Осирис: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Легенды об Осирисе)
(Легенды об Осирисе)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Осирис''' — мифический патриарх и царь [[Древний Египет|Древнего Египта]], изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж ''Изиды'', отец ''Гора'', брат ''Сета'' (''Тифона''). Бог подземного мира и загробный судья
 
'''Осирис''' — мифический патриарх и царь [[Древний Египет|Древнего Египта]], изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж ''Изиды'', отец ''Гора'', брат ''Сета'' (''Тифона''). Бог подземного мира и загробный судья
  
=== Легенды об ''Осирисе'' ===
+
=== Традиционные легенды об ''Осирисе'' ===
В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза]] (т. XXII (43), [[1897]]) статью об ''Осирисе'' написал приват–доцент Петербургского университета ''Борис Александрович Тураев'' ([[1868]]—[[1920]]).
+
В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза]] (т. XXII (43), [[1897]]) статью об ''Осирисе'' написал приват–доцент Петербургского университета египтолог ''Б.А. Тураев'' ([[1868]]—[[1920]]). Он сообщает, что мифы об ''Осирисе'' записаны ''[[Плутарх]]ом'' в трактате ''«De Iside»'' и ''«подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах»''.
 +
 
 +
Согласно этим легендам, ''Осирис'', по удалении своих родителей — Земли (бога ''Кеба'') и Неба (богини ''Нут'') — царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой ''Исидой'', с которой он вступил в брак ещё до рождения. ''Осирис'' и ''Исида'' научили египтян земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал бог ''Тот'' — олицетворённая премудрость.
 +
 
 +
''Осирис'' предпринял завоевательный поход в Азию и после победоносного возвращения, его брат и противник ''Сет'', принёс на пир прекрасный сундук и пообещал его тому, на чей рост он придётся. И так удалось заключить в ящик ''Осириса'', а затем бросить его в Нил, который вынес его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а финикийский царь велел срубить её и сделать одной из подпорок крыши во дворце.
 +
 
 +
''Исида'' долго искала труп мужа, и наконец явилась в Библ. Она сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась царю и выпросила себе ствол дерева с гробом ''Осириса'', который и отнесла в Египет. Но ''Сет'' нашёл его и разрубил на ''14'' частей. ''Исиде'' удалось собрать почти всё, и на месте нахождения каждой части она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских провинций считали себя местом упокоения бога ''Осириса'' или одного из его членов.
 +
 
 +
Сойдя в царство мёртвых, ''Осирис'' сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он выступает в «Книге Мёртвых». Каждый египетский покойник должен был записаться в число его последователей и принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным. ''Осирис'' является добрым началом (отсюда его эпитет «Уннофру» = ''Онуфрий'' = «благой») и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти.
 +
 
 +
''Осирис'' был введён в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего Солнца, временно побеждённого мраком, то в виде ночного светила — Луны, то в виде верховного божества. В позднейшие времена египетской культуры его почитание сделалось всеобщим и оттесняло другие божества. В честь ''Осириса'' происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Из животных ''Осирису'' были посвящены птица феникс и бык ''Апис''. В форме ''Сераписа'' его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался ''Осирис'' в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы «Книги Мёртвых» и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи — бога ''Птаха''. Как бог Луны, ''Осирис'' изображался иногда с её диском на голове и назывался в таком случае «Осирис–Иах» (месяц).
  
 
=== ''Осирис'' в исламе ===
 
=== ''Осирис'' в исламе ===

Версия 02:01, 7 марта 2016

Осирис — мифический патриарх и царь Древнего Египта, изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж Изиды, отец Гора, брат Сета (Тифона). Бог подземного мира и загробный судья

Традиционные легенды об Осирисе

В Энциклопедическом словаре Брокгауза (т. XXII (43), 1897) статью об Осирисе написал приват–доцент Петербургского университета египтолог Б.А. Тураев (18681920). Он сообщает, что мифы об Осирисе записаны Плутархом в трактате «De Iside» и «подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах».

Согласно этим легендам, Осирис, по удалении своих родителей — Земли (бога Кеба) и Неба (богини Нут) — царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак ещё до рождения. Осирис и Исида научили египтян земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал бог Тот — олицетворённая премудрость.

Осирис предпринял завоевательный поход в Азию и после победоносного возвращения, его брат и противник Сет, принёс на пир прекрасный сундук и пообещал его тому, на чей рост он придётся. И так удалось заключить в ящик Осириса, а затем бросить его в Нил, который вынес его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а финикийский царь велел срубить её и сделать одной из подпорок крыши во дворце.

Исида долго искала труп мужа, и наконец явилась в Библ. Она сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась царю и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Но Сет нашёл его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти всё, и на месте нахождения каждой части она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских провинций считали себя местом упокоения бога Осириса или одного из его членов.

Сойдя в царство мёртвых, Осирис сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он выступает в «Книге Мёртвых». Каждый египетский покойник должен был записаться в число его последователей и принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным. Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет «Уннофру» = Онуфрий = «благой») и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти.

Осирис был введён в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего Солнца, временно побеждённого мраком, то в виде ночного светила — Луны, то в виде верховного божества. В позднейшие времена египетской культуры его почитание сделалось всеобщим и оттесняло другие божества. В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осирис в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы «Книги Мёртвых» и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи — бога Птаха. Как бог Луны, Осирис изображался иногда с её диском на голове и назывался в таком случае «Осирис–Иах» (месяц).

Осирис в исламе