Смит, Джордж (халдеевед): различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Открытие Потопа)
(илл.+)
 
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника)
Строка 9: Строка 9:
 
Первыми окрытиями ''Смита'' на посту сотрудника Британского музея была расшифровка и датирование двух надписей: о полном солнечном затмении, якобы, мая 763 г. до н.э. и о вторжении эламцев в Вавилонию в 2280 г. до н.э. Он также написал ряд статей для «Zeitschrift füt Ægyptische Sprache» (''Журнала Египетского языка'') на тему политических отношений Ассирии и Древнего Египта.
 
Первыми окрытиями ''Смита'' на посту сотрудника Британского музея была расшифровка и датирование двух надписей: о полном солнечном затмении, якобы, мая 763 г. до н.э. и о вторжении эламцев в Вавилонию в 2280 г. до н.э. Он также написал ряд статей для «Zeitschrift füt Ægyptische Sprache» (''Журнала Египетского языка'') на тему политических отношений Ассирии и Древнего Египта.
  
В [[1871]] ''Смит'' издал транслитерированную и переведённую им «Летопись Ашурбанипала» (''The Annals of Assur–bani–pal'', этого царя иначе назвают Сарданапалом), а также ряд других монографий (см. ниже). Для ''Общества Библейской археологии'' (''Society of Biblical Archæology'', основано в Лондоне в [[1870]]) ''Смит'' записал свои соображения о древней кипрской письменности. Он утверждал о её слоговом характере, и его идеи легли в основу позднейших исследований. ''Джордж Смит'' — автор 10 значительных археологических сочинений, два из которых были изданы посмертно.
+
В [[1871]] ''Смит'' издал транслитерированную и переведённую им «Летопись Ашурбанипала» (''The Annals of Assur–bani–pal'', этого царя иначе назвают Сарданапалом), а также ряд других монографий (см. ниже). Для ''Общества Библейской археологии'' (''Society of Biblical Archæology'', основано в Лондоне в [[1870]]) ''Смит'' записал свои соображения о древней кипрской письменности. Он утверждал о её слоговом характере, и его идеи легли в основу позднейших исследований. ''Джордж Смит'' — автор 12 значительных археологических сочинений, два из которых были изданы посмертно.
  
 
''Смит'' организовал три археологические экспедиции в Турцию ([[1873]], [[1874]], [[1876]]). Последнюю из них, в марте [[1876]] финансировал Британский музей. ''Смит'' был направлен в Ниневию за остатком глиняной библиотеки ''Ашурбанипала''. Его сопровождал финский ассириолог ''Энеберг''. Рядом с Алеппо археологи обнаружили древнюю хеттскую столицу Каркемиш (якобы, II тысячелетия до н.э.). В Багдаде экспедиция приобрела у арабов несколько тысяч глиняных табличек. Прибыв в Ниневию, ''Смит'' с товарищем обнаружили невозможность проведения раскопок из–за «неблагополучия в турецком государстве». На обратном пути ''Энеберг'' умер, а ''Смит'' заболел дизентерией. Англичане нашли ''Смита'' и привезли в Алеппо, где тот и умер 18 августа [[1876]].
 
''Смит'' организовал три археологические экспедиции в Турцию ([[1873]], [[1874]], [[1876]]). Последнюю из них, в марте [[1876]] финансировал Британский музей. ''Смит'' был направлен в Ниневию за остатком глиняной библиотеки ''Ашурбанипала''. Его сопровождал финский ассириолог ''Энеберг''. Рядом с Алеппо археологи обнаружили древнюю хеттскую столицу Каркемиш (якобы, II тысячелетия до н.э.). В Багдаде экспедиция приобрела у арабов несколько тысяч глиняных табличек. Прибыв в Ниневию, ''Смит'' с товарищем обнаружили невозможность проведения раскопок из–за «неблагополучия в турецком государстве». На обратном пути ''Энеберг'' умер, а ''Смит'' заболел дизентерией. Англичане нашли ''Смита'' и привезли в Алеппо, где тот и умер 18 августа [[1876]].
Строка 17: Строка 17:
 
=== Открытие Потопа ===
 
=== Открытие Потопа ===
 
По мнению историков, ''Джордж Смит'' обладал чудесным инстинктом отгадывания смысла иероглифических и клинописных фрагментов надписей, по существу не обладая достаточными филологическими знаниями. Современники называли его «интеллектуальным взломщиком» (''the intellectual picklock'').  
 
