Ди, Джон: различия между версиями
(Евклид) |
м (→Биография) |
||
| (не показана 31 промежуточная версия этого же участника) | |||
| Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Джон Ди''', ''John Dee'' (23 июля [[1527]] года, Лондон – [[1608]], Мортлейк, графство Суррей) — английский учёный: алхимик, астролог, астроном, географ и математик. Один из крупнейших коллекционеров книг своего времени | '''Джон Ди''', ''John Dee'' (23 июля [[1527]] года, Лондон – [[1608]], Мортлейк, графство Суррей) — английский учёный: алхимик, астролог, астроном, географ и математик. Один из крупнейших коллекционеров книг своего времени | ||
| − | : ''«Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно–белая борода. Очень красивый человек»'' Джон Обри | + | : ''«Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно–белая борода. Очень красивый человек»''. Джон Обри |
=== Биография === | === Биография === | ||
| − | ''Джон Ди'' родился 23 июля [[1527]] года (иногда сообщают, что 13 июля [[1527]] года: разница в 10 дней указывает на расхождение между юлианским и григорианским календарём, соответствующее XVI–XVII векам) в семье придворного торговца тканями короля ''Генриха VIII''. Отца ''Джона Ди'', вроде бы, звали ''Роландом Ди''. Происхождение фамилии ''Ди'' (''Dee, Daye'') темно и невразумительно. В Шотландии есть пара речушек с этим названием такой же сомнительной этимологии. Высказываются идеи, что «ди» на одном из кельтских диалектов означало «чёрный». Другие объяснения связывают смысл этого слова с занятиями ''Джона Ди'', и тем самым опровергают родовое происхождение этого прозвища: | + | ''Джон Ди'' родился 23 июля [[1527]] года (иногда сообщают, что 13 июля [[1527]] года: разница в 10 дней указывает на расхождение между юлианским и григорианским календарём, соответствующее XVI–XVII векам) в семье придворного торговца тканями (иногда пишут — винодела) короля ''Генриха VIII''. Отца ''Джона Ди'', вроде бы, звали ''Роландом Ди''. Происхождение фамилии ''Ди'' (''Dee, Daye'') темно и невразумительно. В Шотландии есть пара речушек с этим названием такой же сомнительной этимологии. Высказываются идеи, что «ди» на одном из кельтских диалектов означало «чёрный». Другие объяснения связывают смысл этого слова с занятиями ''Джона Ди'', и тем самым опровергают родовое происхождение этого прозвища: |
* английское ''dee'' — есть синоним ''damned'', то есть «проклятый» или «отвратительный» | * английское ''dee'' — есть синоним ''damned'', то есть «проклятый» или «отвратительный» | ||
| Строка 12: | Строка 12: | ||
Тем самым, проблема фамилии или прозвища ''Джона Ди'' остаётся открытой. | Тем самым, проблема фамилии или прозвища ''Джона Ди'' остаётся открытой. | ||
| − | В [[1542]] году ''Джон Ди'' поступил в колледж ''св. Иоанна'' в [[Кембриджский университет|Кембридже]]. Он занимался всеми науками того времени, за исключением богословия | + | В [[1542]] году ''Джон Ди'' поступил в колледж ''св. Иоанна'' в [[Кембриджский университет|Кембридже]]. Он занимался всеми науками того времени, якобы, за исключением богословия. Своим трудолюбием и успехами в естественных науках ''Джон Ди'' заслужил огромное уважение коллег и в декабре [[1546]] года вошёл в совет новосозданного [[Тринити-Колледж|Тринити Колледжа]], вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа. |
| − | В [[1548]]–[[1551]] ''Джон Ди'' покинул Англию и путешествовал по Европе. Он учился и работал в Голландии, | + | В [[1548]]–[[1551]] ''Джон Ди'' покинул Англию и путешествовал по Европе. Он учился и работал в Голландии: обучался математике, картографии и астрономии в Лувенском университете, в Лейдене сотрудничал у [[Меркатор, Герхард|''Герхарда Меркатора'']] и ''Геммы Фризиуса'', написал алхимический труд «Mercurius Coelestis» («Небесный Меркурий», в 24-х томах). Побывал в Бельгии, Венгрии и Франции, в Париже он читал лекции по геометрии. |
