Омар Хайям: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(исчо)
м (Вымышленная биография)
Строка 11: Строка 11:
 
Имя его, ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури'' означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
 
Имя его, ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури'' означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
  
Сообщают, что ''Омар Хайям'' был в хорасанском медрессе однокашником [[Хасан ас-Сабах|Старца Горы ''Хасана ас-Сабаха Сайдна'']], основателя секты ассасинов, одного из фантомов [[Иисус Христос|''Иисуса Христа'']], а также ''Абу–Али Хасана'' — будущего сельджукского визиря ''Низам–эль–Молька'' (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана ''Мелик–шаха'' (то есть, ''Царя–Царя'') и в 1074 году устроил ''Омара Хайяма'' при исфаханском дворе. До этого ''Омар Хайям'' работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими [[История|историками]] к великим учителям узбекского народа. После смерти ''Мелик–шаха'' в 1092 году и гибели покровителя ''Низам–эль–Молька'' от руки [[Ассасины|ассасина]], ''Омар Хайям'' совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре.
+
Сообщают, что ''Омар Хайям'' был в хорасанском медрессе однокашником [[Хасан ас-Сабах|Старца Горы ''Хасана ас-Сабаха Сайдна'']], основателя секты ассасинов, одного из фантомов [[Иисус Христос|''Иисуса Христа'']], а также ''Абу–Али Хасана'' — будущего сельджукского визиря ''Низам–эль–Молька'' (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана ''Мелик–шаха'' (то есть, ''Царя–Царя'') и в 1074 году устроил ''Омара Хайяма'' при исфаханском дворе. До этого ''Омар Хайям'' работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими [[История|историками]] к великим учителям узбекского народа. После смерти ''Мелик–шаха'' в 1092 году и гибели покровителя ''Низам–эль–Молька'' от руки [[Ассасины|ассасина]], ''Омар Хайям'' совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что он имел духовное звание имама. Семьи он не имел, детей не оставил.
  
 
''Омар Хайям'' известен своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают ''1200'' штук, но в древнейшей рукописи, якобы [[1461]] года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их ещё ''405''. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство. Европейцы узнали персидского поэта ''Омара Хайяма'' благодаря переводу с фарси на английский язык ''Эдвардом Фитцжеральдом'' ([[1809]]—[[1883]]) 101–го четверостишья, — был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу ''Фитцжеральд'' выпустил в [[1859]] году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. С тех пор большинство четверостиший ''Хайяма'' переводятся с английского, а не с фарси.
 
''Омар Хайям'' известен своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают ''1200'' штук, но в древнейшей рукописи, якобы [[1461]] года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их ещё ''405''. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство. Европейцы узнали персидского поэта ''Омара Хайяма'' благодаря переводу с фарси на английский язык ''Эдвардом Фитцжеральдом'' ([[1809]]—[[1883]]) 101–го четверостишья, — был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу ''Фитцжеральд'' выпустил в [[1859]] году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. С тех пор большинство четверостиший ''Хайяма'' переводятся с английского, а не с фарси.
Строка 24: Строка 24:
  
 
В [[1934]] году над могилой ''Омара Хайяма'' в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:
 
В [[1934]] году над могилой ''Омара Хайяма'' в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:
: ''«Смерть мудреца 516 года Хиджры по лунному календарю»''
+
:: '''«Смерть мудреца 516 года Хиджры по лунному календарю»'''
 +
:: ''У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,''
 +
:: ''Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.''
 +
:: ''Если ты хочешь знать дату построения обелиска,''
 +
:: ''Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.''
  
 
=== Сочинения, приписываемые Омару Хайяму ===
 
=== Сочинения, приписываемые Омару Хайяму ===

Версия 14:38, 21 марта 2009

Омар Хайям

Омар Хайям (Хейям, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури, якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Открыт английским поэтом–переводчиком Эдвардом Фитцджеральдом в 1859 году

«Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» Г.К. Честертон

Вымышленная биография

Учёный, философ, поэт, юрист и историк Омар Хайям не был известен науке до середины XIX века. В словаре Брокгауза об Омаре Хеяме сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.».

