Смит, Джордж (халдеевед): различия между версиями
(→Открытие Потопа) |
(илл.+) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Первыми окрытиями ''Смита'' на посту сотрудника Британского музея была расшифровка и датирование двух надписей: о полном солнечном затмении, якобы, мая 763 г. до н.э. и о вторжении эламцев в Вавилонию в 2280 г. до н.э. Он также написал ряд статей для «Zeitschrift füt Ægyptische Sprache» (''Журнала Египетского языка'') на тему политических отношений Ассирии и Древнего Египта. | Первыми окрытиями ''Смита'' на посту сотрудника Британского музея была расшифровка и датирование двух надписей: о полном солнечном затмении, якобы, мая 763 г. до н.э. и о вторжении эламцев в Вавилонию в 2280 г. до н.э. Он также написал ряд статей для «Zeitschrift füt Ægyptische Sprache» (''Журнала Египетского языка'') на тему политических отношений Ассирии и Древнего Египта. | ||
− | В [[1871]] ''Смит'' издал транслитерированную и переведённую им «Летопись Ашурбанипала» (''The Annals of Assur–bani–pal'', этого царя иначе назвают Сарданапалом), а также ряд других монографий (см. ниже). Для ''Общества Библейской археологии'' (''Society of Biblical Archæology'', основано в Лондоне в [[1870]]) ''Смит'' записал свои соображения о древней кипрской письменности. Он утверждал о её слоговом характере, и его идеи легли в основу позднейших исследований. ''Джордж Смит'' — автор | + | В [[1871]] ''Смит'' издал транслитерированную и переведённую им «Летопись Ашурбанипала» (''The Annals of Assur–bani–pal'', этого царя иначе назвают Сарданапалом), а также ряд других монографий (см. ниже). Для ''Общества Библейской археологии'' (''Society of Biblical Archæology'', основано в Лондоне в [[1870]]) ''Смит'' записал свои соображения о древней кипрской письменности. Он утверждал о её слоговом характере, и его идеи легли в основу позднейших исследований. ''Джордж Смит'' — автор 12 значительных археологических сочинений, два из которых были изданы посмертно. |
''Смит'' организовал три археологические экспедиции в Турцию ([[1873]], [[1874]], [[1876]]). Последнюю из них, в марте [[1876]] финансировал Британский музей. ''Смит'' был направлен в Ниневию за остатком глиняной библиотеки ''Ашурбанипала''. Его сопровождал финский ассириолог ''Энеберг''. Рядом с Алеппо археологи обнаружили древнюю хеттскую столицу Каркемиш (якобы, II тысячелетия до н.э.). В Багдаде экспедиция приобрела у арабов несколько тысяч глиняных табличек. Прибыв в Ниневию, ''Смит'' с товарищем обнаружили невозможность проведения раскопок из–за «неблагополучия в турецком государстве». На обратном пути ''Энеберг'' умер, а ''Смит'' заболел дизентерией. Англичане нашли ''Смита'' и привезли в Алеппо, где тот и умер 18 августа [[1876]]. | ''Смит'' организовал три археологические экспедиции в Турцию ([[1873]], [[1874]], [[1876]]). Последнюю из них, в марте [[1876]] финансировал Британский музей. ''Смит'' был направлен в Ниневию за остатком глиняной библиотеки ''Ашурбанипала''. Его сопровождал финский ассириолог ''Энеберг''. Рядом с Алеппо археологи обнаружили древнюю хеттскую столицу Каркемиш (якобы, II тысячелетия до н.э.). В Багдаде экспедиция приобрела у арабов несколько тысяч глиняных табличек. Прибыв в Ниневию, ''Смит'' с товарищем обнаружили невозможность проведения раскопок из–за «неблагополучия в турецком государстве». На обратном пути ''Энеберг'' умер, а ''Смит'' заболел дизентерией. Англичане нашли ''Смита'' и привезли в Алеппо, где тот и умер 18 августа [[1876]]. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
=== Открытие Потопа === | === Открытие Потопа === | ||
По мнению историков, ''Джордж Смит'' обладал чудесным инстинктом отгадывания смысла иероглифических и клинописных фрагментов надписей, по существу не обладая достаточными филологическими знаниями. Современники называли его «интеллектуальным взломщиком» (''the intellectual picklock''). | По мнению историков, ''Джордж Смит'' обладал чудесным инстинктом отгадывания смысла иероглифических и клинописных фрагментов надписей, по существу не обладая достаточными филологическими знаниями. Современники называли его «интеллектуальным взломщиком» (''the intellectual picklock''). | ||
− | + | [[Изображение:Gilgamesh.jpg|thumb|300px|Подвиг ''Издубара'']] | |
