«Книга Мормона»: различия между версиями
(→Достоверность и историчность) |
м (video+) |
||
(не показано 39 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:Joseph_Smith.jpg|thumb| | + | [[Изображение:Joseph_Smith.jpg|thumb|300px|''Джозеф Смит'', основатель мормонов]] |
− | ''' | + | '''«Книга Мормо́на»''', ''Новые свидетельства об Иисусе Христе'' — книга Священного Писания, признаваемое «Церковью Иисуса Христа Святых последних дней» (мормонами) наравне с [[Библия|Библией]], считается ими [[Летопись|летописью]] общения Бога с древними жителями Американского континента. Названа по имени пророка–историка ''Мормона'', который, как повествуется в книге, отредактировал большую её часть. Стала известной благодаря ''Джозефу Смиту'' (23 декабря [[1805]] — 27 июня [[1844]]) |
=== Происхождение книги === | === Происхождение книги === | ||
+ | Происхождение Книги Мормона, как и многих других книг религиозного толка, неоднозначно. Верующие придерживаются «божественной» версии, которая гласит, что в четвертом веке нашей эры по скалигеровской хронологии, Господь повелел пророку по имени Мормон собрать священные летописи его народа, который жил в Америке уже почти тысячу лет. Он собрал все летописи о своем народе, который веками сражался в кровопролитных войнах и не был привержен религиии, соединив их в одно повествование, выгравированное на металлических пластинах. В престарелом возрасте Мормон отдал летописи своему сыну Моронию, который и закончил дело отца, добавив некоторые собственные поучения об Иисусе Христе. | ||
+ | |||
+ | После того, как Мороний завершил свои писания, он скрыл их на холме, вместе с другими священными предметами. | ||
+ | |||
+ | Примерно через 1400 лет спустя, в соответствии с легендой о божественном происхождении Книги, Мороний явился американскому бедному фермеру Джозефу Смиту (родился 23.12.[[1805]] в Жароне, Вермонт — линчеван толпой 27.06.[[1844]] в тюрьме Картиджа, Иллинойс) как ангел Божий и рассказал ему о летописи. Это произошло 21 сентября [[1823]] года. Он рассказал Джозефу Смиту о ''«сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей историю прежних жителей континента»'', и в которой содержалась ''«полнота вечного Евангелия […], как ее дал Спаситель древним жителям этой земли»'' (Джозеф Смит История 1:34). | ||
+ | |||
+ | В [[1827]] году 22 сентября Джозеф смог получить летопись. Первоначально, жена Джозефа Эмма помогала ему записывать перевод. По преданию, Джозеф переводил текст, используя священные инструменты, называемые Урим и Туммим, которые также использовались древними пророками Ветхого Завета. Эмма записывала под его диктовку. | ||
+ | |||
+ | Позднее жена Смита говорила, приводя свои слова как доказательство божественного происхождения Книги: | ||
+ | |||
+ | :''«Джозеф Смит не мог ни написать, ни продиктовать связного, хорошо сформулированного письма, не говоря уже о том, чтобы продиктовать такую книгу, как Книга Мормона. И хотя я была активным участником описываемых событий и присутствовала при переводе листов, […] для меня это было изумительно, ‘изумительнио и чудесно’, так же как и для кого-либо еще.»'' (McConkie, Remembering Joseph, p. 303). | ||
+ | |||
+ | В конце концов, молва о чудесном «получении» Книги и ее переводчике распространилась далее, и это привело как к преследованию «инакомыслящего», так и к расспросам. Множество заинтересованных людей искали Джозефа, желая больше узнать о новом учении,и он всегда отвечал на их вопросы. Один из них, Оливер Каудери, служил в качестве основного писца книги и выступил одним из свидетелей ее подлинности. | ||
+ | |||
+ | Как гласит «божественная» версия происхождения Книги Мормона, Джозеф Смит, устав от гонений, преследований и постоянных переездов, взмолился Создателю об облегчении своей миссии. Тогда люди близкого окружения Смита - Оливер Каудери, Мартин Харрис и Дэвид Уитмер видели ангела, который показал им пластины и повелел свидетельствовать об истинности книги. Их свидетельство, называемое Удостоверением Трех Свидетелей, является приложением к началу каждого издания Книги Мормона. В частности, в нем говорится: | ||
+ | |||
+ | :''«[Мы], благодатию Бога Отца и Господа Нашего Иисуса Христа, видели листы, содержащие летопись. […] И мы также знаем, что эти листы были переведены силою и даром Божиим, ибо голос Его объявил нам сие.»'' («Удостоверение Трех Свидетелей». Введение к Книге Мормона). | ||
+ | |||
+ | Позднее восемь других людей якобы также видели летописи и прикасались к ним, после чего свидетельствовали, что летопись была истинной и верной. Их свидетельство, Удостоверение Восьми Свидетелей, также прилагается к каждой Книге Мормона. | ||
+ | |||
+ | После того, как перевод был закончен, ''Джозеф Смит'', ''Мартин Харрис'', уважаемый фермер того района, и ''Хайрум Смит'', брат ''Джозефа'', подготовили рукопись к публикации. ''Мартин Харрис'' был настолько убежден в истинности Книги Мормона, что продал 150 акров своей фермы за 3000 тысячи долларов, чтобы заплатить типографии. Книги была издана ''И.Б. Грандином'' в Пальмире, штат Нью–Йорк, 25 марта [[1830]] года. Первый тираж её составил 5000 экз. Первоначально книга продавалась за $1,75 за штуку, но позднее цена упала до $1,25. | ||
+ | |||
+ | Отрицающие же приведенную выше версию происхождения Книги Мормона, полагают, что ее текст – плод совместных творческих усилий группы людей. | ||
