подписью Джулио Сантори. По смерти последнего в 1602 году, Беллармин становится главой Священной Палаты римской и всемирной инквизиции.
После смерти Климента VIII в 1605 году Беллармин приезжает в Рим для участия в конклаве (выборе нового папы), но избранный Лев XI сидел на престоле 24 дня, и Беллармин участвует в следующих выборах, в которых на этот раз победил Павел V (1605–1621). На обоих мероприятиях Беллармин был одним из кандидатов в папы римские.
При папе Павле V он поселяется в Риме в звании протектора Целестинского ордена и инспектора германской иезуитской коллегии и работает в пяти Конгрегациях, в том числе продолжает Великим Инквизитором Католической Церкви (эту должность он занимает до самой своей смерти в 1621 году).
В 1613–1616 году Беллармин ведёт инквизиционный процесс против Галилея, окончившийся в тот раз отеческим вразумлением дерзкого астронома и запрещением книги Коперника. Беллармин был лично знаком с Галилеем и уважал его как учёного, в 1611 году он смотрел в галилеевскую трубу на спутники Юпитера. Но Беллармин считал учение Коперника ересью, противоречащей Св. Писанию, канонизированную версию которого Беллармин написал в 1592 году:
- «Слова «Солнце восходит, и Солнце заходит, и спешит оно к месту, где вновь поднимается» принадлежат Соломону, который не только говорил, вдохновляемый Божеством, но и сам был человеком, мудростью превосходящим многих, самым учёным в человеческих науках и в познании всех сотворённых, и мудрость его была от Бога. Таким образом, непохоже, чтобы он утверждал нечто противоречащее истине, уже явленной, или той, которую настояло явить. И если вы скажете мне, что Соломон судил только по внешним признакам, и нам кажется, что Солнце движется вокруг, когда в действительности это Земля движется, как тому, кто находится на корабле, кажется, что берег удаляется от кормы, то я отвечу: хотя путнику и представляется, что берег удаляется от судна, на котором он пребывает, а не судно уходит от берега, он всё же знает, что это иллюзия, и способен исправить её, потому как ясно видит, что именно корабль, а не берег находится в движении. Но что касается Солнца и Земли, мудрый человек не имеет нужды исправлять свои суждения, потому что его опыт подсказывает ему со всей очевидностью, что Земля покоится, а глаза не обманывают его, когда показывают, что Солнце, Луна и звёзды находятся в движении.»
Роберт Беллармин умер в 1621 в Риме от лихорадки после непродолжительной болезни и глухоты, его биографию написал иезуит Фулигаттий (Рим, 1624), в 1627 году был начат процесс по канонизации Беллармина, который закончился положительно в 1930 году.
В 1675 году обнаружилась автобиография Роберта Беллармина, опубликованная в Ферраре в 1761 году.
Папа Пий XI в 1931 году объявил Беллармина Доктором Католической Церкви. Таким образом, Роберт Беллармин стал одним из 32–х Святых Учителей католической веры.
Деяния
Роберт Беллармин прославился как богослов, изложивший римское учение самым искусным и систематическим образом. Он развивал учение о сверхдолжных заслугах Католической Церкви, и опирающиеся на него учения об индульгенциях и о чистилище.
В вопросе о светской власти пап Беллармин утверждал, что хотя папа и не имеет прямой власти над государями, подобной той, которую он имеет над епископами, но что ему принадлежит косвенное право сменять королей и объявлять гражданские законы недействительными, если того требуют заботы о спасении души христиан. Так же он заявлял, что теоретически и папа может быть еретиком, хотя в тот же момент, когда это случится, еретик перестанет быть папой. Эта смелая формулировка не понравилась деспотичному папе Сиксту V (1585–1590), который считал, что она ограничивает священные полномочия римского папы. В результате, «Диспуты» Беллармина на короткое время попали в Индекс запрещённых книг. Эта книга были запрещена и в протестантских монархиях.
После смерти Сикста V Беллармин отомстил папе–диктатору, существенно исправив Сикстову редакцию Вульгаты (Беллармин внёс около 3 тысяч изменений). Окончательная редакция Беллармина 1592 года, под названием «сиксто–климентины» просуществовала в качестве официальной Католической Библии до середины XX века.
