Газета: различия между версиями
Salex (обсуждение | вклад) (Восстановление статьи) |
(из Морозова) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Копии, будто бы, рассылались во все пределы Римской Империи. На следующий день оригинальную газету, висевшую на стене, относили в библиотеку, где ею пользовались древнеримские историки. | Копии, будто бы, рассылались во все пределы Римской Империи. На следующий день оригинальную газету, висевшую на стене, относили в библиотеку, где ею пользовались древнеримские историки. | ||
+ | |||
+ | :''«... псевдодревнеримская газета «Acta Diurna» написана итальянцем Ригизио в [[1615]] году.»'' ([[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозов'']], [[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос»]], т. VII, Предисловие) | ||
Историки XIX века считали, что опубликование государственных актов и политических новостей было прекращено при императоре ''Августе'', но хроника ежедневной римской жизни, с публикацией частных и государственных хозяйственных объявлений и рекламы продолжала выходить вплоть до времени императора ''Проба'' (будто бы в 276 – 182 гг. н.э.). Не сохранилось ни единого клочка от тех античных газет, неизвестно даже — на каком материале они писалась и в каком количестве размножалась, однако сообщалось, что они пользовалась огромной популярностью в провинции, и в особенности в дальних римских гарнизонах. Историк [[Тацит, Публий Корнелий|''Тацит'']] сообщал: | Историки XIX века считали, что опубликование государственных актов и политических новостей было прекращено при императоре ''Августе'', но хроника ежедневной римской жизни, с публикацией частных и государственных хозяйственных объявлений и рекламы продолжала выходить вплоть до времени императора ''Проба'' (будто бы в 276 – 182 гг. н.э.). Не сохранилось ни единого клочка от тех античных газет, неизвестно даже — на каком материале они писалась и в каком количестве размножалась, однако сообщалось, что они пользовалась огромной популярностью в провинции, и в особенности в дальних римских гарнизонах. Историк [[Тацит, Публий Корнелий|''Тацит'']] сообщал: |
Текущая версия на 19:16, 18 августа 2010
Газета (от ит. gazzetta – мелкой венецианской монеты, по курсу XIX века стоимостью в 2 копейки) — периодически выходящее произведение, где сообщаются и обсуждаются текущие события и новости из области политической, общественной, религиозной, экономической, научной и художественной жизни. Основной признак газеты — регулярная пepиoдичность появления, колеблющаяся между одним днем (ежедневная газета) и одной неделей (еженедельная газета). Является важным идеологическим инструментом контроля общественного мнения и его манипуляции
- «По вступлению в должность он первый приказал составлять и обнародовать ежедневные отчёты о собраниях сената и народа». Светоний («Божественный Юлий», 20)
Содержание
Мифологическая история газет
Историки XIX века выяснили, что идея издания ежедневной газеты придумана Гаем Юлием Цезарем во времена его первого консульства (будто бы — в 59 г. до н.э.). Об издании публичного ежедневника сообщил историк Светоний. Эта древнеримская газета называлась «Diurna populi Romani» (или diurna urbis, acta populi diurna, acta urbis или urbana, или просто acta). Её вывешивали на стену для прочтения народом и переписывания спецально назначенными писцами.
Копии, будто бы, рассылались во все пределы Римской Империи. На следующий день оригинальную газету, висевшую на стене, относили в библиотеку, где ею пользовались древнеримские историки.
- «... псевдодревнеримская газета «Acta Diurna» написана итальянцем Ригизио в 1615 году.» (Н.А. Морозов, «Христос», т. VII, Предисловие)
Историки XIX века считали, что опубликование государственных актов и политических новостей было прекращено при императоре Августе, но хроника ежедневной римской жизни, с публикацией частных и государственных хозяйственных объявлений и рекламы продолжала выходить вплоть до времени императора Проба (будто бы в 276 – 182 гг. н.э.). Не сохранилось ни единого клочка от тех античных газет, неизвестно даже — на каком материале они писалась и в каком количестве размножалась, однако сообщалось, что они пользовалась огромной популярностью в провинции, и в особенности в дальних римских гарнизонах. Историк Тацит сообщал:
- «Ежедневная римская газета читается по провинциям и по войскам с большим рвением...» (Ann. XVI, 22)
Историки также сообщают, что в столице Китая Ханбалыке (нынешний Пекин), с 1366 года печатается официальная бумажная газета «King—Pao», сообщающая о действиях правительства, переменах в составе администрации, а также о важных экономических событиях и их предзнаменованиях. Древнейшие из прочих китайских газет организованы европейскими миссионерами в Новое Время.
