Инквизиция: различия между версиями
(булла «Licet ab initio») |
(ЕС+) |
||
Строка 116: | Строка 116: | ||
* Грекулов Е.Ф. ''«Из истории Святой инквизиции в России»'',— М.: Атеист, [[1928]], 92 стр. | * Грекулов Е.Ф. ''«Из истории Святой инквизиции в России»'',— М.: Атеист, [[1928]], 92 стр. | ||
* Грекулов Е.Ф. [http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gre/grekulov.htm ''«Православная инквизиция в России»''],— М.: Академия наук СССР, Наука, [[1964]] | * Грекулов Е.Ф. [http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gre/grekulov.htm ''«Православная инквизиция в России»''],— М.: Академия наук СССР, Наука, [[1964]] | ||
+ | * Грэхам Патрик ''«Евангелие от Сатаны»'',— М.: Центрполиграф, [[2016]], 541 с. | ||
* Льоренте Х.А. ''«История испанской инквизиции, в 2–х томах»'',— М.: Ладомир, [[1999]], 1424 стр. <nowiki>ISBN</nowiki> 5–86218–162–8 | * Льоренте Х.А. ''«История испанской инквизиции, в 2–х томах»'',— М.: Ладомир, [[1999]], 1424 стр. <nowiki>ISBN</nowiki> 5–86218–162–8 | ||
* Кураев А.В., протодиакон; профессор МДА [http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya_1/1g50-all.shtml ''«Доброе слово об инквизиции»''] | * Кураев А.В., протодиакон; профессор МДА [http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya_1/1g50-all.shtml ''«Доброе слово об инквизиции»''] |
Версия 11:55, 12 сентября 2016
Инквизиция (от латинского inquisitio — «розыск»), Святая Инквизиция, Святая Палата (sanctum officium) — до 1965 г. высшая конгрегация (орден) католической церкви, входящая в состав курии Ватикана, с 1965 г. переименована в Конгрегацию доктрины веры и потеряла свой высший статус; инквизиция в России существовала в 1721–1724 гг., как следственная контора при Святейшем Синоде
- «Церковь имеет врожденное и собственное право, независимое от какой–либо человеческой власти, наказывать своих преступных подданных как карами духовными, так и карами мирскими». п. 2214, Католический кодекс канонического права, 1917 г.
Содержание
История инквизиции
Первый церковный труд по истории инквизиции написал сицилийский инквизитор Луис Парамо, опубликовавший книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» (Мадрид, 1598), где доказывал, что первым инквизитором был Господь Бог, покаравший Адама и Еву. Первым инквизитором Нового Завета, по мнению Парамо, был Иисус Христос, а Христа сменили апостолы Пётр и Павел. Далее он утверждал, что современные ему инквизиторы являются прямыми продолжателями инквизиторского дела апостолов.
Первые критические сообщения об инквизиции появились в XVI веке и были популярны своим живописанием ужасов церковных застенков. Автором одной из первых книг на эту тему был узник севильских палачей Раймундо Гонсалес де Монтес, который написал «Деяния священной инквизиции» (Гейдельберг, 1567), почти сразу переведённые на все языки Западной Европы.
Методы инквизиционного трибунала раскрывала книга Шпренгера и Инститориса «Молот ведьм», впервые опубликованная в конце XV века и многократно переиздававшаяся на разных языках с призывными надписями «Прочитай эту книгу, не пожалеешь!»
Современные традиционные историки связывают начало деятельности инквизиции, как насильственных действий по внедрению как–то понятых христианских догматов, с правлением фантомного «святого» римского императора Феодосия I, Великого (якобы, 379–395) и его борьбой против еретиков и манихеев. Согласно династическим параллелизмам НХ, он — отражение другого фантома, императора Священной Римской империи Лотаря II (якобы, 1075–1137). Исторические оригиналы этих деятелей принадлежали второй половине XV века.