По мнению историков, ''Джордж Смит'' обладал чудесным инстинктом отгадывания смысла иероглифических и клинописных фрагментов надписей, по существу не обладая достаточными филологическими знаниями. Современники называли его «интеллектуальным взломщиком» (''the intellectual picklock'').  
 +
[[Изображение:Gilgamesh.jpg|thumb|300px|Подвиг ''Издубара'']]
 +
Сообщают, что ''Смит'' был очень набожным человеком и поэтому живо интересовался библейской археологией. О своём важнейшем открытии ''Смит'' объявил вечером 2 декабря [[1872]] на 3–м заседании ''Общества Библейской археологии''. Он опубликовал перевод фрагмента халдейского текста о Потопе (''The Chaldean Account of the Deluge'') с глиняной таблички Британского музея, привезённой из Ниневии — столицы древней Ассирии, руины которой расположены рядом с Мосулом в современном Ираке.
  
Сообщают, что ''Смит'' был очень набожным человеком и поэтому живо интересовался библейской археологией. О своём важнейшем открытии ''Смит'' объявил 3 декабря [[1872]] на заседании ''Общества Библейской археологии''. Он опубликовал перевод фрагмента халдейского текста о Потопе (''The Chaldean Account of the Deluge'') с глиняной таблички Британского музея, привезённой из Ниневии — столицы древней Ассирии, руины которой расположены рядом с Мосулом в современном Ираке. ''Смит'' стал мировой знаменитостью. В январе [[1873]] ежедневная британская газета «The Daily Telegraph» финансировала его первую экспедицию в Ниневию для поиска продолжения древних сообщений на эту тему.  
+
На собрании присутствовали архиепископ Кентерберийский и премьер–министр ''У. Гладстон''. Отчёт был опубликован на следующий день в газете «The Times». ''Смит'' стал мировой знаменитостью. В январе [[1873]] ежедневная британская газета «The Daily Telegraph» финансировала его первую экспедицию в Ниневию для поиска продолжения древних сообщений на эту тему.  
  
''Смит'' незамедлительно раскопал недостающую часть повествования о наводнении, и вернулся в Англию с большой коллекцией древних надписей. В частности, он привёз хронологические таблицы вавилонских династий.  
+
''Смит'' незамедлительно раскопал недостающую часть повествования о наводнении. Сообщение о новой находке появилось в «The Daily Telegraph» 21 мая [[1873]]. На этом финансирование экспедиции прекратилось. ''Смит'' вернулся в Англию с большой коллекцией древних надписей. В частности, он привёз хронологические таблицы вавилонских династий.  
  
Вскоре ''Смит'' отправился в Ниневию на средства Британского музея. После некоторых затруднений с турецкими властями в [[1874]] он вернулся домой с большой коллекцией клинописных табличек, среди которых был и 12-томный «Солнечный Эпос об Издубаре». Через 15 лет после смерти ''Смита'' героя эпоса стали называть ''Гильгамешем''. 11 том эпоса повествовал о Потопе. Отчёт об экспедиции ''Смит'' опубликовал в «Ассирийских открытиях» (''Assyrian Discoveries'', [[1875]]).
+
Вскоре ''Смит'' отправился в Ниневию на средства Британского музея. После некоторых затруднений с турецкими властями в [[1874]] он вернулся домой с большой коллекцией клинописных табличек, среди которых был и 12-томный «Солнечный Эпос об Издубаре». Через 15 лет после смерти ''Смита'' героя эпоса стали называть ''Гильгамешем''. 11 том эпоса повествовал о Потопе и строительстве Ковчега. Отчёт об экспедиции ''Смит'' опубликовал в «Ассирийских открытиях» (''Assyrian Discoveries'', [[1875]]).
  
 
Весь [[1875]] ''Смит'' провёл за расшифровкой отдельно найденных клинописных фрагментов. Среди которых он вычитал сообщения о Творении, Грехопадении, строительстве Вавилонской башни и других библейских событиях. Эти открытия вошли в его монографию «Халдейский счёт Бытия» (''The Chaldean Account of Genesis'', [[1876]]).
 
Весь [[1875]] ''Смит'' провёл за расшифровкой отдельно найденных клинописных фрагментов. Среди которых он вычитал сообщения о Творении, Грехопадении, строительстве Вавилонской башни и других библейских событиях. Эти открытия вошли в его монографию «Халдейский счёт Бытия» (''The Chaldean Account of Genesis'', [[1876]]).
Строка 28: Строка 30:
 
Своими работами ''Джордж Смит'' обосновал историчность библейской книги Бытия в то самое время, когда научные сомнения в этом достигли наибольшей интенсивности.
 