| − | По возвращению в Англию в феврале [[1552]] года ''Джон Ди'' поступил на службу к графу Пемброку, а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. Вряд ли ему удалось правильно решить эту проблему, поскольку значительно позднее теорией приливов неудачно занимались [[Галилей, Галилео|''Галилео Галилей'']] и [[Декарт, Рене|''Рене Декарт'']], с бо`льшим успехом — [[Кеплер, иоганн|''Иоганн Кеплер'']], а основательно решил эту проблему только [[Ньютон, Исаак|''Исаак Ньютон'']] в своих [[«Принципы» Ньютона|«Принципах»]] через век после ''Джона Ди'', но и в XVIII веке теория приливов продолжала уточняться [[Эйлер, Леонард|''Леонардом Эйлером'']] и [[Бернулли, Даниил|''Даниилом Бернулли'']]. | + | По возвращению в Англию в феврале [[1552]] года ''Джон Ди'' поступил на службу к графу ''Пемброку'', а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. Вряд ли ему удалось правильно решить эту проблему, поскольку значительно позднее теорией приливов неудачно занимались [[Галилей, Галилео|''Галилео Галилей'']] и [[Декарт, Рене|''Рене Декарт'']], с бо`льшим успехом — [[Кеплер, иоганн|''Иоганн Кеплер'']], а основательно решил эту проблему только [[Ньютон, Исаак|''Исаак Ньютон'']] в своих [[«Принципы» Ньютона|«Принципах»]] через век после ''Джона Ди'', но и в XVIII веке теория приливов продолжала уточняться [[Эйлер, Леонард|''Леонардом Эйлером'']] и [[Бернулли, Даниил|''Даниилом Бернулли'']]. |
| − | Вскоре ''Джон Ди'' стал придворным астрологом ''Марии I Тюдор'' (''Кровавой''). Он пытался учредить Королевскую библиотеку, но в обстановке острых религиозных прений этот план был отвергнут. Зато личная библиотека ''Джона Ди'' в Мортлейке стала крупнейшей в Англии. | + | Вскоре ''Джон Ди'' стал придворным астрологом ''Марии I Тюдор'' (''Кровавой''). Он пытался учредить Королевскую библиотеку, но в обстановке острых религиозных прений этот план был отвергнут. Зато личная библиотека ''Джона Ди'' в Мортлейке (графство Суррей) стала крупнейшей в Англии. |
| − | В [[1556]] году, после предсказания скорого конца династии ''Тюдоров'', ''Джон Ди'' попал в тюрьму за колдовство и государственную измену, где пробыл два года до воцарения в [[1558]] году ''Елизаветы I''. У новой королевы пользовался благосклонностью. ''Джону Ди'' приписывают протестантские взгляды на религию, | + | В [[1556]] году, после предсказания скорого конца династии ''Тюдоров'', ''Джон Ди'' попал в тюрьму за колдовство и государственную измену, где пробыл два года до воцарения в [[1558]] году ''Елизаветы I''. У новой королевы пользовался благосклонностью, и служил её придворным астрологом. При английском дворе он побывал наставником ''Роберта Дадли'', ''Эдварда Дайера'', ''Томаса Диггеса'', ''Томаса Муффета'', а также — поэта и дипломата ''Филипа Сидни''. ''Джону Ди'' приписывают протестантские взгляды на религию, приверженность неоплатонизму и каббале. Он написал «Апологию» к сочинениям ''Роджера Бэкона'', опубликовал в Антверпене свой герметический шедевр «Monas Hieroglyphica» («Иероглифическая Монада», [[1564]], посвящена императору ''Максимилиану II''). В [[1570]] ''Ди'' написал предисловие к новому переводу «Начал» ''[[Евклид]]а'', выполненного сэром ''Генри Биллингслеем''. |
| − | В [[ | + | Подобно многим естествоиспытателям того времени, ''Джон Ди'' занимался прикладной магией. Для контакта с духами он использовал кристаллы. Согласно дневнику ''Ди'', первые успехи в этом направлении начались 25 мая [[1581]] года. В [[1582]] году он вызвал архангела ''Уриила'', который вручил ''Ди'' чёрный кристалл, в настоящее время хранящийся в Британском музее. ''Джон Ди'' посредством кристалла систематически общался с ангелами — ''Уриилом'', ''Габриэлем'', ''Нэлваджем'', ''Джубанладасом'', ''Морворграном'' и ''Мадини'', и эпизодически — с другими. При общении с духами ''Джон Ди'' впадал в состояние транса, после выхода из которого ничего не помнил из происшедшего. Поэтому он решил задействовать в своих экспериментах медиума, который станет диктовать свои видения. Таким проводником стал молодой нотариус, любитель алхимии ''Эдвард Келли'' (настоящая его фамилия — ''Тэлбот''), которому в наказание за подделку какого-то документа отсекли уши. Чтобы скрыть увечье, ''Келли'' отрастил длинные волосы и ходил в шапке-ушанке. Он посещал Оксфордский университет и некоторое время работал учеником аптекаря. С ''Келли'' ''Джон Ди'' познакомился в 10 марта [[1582]] года, и позднее долгое время был с ним неразлучным. |
| − | + | В [[1584]] году ''Келли'' и ''Ди'' написали магическую книгу «Ключи ''Еноха''», которую не опубликовали из–за опасений преследований за колдовство. Эта книга, или её подделка, всплывает в [[1672]] году, после чего становится Библией оккультистов. В ней изложены ''19'' Энохианских Призывов или Ключей, продиктованных духами через ''Эдварда Келли'' в обратном порядке для снижения их заклинательной силы. | |