Хроника газетного дела
Газеты в современном их виде появилились только с началом книгопечатания. Но и до XX века они продолжали выходить в рукописях — таковы школьные или студенческие «стенгазеты». Н.А. Морозов, будучи гимназистом, с 1870 года несколько лет выпускал рукописный журнал "Общества любителей естествознания", пользовавшийся определённым спросом в среде его товарищей и революционеров.
Создателями газет являются журналисты (публицисты) — непосредственные авторы газетных заметок, а также редакторы — справщики и организаторы номеров газеты в целом. Журналистика, как отдельная профессия возникла только в XIX веке, и только в XX веке, этому делу стали учить в университетах. До этого времени газетами занимались на любительском уровне, или в газетах подрабатывали профессиональные писатели. Так, в XVII веке рукописные газеты выпускал Посольский Приказ для московского двора и знати. А в Лондоне промышляли профессиональные рассыльщики новостей, писавшие письма с последними новостями столицы провинциальным феодалам. С тех пор английские газеты называются newsletters (письма с новостями).
Французская газета «Journal des Débats» придумала «в удовольствие публики и правительства» выпускать в виде прибавочного листа (feuille — отсюда слово «фельетон») приложение чисто литературного содержания. На этом поприще особенно процветал Дюма–отец, печатавший одновременно в разных ежедневных изданиях свой роман «Граф Монте–Кристо». Также газетно выходили «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Первый рассказ Горького «Макар Чудра» появился в тифлисской газете «Кавказ». В газетах печатались произведения Г. Гейне, К. Гамсуна, Э. Золя, Г. де Мопассана, В.Г. Короленко, М.А. Булгакова, В.П. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова.
- первая рукописная газета «Relationen» (или «Newe Zeitungen») стала выходить в Вене в 1488 году для информирования жителей о состоянии императора Максимилиана I, находившегося 3 месяца в плену у мятежных жителей Брюсселя
- первая еженедельная швейцарская газета стала печататься в 1610 году в Базеле
- первая еженедельная печатная газета Вены стала выходить в 1615 году под редакцией Грегора Гельбгаара
- первая еженедельная газета «Frankfurter Journal» во Франкфурте–на–Майне стала печататься Эгенольфом Эммелем в 1615 году, она просуществовала до конца XIX века
- первая еженедельная газета Гамбурга стала печататься в 1616 году
- первая еженедельная газета Берлина стала печататься в 1617 году
- первая еженедельная газета Амстердама стала печататься в 1618 году
- в 1620 году стали печататься первые газеты Антверпена, Магдебурга, Нюрнберга, Ростока, Брауншвейга и Кёльна
- первая русская рукописная газета «Куранты» стала выходить при царе Михаиле Феодоровиче с 1621 года, в ней дьяками Посольского Приказа переписывались новости из европейских газет
- первая еженедельная газета Англии «Weekly News» печатается с 1621 года
- первая еженедельная газета Франции «Gazette de France» печатается с 1631 года, первым редактором был врач Ренодо и это предприятие пользовалось благосклонностью кардинала Ришелье
- первая еженедельная итальянская газета вышла во Флоренции в 1636 году
- первая еженедельная газета Швеции, стокгольмская «Ordinarie Post-Tidende» печатается с 1643 года
- первая еженедельная газета Испании, печаталась в Мадриде с 1661 года
- первая ежедневная английская газета «Daily Courant» возникла в Лондоне 11 марта 1702 года
- первая печатная русская газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах» стала выходить по приказу Петра I со 2 января 1703 года, в честь этого события в 1992 году 13 января (2 января по старому стилю, в переводе на XVIII век) было объявлено «Днём российской печати»
- первая газета Северной Америки «Boston News Letter» печаталась с 1704 года
- первая римская газета «Greoas» выходила с 1716 года * с 1728 года Академия наук печатает «Санкт–Петербургские ведомости», первым редактором был историк Г.Ф. Миллер
- первая ежедневная французская газета «Journal de Paris» выходила с 1 января 1777 года
- с 1825 года в Петербурге начала печататься «Северная пчела», негласно финансировавшаяся III (политическим) отделением полиции и редактировавшаяся «патриотическими» литераторами Н.И. Гречем и Ф.В. Булгариным
- с 1830 года печатается «Литературная газета», первые редакторы её — А.А. Дельвиг и А.С. Пушкин
- с конца 1874 года в Женеве под редакцией Н.А. Морозова печатается русский эмигрантский журнал «Работник»
- 25 октября 1878 года вышел первый номер революционной газеты «Земля и Воля», редактор — Н.А. Морозов, с 1879 года он же редактирует листок «Народная Воля»
- с мая 1912 года выходит газета «Правда», орган ЦК ВКПБ В.И. Ленина (позднее стала органом ЦК КПСС)
- с 1994 года издаётся «Лимонка», остро–политическая газета писателя и поэта Э.В. Лимонова
Об истинной цели и смысле издания газет
Можно видеть, что газеты получают своё достоверно задокументированное распространение с конца XIV века — прогресс в этой области напрямую связан с изобретением книгопечатания и удешевлением бумаги. Согласно мнению традиционных историков, именно в это время отмирает тысячелетняя традиция летописания — вместо кропотливого и серъёзного труда создания и компилирования погодных хроник общество перешло к потреблению суетных еженедельных и позднее – ежедневных новостей. Такая точка зрения противоречит естественному ходу цивилизационных процессов.
