Омар Хайям: различия между версиями
м (→Вымышленная биография) |
м (→Литература) |
||
(не показаны 64 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:Omar Chajam.jpg|thumb|400px|''Омар Хайям'' — гедонист]] | [[Изображение:Omar Chajam.jpg|thumb|400px|''Омар Хайям'' — гедонист]] | ||
− | '''Омар Хайям''' (''Хейям'', ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури'', якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. | + | '''Омар Хайям''' (''Хейям'', ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури'', якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Его математический труд ''«О доказательстве задач алгебры и алмукабалы»'' был впервые опубликован ''Ф. Вепке'' в Париже в [[1851]] году, а поэтические четверостишия («Рубайи» или «Катрены») впервые опубликованы шотландским поэтом–переводчиком ''Эдвардом Фитцджеральдом'' в [[1859]] году |
: «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» ''Г.К. Честертон'' | : «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» ''Г.К. Честертон'' | ||
=== Вымышленная биография === | === Вымышленная биография === | ||
− | Учёный, философ, поэт, юрист и историк ''Омар Хайям'' не был известен науке до середины XIX века. В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|словаре ''Брокгауза'']] об ''Омаре Х'''е'''яме'' сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.». | + | Учёный, философ, поэт, юрист и историк ''Омар Хайям'' (в английской транскрипции ''Винфилда'' от [[1882]] года — ''Ghias uddin Abul Fath Omar bin Ibrahim Al Khayyam'') не был известен науке до середины XIX века. Английский переводчик «катренов» (то есть,— четверостиший) ''Хайяма'' ''Винфилд'' сообщает, что поэт умер в ''517'' году по Хиджре. В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|словаре ''Брокгауза'']] об ''Омаре Х'''е'''яме'' сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.». Современные историки уточняют, что он родился 18 мая 1048 года в персидском городе Нишапуре и умер там же 4 декабря 1131 года. Причём сообщают, что дату рождения вычислил индийский ученый ''Свами Говинда Тиртха'' по гороскопу, найденному в ''бумагах'' ученика ''Омара Хайяма Бейхаки''. |
− | |||
− | + | [[Изображение:Omar Chajam writer.jpg|thumb|left|200px|''Омар Хайям'' — писатель]] | |
+ | |||
+ | '''Гороскоп Хайяма:''' ''«Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.»'' | ||
+ | |||
+ | В тех же ''бумагах'' сообщается, что ''Хайям'' был учеником ''Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины'' (''Авиценны'', якобы 980–1037). При этом считают, что у ''Ибн Сины'' он учился философии опосредованно, через его ученика ''Бахманъяра ибн Марзбана'', а математике — непосредственно у ''Абульхасана Анбари''. | ||
+ | |||
+ | Дату смерти ''Омара Хайяма'' вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных. Иранские учёные считают ''Омара Хайяма'' своим соотечественником. | ||
Имя его, ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури'' означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура». | Имя его, ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури'' означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура». | ||
− | Сообщают, что ''Омар Хайям'' был в хорасанском медрессе однокашником [[Хасан ас-Сабах|Старца Горы ''Хасана | + | Сообщают, что ''Омар Хайям'' был в хорасанском медрессе однокашником [[Хасан ас-Сабах|Старца Горы ''Хасана ас–Сабаха Сайдна'']], основателя секты ассасинов, одного из фантомов [[Иисус Христос|''Иисуса Христа'']], а также ''Абу–Али Хасана'' — будущего сельджукского визиря ''Низам–эль–Молька'' (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана ''Мелик–шаха'' (то есть, ''Царя–Царя'') и в 1074 году устроил ''Омара Хайяма'' при исфаханском дворе. До этого ''Омар Хайям'' работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими [[История|историками]] к великим учителям узбекского народа. После смерти ''Мелик–шаха'' в 1092 году и гибели покровителя ''Низам–эль–Молька'' от руки [[Ассасины|ассасина]], ''Омар Хайям'' совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что ''Хайям'' имел духовное звание имама и принадлежал к тайному исламскому ордену суфиев. Семьи он не имел, детей не оставил. |