| − | ''Джон Ди'' умер в нищете и забвении в [[1608]] году, | + | Сын филолога и кальвинистского теолога [[Казобон, Исаак|''Исаака Казобона'']] ([[1559, Джон|1559]]—[[1614]]), теолог ''Мерик Флоран Этьенн Казобон'' ([[1599]]—[[1671]]) в [[1659]] году опубликовал в Лондоне «духовный дневник» ''Джона Ди'' с описанием его общения с духами: ''«A True and Faithful Relation of what passed for many years between Dr. John Dee... and some spirits...»'' («Истинное и верное изложение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами, что, в случае успешного завершения, привело бы к Общей Трансформации большинства государств и королевств в мире»). Магические успехи ''Джона Ди'' стали известны из этой книги. |
| + | |||
| + | В [[1583]] году ''Келли'' и ''Ди'' с семьями поехали в Польшу — их пригласил покровитель алхимиков польский граф ''Альбрехт Лаский'', которому его новые друзья предсказали избрание польским королём и пообещали эликсир жизни. Подержав гостей-алхимиков несколько месяцев в своём имении под Краковом, ''Лаский'' отправил их в Прагу, рекомендовав императору Священной Римской империи германской нации ''Рудольфу II''. 9 августа [[1584]] года они прибыли в Прагу, остановившись у придворного астронома и личного врача ''Рудольфа II'', заведующего императорскими алхимическими лабораториями ''Тадеаша Гаека'' (известного также как ''Немикуса''). ''Ди'' попросил аудиенции у императора 17 августа [[1584]] года. В подарок императору, который любил всякие диковинки и создал ради них Кунсткамеру (Kunstkammer — «Палата искусства»), ''Джон Ди'' передал магическое зеркало, в котором смотрящий мог увидеть, что пожелает. Секретарь императора ответил ''Ди'' 3 сентября [[1584]] года. Император приглашал ''Ди'' на аудиенцию, на которую ''Ди'' опоздал по вине обстоятельств. Тем не менее, ''Рудольф II'' принял ''Ди'' ласково, похвалив его книгу «Иероглифическая монада». ''Ди'' решился пересказать императору угрожающие тому пророчества от своих ангелов и раскритиковал придворного астролога ''Рудольфа II''. Император отправил ''Ди'' восвояси, передав его попечению своего советника, [[Иезуиты|иезуита]] и астронома ''Якоба Курца фон Зенфтенау''. ''Курц'' организовал присуждение ''Ди'' почётной докторской степени по медицине в иезуитском колледже Праги, но от услуг надменного англичанина при дворе впредь отказались. | ||
| + | |||
| + | Якобы, русский царь ''Феодор Иоаннович'' пригласил ''Джона Ди'' в Москву в [[1586]] году, но ''Ди'' позднее отправил туда своего сына ''Артура''. ''Артур Ди'' написал в Москве книгу «Fasciculus chemicus» («Химическая связка», [[1629]]). Он был врачом первого царя Романовской династии ''Михаила Феодоровича''. | ||
| + | |||
| + | В [[1585]] году к «ангельским коммуникациям» ''Келли'' и ''Ди'' присоединился странствующий флорентийский гуманист и мистик ''Франческо Пуччи''. Позднее ''Пуччи'' написал утопию «Forma d'una republica catholica» (сочинение «Устройство вселенской республики» было издано анонимно, а её автор был определён предположительно в середине XX века) — все его книги в [[1592]] году были внесены в [[Индекс запрещённых книг]], в [[1595]] году он был арестован [[Инквизиция|инквизицией]], а в [[1597]] году он был сожжён в Риме, как еретик. | ||
| + | |||
| + | На ''Ди'' поступали доносы от высокопоставленных католиков о его колдовстве, о заговоре против ''Рудольфа II'', о шпионаже в пользу английской короны. Папский нунций в Праге ''Филиппо Сега'' написал Папе 29 апреля [[1586]] года: | ||
| + | :: ''«Джон Ди и его компаньон уже какое-то время находятся при этом дворе, и намереваясь сочинить новые предрассудки, если не ересь, они попали в поле зрения императора и его двора.»'' | ||
| + | |||
| + | 29 мая [[1586]] года император подписал указ об изгнании ''Джона Ди'' и ''Эдварда Келли'' с их семьями. Но негласно им позволили остаться в Священной империи: они обосновались в южной Богемии в замке могущественного аристократа, верховного бургграфа империи, покровителя алхимиков ''Вилема Рожмберка'' в городе Требоне. Специально для ''Келли'' и ''Ди'' там была построена алхимическая лаборатория — уже седьмая во владениях ''Рожмберка''. Здесь ''Келли'' успешно дурачил ''Ди'' и ''Рожмберка'', изготавливая алхимическое золото в небольших количествах, делая божественные эликсиры и философский камень, при этом не раскрывая своих «секретов». 3 мая [[1587]] года ''Ди'' подписал заявление об общности всего имущества с ''Келли'', в том числе уступил ему свою молоденькую третью жену. В январе [[1589]] года ''Рожмберк'' выслал ''Ди'' из своих владений, по-видимому, щедро одарив гостя. ''Джон Ди'' отправился в Англию, а ''Келли'' остался в Богемии, сделав замечательную алхимическую карьеру при императорском дворе и сказочно разбогатев. Возвращаться в Англию он не пожелал. Конец своей жизни ''Эдвард Келли'' провёл в замке Кршивоклат в тюрьме за убийство на дуэли. В заключении ''Келли'' пробыл несколько лет и предположительно покончил с собой, приняв яд. Он оставил после себя несколько алхимических сочинений. Семью ''Келли'' лишили всего нажитого имущества. | ||
