Омар Хайям: различия между версиями
м (→Вымышленная биография) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:Omar Chajam.jpg|thumb|400px|''Омар Хайям'']] | + | [[Изображение:Omar Chajam.jpg|thumb|400px|''Омар Хайям'' — гедонист]] |
'''Омар Хайям''' (''Хейям'', ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури'', якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Открыт английским поэтом–переводчиком ''Эдвардом Фитцджеральдом'' в [[1859]] году | '''Омар Хайям''' (''Хейям'', ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури'', якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Открыт английским поэтом–переводчиком ''Эдвардом Фитцджеральдом'' в [[1859]] году | ||
: «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» ''Г.К. Честертон'' | : «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» ''Г.К. Честертон'' |
Версия 14:40, 21 марта 2009
Омар Хайям (Хейям, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури, якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Открыт английским поэтом–переводчиком Эдвардом Фитцджеральдом в 1859 году
- «Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» Г.К. Честертон
Содержание
Вымышленная биография
Учёный, философ, поэт, юрист и историк Омар Хайям не был известен науке до середины XIX века. В словаре Брокгауза об Омаре Хеяме сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.».
Современные историки уточняют, что он родился 18 мая 1048 года в персидском городе Нишапуре и умер там же 4 декабря 1131 года. Причём сообщают, что дату рождения вычислил индийский ученый Свами Говинда Тиртха по гороскопу, найденному в бумагах ученика Омара Хайяма Бейхаки. В тех же бумагах сообщается, что Хайям был учеником Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины (Авиценны, якобы 980—1037). Дату смерти Омара Хайяма вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных.
Имя его, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
Сообщают, что Омар Хайям был в хорасанском медрессе однокашником Старца Горы Хасана ас-Сабаха Сайдна, основателя секты ассасинов, одного из фантомов Иисуса Христа, а также Абу–Али Хасана — будущего сельджукского визиря Низам–эль–Молька (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана Мелик–шаха (то есть, Царя–Царя) и в 1074 году устроил Омара Хайяма при исфаханском дворе. До этого Омар Хайям работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими историками к великим учителям узбекского народа. После смерти Мелик–шаха в 1092 году и гибели покровителя Низам–эль–Молька от руки ассасина, Омар Хайям совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что Хайам имел духовное звание имама. Семьи он не имел, детей не оставил.
Омар Хайям известен своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают 1200 штук, но в древнейшей рукописи, якобы 1461 года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их ещё 405. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство. Европейцы узнали персидского поэта Омара Хайяма благодаря переводу с фарси на английский язык Эдвардом Фитцжеральдом (1809—1883) 101–го четверостишья, — был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу Фитцжеральд выпустил в 1859 году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. С тех пор большинство четверостиший Хайяма переводятся с английского, а не с фарси.
Сообщают также, что Омар Хайям измерил длину климатического года (получив значение 365,24219858156 = 365+(1/4)-(11/1410) дня, а климатический, «тропический» год считают равным 365,2422 дня) и изобрёл солнечный календарь, климатически более точный, чем Григорианский (который равен 365,2425 = 365+ (97/400) дня), положив будто бы 8 високосных лет в 33–х летнем периоде (длина такого года равна 365,2424 = 365+ (8/33) дня). Построил обсерваторию в Исфахане (Испагани).
Так же сообщают, что Омар Хайям написал «Комментарии к трудным положениям Евклида», где содержится попытка доказательства пятого постулата в виде, сформулированном шотландским математиком Джоном Плейфером (1748–1819) в «Началах геометрии» 1795 года:
- «Существует только одна прямая параллельная данной, проходящая через данную точку.»
Впрочем, современные историки науки утверждают, что эта формулировка встерчалась у античного комментатора Евклида Прокла Диадоха (якобы, 410–485 гг. н.э.)
В 1934 году над могилой Омара Хайяма в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:
- «Смерть мудреца 516 года Хиджры по лунному календарю»
- У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,
- Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.
- Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
- Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Сочинения, приписываемые Омару Хайяму
- «Трудности арифметики» (не сохранились)
- «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», 1072
- «Комментарии к трудным положениям Евклида», 1077
- «Астрономические таблицы Маликшаха» (не сохранились)
- «Трактат о бытии и долженствовании», 1080
- «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность»
- «Свет разума о предмете всеобщей науки»
- «Трактат о существовании»
- «Книга по требованию (обо всем сущем)»
- «Об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них»
Новости
В начале 2009 года израильский археолог Рина Авнер выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма:
- Когда–нибудь, огнем любовным обуян,
- В душистых локонах запутавшись и пьян,
- Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу
- И с пьяной головы растрепанный тюрбан.
Литература
- Omar Khayam «Rubayyat», Transl. by Fitzgerald E.L.,— Лондон, 1859
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
Ссылки
- Честертон Г.К. «Омар Хайям и священное вино», 1905
- Голубев И. «Тайнопись Омара Хайяма»