+ | |||
+ | Некоторые сведения о жизни и смерти ''Омара Хайяма'' взяты из 3 главы книги ''Ахмеда ибн Умара ибн Али Низами Арузи Самарканди'' «Собрание редкостей, или Четыре беседы» (якобы 1156—1157 годов, впервые опубликованной в [[1887]]–[[1888|8]] годах). ''Низами Арузи Самарканди'' называет ''Хайяма'' своим учителем и представляет того авторитетным астрологом, не очень доверяющим предсказаниям этой науки. | ||
+ | |||
+ | ''Омар Хайям'' стал известен в Европе сначала как арабский математик, когда немецкий математик ''Франц Вепке'' (''Franz Woepcke'', [[1826]]–[[1864]]) опубликовал в [[1851]] году в Париже «Перевод алгебры Омара Альхайяма с выдержками из неопубликованных рукописей»(«L'algèbre d'Omar Alkhayyami, publiée, traduite et accompagnée d'extraits des manuscrits inédits, par F. Woepcke»). До этого времени были опубликованы отрывки из ''Хайяма'' в составе сборников средневековых арабских учёных (''G. Meerman'' в [[1742]] году и ''M. Gartz'' в [[1823]] году). | ||
+ | |||
+ | ''Омар Хайям'' более прославился своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают ''1200'' штук, но в древнейшей рукописи, якобы [[1461]] года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их только ''405''. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство, поминает имя ''Аллаха'' всуе. | ||
+ | |||
+ | Европейцы узнали ''Омара Хайяма'' как знаменитого персидского поэта благодаря переводу с фарси на английский язык ''Эдвардом Фитцжеральдом'' ([[1809]]—[[1883]]) 101–го четверостишья, — это был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу ''Фитцжеральд'' выпустил анонимно в [[1859]] году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. Около двух лет тираж книги пролежал в лавке лондонского издателя и книготорговца ''Бернарда Кворича'', пока внезапно не стала предметом острого интереса читателей. В [[1868]] году он выпустил расширенное издание книги, в [[1872]] и [[1879]] годах последовали другие. С тех пор большинство четверостиший ''Хайяма'' переводятся с английского, а не с фарси, хотя самого ''Эдварда Фитцджеральда'' принято критиковать за «искажение» персидских оригиналов. Русский учёный–востоковед ''В.А. Жуковский'' в [[1897]] году первым обратил внимание на то, что ''Хайяму'' приписывается много четверостиший, присутствующих в сборниках других персидских поэтов. Такие рубаи принято называть «странствующими». Многочисленные изображения ''Хайяма'' являются стилизованными под древность фантазиями современных художников. | ||
+ | |||
+ | Сообщают также, что ''Омар Хайям'' построил или обустроил обсерваторию в Исфахане (Испагани). Он, будто бы, измерил длину климатического года (получив значение ''365,24219858156... = 365+(1/4)-(11/1410)'' дня, а климатический, «тропический» год сейчас считают равным ''365,2422'' дня) и изобрёл солнечный календарь, климатически более точный, чем [[Григорианский календарь|Григорианский]] (который равен ''365,2425 = 365+ (97/400)'' дня), положив будто бы 8 високосных лет в 33–х летнем периоде (длина такого года равна ''365,24(24) = 365+ (8/33)'' дня, что соответствует рациональному приближению к длине года через цепную дробь вида [''365;4,7,1'']). Авторы этой гипотезы не сообщают источников этого мнения и не объясняют — зачем исламскому учёному понадобилось бы реформировать солнечный календарь, если исламский мир живёт по календарю лунному, оговоренному в Коране (19 обычных лет по 354 дня и 11 високосных лет по 355 дней, с 12–ю месяцами по 29 или 30 дней). | ||
+ | |||
+ | Указывается первое реальное употребление «календаря Хайама» ещё до того, как имя ''Хайама'' стало известно: | ||
+ | |||