| + | |||
| + | В [[1589]] году ''Джон Ди'' возвращается домой в Мортлейк и обнаруживает, что его библиотека и лаборатория полностью разворованы и сожжены. В [[1592]] (или [[1596]]) году его назначают ректором Колледжа ''Христа'' в Манчестере. В [[1595]] году ему дают номинальную должность канцлера собора святого ''Павла''. В [[1605]] в Манчестере разразилась чума, от которой погибли некоторые из восьми детей ''Джона Ди'' и его жена. Сам он возвращается в Лондон, но уже не имеет там средств к существованию, поскольку новый король ''Яков I Стюарт'' ([[1603]]–[[1625]]), сын шотландской королевы ''Марии Стюарт'' ([[1542]]–[[1587]]), ''Джона Ди'' не жаловал. | ||
| + | |||
| + | ''Джон Ди'' умер в нищете и забвении в [[1608]] году, в возрасте 81 года. Его бумаги были уничтожены, место захоронения потеряно. Часть биографии ''Джона Ди'' восстанавливается по его дневнику. Вполне вероятно, что ''Джон Ди'' похоронен в Кёльне под именем средневекового схоласта, «тонкого доктора» [[Дунс, Иоанн|''Иоанна Дунса Скота'']]. | ||
=== Деяния === | === Деяния === | ||
| − | ''Джон Ди'' был авторитетным учёным своего времени и удачливым астрологом. Создано множество легенд о его предсказательных и магических способностях. Будто бы он вычислил дату смерти королевы ''Марии I Тюдор'' (Кровавой), предсказав восхождение на английский трон ''Елизаветы I''. За это Джон Ди чуть не поплатился головой, но но через два года исполнение его пророчества освободило астролога из тюрьмы и вознесло к вершинам славы. Новая королева ''Елизавета I'' назначила ''Ди'' придворным астрологом и дату своей коронации 14 января [[1559]] года выбрала по его рекомендации. | + | ''Джон Ди'' был авторитетным учёным своего времени и удачливым астрологом. Создано множество легенд о его предсказательных и магических способностях. Будто бы он вычислил дату смерти королевы ''Марии I Тюдор'' (Кровавой), предсказав восхождение на английский трон ''Елизаветы I''. За это ''Джон Ди'' чуть не поплатился головой, но но через два года исполнение его пророчества освободило астролога из тюрьмы и вознесло к вершинам славы. Новая королева ''Елизавета I'' назначила ''Ди'' придворным астрологом и дату своей коронации 14 января [[1559]] года выбрала по его рекомендации. |
Благодаря сохранившемуся труду «Иероглифическая монада» в современных оккультных кругах ''Джон Ди'' считается идейным отцом розенкрейцерства. ''Джону Ди'' приписывают изобретение телескопа, солнечного «гиперболоида» и механических роботов, но к этим гипотезам не существует никаких материальных доказательств. | Благодаря сохранившемуся труду «Иероглифическая монада» в современных оккультных кругах ''Джон Ди'' считается идейным отцом розенкрейцерства. ''Джону Ди'' приписывают изобретение телескопа, солнечного «гиперболоида» и механических роботов, но к этим гипотезам не существует никаких материальных доказательств. | ||
| + | |||
| + | Сообщают, что потерянная библиотека ''Джона Ди'' содержала 4 тысячи книг. Он предложил создать Королевскую библиотеку в Лондоне. | ||
''Джон Ди'' считается изобретателем «Гринвичского меридиана», вошедшего в повсеместное употребление в конце XIX века. Также ему приписывают изобретение термина «Британская империя», получившего официальное признание только в середине XIX века. | ''Джон Ди'' считается изобретателем «Гринвичского меридиана», вошедшего в повсеместное употребление в конце XIX века. Также ему приписывают изобретение термина «Британская империя», получившего официальное признание только в середине XIX века. | ||
| Строка 37: | Строка 54: | ||
Московский царь ''Феодор Иоаннович'' приглашал ''Джона Ди'' к своему двору через английского купца ''Эдуарда Гарланда''. Письмо ''Гарланда'' к ''Джону Ди'' напечатано в первом томе «Коллекции» ''Ричарда Гаклюйта'' (''Collection of early Voyages. Travels and Discoveries of the English Nation, 3 volumes in folio'', [[1600]]). | Московский царь ''Феодор Иоаннович'' приглашал ''Джона Ди'' к своему двору через английского купца ''Эдуарда Гарланда''. Письмо ''Гарланда'' к ''Джону Ди'' напечатано в первом томе «Коллекции» ''Ричарда Гаклюйта'' (''Collection of early Voyages. Travels and Discoveries of the English Nation, 3 volumes in folio'', [[1600]]). | ||