Возрождение инквизиции и создание первых инквизиционных трибуналов историки связывают с деятельностью римского папы Иннокентия III (якобы, 1160–1216) против еретиков альбигойцев, подтверждённой решениями III и IV Латеранских соборов (якобы, 1179 и 1215 годов). Эту точку зрения разделяли официальные советские историки, поскольку она утверждена в «Хронологических выписках» Карла Маркса (классик законспектировал 18–ти томную «Всемирную историю» Фридриха Христофора Шлоссера). Но все эти повествования являются фантомными отражениями реальных религиозных войн XV–XVI веков (против народного апостольского христианства, начинающейся Реформации и анабаптизма) и Латеранского собора 1512–1517 годов. Сообщения об Альбигойских войнах и материалы Иннокентия III были сфальсифицированы на рубеже XVII века для исторического и догматического оправдания Контрреформации. В это же время были сфальсифицировано каноническое оправдание инквизиции, приписанное блаженному Августину (якобы, 354—430) и Фоме Аквинскому (якобы, 1227—1274).
Таким образом, согласно Новой Хронологии, католическая инквизиция реально возникает в середине XV в. вместе и практически одновременно с созданием военно–монашеских орденов, впоследствии занесённых в более древние времена для придания им более респектабельного происхождения. Католические ордена создавались на основе разбойничьих и пиратских шаек, подчинённых папской и императорской власти, а римская инквизиция набирается из наиболее способных бандитов, как личная гвардия римского папы.
Официальное создание римской инквизиции приписывают папе Павлу III (1534–1549), создавшему 21 июля 1542 года (булла «Licet ab initio» — «Следует изначала») Комиссию кардиналов по наблюдению за чистотой вероучения. Папа Павел IV (1555–1559), прежде бывший первым Великим инквизитором Рима, назначил этому заведению в небесные покровители святого Доменика. Папа Сикст V (1585–1590) 22 января 1588 года декретом (у католиков их принято называть «конституциями») «Immensa aeterni Dei» придал ей статус конгрегации, подчинённой непосредственно римскому епископу. Она получила название Высший апостольский трибунал, Святая Палата (Sacra Congregatio Universalis Inquisitionis), и должна была работать по образцу испанской инквизиции, расследуя случаи ереси, схизмы и преступлений против нравственности.
Испанская инквизиция по легенде возникла 26 мая 1232 года, когда папа Григорий IX будто бы отправил первых инквизиторов в Арагон, но о её деятельности стало известно только в XV веке: в Испании началась религиозная война против ааронцев–геберов (не принявших миссию Иисуса Христа и позднее ставшими иудеями) и мавров–сарацинами (не признававших божественность пророка Исы, позднее породившими мусульманство). По всей видимости,— и ааронцы, и мавры имели свои духовные судилища (Синедрион и Шариатский суд), поскольку известно, что они в это время жестоко преследовали собственных отступников, но испанские христиане победили, изгнав упорствующих «неверных» в Африку, Азию и Америку, захватив их имущество и покрестив всех остальных (так появились крещёные ааронцы — мараны, и крещёные мавры — мориски). Христианская иерархия в римской империи в это время страдала от «Великой схизмы» и многопапия (которых доходило до пяти одновременно), и поэтому мало думала чистоте своей доктрины до установления централизованной религиозной власти Ватикана и единого римского папы.
До самого конца XVI века римская инквизиция мало интересовалась делами науки и культуры, решая более актуальную задачу покрения аборигенов Европы Риму и Ватикану. Только этим можно объяснить расцвет языческого оргиастического культа в искусстве Италии XV века, покровительствуемый сановниками католической церкви, а также создание «Индекса запрещённых книг» только в 1559 году. К примеру, книга Коперника «Об обращении небесных сфер» с изложением гелиоцентрической теории, изданная якобы в 1543 г., была запрещена только в 1616 году, во время первого процесса над Галилеем.
Папа Пий X (1903–1914) декретом «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 года изменил название Священной Палаты всемирной инквизиции на Конгрегацию Священной канцелярии (Sacra Congregatio Sancti Officii). В 1917 году при Бенедикте XV (1914–1922), ей было передано составление Индекса запрещенных книг, которым прежде ведала особая Конгрегация Индекса.