+ | :''«Календарь древнеперсидского астронома–математика и поэта ''Омара Хайама'' (1050—1123 гг.) намечался для введения с 15 марта 1079 г. (так называемая эра «Джелал–Эдина»). В нём на протяжении периода в 33 года считается 8 високосных лет, что даёт среднюю продолжительность года в 365 <small>8/33</small>=365,24221 суток. Однако эта система не получила практического применения, и'' '''лишь спустя 700 лет во Франции в период Великой революции была введена Конвентом как основа нового революционного календаря'''. ''Она просуществовала во Франции 13 лет ([[1792]]—[[1805]] гг.) и была отменена Наполеоном I по настоянию Ватикана.»'' (Буткевич А.В., Зеликсон М.С. «Вечные календари»,— М.: Наука, 1969, с. 10) | ||
+ | |||
+ | [[Изображение:Obelisk_Khajam.jpg|thumb|220px|Обелиск на мнимой могиле ''Омара Хайяма'' в Нишапуре]] | ||
− | '' | + | В своём сочинении ''«О доказательстве задач алгебры и алмукабалы»'', якобы 1072 года, ''Омар Хайям'' будто бы на ''400'' лет ранее ''Тартальи'' построил теорию нахожения корней кубических уравнений, а также нашёл формулу биномиального разложения на ''500'' лет ранее [[Паскаль, Блез|''Блеза Паскаля'']] и [[Ньютон, Исаак|''Исаака Ньютона'']]. |
− | + | : ''«Большая часть из тех, кто в настоящее время имеет вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия, и используют тот запас знаний, которым они обладают, только для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. Аллах помогает нам во всех случаях, он наше прибежище.»'' (''Омар Хайям'' «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы») | |
Так же сообщают, что ''Омар Хайям'' написал ''«Комментарии к трудным положениям [[Евклид]]а»'', где содержится попытка доказательства [[Лобачевский, Николай Иванович|пятого постулата]] в виде, сформулированном шотландским математиком ''Джоном Плейфером'' ([[1748]]–[[1819]]) в ''«Началах геометрии»'' [[1795]] года: | Так же сообщают, что ''Омар Хайям'' написал ''«Комментарии к трудным положениям [[Евклид]]а»'', где содержится попытка доказательства [[Лобачевский, Николай Иванович|пятого постулата]] в виде, сформулированном шотландским математиком ''Джоном Плейфером'' ([[1748]]–[[1819]]) в ''«Началах геометрии»'' [[1795]] года: | ||
Строка 24: | Строка 45: | ||
В [[1934]] году над могилой ''Омара Хайяма'' в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью: | В [[1934]] году над могилой ''Омара Хайяма'' в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью: | ||
− | : ''' | + | : '''«Учёный Омар Хайям. Смерть мудреца 516 года лунной Хиджры»''' |
:: ''У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,'' | :: ''У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,'' | ||
:: ''Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.'' | :: ''Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.'' | ||
:: ''Если ты хочешь знать дату построения обелиска,'' | :: ''Если ты хочешь знать дату построения обелиска,'' | ||
:: ''Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.'' | :: ''Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.'' | ||
+ | Последняя строка этого четверостишия содержит дату сооружения обелиска — если заменить буквы их числовыми значениями и сложить, получится 1313 год солнечной Хиджры, то есть [[1934]] год н.э. | ||
+ | |||
+ | === Анекдоты об ''Омаре Хайяме'' === | ||
+ | |||
+ | * Аргентинский писатель и эрудит ''Хорхе Луис Борхес'' (''J.L. Borges'', [[1899]]—[[1986]]) в [[1952]] году опубликовал рассказ «Загадка Эдварда Фицджеральда», в котором предполагает, что ''Э. Фицджеральд'' является реинкарнацией ''Омара Хайяма''. | ||
+ | * Последние слова ''Омара Хайяма'', по воспоминаниям его зятя ''Мухаммада Багдади'', были таковы: ''«Господи, Ты знаешь, что я познал Тебя, насколько это было в моих силах, так что смилуйся надо мной!»'' | ||
− | === Сочинения, приписываемые Омару Хайяму === | + | === Сочинения, приписываемые ''Омару Хайяму'' === |
− | * ''«Трудности арифметики»'' (не | + | * ''«Трудности арифметики»'' (не сохранилась) |
− | * ''«О доказательстве задач алгебры и алмукабалы»'', | + | * ''«Комментарии к трудностям книги ([[Евклид]]а) о музыке»'' (не сохранилась) |
− | * ''«Комментарии к трудным положениям [[Евклид]]а»'', 1077 | + | * ''«Первый алгебраический трактат»'' (обнаружен и частично опубликован по–персидски ''Аббасом Эгбалем'' в Тегеране в [[1931]] г., факсимиле арабского текста с персидским переводом опубликовано в [[1960]] г. в Тегеране ''Голямом Хосейном Мосахебом'' в книге «Hakim Omare Khayyam as an algebraist») |