+ | 6 апреля 1830 г. в Файетти (ш.Нью-Йорк) была основана церковь мормонов в составе шести человек, как и требовало законодательство того времени. Это общество сравнительно быстро распространилось, т.к. его последователи вели в некоторых штатах активную вербовочную деятельность. Некоторые источники приписываю авторство Книги именно им. Другие же полагают, что единственным ее создателем явился основатель Церкви Иисуса святых последнего времени Джозеф Смит. | ||
+ | |||
+ | С [[1830]] года Книга Мормона была переведена на 110 языков, частично или полностью, включая испанский, немецкий, турецкий, японский, русский, хинди, арабский, хмонг, зулусский, тагальский, монгольский, язык Брайля и многие другие. | ||
=== Содержание === | === Содержание === | ||
Книга Мормона включает в себя отдельные книги, приписываемые разным авторам, которые,исходя из текста, были пророками Бога, также как и Моисей, Иеремия или Павел. Книга Мормона содержит пятнадцать книг: | Книга Мормона включает в себя отдельные книги, приписываемые разным авторам, которые,исходя из текста, были пророками Бога, также как и Моисей, Иеремия или Павел. Книга Мормона содержит пятнадцать книг: | ||
− | + | *Первый Нефий | |
− | + | *Второй Нефий | |
− | + | *Иаков | |
− | + | *Енос | |
− | + | *Иаром | |
− | + | *Омний | |
− | + | *Слова Мормона | |
− | + | *Мосия | |
− | + | *Алма | |
− | + | *Геламан | |
− | + | *Третий Нефий | |
− | + | *Четвертый Нефий | |
− | + | *Мормон | |
− | + | *Ефер | |
− | + | *Мороний | |
− | + | Данный порядок является в основном хронологическим, начиная с Нефия, который жил примерно в 600 году до нашей эры по скалигеровской хронологии, и заканчивая Моронием, который жил примерно в 400 году нашей эры. Книга Ефера, вставленная Моронием почти в самом конце, — это краткое изложение древней летописи народа Иаредийцев, которые за многие сотни лет предшествовали Нефийцам, потомкам первого Нефия. Все повествования Книги Мормона являют собой сложную историю переселений, войн, революций, правителей и нечестивцев. В Книгу включены проповеди, службы и деяния святых, которые свидетельствовали, что Иисус Христос жил и умер, чтобы спасти все человечество. | |
− | |||
Книга Мормона разбита на три основных раздела: | Книга Мормона разбита на три основных раздела: | ||
− | + | :'''''Малые листы Нефия''''' | |
Этот раздел включает книги, начиная с Первого Нефия и до Книги Омния, и охватывает период времени с примерно 600 года до нашей эры и до примерно 130 года до нашей эры по традиционной хронологии. Начинается раздел с истории пророка Легия о том, как этот пророк вместе с его семьей и другими людьми попал в Северную и Южную Америку. Путешествуя из Иерусалима, после пересечения Аравийского полуострова, эта группа верующих достигла Америки на корабле. Почти сразу по прибытии на новый материк, община разбивается на две группы, Нефийцев и Ламанийцев (по именам двух сыновей Легия). Нефийцы и Ламанийцы становятся впоследствии двумя отдельными цивилизациями, воюющими друг с другом большинство времени, описываемого в Книге Мормона. Один из Нефийских пророков объясняет в тексте Книги, что на самом деле было много групп, но он различал только две, Нефийцев, тех кто были дружелюбны к народу Господнему, и Ламанийцев, которые противостояли народу Господнему (Иаков 1:13-14). Писатели после него следуют этой традиции. | Этот раздел включает книги, начиная с Первого Нефия и до Книги Омния, и охватывает период времени с примерно 600 года до нашей эры и до примерно 130 года до нашей эры по традиционной хронологии. Начинается раздел с истории пророка Легия о том, как этот пророк вместе с его семьей и другими людьми попал в Северную и Южную Америку. Путешествуя из Иерусалима, после пересечения Аравийского полуострова, эта группа верующих достигла Америки на корабле. Почти сразу по прибытии на новый материк, община разбивается на две группы, Нефийцев и Ламанийцев (по именам двух сыновей Легия). Нефийцы и Ламанийцы становятся впоследствии двумя отдельными цивилизациями, воюющими друг с другом большинство времени, описываемого в Книге Мормона. Один из Нефийских пророков объясняет в тексте Книги, что на самом деле было много групп, но он различал только две, Нефийцев, тех кто были дружелюбны к народу Господнему, и Ламанийцев, которые противостояли народу Господнему (Иаков 1:13-14). Писатели после него следуют этой традиции. | ||
− | + | :'''''Большие листы Нефия''''' | |
Этот раздел включает краткое изложение и летопись Мормона, в честь которого книга была названа. Он объединил все летописи народа и привел к единой истории. Раздел охватывает книги от Слов Мормона, собственно предисловие к этому краткому изложению, и до Мормон, глава 7, что покрывает период времени от примерно 130 года до нашей эры и до примерно после 400 года нашей эры в традиционной хронологии. Как и Малые листы Нефия, в основном в Больших листах содержатся многочисленные отчеты о проповедях и войнах. Центральными фигурами в первой части этого повествования являются пророк Алма и его сын, Алма младший. | Этот раздел включает краткое изложение и летопись Мормона, в честь которого книга была названа. Он объединил все летописи народа и привел к единой истории. Раздел охватывает книги от Слов Мормона, собственно предисловие к этому краткому изложению, и до Мормон, глава 7, что покрывает период времени от примерно 130 года до нашей эры и до примерно после 400 года нашей эры в традиционной хронологии. Как и Малые листы Нефия, в основном в Больших листах содержатся многочисленные отчеты о проповедях и войнах. Центральными фигурами в первой части этого повествования являются пророк Алма и его сын, Алма младший. | ||
+ | |||