В 1597 году Беллармин пишет новый католический катехизис (краткое изложение доктрин веры) для детей из 96 вопросов, исправив предыдущее 600—страничное произведение такого рода 1556 года, призванное бороться с лютеранской ересью. Впоследствии этот катехизис был переведён на 62 языка и выдержал более 500 переизданий. В 1598 году он пишет более развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц. В это же время он выступает главным обвинителем на процессе Джордано Бруно, казнённого 17 февраля 1600 года.
После отставки с капуанской архиепископской кафедры Беллармин исполнял административные обязанности в пяти римских Конгрегациях, в том числе в Священной Палате. На этом посту он возглавил первый процесс 1613–1616 годов против Галилея и учения Коперника. Беллармин уважительно отнёсся к Галилею, провёл с ним несколько научных дискуссий и даже посмотрел в изготовленный Галилеем телескоп, после того, как член комиссии учёный–иезуит Клавий убедил кардинала в богоугодности этого занятия. Приговор в отношении Галилея был очень мягок — ему всего лишь запретили пропагандировать «ошибочную и ложную» гелиоцентрическую теорию, но книга Коперника «О вращении небесных сфер» была внесена в Индекс запрещённых книг, где состояла до 1835 года. Роберт Беллармин публично объявил клеветой слухи о том, что Галилей отрёкся перед ним в своих гелиоцентрических взглядах. После смерти Беллармина эту сплетню запустили вновь и повторяют её до сих пор. Претензии Беллармина к гелиоцентрической теории заключались в её несогласованности с сообщениями Библии, которую он знал досконально, безусловно считал божественным окровением и абсолютной истиной.
С 1614 по 1619 годы Беллармин написал несколько сочинений, развивающих систему духовных упражнений Игнатия Лойолы. Эти произведения были чрезвычайно популярны среди католиков и переводились на многие европейские языки.
Среди прочих кардиналов Ренессанса инквизитор, иезуит, гуманист и проповедник Беллармин разительно отличался бытовой скромностью, добротой и дружелюбием. Именно поэтому после смерти в 1621 году пошли слухи о его святости, и его могила стала объектом паломничества и поклонения. В 1627 году начался процесс по его беатификации, который протянулся до 1930 года.
Сохранились сведения о развлечениях Р. Беллармина в часы редкиого досуга: к ним относились пение и игра на музыкальных инструментах — скрипке и лютне, для которых он писал мадригалы о любви к Богу для церковного исполнения иезуитской братией.
В честь него были прозваны белларминами специальные магические «ведьмины бутылочки», которые будто бы защищали людей и дома от ведьминых чар.
Труды
- «Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos» (Рим, 1581–1593)
- редакция и предисловие к Вульгате (1591–1592)
- «Dichiarazione piX Copiosa della Dottrina Cristiani», 1598
- «Concerning the Power of the Pope», 1609
- «De officio principis christiani» (Рим, 1609)
- «Tractatus de potestate summi pontificus in rebus temporalibus», 1610
- «De scriptoribus ecclesiasticis», 1613
- «Лестница умственного восхождения к Богу по степеням созданных вещей» (Антверпен, 1615; Москва, 1786, 1845)
- «О вечном блаженстве святых» (Антверпен, 1616; СПб., 1784)
- «О воздыхании голубицы, или о пользе слез» (Антверпен, 1617; Москва, 1745)
- «О седми изречениях от Христа на кресте провещанных» (Антверпен, 1618; Москва, 1795, 1832)
- «Наука благополучно умирать» (Антверпен, 1620; Москва, 1783)
- «Christianae doctrinae applicatio» (Рим, 1703)
- «Собрание сочинений в 5 томах» (Венеция, 1721)
- «Автобиография» (1675 или Феррара, 1761; Бонн, 1887)
- «Руководство к Богопознанию» (Москва, 1783)
- «Полное собрание сочинений в 12 томах» (Париж, 1870–1874)
- «Robert Bellarmine: Spiritual Writings»,— New York: Paulist, 1989
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Энциклопедия «Христианство, в 3—х томах»,— М.: БРЭ, 1993—1995, 863+671+783 сс.