+ | * ''«О доказательстве задач алгебры и алмукабалы»'', якобы 1064—1071 гг. (опубликован ''Ф. Вепке'' в Париже в [[1851]] г. на арабском и французском языках, имеются три рукописи — две в Парижской национальной библиотеке и одна в Лейденской университетской библиотеке) | ||
+ | * ''«Комментарии к трудным положениям [[Евклид]]а»'', якобы 1077 г. (опубликован по–арабски иранским математиком ''Таги Эрани'' в Тегеране в [[1936]] г. или, по сообщению ''Б.А. Розенфельда'',— в [[1939]] году, с рукописи, хранившейся в Лейденской университетской библиотеке) | ||
* ''«Астрономические таблицы Маликшаха»'' (не сохранились) | * ''«Астрономические таблицы Маликшаха»'' (не сохранились) | ||
* ''«Трактат о бытии и долженствовании»'', 1080 | * ''«Трактат о бытии и долженствовании»'', 1080 | ||
Строка 40: | Строка 69: | ||
* ''«Трактат о существовании»'' | * ''«Трактат о существовании»'' | ||
* ''«Книга по требованию (обо всем сущем)»'' | * ''«Книга по требованию (обо всем сущем)»'' | ||
− | * ''«Об искусстве определения количества золота и серебра в | + | * ''«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»'' (имеются две рукописи — одна неполная в Готе, опубликованная в [[1906]] г., и другая в Санкт–Петербурге в Российской национальной библиотеке имени ''М.Е. Салтыкова–Щедрина'' в составе 5–ой главы 4–ой книги «Весы мудрости» ученика ''О. Хайяма'' ''Абу–л–Фатха Абд–фз–Рахмана Хазини'', якобы 1121 г. н.э., найденной историком и дипломатом ''Н.В. Ханыковым'' около [[1859]] г.) |
+ | |||
+ | === Реконструкция === | ||
+ | [[Изображение:OmarKhayyam.jpg|thumb|300px|Портрет ''Омара Хайяма'', [[1900]]]] | ||
+ | Научный уровень и задачи, решаемые ''Омаром Хайямом'' соответствуют рубежу XVI—XVII веков европейской науки. Так, он занимается: | ||
+ | * календарными проблемами | ||
+ | * комментирует [[Евклид]]а, пытаясь дополнить и упорядочить его постулаты | ||
+ | * упоминает «Альмагест» [[Клавдий Птолемей|''Птолемея'']], называя его ''«Битлимиусом»'' | ||
+ | * существенно опираясь на Аристотеля, поправляет его в математике, сводя произвольные величины к числам (а против этого выступал аристотелик [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосиф Скалигер'']] в [[1594]] году) | ||
+ | * использует методы «Конических сечений» [[Аполлоний Пергский|''Аполлония'']] | ||
+ | * сообщает устройство гидростатических весов и использует закон ''[[Архимед]]а'', не упоминая его имени (''Архимед'' и его сочинение «О шаре и цилиндре», а также ''Аполлоний'', как автор «Конических сечений», упомянуты в «Первом алгебраическом трактате» ''Омара Хайяма'', обнаруженном в Тегеране в [[1931]] году) | ||
+ | |||
+ | Сочинения ''Омара Хайяма'' существуют изолировано друг от друга, и не представляют какого–то развития идей, даже в случае пересечения содержания трактатов. А это свидетельствует о том, что они, будучи подлинными, принадлежат разным авторам, но искусственно приписаны одному. Существуют аргументы в пользу того, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции: | ||
+ | |||
+ | : ''«Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет'' '''спасения''' ''и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают'' '''для изучения воскресения''', доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств'' '''господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения''' в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.»'' (5, стр. 67) | ||
+ | : ''«Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других'' '''божественных состояний и воскресения'''.»'' (5, стр. 105) | ||
=== Новости === | === Новости === | ||
− | [[Изображение:Cherepok s Chajamom.jpg|thumb| | + | [[Изображение:Cherepok s Chajamom.jpg|thumb|250px|Иерусалимский черепок, [[2009]]]] |
В начале [[2009]] года израильский археолог ''Рина Авнер'' выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма: | В начале [[2009]] года израильский археолог ''Рина Авнер'' выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма: | ||