| − | Шекспироведы предполагают ''Джона Ди'' прототипом ''Просперо'' из шекспировской «Бури». Позднее о нём писали ''Густав Майринк'' («Ангел западного окна», [[1927]]), ''Говард Лавкрафт'' («Ужас Данвича», [[1928]]), ''Майкл Муркок'' («Глориана», [[1978]]), ''Джон Кроули'' («Египет», [[1987]]), ''Умберто Эко'' («Маятник Фуко», [[1988]]), ''Питер Акройд'' («Дом доктора Ди», [[1994]]), ''Армин Шимерман'' («Принц купцов», [[2003]]), Филиппа Грегори («Дурак Королевы», [[2004]]). Супер–шпион ''Яна Флеминга'' ''Джеймс Бонд'' заимствовал кличку ''«007»'' у ''Джона Ди'' — якобы таким образом тот подписывал свои секретные послания королеве ''Елизавете I''. | + | Шекспироведы предполагают ''Джона Ди'' прототипом ''Просперо'' из шекспировской «Бури». Позднее о нём писали ''Густав Майринк'' («Ангел западного окна», [[1927]]), ''Говард Лавкрафт'' («Ужас Данвича», [[1928]]), ''Майкл Муркок'' («Глориана», [[1978]]), ''Джон Кроули'' («Египет», [[1987]]), ''Умберто Эко'' («Маятник Фуко», [[1988]]), ''Питер Акройд'' («Дом доктора Ди», [[1994]]), ''Армин Шимерман'' («Принц купцов», [[2003]]), ''Филиппа Грегори'' («Дурак Королевы», [[2004]]), ''Елена Ивановна Михалкова'' («Манускрипт дьявола», [[2010]]). Супер–шпион ''Яна Флеминга'' ''Джеймс Бонд'' заимствовал кличку ''«007»'' у ''Джона Ди'' — якобы таким образом тот подписывал свои секретные послания королеве ''Елизавете I''. |
''Джон Ди'', скорее всего, является прототипом фантомного средневекового схоласта [[Дунс, Иоанн|''Иоанна Дунса Скота'']] и средневекового еретика ''Иоанна Скота Эригены''. | ''Джон Ди'', скорее всего, является прототипом фантомного средневекового схоласта [[Дунс, Иоанн|''Иоанна Дунса Скота'']] и средневекового еретика ''Иоанна Скота Эригены''. | ||
=== Труды === | === Труды === | ||
| − | * | + | * Написал предисловие и издал «Начала» ''[[Евклид]]а'' на английском языке: ''«The elements of geometrie of the most auncient philosopher Euclide of Megara»'' (London: By ''Iohn Daye'', [[1559]]; [[1570]]) |
* написал учебник географии | * написал учебник географии | ||
| − | * «Иероглифическая монада» | + | * «Monas Hieroglyphica» («Иероглифическая монада», Антверпен, [[1564]]) |
* совместно с [[Коммандино, Федериго|''Коммандино'']] издал латинский и итальянский текст арабского геометра, якобы XII в., ''Абу–Бекра Мухаммеда бен Абдельбаки эль–Багдади'' ''«Libro del modo di dividere le superficie attribvito a'Machometo Bagdedino»'' (Пиза, [[1570]]) | * совместно с [[Коммандино, Федериго|''Коммандино'']] издал латинский и итальянский текст арабского геометра, якобы XII в., ''Абу–Бекра Мухаммеда бен Абдельбаки эль–Багдади'' ''«Libro del modo di dividere le superficie attribvito a'Machometo Bagdedino»'' (Пиза, [[1570]]) | ||
* «Книга Эноха», [[1584]] | * «Книга Эноха», [[1584]] | ||
| Строка 52: | Строка 69: | ||
* М.Ф.Э. Казобон ''«Истинное и верное сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами»'',— Лондон, [[1659]] | * М.Ф.Э. Казобон ''«Истинное и верное сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами»'',— Лондон, [[1659]] | ||
* {{Брокгауз}} | * {{Брокгауз}} | ||
| + | * ''«Дневники Джона Ди. Том I. Книги тайн»'',— М.: Издательство А.Г. Москвичев, [[2016]], 344 с. | ||
| + | * ''«Дневники Джона Ди. Том II. Колдовские дневники»'',— М.: Издательство А.Г. Москвичев, [[2016]], 376 с. | ||
| + | * ''«Дневники Джона Ди. Том III. Книга Еноха»'',— М.: Издательство А.Г. Москвичев, [[2017]], 368 с. | ||
| + | * Маршалл П. ''«Магический круг Рудольфа II. Алхимия и астрология в Праге эпохи Возрождения»'',— М.: Касталия, [[2023]] | ||
| + | |||
| + | === См. также === | ||
| + | * [[Евклид]] | ||
| + | * [[Коммандино, Федериго]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* ''Джон Ди'' [http://www.levity.com/alchemy/monas_r.html «Иероглифическая монада»] | * ''Джон Ди'' [http://www.levity.com/alchemy/monas_r.html «Иероглифическая монада»] | ||
| + | * [http://www.esotericarchives.com/dee/ Writings of ''John Dee''] | ||
[[Категория:Словарная статья]] | [[Категория:Словарная статья]] | ||
Текущая версия на 21:09, 18 августа 2025
Джон Ди, John Dee (23 июля 1527 года, Лондон – 1608, Мортлейк, графство Суррей) — английский учёный: алхимик, астролог, астроном, географ и математик. Один из крупнейших коллекционеров книг своего времени
- «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно–белая борода. Очень красивый человек». Джон Обри
Содержание