Алма был обращен в веру другим пророком, по имени Авинадей. Он и его сын стали миссионерами, и в их дни многие Ламанийцы были обращены в их веру. Но после периода "праведности" начинается непрерывный ряд войн, и восстаний, которые почти полностью уничтожают Нефийцев. Книга Геламана повествует о том, как группа восставших, которую Нефийцы называли разбойниками Гадиантоновыми, уничтожает действующее правительство и приводит страну к разрухе и упадку. | Алма был обращен в веру другим пророком, по имени Авинадей. Он и его сын стали миссионерами, и в их дни многие Ламанийцы были обращены в их веру. Но после периода "праведности" начинается непрерывный ряд войн, и восстаний, которые почти полностью уничтожают Нефийцев. Книга Геламана повествует о том, как группа восставших, которую Нефийцы называли разбойниками Гадиантоновыми, уничтожает действующее правительство и приводит страну к разрухе и упадку. | ||
После описания великого разрушения и многих смертей в Книге Мормона наступает наиболее важный момент. Вскоре после своего воскресения, Спаситель приходит к Нефийцам и обучает их Евангелию, и исцеляет больных и раненых. Об этом рассказывается в главах с 11 по 30 в книге Третьего Нефия. Иисус показывает себя выжившим Нефийцам и объявляет: | После описания великого разрушения и многих смертей в Книге Мормона наступает наиболее важный момент. Вскоре после своего воскресения, Спаситель приходит к Нефийцам и обучает их Евангелию, и исцеляет больных и раненых. Об этом рассказывается в главах с 11 по 30 в книге Третьего Нефия. Иисус показывает себя выжившим Нефийцам и объявляет: | ||
− | |||
− | Христос позволяет каждому лично прийти и увидеть его, показывает раны на руках и ногах и дает понять, что он | + | :''«Вот, Я Иисус Христос, о пришествии в мир Которого, свидетельствовали пророки. И вот, Я Свет и Жизнь миру; Я осушил горькую чашу, которую дал Мне Отец, и прославил Отца, приняв на Себя грехи мира, чем Я выполнил волю Отца во всех делах от начала.»'' (3 Нефий 11:10–11) |
+ | |||
+ | Христос позволяет каждому лично прийти и увидеть его, показывает раны на руках и ногах и дает понять, что он — Спаситель, бывший распят и воскресший. После этого Иисус учит Нефийцев Евангелию и многим другим вещам, относящимся к его жизни и деяниям. Он основывает церковь, подобную той, что образовал в Иерусалиме перед казнью. После этого Христос восходит на небеса. После этого его новые ученики начинают проповедовать всему народу, окружающему их, вновь приобретенные идеи и преуспевают в этом: вскоре многие обращены. На протяжении четырех поколений люди живут в мире и праведности. | ||
Спустя несколько сотен лет после этого, люди снова становятся нечестивыми. Мормон составляет летопись их жизни, желая успеть до того, как последние праведные Нефийцы будут убиты. Он является лидером армии в серии войн до того, как почти все Нефийцы либо убиты, либо рассеяны, или же присоединились к своим врагам. В конце концов, Мормон отдает летопись Моронию, который завершает историю и добавляет многие другие учения о Спасителе и Евангелии. Он заканчивает свои писания приглашением прийти ко Христу, которое процитировано ранее. | Спустя несколько сотен лет после этого, люди снова становятся нечестивыми. Мормон составляет летопись их жизни, желая успеть до того, как последние праведные Нефийцы будут убиты. Он является лидером армии в серии войн до того, как почти все Нефийцы либо убиты, либо рассеяны, или же присоединились к своим врагам. В конце концов, Мормон отдает летопись Моронию, который завершает историю и добавляет многие другие учения о Спасителе и Евангелии. Он заканчивает свои писания приглашением прийти ко Христу, которое процитировано ранее. | ||
− | + | :'''''Книга Ефера''''' | |
+ | |||
+ | Перед тем, как завершить свою летопись, Мороний сократил историю, написанную пророком по имени Ефер, который жил задолго до Нефийцев, и вставил в свои писания. В летописи Ефера говорится о племенах, живших в Америке до появления там людей Легия — Иаредийцах. | ||
− | + | Иаредийцы появились во времена построения Вавилонской Башни и прибыли в Америку за много тысяч лет ранее Легия. Среди них были и праведники, и пророки, но к тому времени, как Нефийцы прибыли в Америку, Иаредийская цивилизация была уничтожена в гражданской войне. Ефер, последний пророк Иаредийцев, написал краткую историю своего народа, впоследствии переработанную Моронием. | |
− | Иаредийцы появились во времена построения Вавилонской Башни и прибыли в Америку за много тысяч лет ранее Легия. Среди них были и праведники, и пророки, но к тому времени, как Нефийцы прибыли в Америку, Иаредийская цивилизация была уничтожена в гражданской войне. Ефер, последний пророк Иаредийцев, написал краткую историю своего народа, впоследствии переработанную Моронием. | + | |
Помимо историографических сведений, Книга Ефера содержит множество пророчеств и учений. | Помимо историографических сведений, Книга Ефера содержит множество пророчеств и учений. | ||
− | === Достоверность и историчность === | + | === Достоверность и историчность. «Книга Мормонов» в [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новой Хронологии]] === |
− | С точки зрения новой хронологии, | + | С точки зрения новой хронологии, «Книга Мормонов» рассказывает о некоторых событиях XII–XVI веков. (см. [http://chronologia.org/xpon6/x6_14_01.html ''«Библейская Русь»'', глава 14. п. 3] и [http://chronologia.org/xpon6/x6_14_17.html ''«Библейская Русь»'', глава 14. п. 18, 21]) |