:''Когда–нибудь, огнем любовным обуян,'' | :''Когда–нибудь, огнем любовным обуян,'' | ||
Строка 51: | Строка 95: | ||
=== Литература === | === Литература === | ||
− | + | # ''Omar Khayam'' «Rubayyat»,— Лондон, [[1859]], 24 с. (расширенные переиздания с указанием переводчика ''Fitzgerald E.L.'' [[1868]], [[1872]], [[1879]] годов и [[1889]] — посмертное) | |
− | + | # ''Whinfield E.H.'' «Quatrains of Omar Khayyam in English prose by Justin Huntly McCarthy»,— London: Trübner & Co, Ludgate Hill, [[1882]] ([http://ia700402.us.archive.org/18/items/quatrains00omaruoft/quatrains00omaruoft.pdf см. PDF]) | |
+ | # ''Фитцджеральд Э.'' «Омар Хаям», перевод О. Румера,— М., [[1922]] ([http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/fitzjer_.htm читать]) | ||
+ | # {{Брокгауз}} (статьи «Омар Алькайями», авт. ''В.В. Бобынин'', и «Хейям», авт. ''А. Крымский'') | ||
+ | # ''Omar Khayyām'' «Resāla fi šarḥ mā aškala men moṣādarāt Ketāb Oqlides: ed., T. Erani (Arāni)»,— Tehran, [[1936]] (Комментарии к трудным постулатам книги [[Евклид]]а, издание ''Таги Эрани'') | ||
+ | # ''«Историко–математические исследования, вып. VI»'',— М.: ГИТТЛ, [[1953]] («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172) | ||
+ | # ''Морочник С.Б.'', ''Розенфельд Б.А.'' «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, [[1957]] | ||
+ | # ''«Историко–математические исследования, вып. XV»'',— М.: ГИФМЛ, [[1963]] («Первый алгебраический трактат», стр. 445—472) | ||
+ | # ''Розенфельд Б.А.'', ''Юшкевич А.П.'' «Омар Хайям»,— М.: Наука, [[1965]], 192 с. | ||
+ | # ''Велаяти А.А.'' «Мудрец Омар Хайям»,— М.: Вече, [[2011]], 136 с. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* ''Честертон Г.К.'' [http://www.psylib.ukrweb.net/books/_chest01.htm «Омар Хайям и священное вино»], [[1905]] | * ''Честертон Г.К.'' [http://www.psylib.ukrweb.net/books/_chest01.htm «Омар Хайям и священное вино»], [[1905]] | ||
* ''Голубев И.'' [http://translit.newmail.ru/omar/intro.html «Тайнопись Омара Хайяма»] | * ''Голубев И.'' [http://translit.newmail.ru/omar/intro.html «Тайнопись Омара Хайяма»] | ||
+ | * ''Борхес Х.Л.'' [http://www.fictionbook.ru/author/borhes_horhe_luis/zagadka_yedvarda_ficdjeralda/ «Загадка Эдварда Фицджеральда»] // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, [[1992]], 510 с. | ||
+ | * ''Ворожейкина З.Н.'' [http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/hajam4.htm «Омар Хайям и хайямовские четверостишия»], [[1986]] | ||
[[Категория:Словарная статья]] | [[Категория:Словарная статья]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Учёные]] | [[Категория:Учёные]] | ||
+ | [[Категория:Математика]] | ||
+ | [[Категория:Астрологи]] | ||
[[Категория:Фальсификации]] | [[Категория:Фальсификации]] | ||
− |
Текущая версия на 16:27, 16 апреля 2017
Омар Хайям (Хейям, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури, якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Его математический труд «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы» был впервые опубликован Ф. Вепке в Париже в 1851 году, а поэтические четверостишия («Рубайи» или «Катрены») впервые опубликованы шотландским поэтом–переводчиком Эдвардом Фитцджеральдом в 1859 году
- «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» Г.К. Честертон
Содержание
Вымышленная биография
Учёный, философ, поэт, юрист и историк Омар Хайям (в английской транскрипции Винфилда от 1882 года — Ghias uddin Abul Fath Omar bin Ibrahim Al Khayyam) не был известен науке до середины XIX века. Английский переводчик «катренов» (то есть,— четверостиший) Хайяма Винфилд сообщает, что поэт умер в 517 году по Хиджре. В словаре Брокгауза об Омаре Хеяме сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.». Современные историки уточняют, что он родился 18 мая 1048 года в персидском городе Нишапуре и умер там же 4 декабря 1131 года. Причём сообщают, что дату рождения вычислил индийский ученый Свами Говинда Тиртха по гороскопу, найденному в бумагах ученика Омара Хайяма Бейхаки.