Омар Хайям — писатель

Современные историки уточняют, что он родился 18 мая 1048 года в персидском городе Нишапуре и умер там же 4 декабря 1131 года. Причём сообщают, что дату рождения вычислил индийский ученый Свами Говинда Тиртха по гороскопу, найденному в бумагах ученика Омара Хайяма Бейхаки. В тех же бумагах сообщается, что Хайям был учеником Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины (Авиценны, якобы 980—1037). Дату смерти Омара Хайяма вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных.

Имя его, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».

Сообщают, что Омар Хайям был в хорасанском медрессе однокашником Старца Горы Хасана ас-Сабаха Сайдна, основателя секты ассасинов, одного из фантомов Иисуса Христа, а также Абу–Али Хасана — будущего сельджукского визиря Низам–эль–Молька (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана Мелик–шаха (то есть, Царя–Царя) и в 1074 году устроил Омара Хайяма при исфаханском дворе. До этого Омар Хайям работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими историками к великим учителям узбекского народа. После смерти Мелик–шаха в 1092 году и гибели покровителя Низам–эль–Молька от руки ассасина, Омар Хайям совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что он имел духовное звание имама. Семьи он не имел, детей не оставил.

Омар Хайям известен своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают 1200 штук, но в древнейшей рукописи, якобы 1461 года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их ещё 405. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство. Европейцы узнали персидского поэта Омара Хайяма благодаря переводу с фарси на английский язык Эдвардом Фитцжеральдом (18091883) 101–го четверостишья, — был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу Фитцжеральд выпустил в 1859 году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. С тех пор большинство четверостиший Хайяма переводятся с английского, а не с фарси.

Сообщают также, что Омар Хайям измерил длину климатического года (получив значение 365,24219858156 = 365+(1/4)-(11/1410) дня, а климатический, «тропический» год считают равным 365,2422 дня) и изобрёл солнечный календарь, климатически более точный, чем Григорианский (который равен 365,2425 = 365+ (97/400) дня), положив будто бы 8 високосных лет в 33–х летнем периоде (длина такого года равна 365,2424 = 365+ (8/33) дня). Построил обсерваторию в Исфахане (Испагани).

Так же сообщают, что Омар Хайям написал «Комментарии к трудным положениям Евклида», где содержится попытка доказательства пятого постулата в виде, сформулированном шотландским математиком Джоном Плейфером (17481819) в «Началах геометрии» 1795 года:

«Существует только одна прямая параллельная данной, проходящая через данную точку.»

Впрочем, современные историки науки утверждают, что эта формулировка встерчалась у античного комментатора Евклида Прокла Диадоха (якобы, 410485 гг. н.э.)

В 1934 году над могилой Омара Хайяма в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:

«Смерть мудреца 516 года Хиджры по лунному календарю»
У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,
Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.
Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.

Сочинения, приписываемые Омару Хайяму

  • «Трудности арифметики» (не сохранились)
  • «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», 1072
  • «Комментарии к трудным положениям Евклида», 1077
  • «Астрономические таблицы Маликшаха» (не сохранились)
  • «Трактат о бытии и долженствовании», 1080
  • «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность»
  • «Свет разума о предмете всеобщей науки»
  • «Трактат о существовании»
  • «Книга по требованию (обо всем сущем)»
  • «Об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них»

Новости

Иерусалимский черепок, 2009

В начале 2009 года израильский археолог Рина Авнер выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма:

Когда–нибудь, огнем любовным обуян,
В душистых локонах запутавшись и пьян,
Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу
И с пьяной головы растрепанный тюрбан.

Литература

  • Omar Khayam «Rubayyat», Transl. by Fitzgerald E.L.,— Лондон, 1859
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907

Ссылки