Некоторые ученые, опирающиеся на скалигеровскую хронологию, склонны считать, что описанные в книге события — это история небольшой группы мезоамериканцев, потомков [[Легий|Легия]]. Книга Мормона намекает на существование других людей в Америке во время прибытия Легия и на то, что пришельцы могли быть интегрированы в племена индейцев. Возможно, что при этом потомки [[Легий|Легия]] составили верхушку общества и оказали определённое культурное и религиозное влияние. Всё это прекрасно дополняет историческую картину с точки зрения Новой Хронологии. | Некоторые ученые, опирающиеся на скалигеровскую хронологию, склонны считать, что описанные в книге события — это история небольшой группы мезоамериканцев, потомков [[Легий|Легия]]. Книга Мормона намекает на существование других людей в Америке во время прибытия Легия и на то, что пришельцы могли быть интегрированы в племена индейцев. Возможно, что при этом потомки [[Легий|Легия]] составили верхушку общества и оказали определённое культурное и религиозное влияние. Всё это прекрасно дополняет историческую картину с точки зрения Новой Хронологии. | ||
Строка 73: | Строка 102: | ||
# Мы верим, что мы должны быть честными, верными, непорочными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению ''Павла'': Мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что–либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому | # Мы верим, что мы должны быть честными, верными, непорочными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению ''Павла'': Мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что–либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому | ||
+ | === Священное Писание мормонов === | ||
+ | * Библия | ||
+ | * Книга Мормона | ||
+ | * Учение и заветы | ||
+ | * Драгоценная жемчужина | ||
=== Сведения о мормонах === | === Сведения о мормонах === | ||
+ | * мормонам с [[1833]] года их Первым Пророком ''Джозефом Смитом'' запрещено употребление спиртного, чая и кофе, а также курение; с конца XX века они стараются избегать мясной пищи: | ||
+ | :: ''Чтобы люди долго жили,'' | ||
+ | :: ''Были крепки и здоровы,'' | ||
+ | :: ''Нужно, чтобы не курили'' | ||
+ | :: ''И не брали в рот спиртного.'' | ||
+ | :: ''Чай и кофе нам не в радость.'' | ||
+ | :: ''Мяса тоже ешьте меньше.'' | ||
+ | :: ''Если что–то будет в сладость —'' | ||
+ | :: ''Это сладость жизни вечной.'' | ||
+ | :: (песенка детей–мормонов) | ||
+ | * мормонская Церковь управляется [http://www.latter-daysaints.ru/o-tserkvi/организационная-структура-церкви/ Президентством], которое состоит из пожизненно избираемых Пророка и Кворума XXII Апостолов — им подчинены несколько Кворумов Семидесяти; сообщают, что с [[1838]] года по настоящее время у мормонов есть собственная спецслужба — «Сыны Дана» | ||
* в [[1849]] году мормоны обратились с петицией к Конгрессу США с просьбой о придании им государственного статуса на недавно отвоёванных у Мексики землях; свой штат они планировали назвать Дезерет (''Deseret'' — от библейского названия «медоносных пчёл»), который занимал бы территорию нынешнего штата Юта и части нынешних штатов Айдахо, Невада, Вайоминг, Аризона, Орегон, Нью–Мексико и Калифорнии | * в [[1849]] году мормоны обратились с петицией к Конгрессу США с просьбой о придании им государственного статуса на недавно отвоёванных у Мексики землях; свой штат они планировали назвать Дезерет (''Deseret'' — от библейского названия «медоносных пчёл»), который занимал бы территорию нынешнего штата Юта и части нынешних штатов Айдахо, Невада, Вайоминг, Аризона, Орегон, Нью–Мексико и Калифорнии | ||
− | * сведения о том, что мормоны практикуют многожёнство распространились в [[1854]] году, благодаря расследованиям американских журналистов | + | * в [[1831]] году ''Дж. Смит'' получил откровение о многожёнстве, как часть истинного Завета, но только в [[1852]] году оно было публично признано мормонской Церковью, — после этого многожёнство позволялось непосредственно ''Пророком'' очень немногим (2%) состоятельным мужчинам |
− | * в [[1890]] году под давлением американской общественности мормоны опубликовали манифест, в котором официально отказались от полигамии, но несмотря на это даже в [[2008]] году в США состоялся процесс против некоторых мормонов–многожёнцев | + | * сведения о том, что мормоны практикуют многожёнство распространились в [[1854]] году, благодаря расследованиям американских журналистов; по федеральному закону ''Моррила'' [[1862]] года многожёнцы лишались гражданских прав, а по закону ''Эдмундса''–''Такера'' [[1887]] года многожёнцам угрожало уголовное наказание |
+ | * в [[1857]] Второй Пророк мормонов ''Бригам Янг'' выступил против Правительства США, после чего президент США ''Джеймс Бьюкенен'' послал в Юту 5–тысячную карательную экспедицию, почти полностью погибшую в пустынях Дезерета; В Вашингтоне после объявления «полной победы» над мормонами надолго оставили их в покое | ||
+ | * все улицы в мормонских городах достаточно широки, чтобы, по указанию ''Б. Янга'', «не прибегая к богохульству можно было развернуть повозку» | ||
+ | * в [[1875]] году в городе Прово, штата Юта была основана частная мормонская Академия имени ''Бригама Янга'', сейчас это частный университет имени ''Бригама Янга'', в котором обучаются десятки тысяч студентов со всего мира (в подавляющем большинстве — мормоны) | ||
+ | * в [[1890]] году под давлением американской общественности мормоны опубликовали манифест, в котором официально отказались от полигамии, но несмотря на это даже в [[2008]] году в США состоялся процесс против некоторых мормонов–многожёнцев, отколовшихся от мормонской Церкви | ||
+ | * мормоны поддерживают теорию эволюции и [http://transfigurism.org трансгуманизм] | ||