В отличие от издания газет (даже рукописных), написание летописей, как достоверных погодных записей, не имело материально–технических условий осуществления, ведь помимо изготовления необходимо было обеспечить и длительную сохранность трудоёмкого интеллектуального продукта. Более того — это мероприятие не имело общественного и политического смысла, поскольку было призвано только удовлетворять любопытство далёких потомков.
В свою очередь, для распространения газеты необходима высокая цивилизованность общества: помимо наличия материально–технических ресурсов для издания, должен иметься широкий и разрозненный круг читателей — грамотных, общественно–активных, достаточно зажиточных, для того чтобы покупать ежедневную или еженедельную газету, и обладающих свободным временем для их прочтения. До эпохи Возрождения прослойка потенциальных читателей газет в городах была мала и связана между собою тесными личными отношениями — издание газеты в таких обстоятельствах было нецелесообразно и нерентабельно.
- «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». (В.И. Ленин)
По всей видимости, идея летописания возникла в среде гуманистов, под впечатлением очевидного материального и общественного успеха газетного дела. Писатели, недостаточно способные для того, чтобы написать популярную развлекательную или политическую книгу, и перебивавшиеся переписыванием и газетной публицистикой, решили воплощать свои более масштабные замыслы в виде написания «мега–газеты» — погодной хроники.
Эта идея была обречена на неуспех, в виду отсутствия у такого рода литературы привлекающей актуальности, присущей газетам. К тому же, воодушевлённые грандиозным замыслом полузабытые ныне авторы не обладали достаточным талантом для воплощения этой идеи. В то время ещё не были изобретены литературные приёмы, позволяющие заложить единство структуры такого произведения.
Попытки летописания продолжались до конца XVII века, будучи окончательно вытесненными прозой других жанров: повестями и романами. Некоторым из них крупно повезло, и они оказались канонизированными вместе с Библией. Когда летописи вновь стали привлекать внимание: сначала у зарождавшихся историков в XVIII веке, а затем и у общеобразованной публики в XX веке, уже было забыто авторство этих текстов, и они стали считаться коллективным трудом десятков поколений анонимных монахов и писцов.
Таким образом, именно газетное дело стало родителем традиционной исторической науки, и оттого они доныне сохраняют общие черты: откровенную идеологическую направленность, анонимность предоставляемых свидетельств и мелкотемье.
С наступлением эры перманентной научно–технической революции публицистика получила новые силы, стала считаться неизбранной «четвёртой властью», но при этом изменила свои формы. В начале ХХ века газеты в общественной жизни начинают вытесняться радио, с середины ХХ века — телевидением, а с конца ХХ века — цифровыми системами коммуникации (Интернет, пейджинговые и SMS–рассылки, электронные издания, распространяемые через проводные и эфирные системы связи). Последним взвизгом бумажной журналистики можно считать распространиение на рубеже XX–XXI веков, так называемых, «глянцевых» газет и журналов, которые представляют из себя разноцветные комиксы про жизнь «высшего света», с минимумом текстов, почти не различимом на пёстром фоне картинок и световых бликов.
С распространением легкопереносимых, защищённых и дешёвых приёмников информации газеты и журналы в своей современной форме (а возможно и книги) потеряют свою востребованность, уйдя в музеи подобно глиняным табличкам Вавилона.