Своими работами ''Джордж Смит'' обосновал историчность библейской книги Бытия в то самое время, когда научные сомнения в этом достигли наибольшей интенсивности.
  
=== Сочинения ''Дж. Смита'' ===
+
=== Главные сочинения ''Дж. Смита'' ===
* ''«The phonetic values of cuneiform Charakters»'', [[1871]]
+
# ''«The phonetic values of cuneiform Charakters»'', [[1871]]
* ''«Annals of Assur–bani–pal»'', [[1871]]
+
# ''«Annals of Assur–bani–pal»'', [[1871]]
* ''«The chronology of Sennacherib»'', [[1871]]
+
# ''«The chronology of Sennacherib»'', [[1871]]
* ''«Notes on the early history of Assyria»'', [[1872]]
+
# ''«Notes on the early history of Assyria»'', [[1872]]
* ''«The Assyrian Eponym Canon»'', [[1875]]
+
# ''«The Chaldean Account of the Deluge»''// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 2, [[1873]], pp. 213–234
* ''«Assyria from the earliest times to the fall of Ninive»'', [[1875]]
+
# ''«The Eleventh Tablet of the Izdubar Legends: The Chaldean Account of the Deluge»''// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 3, [[1874]], pp. 534–587
* ''«Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874»'', [[1875]]
+
# ''«The Assyrian Eponym Canon»'', [[1875]]
* ''«The Chaldean Account of Genesis»'', [[1876]]
+
# ''«Assyria from the earliest times to the fall of Ninive»'', [[1875]]
* ''«History of Sennacherib»'', [[1878]]
+
# ''«Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874»'', [[1875]]
* ''«The History of Babylonia»'', [[1877]]
+
# ''«The Chaldean Account of Genesis»'', [[1876]]
 +
# ''«History of Sennacherib»'', [[1878]]
 +
# ''«The History of Babylonia»'', [[1877]]
  
 
=== Литература ===
 
=== Литература ===

Текущая версия на 00:18, 14 июня 2016

Джордж Смит, первооткрыватель Потопа

Джордж Смит (26 марта 1840, Лондон — 19 августа 1876, Алеппо) — английский археолог–халдеевед, сотрудник Британского музея, первооткрыватель эпоса о Потопе и Издубаре (которого позднее ассириологи назвали Гильгамешем)

Биография

Джордж Смит происходил из бедной семьи. В 15–летнем возрасте он оставил начальную школу и поступил подмастерьем в лондонскую типографию гравировщиков банкнот Бредбери и Эванса. В свободное время он ходил в располагавшийся рядом Британский музей. Его особенно интересовали халдейские (вавилонские, ассирийские) глинянные клинописные таблички, обнаруженные и привезённые в Музей О.Г. Лейардом незадолго до этого времени. Свои небольшие средства Смит тратил на книги о вавилонских древностях. В 1863 он устроился работать в музей реставратором. Здесь он показал замечательные способности в чтении клинописи и подборе фрагментов разбитых глиняных табличек.

В Британском музее его заприметил сэр Генри Кресвик Роулинсон, для которого Смит успешно расшифровал дату выплаты дани неким Йеху царю Салманасару. В 1867 Роулинсон сделал его своим штатным ассистентом по расшифровке глиняных табличек для третьего тома монографии «Клинописей Западной Азии».

Первыми окрытиями Смита на посту сотрудника Британского музея была расшифровка и датирование двух надписей: о полном солнечном затмении, якобы, мая 763 г. до н.э. и о вторжении эламцев в Вавилонию в 2280 г. до н.э. Он также написал ряд статей для «Zeitschrift füt Ægyptische Sprache» (Журнала Египетского языка) на тему политических отношений Ассирии и Древнего Египта.

В 1871 Смит издал транслитерированную и переведённую им «Летопись Ашурбанипала» (The Annals of Assur–bani–pal, этого царя иначе назвают Сарданапалом), а также ряд других монографий (см. ниже). Для Общества Библейской археологии (Society of Biblical Archæology, основано в Лондоне в 1870) Смит записал свои соображения о древней кипрской письменности. Он утверждал о её слоговом характере, и его идеи легли в основу позднейших исследований. Джордж Смит — автор 12 значительных археологических сочинений, два из которых были изданы посмертно.