Биография
Джон Ди родился 23 июля 1527 года (иногда сообщают, что 13 июля 1527 года: разница в 10 дней указывает на расхождение между юлианским и григорианским календарём, соответствующее XVI–XVII векам) в семье придворного торговца тканями (иногда пишут — винодела) короля Генриха VIII. Отца Джона Ди, вроде бы, звали Роландом Ди. Происхождение фамилии Ди (Dee, Daye) темно и невразумительно. В Шотландии есть пара речушек с этим названием такой же сомнительной этимологии. Высказываются идеи, что «ди» на одном из кельтских диалектов означало «чёрный». Другие объяснения связывают смысл этого слова с занятиями Джона Ди, и тем самым опровергают родовое происхождение этого прозвища:
- английское dee — есть синоним damned, то есть «проклятый» или «отвратительный»
- dee — есть искажение dean (десятник, декан), поскольку Ди в молодости служил в совете Тринити Колледжа Кембриджского университета, а в старости стал ректором Колледжа Христа в Манчестере
Тем самым, проблема фамилии или прозвища Джона Ди остаётся открытой.
В 1542 году Джон Ди поступил в колледж св. Иоанна в Кембридже. Он занимался всеми науками того времени, якобы, за исключением богословия. Своим трудолюбием и успехами в естественных науках Джон Ди заслужил огромное уважение коллег и в декабре 1546 года вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа.
В 1548–1551 Джон Ди покинул Англию и путешествовал по Европе. Он учился и работал в Голландии: обучался математике, картографии и астрономии в Лувенском университете, в Лейдене сотрудничал у Герхарда Меркатора и Геммы Фризиуса, написал алхимический труд «Mercurius Coelestis» («Небесный Меркурий», в 24-х томах). Побывал в Бельгии, Венгрии и Франции, в Париже он читал лекции по геометрии.
По возвращению в Англию в феврале 1552 года Джон Ди поступил на службу к графу Пемброку, а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. Вряд ли ему удалось правильно решить эту проблему, поскольку значительно позднее теорией приливов неудачно занимались Галилео Галилей и Рене Декарт, с бо`льшим успехом — Иоганн Кеплер, а основательно решил эту проблему только Исаак Ньютон в своих «Принципах» через век после Джона Ди, но и в XVIII веке теория приливов продолжала уточняться Леонардом Эйлером и Даниилом Бернулли.
Вскоре Джон Ди стал придворным астрологом Марии I Тюдор (Кровавой). Он пытался учредить Королевскую библиотеку, но в обстановке острых религиозных прений этот план был отвергнут. Зато личная библиотека Джона Ди в Мортлейке (графство Суррей) стала крупнейшей в Англии.
В 1556 году, после предсказания скорого конца династии Тюдоров, Джон Ди попал в тюрьму за колдовство и государственную измену, где пробыл два года до воцарения в 1558 году Елизаветы I. У новой королевы пользовался благосклонностью, и служил её придворным астрологом. При английском дворе он побывал наставником Роберта Дадли, Эдварда Дайера, Томаса Диггеса, Томаса Муффета, а также — поэта и дипломата Филипа Сидни. Джону Ди приписывают протестантские взгляды на религию, приверженность неоплатонизму и каббале. Он написал «Апологию» к сочинениям Роджера Бэкона, опубликовал в Антверпене свой герметический шедевр «Monas Hieroglyphica» («Иероглифическая Монада», 1564, посвящена императору Максимилиану II). В 1570 Ди написал предисловие к новому переводу «Начал» Евклида, выполненного сэром Генри Биллингслеем.
Подобно многим естествоиспытателям того времени, Джон Ди занимался прикладной магией. Для контакта с духами он использовал кристаллы. Согласно дневнику Ди, первые успехи в этом направлении начались 25 мая 1581 года. В 1582 году он вызвал архангела Уриила, который вручил Ди чёрный кристалл, в настоящее время хранящийся в Британском музее. Джон Ди посредством кристалла систематически общался с ангелами — Уриилом, Габриэлем, Нэлваджем, Джубанладасом, Морворграном и Мадини, и эпизодически — с другими. При общении с духами Джон Ди впадал в состояние транса, после выхода из которого ничего не помнил из происшедшего. Поэтому он решил задействовать в своих экспериментах медиума, который станет диктовать свои видения. Таким проводником стал молодой нотариус, любитель алхимии Эдвард Келли (настоящая его фамилия — Тэлбот), которому в наказание за подделку какого-то документа отсекли уши. Чтобы скрыть увечье, Келли отрастил длинные волосы и ходил в шапке-ушанке. Он посещал Оксфордский университет и некоторое время работал учеником аптекаря. С Келли Джон Ди познакомился в 10 марта 1582 года, и позднее долгое время был с ним неразлучным.