* в [[2007]] году в мире насчитывалось более ''13'' млн. мормонов, менее половины из которых проживают в США | * в [[2007]] году в мире насчитывалось более ''13'' млн. мормонов, менее половины из которых проживают в США | ||
− | * в России насчитывается более '' | + | * в [[2012]] и [[2016]] годах на пост Президента США от Республиканской партии претендовал мормонский епископ, мультимиллионер, бывший губернатор штата Массачусетс ''Виллард Митт Ромни'' |
+ | * с 3 октября [[2017]] года послом США в России назначен мормон ''Джон Мид Хантсман–младший'' (''Jon Meade Huntsman, Jr.'', [[1960]] г.р.) — бывший дважды губернатор Юты, сын старейшины мормонов миллиардера ''Джона Хантсмана–старшего'', внук апостола мормонов ''Дэвида Хэйта'' | ||
+ | * в России насчитывается более ''21'' тыс. мормонов | ||
+ | [[Изображение:Thomas_Monson.jpg|thumb|380px|Шестнадцатый мормонский Пророк ''Томас Монсон'' и его советники]] | ||
+ | |||
+ | === Пророки мормонской Церкви === | ||
+ | # ''Джозеф Смит'' ([[1805]]–[[1844]]) | ||
+ | # ''Бригам Янг'' ([[1801]]–[[1877]]) | ||
+ | # ''Джон Тейлор'' ([[1808]]–[[1887]]) | ||
+ | # ''Уилфорд Вудрафф'' ([[1807]]–[[1898]]) | ||
+ | # ''Лорензо Сноу'' ([[1814]]–[[1901]]) | ||
+ | # ''Джозеф Ф. Смит'' ([[1838]]–[[1918]]) | ||
+ | # ''Хибер Дж. Грант'' ([[1856]]–[[1945]]) | ||
+ | # ''Джордж Альберт Смит'' ([[1870]]–[[1951]]) | ||
+ | # ''Дэвид О. Маккей'' ([[1873]]–[[1970]]) | ||
+ | # ''Джозеф Филдинг Смит'' ([[1876]]–[[1972]]) | ||
+ | # ''Гарольд Б. Ли'' ([[1899]]–[[1973]]) | ||
+ | # ''Спенсер В. Кимбалл'' ([[1895]]–[[1985]]) | ||
+ | # ''Эзра Тафт Бенсон'' ([[1899]]–[[1994]]) | ||
+ | # ''Говард У. Хантер'' ([[1907]]–[[1995]]) | ||
+ | # ''Гордон Б. Хинкли'' ([[1910]]–[[2008]]) | ||
+ | # [http://www.mormonnews.ru/article/ushel-iz-zhizni-prezident-monson-mormony ''Томас С. Монсон''] ([[1927]]–[[2018]]) | ||
+ | # [https://www.lds.org/broadcasts/watch/introduction-to-the-first-presidency/2018/01?lang=rus&vid=5712959976001 ''Рассел М. Нельсон''] (р. [[1924]]) | ||
=== Литература === | === Литература === | ||
Строка 87: | Строка 159: | ||
=== Известные мормоны === | === Известные мормоны === | ||
− | * ''Уолт Дисней'' (''Walt Disney'', 05.12.[[1901]], Чикаго — 15.12.[[1966]], Лос–Анджелес) | + | * ''Джон Мозес Браунинг'' (''John Moses Browning'', 21.01.[[1855]], Огден, Юта — 26.11.[[1926]], Брюссель) — изобретатель огнестрельного оружия |
− | * ''Юкихиро Мацумото'' (''Yukihiro Matsumoto'', 14.04.[[1965]], Хонсю – ) | + | * ''Лестер Вайр'' (''Lester Wire'', 3.09.[[1888]]—14.04.[[1958]]) — полицейский из столицы мормонов Солт Лейк Сити, в [[1912]] изобрёл электрический светофор |
+ | * ''Уолт Дисней'' (''Walt Disney'', 05.12.[[1901]], Чикаго — 15.12.[[1966]], Лос–Анджелес) — мультипликатор, кинопродюсер (являлся мормоном предположительно, может быть — посмертно) | ||
+ | * ''Юкихиро Мацумото'' (''Yukihiro Matsumoto'', 14.04.[[1965]], Хонсю – ) — компьютерный математик, программист, один из изобретателей языка Ruby | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | * [https://www.mormonnews.ru/article/rassel-m-nelson-novy-prezident-tserkvi Рассел М. Нельсон стал семнадцатым Президентом Церкви], 16 января [[2018]] | ||
* [http://www.2think.org/hundredsheep/bom1830/bom_main.shtml Book of Mormon], [[1830]] | * [http://www.2think.org/hundredsheep/bom1830/bom_main.shtml Book of Mormon], [[1830]] | ||
− | * [http:// | + | * [http://lds.org/?lang=rus Официальный сайт Церкви мормонов (на русском языке)] |
+ | * [http://www.mormonnews.ru/article/христиане-ли-мормоны «Христиане ли мормоны?»] | ||
+ | * [https://www.mormonwiki.com/Main_Page MormonWiki] | ||
Текущая версия на 21:23, 19 февраля 2018
«Книга Мормо́на», Новые свидетельства об Иисусе Христе — книга Священного Писания, признаваемое «Церковью Иисуса Христа Святых последних дней» (мормонами) наравне с Библией, считается ими летописью общения Бога с древними жителями Американского континента. Названа по имени пророка–историка Мормона, который, как повествуется в книге, отредактировал большую её часть. Стала известной благодаря Джозефу Смиту (23 декабря 1805 — 27 июня 1844)
Содержание
Происхождение книги
Происхождение Книги Мормона, как и многих других книг религиозного толка, неоднозначно. Верующие придерживаются «божественной» версии, которая гласит, что в четвертом веке нашей эры по скалигеровской хронологии, Господь повелел пророку по имени Мормон собрать священные летописи его народа, который жил в Америке уже почти тысячу лет. Он собрал все летописи о своем народе, который веками сражался в кровопролитных войнах и не был привержен религиии, соединив их в одно повествование, выгравированное на металлических пластинах. В престарелом возрасте Мормон отдал летописи своему сыну Моронию, который и закончил дело отца, добавив некоторые собственные поучения об Иисусе Христе.
После того, как Мороний завершил свои писания, он скрыл их на холме, вместе с другими священными предметами.
Примерно через 1400 лет спустя, в соответствии с легендой о божественном происхождении Книги, Мороний явился американскому бедному фермеру Джозефу Смиту (родился 23.12.1805 в Жароне, Вермонт — линчеван толпой 27.06.1844 в тюрьме Картиджа, Иллинойс) как ангел Божий и рассказал ему о летописи. Это произошло 21 сентября 1823 года. Он рассказал Джозефу Смиту о «сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей историю прежних жителей континента», и в которой содержалась «полнота вечного Евангелия […], как ее дал Спаситель древним жителям этой земли» (Джозеф Смит История 1:34).