Сообщают, что ''Смит'' был очень набожным человеком и поэтому живо интересовался библейской археологией. О своём важнейшем открытии ''Смит'' объявил вечером 2 декабря [[1872]] на 3–м заседании ''Общества Библейской археологии''. Он опубликовал перевод фрагмента халдейского текста о Потопе (''The Chaldean Account of the Deluge'') с глиняной таблички Британского музея, привезённой из Ниневии — столицы древней Ассирии, руины которой расположены рядом с Мосулом в современном Ираке. | Сообщают, что ''Смит'' был очень набожным человеком и поэтому живо интересовался библейской археологией. О своём важнейшем открытии ''Смит'' объявил вечером 2 декабря [[1872]] на 3–м заседании ''Общества Библейской археологии''. Он опубликовал перевод фрагмента халдейского текста о Потопе (''The Chaldean Account of the Deluge'') с глиняной таблички Британского музея, привезённой из Ниневии — столицы древней Ассирии, руины которой расположены рядом с Мосулом в современном Ираке. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
Своими работами ''Джордж Смит'' обосновал историчность библейской книги Бытия в то самое время, когда научные сомнения в этом достигли наибольшей интенсивности. | Своими работами ''Джордж Смит'' обосновал историчность библейской книги Бытия в то самое время, когда научные сомнения в этом достигли наибольшей интенсивности. | ||
− | === | + | === Главные сочинения ''Дж. Смита'' === |
− | + | # ''«The phonetic values of cuneiform Charakters»'', [[1871]] | |
− | + | # ''«Annals of Assur–bani–pal»'', [[1871]] | |
− | + | # ''«The chronology of Sennacherib»'', [[1871]] | |
− | + | # ''«Notes on the early history of Assyria»'', [[1872]] | |
− | + | # ''«The Chaldean Account of the Deluge»''// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 2, [[1873]], pp. 213–234 | |
− | + | # ''«The Eleventh Tablet of the Izdubar Legends: The Chaldean Account of the Deluge»''// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 3, [[1874]], pp. 534–587 | |
− | + | # ''«The Assyrian Eponym Canon»'', [[1875]] | |
− | + | # ''«Assyria from the earliest times to the fall of Ninive»'', [[1875]] | |
− | + | # ''«Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874»'', [[1875]] | |
− | + | # ''«The Chaldean Account of Genesis»'', [[1876]] | |
+ | # ''«History of Sennacherib»'', [[1878]] | ||
+ | # ''«The History of Babylonia»'', [[1877]] | ||
=== Литература === | === Литература === |
Текущая версия на 00:18, 14 июня 2016
Джордж Смит (26 марта 1840, Лондон — 19 августа 1876, Алеппо) — английский археолог–халдеевед, сотрудник Британского музея, первооткрыватель эпоса о Потопе и Издубаре (которого позднее ассириологи назвали Гильгамешем)
Содержание
Биография
Джордж Смит происходил из бедной семьи. В 15–летнем возрасте он оставил начальную школу и поступил подмастерьем в лондонскую типографию гравировщиков банкнот Бредбери и Эванса. В свободное время он ходил в располагавшийся рядом Британский музей. Его особенно интересовали халдейские (вавилонские, ассирийские) глинянные клинописные таблички, обнаруженные и привезённые в Музей О.Г. Лейардом незадолго до этого времени. Свои небольшие средства Смит тратил на книги о вавилонских древностях. В 1863 он устроился работать в музей реставратором. Здесь он показал замечательные способности в чтении клинописи и подборе фрагментов разбитых глиняных табличек.
В Британском музее его заприметил сэр Генри Кресвик Роулинсон, для которого Смит успешно расшифровал дату выплаты дани неким Йеху царю Салманасару. В 1867 Роулинсон сделал его своим штатным ассистентом по расшифровке глиняных табличек для третьего тома монографии «Клинописей Западной Азии».
Первыми окрытиями Смита на посту сотрудника Британского музея была расшифровка и датирование двух надписей: о полном солнечном затмении, якобы, мая 763 г. до н.э. и о вторжении эламцев в Вавилонию в 2280 г. до н.э. Он также написал ряд статей для «Zeitschrift füt Ægyptische Sprache» (Журнала Египетского языка) на тему политических отношений Ассирии и Древнего Египта.
В 1871 Смит издал транслитерированную и переведённую им «Летопись Ашурбанипала» (The Annals of Assur–bani–pal, этого царя иначе назвают Сарданапалом), а также ряд других монографий (см. ниже). Для Общества Библейской археологии (Society of Biblical Archæology, основано в Лондоне в 1870) Смит записал свои соображения о древней кипрской письменности. Он утверждал о её слоговом характере, и его идеи легли в основу позднейших исследований. Джордж Смит — автор 12 значительных археологических сочинений, два из которых были изданы посмертно.