Гороскоп Хайяма: «Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.»
В тех же бумагах сообщается, что Хайям был учеником Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины (Авиценны, якобы 980–1037). При этом считают, что у Ибн Сины он учился философии опосредованно, через его ученика Бахманъяра ибн Марзбана, а математике — непосредственно у Абульхасана Анбари.
Дату смерти Омара Хайяма вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных. Иранские учёные считают Омара Хайяма своим соотечественником.
Имя его, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
Сообщают, что Омар Хайям был в хорасанском медрессе однокашником Старца Горы Хасана ас–Сабаха Сайдна, основателя секты ассасинов, одного из фантомов Иисуса Христа, а также Абу–Али Хасана — будущего сельджукского визиря Низам–эль–Молька (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана Мелик–шаха (то есть, Царя–Царя) и в 1074 году устроил Омара Хайяма при исфаханском дворе. До этого Омар Хайям работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими историками к великим учителям узбекского народа. После смерти Мелик–шаха в 1092 году и гибели покровителя Низам–эль–Молька от руки ассасина, Омар Хайям совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что Хайям имел духовное звание имама и принадлежал к тайному исламскому ордену суфиев. Семьи он не имел, детей не оставил.
Некоторые сведения о жизни и смерти Омара Хайяма взяты из 3 главы книги Ахмеда ибн Умара ибн Али Низами Арузи Самарканди «Собрание редкостей, или Четыре беседы» (якобы 1156—1157 годов, впервые опубликованной в 1887–8 годах). Низами Арузи Самарканди называет Хайяма своим учителем и представляет того авторитетным астрологом, не очень доверяющим предсказаниям этой науки.
Омар Хайям стал известен в Европе сначала как арабский математик, когда немецкий математик Франц Вепке (Franz Woepcke, 1826–1864) опубликовал в 1851 году в Париже «Перевод алгебры Омара Альхайяма с выдержками из неопубликованных рукописей»(«L'algèbre d'Omar Alkhayyami, publiée, traduite et accompagnée d'extraits des manuscrits inédits, par F. Woepcke»). До этого времени были опубликованы отрывки из Хайяма в составе сборников средневековых арабских учёных (G. Meerman в 1742 году и M. Gartz в 1823 году).
Омар Хайям более прославился своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают 1200 штук, но в древнейшей рукописи, якобы 1461 года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их только 405. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство, поминает имя Аллаха всуе.
Европейцы узнали Омара Хайяма как знаменитого персидского поэта благодаря переводу с фарси на английский язык Эдвардом Фитцжеральдом (1809—1883) 101–го четверостишья, — это был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу Фитцжеральд выпустил анонимно в 1859 году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. Около двух лет тираж книги пролежал в лавке лондонского издателя и книготорговца Бернарда Кворича, пока внезапно не стала предметом острого интереса читателей. В 1868 году он выпустил расширенное издание книги, в 1872 и 1879 годах последовали другие. С тех пор большинство четверостиший Хайяма переводятся с английского, а не с фарси, хотя самого Эдварда Фитцджеральда принято критиковать за «искажение» персидских оригиналов. Русский учёный–востоковед В.А. Жуковский в 1897 году первым обратил внимание на то, что Хайяму приписывается много четверостиший, присутствующих в сборниках других персидских поэтов. Такие рубаи принято называть «странствующими». Многочисленные изображения Хайяма являются стилизованными под древность фантазиями современных художников.