В 1827 году 22 сентября Джозеф смог получить летопись. Первоначально, жена Джозефа Эмма помогала ему записывать перевод. По преданию, Джозеф переводил текст, используя священные инструменты, называемые Урим и Туммим, которые также использовались древними пророками Ветхого Завета. Эмма записывала под его диктовку.
Позднее жена Смита говорила, приводя свои слова как доказательство божественного происхождения Книги:
- «Джозеф Смит не мог ни написать, ни продиктовать связного, хорошо сформулированного письма, не говоря уже о том, чтобы продиктовать такую книгу, как Книга Мормона. И хотя я была активным участником описываемых событий и присутствовала при переводе листов, […] для меня это было изумительно, ‘изумительнио и чудесно’, так же как и для кого-либо еще.» (McConkie, Remembering Joseph, p. 303).
В конце концов, молва о чудесном «получении» Книги и ее переводчике распространилась далее, и это привело как к преследованию «инакомыслящего», так и к расспросам. Множество заинтересованных людей искали Джозефа, желая больше узнать о новом учении,и он всегда отвечал на их вопросы. Один из них, Оливер Каудери, служил в качестве основного писца книги и выступил одним из свидетелей ее подлинности.
Как гласит «божественная» версия происхождения Книги Мормона, Джозеф Смит, устав от гонений, преследований и постоянных переездов, взмолился Создателю об облегчении своей миссии. Тогда люди близкого окружения Смита - Оливер Каудери, Мартин Харрис и Дэвид Уитмер видели ангела, который показал им пластины и повелел свидетельствовать об истинности книги. Их свидетельство, называемое Удостоверением Трех Свидетелей, является приложением к началу каждого издания Книги Мормона. В частности, в нем говорится:
- «[Мы], благодатию Бога Отца и Господа Нашего Иисуса Христа, видели листы, содержащие летопись. […] И мы также знаем, что эти листы были переведены силою и даром Божиим, ибо голос Его объявил нам сие.» («Удостоверение Трех Свидетелей». Введение к Книге Мормона).
Позднее восемь других людей якобы также видели летописи и прикасались к ним, после чего свидетельствовали, что летопись была истинной и верной. Их свидетельство, Удостоверение Восьми Свидетелей, также прилагается к каждой Книге Мормона.
После того, как перевод был закончен, Джозеф Смит, Мартин Харрис, уважаемый фермер того района, и Хайрум Смит, брат Джозефа, подготовили рукопись к публикации. Мартин Харрис был настолько убежден в истинности Книги Мормона, что продал 150 акров своей фермы за 3000 тысячи долларов, чтобы заплатить типографии. Книги была издана И.Б. Грандином в Пальмире, штат Нью–Йорк, 25 марта 1830 года. Первый тираж её составил 5000 экз. Первоначально книга продавалась за $1,75 за штуку, но позднее цена упала до $1,25.
Отрицающие же приведенную выше версию происхождения Книги Мормона, полагают, что ее текст – плод совместных творческих усилий группы людей. 6 апреля 1830 г. в Файетти (ш.Нью-Йорк) была основана церковь мормонов в составе шести человек, как и требовало законодательство того времени. Это общество сравнительно быстро распространилось, т.к. его последователи вели в некоторых штатах активную вербовочную деятельность. Некоторые источники приписываю авторство Книги именно им. Другие же полагают, что единственным ее создателем явился основатель Церкви Иисуса святых последнего времени Джозеф Смит.
С 1830 года Книга Мормона была переведена на 110 языков, частично или полностью, включая испанский, немецкий, турецкий, японский, русский, хинди, арабский, хмонг, зулусский, тагальский, монгольский, язык Брайля и многие другие.
Содержание
Книга Мормона включает в себя отдельные книги, приписываемые разным авторам, которые,исходя из текста, были пророками Бога, также как и Моисей, Иеремия или Павел. Книга Мормона содержит пятнадцать книг:
- Первый Нефий
- Второй Нефий
- Иаков
- Енос
- Иаром
- Омний
- Слова Мормона
- Мосия
- Алма
- Геламан
- Третий Нефий
- Четвертый Нефий
- Мормон
- Ефер
- Мороний
Данный порядок является в основном хронологическим, начиная с Нефия, который жил примерно в 600 году до нашей эры по скалигеровской хронологии, и заканчивая Моронием, который жил примерно в 400 году нашей эры. Книга Ефера, вставленная Моронием почти в самом конце, — это краткое изложение древней летописи народа Иаредийцев, которые за многие сотни лет предшествовали Нефийцам, потомкам первого Нефия. Все повествования Книги Мормона являют собой сложную историю переселений, войн, революций, правителей и нечестивцев. В Книгу включены проповеди, службы и деяния святых, которые свидетельствовали, что Иисус Христос жил и умер, чтобы спасти все человечество.
Книга Мормона разбита на три основных раздела:
- Малые листы Нефия
Этот раздел включает книги, начиная с Первого Нефия и до Книги Омния, и охватывает период времени с примерно 600 года до нашей эры и до примерно 130 года до нашей эры по традиционной хронологии. Начинается раздел с истории пророка Легия о том, как этот пророк вместе с его семьей и другими людьми попал в Северную и Южную Америку. Путешествуя из Иерусалима, после пересечения Аравийского полуострова, эта группа верующих достигла Америки на корабле. Почти сразу по прибытии на новый материк, община разбивается на две группы, Нефийцев и Ламанийцев (по именам двух сыновей Легия). Нефийцы и Ламанийцы становятся впоследствии двумя отдельными цивилизациями, воюющими друг с другом большинство времени, описываемого в Книге Мормона. Один из Нефийских пророков объясняет в тексте Книги, что на самом деле было много групп, но он различал только две, Нефийцев, тех кто были дружелюбны к народу Господнему, и Ламанийцев, которые противостояли народу Господнему (Иаков 1:13-14). Писатели после него следуют этой традиции.