В 1584 году Келли и Ди написали магическую книгу «Ключи Еноха», которую не опубликовали из–за опасений преследований за колдовство. Эта книга, или её подделка, всплывает в 1672 году, после чего становится Библией оккультистов. В ней изложены 19 Энохианских Призывов или Ключей, продиктованных духами через Эдварда Келли в обратном порядке для снижения их заклинательной силы.
Сын филолога и кальвинистского теолога Исаака Казобона (1559—1614), теолог Мерик Флоран Этьенн Казобон (1599—1671) в 1659 году опубликовал в Лондоне «духовный дневник» Джона Ди с описанием его общения с духами: «A True and Faithful Relation of what passed for many years between Dr. John Dee... and some spirits...» («Истинное и верное изложение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами, что, в случае успешного завершения, привело бы к Общей Трансформации большинства государств и королевств в мире»). Магические успехи Джона Ди стали известны из этой книги.
В 1583 году Келли и Ди с семьями поехали в Польшу — их пригласил покровитель алхимиков польский граф Альбрехт Лаский, которому его новые друзья предсказали избрание польским королём и пообещали эликсир жизни. Подержав гостей-алхимиков несколько месяцев в своём имении под Краковом, Лаский отправил их в Прагу, рекомендовав императору Священной Римской империи германской нации Рудольфу II. 9 августа 1584 года они прибыли в Прагу, остановившись у придворного астронома и личного врача Рудольфа II, заведующего императорскими алхимическими лабораториями Тадеаша Гаека (известного также как Немикуса). Ди попросил аудиенции у императора 17 августа 1584 года. В подарок императору, который любил всякие диковинки и создал ради них Кунсткамеру (Kunstkammer — «Палата искусства»), Джон Ди передал магическое зеркало, в котором смотрящий мог увидеть, что пожелает. Секретарь императора ответил Ди 3 сентября 1584 года. Император приглашал Ди на аудиенцию, на которую Ди опоздал по вине обстоятельств. Тем не менее, Рудольф II принял Ди ласково, похвалив его книгу «Иероглифическая монада». Ди решился пересказать императору угрожающие тому пророчества от своих ангелов и раскритиковал придворного астролога Рудольфа II. Император отправил Ди восвояси, передав его попечению своего советника, иезуита и астронома Якоба Курца фон Зенфтенау. Курц организовал присуждение Ди почётной докторской степени по медицине в иезуитском колледже Праги, но от услуг надменного англичанина при дворе впредь отказались.
Якобы, русский царь Феодор Иоаннович пригласил Джона Ди в Москву в 1586 году, но Ди позднее отправил туда своего сына Артура. Артур Ди написал в Москве книгу «Fasciculus chemicus» («Химическая связка», 1629). Он был врачом первого царя Романовской династии Михаила Феодоровича.
В 1585 году к «ангельским коммуникациям» Келли и Ди присоединился странствующий флорентийский гуманист и мистик Франческо Пуччи. Позднее Пуччи написал утопию «Forma d'una republica catholica» (сочинение «Устройство вселенской республики» было издано анонимно, а её автор был определён предположительно в середине XX века) — все его книги в 1592 году были внесены в Индекс запрещённых книг, в 1595 году он был арестован инквизицией, а в 1597 году он был сожжён в Риме, как еретик.
На Ди поступали доносы от высокопоставленных католиков о его колдовстве, о заговоре против Рудольфа II, о шпионаже в пользу английской короны. Папский нунций в Праге Филиппо Сега написал Папе 29 апреля 1586 года:
- «Джон Ди и его компаньон уже какое-то время находятся при этом дворе, и намереваясь сочинить новые предрассудки, если не ересь, они попали в поле зрения императора и его двора.»
29 мая 1586 года император подписал указ об изгнании Джона Ди и Эдварда Келли с их семьями. Но негласно им позволили остаться в Священной империи: они обосновались в южной Богемии в замке могущественного аристократа, верховного бургграфа империи, покровителя алхимиков Вилема Рожмберка в городе Требоне. Специально для Келли и Ди там была построена алхимическая лаборатория — уже седьмая во владениях Рожмберка. Здесь Келли успешно дурачил Ди и Рожмберка, изготавливая алхимическое золото в небольших количествах, делая божественные эликсиры и философский камень, при этом не раскрывая своих «секретов». 3 мая 1587 года Ди подписал заявление об общности всего имущества с Келли, в том числе уступил ему свою молоденькую третью жену. В январе 1589 года Рожмберк выслал Ди из своих владений, по-видимому, щедро одарив гостя. Джон Ди отправился в Англию, а Келли остался в Богемии, сделав замечательную алхимическую карьеру при императорском дворе и сказочно разбогатев. Возвращаться в Англию он не пожелал. Конец своей жизни Эдвард Келли провёл в замке Кршивоклат в тюрьме за убийство на дуэли. В заключении Келли пробыл несколько лет и предположительно покончил с собой, приняв яд. Он оставил после себя несколько алхимических сочинений. Семью Келли лишили всего нажитого имущества.