Смит организовал три археологические экспедиции в Турцию (1873, 1874, 1876). Последнюю из них, в марте 1876 финансировал Британский музей. Смит был направлен в Ниневию за остатком глиняной библиотеки Ашурбанипала. Его сопровождал финский ассириолог Энеберг. Рядом с Алеппо археологи обнаружили древнюю хеттскую столицу Каркемиш (якобы, II тысячелетия до н.э.). В Багдаде экспедиция приобрела у арабов несколько тысяч глиняных табличек. Прибыв в Ниневию, Смит с товарищем обнаружили невозможность проведения раскопок из–за «неблагополучия в турецком государстве». На обратном пути Энеберг умер, а Смит заболел дизентерией. Англичане нашли Смита и привезли в Алеппо, где тот и умер 18 августа 1876.
Его вдова Мэри осталась жить с пятью детьми на маленькую государственную пенсию.
Открытие Потопа
По мнению историков, Джордж Смит обладал чудесным инстинктом отгадывания смысла иероглифических и клинописных фрагментов надписей, по существу не обладая достаточными филологическими знаниями. Современники называли его «интеллектуальным взломщиком» (the intellectual picklock).
Сообщают, что Смит был очень набожным человеком и поэтому живо интересовался библейской археологией. О своём важнейшем открытии Смит объявил вечером 2 декабря 1872 на 3–м заседании Общества Библейской археологии. Он опубликовал перевод фрагмента халдейского текста о Потопе (The Chaldean Account of the Deluge) с глиняной таблички Британского музея, привезённой из Ниневии — столицы древней Ассирии, руины которой расположены рядом с Мосулом в современном Ираке.
На собрании присутствовали архиепископ Кентерберийский и премьер–министр У. Гладстон. Отчёт был опубликован на следующий день в газете «The Times». Смит стал мировой знаменитостью. В январе 1873 ежедневная британская газета «The Daily Telegraph» финансировала его первую экспедицию в Ниневию для поиска продолжения древних сообщений на эту тему.
Смит незамедлительно раскопал недостающую часть повествования о наводнении. Сообщение о новой находке появилось в «The Daily Telegraph» 21 мая 1873. На этом финансирование экспедиции прекратилось. Смит вернулся в Англию с большой коллекцией древних надписей. В частности, он привёз хронологические таблицы вавилонских династий.
Вскоре Смит отправился в Ниневию на средства Британского музея. После некоторых затруднений с турецкими властями в 1874 он вернулся домой с большой коллекцией клинописных табличек, среди которых был и 12-томный «Солнечный Эпос об Издубаре». Через 15 лет после смерти Смита героя эпоса стали называть Гильгамешем. 11 том эпоса повествовал о Потопе и строительстве Ковчега. Отчёт об экспедиции Смит опубликовал в «Ассирийских открытиях» (Assyrian Discoveries, 1875).
Весь 1875 Смит провёл за расшифровкой отдельно найденных клинописных фрагментов. Среди которых он вычитал сообщения о Творении, Грехопадении, строительстве Вавилонской башни и других библейских событиях. Эти открытия вошли в его монографию «Халдейский счёт Бытия» (The Chaldean Account of Genesis, 1876).
Своими работами Джордж Смит обосновал историчность библейской книги Бытия в то самое время, когда научные сомнения в этом достигли наибольшей интенсивности.
Главные сочинения Дж. Смита
- «The phonetic values of cuneiform Charakters», 1871
- «Annals of Assur–bani–pal», 1871
- «The chronology of Sennacherib», 1871
- «Notes on the early history of Assyria», 1872
- «The Chaldean Account of the Deluge»// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 2, 1873, pp. 213–234
- «The Eleventh Tablet of the Izdubar Legends: The Chaldean Account of the Deluge»// Transactions of the Society of Biblical Archaeology, 3, 1874, pp. 534–587
- «The Assyrian Eponym Canon», 1875
- «Assyria from the earliest times to the fall of Ninive», 1875
- «Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874», 1875
- «The Chaldean Account of Genesis», 1876
- «History of Sennacherib», 1878
- «The History of Babylonia», 1877
Литература
- Финкель И. «Ковчег до Ноя: от Междуречья до Арарата»,— М.: Изд–во «Олимп-Бизнес», 2016, 472 с. ил.
- Sayce A.H. «George Smith»// Littell's Living Age, Vol. 131, Iss. 1687, pp. 124–12 (October 14, 1876, New York: The Living age co. inc.)