Сообщают также, что Омар Хайям построил или обустроил обсерваторию в Исфахане (Испагани). Он, будто бы, измерил длину климатического года (получив значение 365,24219858156... = 365+(1/4)-(11/1410) дня, а климатический, «тропический» год сейчас считают равным 365,2422 дня) и изобрёл солнечный календарь, климатически более точный, чем Григорианский (который равен 365,2425 = 365+ (97/400) дня), положив будто бы 8 високосных лет в 33–х летнем периоде (длина такого года равна 365,24(24) = 365+ (8/33) дня, что соответствует рациональному приближению к длине года через цепную дробь вида [365;4,7,1]). Авторы этой гипотезы не сообщают источников этого мнения и не объясняют — зачем исламскому учёному понадобилось бы реформировать солнечный календарь, если исламский мир живёт по календарю лунному, оговоренному в Коране (19 обычных лет по 354 дня и 11 високосных лет по 355 дней, с 12–ю месяцами по 29 или 30 дней).
Указывается первое реальное употребление «календаря Хайама» ещё до того, как имя Хайама стало известно:
- «Календарь древнеперсидского астронома–математика и поэта Омара Хайама (1050—1123 гг.) намечался для введения с 15 марта 1079 г. (так называемая эра «Джелал–Эдина»). В нём на протяжении периода в 33 года считается 8 високосных лет, что даёт среднюю продолжительность года в 365 8/33=365,24221 суток. Однако эта система не получила практического применения, и лишь спустя 700 лет во Франции в период Великой революции была введена Конвентом как основа нового революционного календаря. Она просуществовала во Франции 13 лет (1792—1805 гг.) и была отменена Наполеоном I по настоянию Ватикана.» (Буткевич А.В., Зеликсон М.С. «Вечные календари»,— М.: Наука, 1969, с. 10)
В своём сочинении «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», якобы 1072 года, Омар Хайям будто бы на 400 лет ранее Тартальи построил теорию нахожения корней кубических уравнений, а также нашёл формулу биномиального разложения на 500 лет ранее Блеза Паскаля и Исаака Ньютона.
- «Большая часть из тех, кто в настоящее время имеет вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия, и используют тот запас знаний, которым они обладают, только для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. Аллах помогает нам во всех случаях, он наше прибежище.» (Омар Хайям «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы»)
Так же сообщают, что Омар Хайям написал «Комментарии к трудным положениям Евклида», где содержится попытка доказательства пятого постулата в виде, сформулированном шотландским математиком Джоном Плейфером (1748–1819) в «Началах геометрии» 1795 года:
- «Существует только одна прямая параллельная данной, проходящая через данную точку.»
Впрочем, современные историки науки утверждают, что эта формулировка встерчалась у античного комментатора Евклида Прокла Диадоха (якобы, 410–485 гг. н.э.)
В 1934 году над могилой Омара Хайяма в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:
- «Учёный Омар Хайям. Смерть мудреца 516 года лунной Хиджры»
- У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,
- Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.
- Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
- Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Последняя строка этого четверостишия содержит дату сооружения обелиска — если заменить буквы их числовыми значениями и сложить, получится 1313 год солнечной Хиджры, то есть 1934 год н.э.
Анекдоты об Омаре Хайяме
- Аргентинский писатель и эрудит Хорхе Луис Борхес (J.L. Borges, 1899—1986) в 1952 году опубликовал рассказ «Загадка Эдварда Фицджеральда», в котором предполагает, что Э. Фицджеральд является реинкарнацией Омара Хайяма.
- Последние слова Омара Хайяма, по воспоминаниям его зятя Мухаммада Багдади, были таковы: «Господи, Ты знаешь, что я познал Тебя, насколько это было в моих силах, так что смилуйся надо мной!»