В 1589 году Джон Ди возвращается домой в Мортлейк и обнаруживает, что его библиотека и лаборатория полностью разворованы и сожжены. В 1592 (или 1596) году его назначают ректором Колледжа Христа в Манчестере. В 1595 году ему дают номинальную должность канцлера собора святого Павла. В 1605 в Манчестере разразилась чума, от которой погибли некоторые из восьми детей Джона Ди и его жена. Сам он возвращается в Лондон, но уже не имеет там средств к существованию, поскольку новый король Яков I Стюарт (1603–1625), сын шотландской королевы Марии Стюарт (1542–1587), Джона Ди не жаловал.
Джон Ди умер в нищете и забвении в 1608 году, в возрасте 81 года. Его бумаги были уничтожены, место захоронения потеряно. Часть биографии Джона Ди восстанавливается по его дневнику. Вполне вероятно, что Джон Ди похоронен в Кёльне под именем средневекового схоласта, «тонкого доктора» Иоанна Дунса Скота.
Деяния
Джон Ди был авторитетным учёным своего времени и удачливым астрологом. Создано множество легенд о его предсказательных и магических способностях. Будто бы он вычислил дату смерти королевы Марии I Тюдор (Кровавой), предсказав восхождение на английский трон Елизаветы I. За это Джон Ди чуть не поплатился головой, но но через два года исполнение его пророчества освободило астролога из тюрьмы и вознесло к вершинам славы. Новая королева Елизавета I назначила Ди придворным астрологом и дату своей коронации 14 января 1559 года выбрала по его рекомендации.
Благодаря сохранившемуся труду «Иероглифическая монада» в современных оккультных кругах Джон Ди считается идейным отцом розенкрейцерства. Джону Ди приписывают изобретение телескопа, солнечного «гиперболоида» и механических роботов, но к этим гипотезам не существует никаких материальных доказательств.
Сообщают, что потерянная библиотека Джона Ди содержала 4 тысячи книг. Он предложил создать Королевскую библиотеку в Лондоне.
Джон Ди считается изобретателем «Гринвичского меридиана», вошедшего в повсеместное употребление в конце XIX века. Также ему приписывают изобретение термина «Британская империя», получившего официальное признание только в середине XIX века.
Московский царь Феодор Иоаннович приглашал Джона Ди к своему двору через английского купца Эдуарда Гарланда. Письмо Гарланда к Джону Ди напечатано в первом томе «Коллекции» Ричарда Гаклюйта (Collection of early Voyages. Travels and Discoveries of the English Nation, 3 volumes in folio, 1600).
Шекспироведы предполагают Джона Ди прототипом Просперо из шекспировской «Бури». Позднее о нём писали Густав Майринк («Ангел западного окна», 1927), Говард Лавкрафт («Ужас Данвича», 1928), Майкл Муркок («Глориана», 1978), Джон Кроули («Египет», 1987), Умберто Эко («Маятник Фуко», 1988), Питер Акройд («Дом доктора Ди», 1994), Армин Шимерман («Принц купцов», 2003), Филиппа Грегори («Дурак Королевы», 2004), Елена Ивановна Михалкова («Манускрипт дьявола», 2010). Супер–шпион Яна Флеминга Джеймс Бонд заимствовал кличку «007» у Джона Ди — якобы таким образом тот подписывал свои секретные послания королеве Елизавете I.
Джон Ди, скорее всего, является прототипом фантомного средневекового схоласта Иоанна Дунса Скота и средневекового еретика Иоанна Скота Эригены.
Труды
- Написал предисловие и издал «Начала» Евклида на английском языке: «The elements of geometrie of the most auncient philosopher Euclide of Megara» (London: By Iohn Daye, 1559; 1570)
- написал учебник географии
- «Monas Hieroglyphica» («Иероглифическая монада», Антверпен, 1564)
- совместно с Коммандино издал латинский и итальянский текст арабского геометра, якобы XII в., Абу–Бекра Мухаммеда бен Абдельбаки эль–Багдади «Libro del modo di dividere le superficie attribvito a'Machometo Bagdedino» (Пиза, 1570)
- «Книга Эноха», 1584
- «Книга Логаэгнта», 1584
Литература
- М.Ф.Э. Казобон «Истинное и верное сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами»,— Лондон, 1659
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- «Дневники Джона Ди. Том I. Книги тайн»,— М.: Издательство А.Г. Москвичев, 2016, 344 с.
- «Дневники Джона Ди. Том II. Колдовские дневники»,— М.: Издательство А.Г. Москвичев, 2016, 376 с.
- «Дневники Джона Ди. Том III. Книга Еноха»,— М.: Издательство А.Г. Москвичев, 2017, 368 с.
- Маршалл П. «Магический круг Рудольфа II. Алхимия и астрология в Праге эпохи Возрождения»,— М.: Касталия, 2023