Папа Павел VI (1963–1978), воплощая решения II Ватиканского собора, 7 декабря 1965 года декретом «Integrae servandae» реорганизовал Св. Инквизицию, дав ей современное название Конгрегации вероучения (Congregatio pro Doctrina Fidei). Она была лишена привелегированного статуса, а во главе её был поставлен кардинал–префект (в настоящее время это Уильям Иосиф Левада, William Joseph Levada). Согласно статье 48 из Апостольской конституции Римской Курии «Pastor Bonus», объявленной папой Иоанном Павлом II (1978–2005) 28 июня 1988 года
- «Обязанностью, присущей Конгрегации вероучения, является стимулирование и защита вероучения и морали во всем католическом мире: по этой причине все, что каким–то образом касается этого, попадает под ее компетентность.»
Конгрегация вероучения поделена на четыре подразделения: богословский офис, дисциплинарный офис, супружеский офис и офис для священников.
Задачи инквизиции
- «Инквизиция по своей природе добра, нежна и консервативна, таков всеобщий и неизменный характер всякого церковного института. Но если гражданская власть, используя это учреждение, считает полезным для своей собственной безопасности сделать его более строгим — церковь не несет за это ответственности.» иезуит Жозеф де Местр «Письма одному русскому дворянину об инквизиции», Париж, 1821
Официально сформулированные направления деятельности Конгрегации доктрины веры, сменившей Священную Палату инквизиции на её месте в римской курии, таковы:
- слежение за чистотой католической доктрины
- наблюдение за моралью духовенства
- дела брака и семьи
- изучение сверхъестественных явлений и разоблачение суеверий
За этими словами по–прежнему скрывается стремление к укреплению морального, интеллектуального и религиозного лидерства католической церкви, навсегда подорванного демократизацией общества и научно–техническим прогрессом.
Методы инквизиции
Следствие инквизиции начиналось по доносу в ереси или аморальности, совершаемому гражданскими «доброжелателями», штатными доносчиками или специальными духовными цензорами, если речь шла о «еретической» книге. Инквизиционный суд принимал своё решение ещё до рассмотрения показаний обвиняемого — его роль в процессе заключалась добровольном признании своей вины, и тем самым — в мнимом «спасении своей заблудшей души». Обвиняемый не знал своих доносчиков, и должен был оправдываться не представляя и списка предьявляемых ему обвинений, отвечая на вопросы типа:
- «Сознайтесь — почему вы здесь оказались?!»
Попытка самозащиты рассматривалась как упрямство в ереси и приводила к пыточному мучительству, называемому «испытанием», в котором монахи–инквизиторы были весьма изобретательны. Самооговор во всех предьявляемых грехах и донос на своих близких избавлял обвиняемого от долгих мучений и зачастую приводил к скорой казни. Сам процесс мог длиться годами без вынесения приговора, например,— Джордано Бруно находился в застенках инквизиции почти 9 лет: с 1592 года по 1600–ый. Некоторым, напрасно оговорённым людям, удавалось выходить из под обвинения оправданными или прощёнными: так, к примеру, — основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола в молодости за свою проповедническую деятельность был трижды привлекаем инквизицией и даже сечён розгами, а будущий Великий инквизитор Дж.А. Сантори около двух лет содержался под следствием за мнимое покушение на жизнь папы Пия IV (1559–1565).
Пыточное следствие инквизиции сохранялось до середины XIX века, что, впрочем, в то время мало отличало инквизиторов от обычного государственного суда. В XX–XXI веках «Священная Инквизиция» продолжает свою деятельность под именем «Конгрегации догматов веры», занимаясь отлучением от католической Церкви и пополняя «Индекс запрещённых книг» сочинениями католических богословов–новаторов (например, «теологов освобождения»). Мучения и пытки к осуждённым, вроде бы не применяются, но следствие, по–прежнему, проводится тайно, в отсутствии прений сторон и в попрании всяких прав обвиняемого. В связи с этой практикой Ватикан до сих пор не присоединяется к «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года.
В августе 1965 году Мичиганский университет, как стало известно позднее, готовивший кадры для ЦРУ, приобрел в ФРГ библиотеку в 1400 томов с описанием средневековых пыток. Эти книги, как сообщало агентство «Рейтер», должны были служить
- «ценным пособием для американских специалистов, работающих в области полицейской службы.»
