Болландисты: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Восстановление статьи)
(нет различий)

Версия 22:33, 11 ноября 2008

Болландисты — католическая конгрегация, состоящая преимущественно из учёных—иезуитов, занимающаяся

собиранием, сочинением и изданием Житий святых.


Происхождение болландистов

«Так назывались монахи, преимущественно иезуитского ордена, занимавшиеся разработкой "Acta Sanctorum"

(1643-1794), собрание которых было начато Гербертом Росвеем и Болландом. Двое

учеников этого последнего, Годфруа Геншен (1600-1681) и Даниэль Папеброх (1628-1714), продолжали работу Болланда с таким же рвением. Папеброх вложил все свои средства на

создание в Антверпене библиотеки и музея Болланда. Вокруг них начали собираться другие ученые: Яннинг, Бартс, ди

Соллье, Пиэн, Кюиперс, Ван-ден-Бош, Ван-ден-Вельде, Лимпен, Штикер, Штилтинг, Сюискен, Перье, Кле, де Бье, Гескьер

де Би, Губен и Бертод. Б. было совершено несколько путешествий по Италии, Германии, Австрии, Франции и Испании с

целью пополнить изыскания, сделанные Геншеном и Папеброхом. Необходимые для этого средства получались от различных

владетельных князей, плативших за посвященные их имени труды. Кроме того, Яннингу удалось добиться покровительства

австрийского императора, и в 1716 г. Карл IV согласился на единовременную уплату обществу недостававших ему

10800 франков и на выдачу ежегодного пособия в размере 3620 франков в течение 10 лет. Выдача пенсии продолжалась до

1773 г. Работы общества продолжались правильно до 1773 года, когда вследствие начавшихся гонений на иезуитов

последовала папская булла Климента XIV и указ Марии-Терезии о распущении самого

общества, причем П. Кле подвергся даже двухлетнему тюремному заключению. Но уже в 1778 году [[Канденбергское

аббатство]] получило разрешение созвать вновь Б., которым приказано было окончить их труды в течение 10 лет и на

протяжении 10 томов. С уничтожением, спустя два года после того, Канденбергского аббатства, Б. основали свою

резиденцию в Брюссельской иезуитской коллегии. К иезуитам присоединились премонстрантские монахи и бенедиктинцы.

Музей Б. был продан Иосифом II аббатству Тонгерлоо за 23 тыс. флоринов. Но революция вновь разогнала

монахов (6 декабря 1791 г.). Музей был спасен от разграбления фермерами аббатства. Прошло после того более

сорока лет, прежде чем работы Б. стали продолжаться. В 1825 г. остатки музея были вновь куплены Вильгельмом,

королем голландским; и его печатные коллекции были помещены в Гаге, рукописи - в Брюсселе. Честь восстановления

общества Б. принадлежит известному французскому историку Гизо. Он обнародовал в 1836 г. проект дальнейших

работ во Франции. Король Леопольд I тотчас же возложил их на бельгийских иезуитов. Спустя двести лет после

появления первого тома в 1845 г. появился LIV том. С этого времени преобразованное общество Б. помещается в

коллегии Сен-Мишеля в Атверпене. Главными современными нам Б. являются Ван-ден-Мэре, Ван-Геке, Боссю, де Бух и

Тинебрэк. Всего вышло в свет 63 тома. Кроме "Acta Sanctorum" в этом огромном собрании сочинений находится много

важных рассуждений по различным вопросам церковной истории: "Propyleum Diplomaticum" Папеброха и пр. "Acta

Sanctorum" много раз перепечатывались. Кроме оригинального издания, имеется издание, вышедшее в Базеле в XVIII в., и

другое, принадлежащее Виктору Пальмэ (1863-67). К нему издан Риголло один том "Actuaria" (1875). Дополнения издаются

с 1882 в Париже и Брюсселе в "Analecta Bollandiana". Ср. Pitra, "Etudes sur la collectio n des actes des saints

publié es par. les В." (Париж, 1850); Tougard, "De l'histoire profane dans les actes grecs des Б." (Париж" 1874).»

(Брокгауз и Евфрон)


«Болландисты - ученые издатели житий святых, называемые так по имени И. Болланда. Критическое издание наиболее

древних и достоверных легенд святых было делом как отдельных лиц, так и целых групп ученых. Антверпенский иезуит

Росвейд собрал громадное количество манускриптов и предполагал издать жития всех святых, распределив материал на 18

частей (2 для жизнеописания Иисуса и Марии, 1 для праздников святых, 12 для их житий, 3 для мартирологов, примечаний

и указаний), но успел провести только предварительные работы и в 1624 умер.Братья его по ордену поручили приведение

в порядок собранного Росвейдом материала и выполнение его плана трем иезуитам, среди которых был и Болланд

(1596-1665). Болланд настоял на расширении плана изданий и после тринадцатилетней упорной работы пригласил к себе в

сотрудники иезуитов Г. Геншена (1600-80) и Даниеля Папеброха (1628-1714). Издатели объезжали и исследовали

библиотеки Германии, Испании, Италии, разыскивая новые манускрипты, обращались за справками к местному клиру и т.д.

Папеброх отдал за это все унаследованное им от отца состояние. Новым источником денежных средств были пожертвования

духовных и светских князей. В 1643 в Антверпене вышла первая часть труда, охватывающая святых, празднуемых в первой

половине января. Ей было предпослано предисловие Болланда, касающееся подлинности житий. До смерти Болланда вышла

ещё вторая часть января и 3 части февраля; до ухода из редакции ослепшего Папеброха 1705 - ещё 21 том, до конца

июня. ...... Во главе работы последнего поколения болландистов с 1877 становится отец де Смедт (ум. 1911), стремившийся примирить

устаревший и неудобный план издания с требованиями современной науки и критики. ...» (Энциклопедия «Христианство»)

Деяния

Литература

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907
  • Энциклопедия «Христианство, в 3—х томах»,— М.: БРЭ, 19931995, 863+671+783 сс.


Ссылки