Смит организовал три археологические экспедиции в Турцию (1873, 1874, 1876). Последнюю из них, в марте 1876 финансировал Британский музей. Смит был направлен в Ниневию за остатком глиняной библиотеки Ашурбанипала. Его сопровождал финский ассириолог Энеберг. Рядом с Алеппо археологи обнаружили древнюю хеттскую столицу Каркемиш (якобы, II тысячелетия до н.э.). В Багдаде экспедиция приобрела у арабов несколько тысяч глиняных табличек. Прибыв в Ниневию, Смит с товарищем обнаружили невозможность проведения раскопок из–за «неблагополучия в турецком государстве». На обратном пути Энеберг умер, а Смит заболел дизентерией. Англичане нашли Смита и привезли в Алеппо, где тот и умер 18 августа 1876.

Его вдова Мэри осталась жить с пятью детьми на маленькую государственную пенсию.

Открытие Потопа

По мнению историков, Джордж Смит обладал чудесным инстинктом отгадывания смысла иероглифических и клинописных фрагментов надписей, по существу не обладая достаточными филологическими знаниями. Современники называли его «интеллектуальным взломщиком» (the intellectual picklock).

Подвиг Издубара

Сообщают, что Смит был очень набожным человеком и поэтому живо интересовался библейской археологией. О своём важнейшем открытии Смит объявил вечером 2 декабря 1872 на 3–м заседании Общества Библейской археологии. Он опубликовал перевод фрагмента халдейского текста о Потопе (The Chaldean Account of the Deluge) с глиняной таблички Британского музея, привезённой из Ниневии — столицы древней Ассирии, руины которой расположены рядом с Мосулом в современном Ираке.

На собрании присутствовали архиепископ Кентерберийский и премьер–министр У. Гладстон. Отчёт был опубликован на следующий день в газете «The Times». Смит стал мировой знаменитостью. В январе 1873 ежедневная британская газета «The Daily Telegraph» финансировала его первую экспедицию в Ниневию для поиска продолжения древних сообщений на эту тему.

Смит незамедлительно раскопал недостающую часть повествования о наводнении. Сообщение о новой находке появилось в «The Daily Telegraph» 21 мая 1873. На этом финансирование экспедиции прекратилось. Смит вернулся в Англию с большой коллекцией древних надписей. В частности, он привёз хронологические таблицы вавилонских династий.

Вскоре Смит отправился в Ниневию на средства Британского музея. После некоторых затруднений с турецкими властями в 1874 он вернулся домой с большой коллекцией клинописных табличек, среди которых был и 12-томный «Солнечный Эпос об Издубаре». Через 15 лет после смерти Смита героя эпоса стали называть Гильгамешем. 11 том эпоса повествовал о Потопе и строительстве Ковчега. Отчёт об экспедиции Смит опубликовал в «Ассирийских открытиях» (Assyrian Discoveries, 1875).

Весь 1875 Смит провёл за расшифровкой отдельно найденных клинописных фрагментов. Среди которых он вычитал сообщения о Творении, Грехопадении, строительстве Вавилонской башни и других библейских событиях. Эти открытия вошли в его монографию «Халдейский счёт Бытия» (The Chaldean Account of Genesis, 1876).

Своими работами Джордж Смит обосновал историчность библейской книги Бытия в то самое время, когда научные сомнения в этом достигли наибольшей интенсивности.

Главные сочинения Дж. Смита

  1. «The phonetic values of cuneiform Charakters», 1871
  2. «Annals of Assur–bani–pal», 1871
  3. «The chronology of Sennacherib», 1871
  4. «Notes on the early history of Assyria», 1872
  5. «The Chaldean Account of the Deluge»// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 2, 1873, pp. 213–234
  6. «The Eleventh Tablet of the Izdubar Legends: The Chaldean Account of the Deluge»// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 3, 1874, pp. 534–587
  7. «The Assyrian Eponym Canon», 1875
  8. «Assyria from the earliest times to the fall of Ninive», 1875
  9. «Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874», 1875
  10. «The Chaldean Account of Genesis», 1876
  11. «History of Sennacherib», 1878
  12. «The History of Babylonia», 1877

Литература

  • Финкель И. «Ковчег до Ноя: от Междуречья до Арарата»,— М.: Изд–во «Олимп-Бизнес», 2016, 472 с. ил.
  • Sayce A.H. «George Smith»// Littell's Living Age, Vol. 131, Iss. 1687, pp. 124–12 (October 14, 1876, New York: The Living age co. inc.)

См. также

Ссылки