Известные инквизиторы
- Яков Гоогстратен, Hoogstraten (1454–1527) — главный инквизитор Кёльна, преследовал Рейхлина и Лютера
- Томас Торквемада (1420–1498) — испанский Великий инквизитор, духовник Изабеллы Кастильской, доминиканский монах, известен массовыми уничтожениями еретиков и иноверцев, инициатор изгнания мавров и евреев из Испании
- Яков Шпренгер (1436–1495), доминиканский монах, декан Кельнского университета и Генрих Крамер (Инститорис) (1430–1505), доминиканский монах и инквизитор, убивший в Германии более полутысячи «ведьм» согласно «Ведовской булле» папы Иннокентия VIII 1484 года — соавторы «Молота ведьм» (1486), популярной до XVII века инструкции для пыток и обвинения женщин в колдовстве
- кардинал Джованни Пьетро Караффа — первый Великий инквизитор Рима с 1542 года до своего избрания папой под именем Павел IV (1555–1559), инициатор издания первого «Индекса запрещённых книг», 1559
- Антонио Микеле Гизлиери — доминиканский монах, за инквизиторское усердие на севере Италии папой Павлом IV (1555–1559) назначен Великим инквизитором Рима, стал папой Пием V (1566–1572), канонизирован папой Климентом XI (1700–7121) в 1712 г., 30 апреля в католической церкви объявлен днём Пия V, Покровителя Священной Инквизиции
- Джулио Антонио Сантори, Sanctorius (1532–1602) — c 1582 года Великий инквизитор Рима, в 1592 году — неудачливый претендент на папский престол, в 1600 г. главный судья на процессе Дж. Бруно, отправил на костёр более 50 еретиков
- Роберт Беллармин (1542–1621) — учёный–иезуит, кардинал, главный обвинитель на процессе Дж. Бруно, Великий инквизитор Рима с 1602 года, в 1616 году — главный судья на первом процессе Галилея, запретивший учение Коперника, объявлен святым и доктором Католической Церкви
- Просперо Лоренцо Ламбертини (1675–1758) — учёный, пен–френд Вольтера, Великий инквизитор Рима, с 1740 г. папа Бенедикт XIV, реформатор католической церкви
- Лоренцо Ганганелли (1705–1774) — францисканский монах, Великий инквизитор Рима, с 1769 г. папа Климент XIV, в 1773 году запретил орден иезуитов
- Альфредо Оттавиани (1890–1979) — последний Великий инквизитор Рима, ушёл на пенсию в 1968 году
- Йозеф Ратцингер (родился в 1927 г.) — с 1981 г. глава Конгрегации доктрины веры, с 2005 года — папа Бенедикт XVI
- Вильям Иосиф Левада (родился в 1936 году в Калифорнии) — бывший архиепископ Сан–Франциско, доктор теологии, сменил И. Ратцингера на посту главы Конгрегации доктрины веры в мае 2005 года
Известные жертвы инквизиции
- Ян Гус — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора 6 июля 1415 года, известие о нём вышло из протестантского круга Мартина Лютера в начале XVI века
- Иероним Пражский — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора 30 мая 1416, сочувственные сведения о нём упоминаются в письме секретаря папской курии Поджио Браччиолини к Леонардо Бруни Аретинскому
- Жанна д'Арк — сожжена по обвинению в колдовстве 30 мая 1431 года, якобы реабилитирована в 1456 году, беатифицирована папой Пием Х (1903–1914) в 1909 году, канонизирована папой Бенедиктом XV (1914–1922) в 1920 году
- Жиль де Ре (Gilles de Lavai de Retz, 1404–1440) — французский маршал, соратник Жанны д'Арк, библейский Самсон, обвинён в чудовищных преступлениях и в магических обрядах, казнён в Нанте в 1440 году, тело его было сожжено, не реабилитирован до настоящего времени
- Луи Беркен (Louis de Berquin) — французский гуманист, сожжен как еретик 17 апреля 1529 года на Гревской площади Парижа
- Этьен Доле (Etienne Dolet, 1509–1546) — французский гуманист, дипломат и писатель, обвинённый в безбожии сожжен в Париже 5 августа 1546 года