- Большие листы Нефия
Этот раздел включает краткое изложение и летопись Мормона, в честь которого книга была названа. Он объединил все летописи народа и привел к единой истории. Раздел охватывает книги от Слов Мормона, собственно предисловие к этому краткому изложению, и до Мормон, глава 7, что покрывает период времени от примерно 130 года до нашей эры и до примерно после 400 года нашей эры в традиционной хронологии. Как и Малые листы Нефия, в основном в Больших листах содержатся многочисленные отчеты о проповедях и войнах. Центральными фигурами в первой части этого повествования являются пророк Алма и его сын, Алма младший.
Алма был обращен в веру другим пророком, по имени Авинадей. Он и его сын стали миссионерами, и в их дни многие Ламанийцы были обращены в их веру. Но после периода "праведности" начинается непрерывный ряд войн, и восстаний, которые почти полностью уничтожают Нефийцев. Книга Геламана повествует о том, как группа восставших, которую Нефийцы называли разбойниками Гадиантоновыми, уничтожает действующее правительство и приводит страну к разрухе и упадку.
После описания великого разрушения и многих смертей в Книге Мормона наступает наиболее важный момент. Вскоре после своего воскресения, Спаситель приходит к Нефийцам и обучает их Евангелию, и исцеляет больных и раненых. Об этом рассказывается в главах с 11 по 30 в книге Третьего Нефия. Иисус показывает себя выжившим Нефийцам и объявляет:
- «Вот, Я Иисус Христос, о пришествии в мир Которого, свидетельствовали пророки. И вот, Я Свет и Жизнь миру; Я осушил горькую чашу, которую дал Мне Отец, и прославил Отца, приняв на Себя грехи мира, чем Я выполнил волю Отца во всех делах от начала.» (3 Нефий 11:10–11)
Христос позволяет каждому лично прийти и увидеть его, показывает раны на руках и ногах и дает понять, что он — Спаситель, бывший распят и воскресший. После этого Иисус учит Нефийцев Евангелию и многим другим вещам, относящимся к его жизни и деяниям. Он основывает церковь, подобную той, что образовал в Иерусалиме перед казнью. После этого Христос восходит на небеса. После этого его новые ученики начинают проповедовать всему народу, окружающему их, вновь приобретенные идеи и преуспевают в этом: вскоре многие обращены. На протяжении четырех поколений люди живут в мире и праведности.
Спустя несколько сотен лет после этого, люди снова становятся нечестивыми. Мормон составляет летопись их жизни, желая успеть до того, как последние праведные Нефийцы будут убиты. Он является лидером армии в серии войн до того, как почти все Нефийцы либо убиты, либо рассеяны, или же присоединились к своим врагам. В конце концов, Мормон отдает летопись Моронию, который завершает историю и добавляет многие другие учения о Спасителе и Евангелии. Он заканчивает свои писания приглашением прийти ко Христу, которое процитировано ранее.
- Книга Ефера
Перед тем, как завершить свою летопись, Мороний сократил историю, написанную пророком по имени Ефер, который жил задолго до Нефийцев, и вставил в свои писания. В летописи Ефера говорится о племенах, живших в Америке до появления там людей Легия — Иаредийцах.
Иаредийцы появились во времена построения Вавилонской Башни и прибыли в Америку за много тысяч лет ранее Легия. Среди них были и праведники, и пророки, но к тому времени, как Нефийцы прибыли в Америку, Иаредийская цивилизация была уничтожена в гражданской войне. Ефер, последний пророк Иаредийцев, написал краткую историю своего народа, впоследствии переработанную Моронием.
Помимо историографических сведений, Книга Ефера содержит множество пророчеств и учений.
Достоверность и историчность. «Книга Мормонов» в Новой Хронологии
С точки зрения новой хронологии, «Книга Мормонов» рассказывает о некоторых событиях XII–XVI веков. (см. «Библейская Русь», глава 14. п. 3 и «Библейская Русь», глава 14. п. 18, 21)
Некоторые ученые, опирающиеся на скалигеровскую хронологию, склонны считать, что описанные в книге события — это история небольшой группы мезоамериканцев, потомков Легия. Книга Мормона намекает на существование других людей в Америке во время прибытия Легия и на то, что пришельцы могли быть интегрированы в племена индейцев. Возможно, что при этом потомки Легия составили верхушку общества и оказали определённое культурное и религиозное влияние. Всё это прекрасно дополняет историческую картину с точки зрения Новой Хронологии.
Тем не менее, традиционные ученые пытаются исследовать ДНК индейцев на предмет схожести с евреями. Разумеется, результат отрицательный.
Символ веры мормонов
- Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа
- Мы верим, что люди будут наказаны за свои собственные грехи, а не за согрешение Адама
- Мы верим, что через Искупление Христа все человечество может быть спасено повиновением законам и таинствам Евангелия
- Мы верим, что основными принципами и таинствами Евангелия являются: первое — вера в Господа Иисуса Христа; второе — покаяние; третье — крещение погружением в воду для отпущения грехов; четвертое — возложение рук для дарования Святого Духа
- Мы верим, что человек должен быть призван Богом через пророчество и через возложение рук теми, кто облечены властью, чтобы проповедовать Евангелие и исполнять таинства его
- Мы верим в ту же организацию, которая существовала в Первоначальной Церкви, а именно: в Апостолов, Пророков, пасторов, учителей, евангелистов и так далее
- Мы верим в дар языков, пророчества, откровения, видений, исцеления, истолкования языков и так далее
- Мы верим, что Библия — слово Божье, поскольку она переведена правильно; мы также верим, что Книга Мормона — слово Божье
- Мы верим во все, что открыл Бог, во все, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он еще откроет много великого и важного, касающегося Царства Божия
- Мы верим в буквальное собирание Израиля и в восстановление десяти колен; в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет основан на Американском континенте; что Христос будет лично царствовать на Земле и что Земля обновится и получит свою райскую славу
- Мы заявляем за собой привилегию поклоняться Богу Всемогущему согласно голосу нашей совести и предоставляем всем людям ту же привилегию: пусть они поклоняются как, где или чему им угодно
- Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и судебным властям и в соблюдение, почитание и поддержание закона
- Мы верим, что мы должны быть честными, верными, непорочными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению Павла: Мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что–либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому
Священное Писание мормонов
- Библия
- Книга Мормона
- Учение и заветы
- Драгоценная жемчужина
Сведения о мормонах
- мормонам с 1833 года их Первым Пророком Джозефом Смитом запрещено употребление спиртного, чая и кофе, а также курение; с конца XX века они стараются избегать мясной пищи:
- Чтобы люди долго жили,
- Были крепки и здоровы,
- Нужно, чтобы не курили
- И не брали в рот спиртного.