Сочинения, приписываемые Омару Хайяму
- «Трудности арифметики» (не сохранилась)
- «Комментарии к трудностям книги (Евклида) о музыке» (не сохранилась)
- «Первый алгебраический трактат» (обнаружен и частично опубликован по–персидски Аббасом Эгбалем в Тегеране в 1931 г., факсимиле арабского текста с персидским переводом опубликовано в 1960 г. в Тегеране Голямом Хосейном Мосахебом в книге «Hakim Omare Khayyam as an algebraist»)
- «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», якобы 1064—1071 гг. (опубликован Ф. Вепке в Париже в 1851 г. на арабском и французском языках, имеются три рукописи — две в Парижской национальной библиотеке и одна в Лейденской университетской библиотеке)
- «Комментарии к трудным положениям Евклида», якобы 1077 г. (опубликован по–арабски иранским математиком Таги Эрани в Тегеране в 1936 г. или, по сообщению Б.А. Розенфельда,— в 1939 году, с рукописи, хранившейся в Лейденской университетской библиотеке)
- «Астрономические таблицы Маликшаха» (не сохранились)
- «Трактат о бытии и долженствовании», 1080
- «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность»
- «Свет разума о предмете всеобщей науки»
- «Трактат о существовании»
- «Книга по требованию (обо всем сущем)»
- «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» (имеются две рукописи — одна неполная в Готе, опубликованная в 1906 г., и другая в Санкт–Петербурге в Российской национальной библиотеке имени М.Е. Салтыкова–Щедрина в составе 5–ой главы 4–ой книги «Весы мудрости» ученика О. Хайяма Абу–л–Фатха Абд–фз–Рахмана Хазини, якобы 1121 г. н.э., найденной историком и дипломатом Н.В. Ханыковым около 1859 г.)
Реконструкция
Научный уровень и задачи, решаемые Омаром Хайямом соответствуют рубежу XVI—XVII веков европейской науки. Так, он занимается:
- календарными проблемами
- комментирует Евклида, пытаясь дополнить и упорядочить его постулаты
- упоминает «Альмагест» Птолемея, называя его «Битлимиусом»
- существенно опираясь на Аристотеля, поправляет его в математике, сводя произвольные величины к числам (а против этого выступал аристотелик Иосиф Скалигер в 1594 году)
- использует методы «Конических сечений» Аполлония
- сообщает устройство гидростатических весов и использует закон Архимеда, не упоминая его имени (Архимед и его сочинение «О шаре и цилиндре», а также Аполлоний, как автор «Конических сечений», упомянуты в «Первом алгебраическом трактате» Омара Хайяма, обнаруженном в Тегеране в 1931 году)
Сочинения Омара Хайяма существуют изолировано друг от друга, и не представляют какого–то развития идей, даже в случае пересечения содержания трактатов. А это свидетельствует о том, что они, будучи подлинными, принадлежат разным авторам, но искусственно приписаны одному. Существуют аргументы в пользу того, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции:
- «Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет спасения и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают для изучения воскресения, доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.» (5, стр. 67)
- «Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других божественных состояний и воскресения.» (5, стр. 105)
Новости
В начале 2009 года израильский археолог Рина Авнер выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма:
- Когда–нибудь, огнем любовным обуян,
- В душистых локонах запутавшись и пьян,
- Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу
- И с пьяной головы растрепанный тюрбан.
Литература
- Omar Khayam «Rubayyat»,— Лондон, 1859, 24 с. (расширенные переиздания с указанием переводчика Fitzgerald E.L. 1868, 1872, 1879 годов и 1889 — посмертное)
- Whinfield E.H. «Quatrains of Omar Khayyam in English prose by Justin Huntly McCarthy»,— London: Trübner & Co, Ludgate Hill, 1882 (см. PDF)
- Фитцджеральд Э. «Омар Хаям», перевод О. Румера,— М., 1922 (читать)
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907 (статьи «Омар Алькайями», авт. В.В. Бобынин, и «Хейям», авт. А. Крымский)
- Omar Khayyām «Resāla fi šarḥ mā aškala men moṣādarāt Ketāb Oqlides: ed., T. Erani (Arāni)»,— Tehran, 1936 (Комментарии к трудным постулатам книги Евклида, издание Таги Эрани)
- «Историко–математические исследования, вып. VI»,— М.: ГИТТЛ, 1953 («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172)
- Морочник С.Б., Розенфельд Б.А. «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, 1957
- «Историко–математические исследования, вып. XV»,— М.: ГИФМЛ, 1963 («Первый алгебраический трактат», стр. 445—472)
- Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. «Омар Хайям»,— М.: Наука, 1965, 192 с.
- Велаяти А.А. «Мудрец Омар Хайям»,— М.: Вече, 2011, 136 с.
Ссылки
- Честертон Г.К. «Омар Хайям и священное вино», 1905
- Голубев И. «Тайнопись Омара Хайяма»
- Борхес Х.Л. «Загадка Эдварда Фицджеральда» // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, 1992, 510 с.
- Ворожейкина З.Н. «Омар Хайям и хайямовские четверостишия», 1986