- Чай и кофе нам не в радость.
- Мяса тоже ешьте меньше.
- Если что–то будет в сладость —
- Это сладость жизни вечной.
- (песенка детей–мормонов)
- мормонская Церковь управляется Президентством, которое состоит из пожизненно избираемых Пророка и Кворума XXII Апостолов — им подчинены несколько Кворумов Семидесяти; сообщают, что с 1838 года по настоящее время у мормонов есть собственная спецслужба — «Сыны Дана»
- в 1849 году мормоны обратились с петицией к Конгрессу США с просьбой о придании им государственного статуса на недавно отвоёванных у Мексики землях; свой штат они планировали назвать Дезерет (Deseret — от библейского названия «медоносных пчёл»), который занимал бы территорию нынешнего штата Юта и части нынешних штатов Айдахо, Невада, Вайоминг, Аризона, Орегон, Нью–Мексико и Калифорнии
- в 1831 году Дж. Смит получил откровение о многожёнстве, как часть истинного Завета, но только в 1852 году оно было публично признано мормонской Церковью, — после этого многожёнство позволялось непосредственно Пророком очень немногим (2%) состоятельным мужчинам
- сведения о том, что мормоны практикуют многожёнство распространились в 1854 году, благодаря расследованиям американских журналистов; по федеральному закону Моррила 1862 года многожёнцы лишались гражданских прав, а по закону Эдмундса–Такера 1887 года многожёнцам угрожало уголовное наказание
- в 1857 Второй Пророк мормонов Бригам Янг выступил против Правительства США, после чего президент США Джеймс Бьюкенен послал в Юту 5–тысячную карательную экспедицию, почти полностью погибшую в пустынях Дезерета; В Вашингтоне после объявления «полной победы» над мормонами надолго оставили их в покое
- все улицы в мормонских городах достаточно широки, чтобы, по указанию Б. Янга, «не прибегая к богохульству можно было развернуть повозку»
- в 1875 году в городе Прово, штата Юта была основана частная мормонская Академия имени Бригама Янга, сейчас это частный университет имени Бригама Янга, в котором обучаются десятки тысяч студентов со всего мира (в подавляющем большинстве — мормоны)
- в 1890 году под давлением американской общественности мормоны опубликовали манифест, в котором официально отказались от полигамии, но несмотря на это даже в 2008 году в США состоялся процесс против некоторых мормонов–многожёнцев, отколовшихся от мормонской Церкви
- мормоны поддерживают теорию эволюции и трансгуманизм
- в 2007 году в мире насчитывалось более 13 млн. мормонов, менее половины из которых проживают в США
- в 2012 и 2016 годах на пост Президента США от Республиканской партии претендовал мормонский епископ, мультимиллионер, бывший губернатор штата Массачусетс Виллард Митт Ромни
- с 3 октября 2017 года послом США в России назначен мормон Джон Мид Хантсман–младший (Jon Meade Huntsman, Jr., 1960 г.р.) — бывший дважды губернатор Юты, сын старейшины мормонов миллиардера Джона Хантсмана–старшего, внук апостола мормонов Дэвида Хэйта
- в России насчитывается более 21 тыс. мормонов
Пророки мормонской Церкви
- Джозеф Смит (1805–1844)
- Бригам Янг (1801–1877)
- Джон Тейлор (1808–1887)
- Уилфорд Вудрафф (1807–1898)
- Лорензо Сноу (1814–1901)
- Джозеф Ф. Смит (1838–1918)
- Хибер Дж. Грант (1856–1945)
- Джордж Альберт Смит (1870–1951)
- Дэвид О. Маккей (1873–1970)
- Джозеф Филдинг Смит (1876–1972)
- Гарольд Б. Ли (1899–1973)
- Спенсер В. Кимбалл (1895–1985)
- Эзра Тафт Бенсон (1899–1994)
- Говард У. Хантер (1907–1995)
- Гордон Б. Хинкли (1910–2008)
- Томас С. Монсон (1927–2018)
- Рассел М. Нельсон (р. 1924)
Литература
- «Книга Мормона. Новые свидетельства об Иисусе Христе»,— Germany: Intellectual Reserve, Inc, 1982
- «Учение и Заветы. Драгоценная жемчужина»,— Germany: Intellectual Reserve, Inc, 1995
- Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь», 1998 (гл. 14, п. 3 Библия мормонов)
Известные мормоны
- Джон Мозес Браунинг (John Moses Browning, 21.01.1855, Огден, Юта — 26.11.1926, Брюссель) — изобретатель огнестрельного оружия
- Лестер Вайр (Lester Wire, 3.09.1888—14.04.1958) — полицейский из столицы мормонов Солт Лейк Сити, в 1912 изобрёл электрический светофор
- Уолт Дисней (Walt Disney, 05.12.1901, Чикаго — 15.12.1966, Лос–Анджелес) — мультипликатор, кинопродюсер (являлся мормоном предположительно, может быть — посмертно)
- Юкихиро Мацумото (Yukihiro Matsumoto, 14.04.1965, Хонсю – ) — компьютерный математик, программист, один из изобретателей языка Ruby