- Джордано Бруно — сожжён как еретик 17 февраля 1600 года (в безумной ненависти к нему, римские церковники сожгли Джордано повешенного обнажённым вверх ногами), приговор не пересмотрен по настоящее время. Инквизиционное дело Бруно было обнаружено в 1886 году папским библиотекарем Грегорио Пальмиери, но скрыто по приказанию папы Льва XIII (1878–1903). В 1925 году в Италии было опубликовано 26 ранее неизвестных документов инквизиции о Бруно, и только в 1942 году его дело было опубликовано в полном виде, русский перевод его вышел в 1958 году. Настоящее имя Джордано было скрыто инквизиторами, сам он называл себя Ноланцем, а прозвище Бруно означает «сожженный»
- Помпео (Л)Уцилио Ванини — неаполитанский философ, священник, сожжён в Тулузе, как атеист, еретик и колдун 19 февраля 1619 года
- Марк Антоний де Доминис (Dominis, 1566, Далмация – 1624, Рим) — учёный–иезуит, профессор философии Падуанского университета, архиепископ Спалатро; за призывы к реформе католической церкви был заключён в инквизиционную тюрьму в замке Святого Ангела, где и умер от пыток в 1624 году; по личному распоряжению папы Урбана VIII (1623–1644) тело и труды его были сожжены
- Галилео Галилей — был дважды под судом инквизиции: в 1616 году и в 1633 году, на последнем приговорён к пожизненному заключению, из инквизиционного застенка вышел ослепшим инвалидом. Был оболган церковниками публикацией фальшивого протокола допроса (он появился в приложении к «Новому Альмагесту» астронома–иезуита Джованни–Баттисты Риччиоли 1651 года); и вопреки расхожему мнению, распространяемому клерикалами, его дело не пересмотрено по настоящее время. Инквизиционное дело Галилея было захвачено войсками Наполеона в 1810 году, но 30 лет спустя было возвращено в Рим и в препарированном виде опубликовано в 1850 году, после возмущения общественности более полный вариант дела был опубликован Ватиканом в 1867 году, а в 1870 году республиканец Сильвестро Герарди опубликовал ещё 14 документов из дела, тайно скопированных в папском архиве
- Томмазо Кампанелла — находился под следствием и судом инквизиции в 1591—1599 годах, приговорён к смертной казни, освобождён из заключения в 1626 году
- Казимир Лыщинский — польский юрист, ложно обвинённый иезуитами в атеизме сожжен в Варшаве в 1689 году
- Анна Гоелди считается последней европейской женщиной, убитой во время охоты на ведьм. Её казнили в 1734 году. В 2007 году в Швейцарии открылся музей её имени
- Антонио Хосе да Сильва (А. José da Silva, 1705–1739) — португальский юрист и драматург, сатирик, дважды обвинялся инквизицией в тайном иудаизме, сожжён в 1739 году на аутодафе
- Жозе Анастасио да Кунья (J.A. da Cynha, 1744–1787) — португальский математик, механик, офицер–артиллерист, с 1773 — профессор геометрии университета Коимбры, осуждён инквизицией как последователь Вольтера и других врагов Католической Церкви на тюремное заключение с 1778 по 1781 годы
- Александр Калиостро — находился под следствием и судом римской инквизиции в 1790 году, приговорён к смертной казни 7 апреля 1791 года за принадлежность к тайным обществам и волшебство, якобы умер в заключении от апоплексического удара 26 августа 1795 года
Российская инквизиция
Идейным основоположником православной инквизиции считается настоятель Волоколамского монатыря Иосиф Волоцкий (И. Санин, 1440–1515, канонизован в 1579), который в своём «Просветителе» призывает преследовать еретиков, не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Помимо еретиков обличительная деятельность Иосифа Волоцкого была направлена против «нестяжателей» — последователей Нила Сорского: Заволжских старцев, Вассиана Ивановича Патрикеева и Максима Грека, осуждавших церковное землевладение. Все противники Иосифа Волоцкого стараниями его последователей были осуждены, сосланы или убиты.
Преследованием еретиков, раскольников, волшебников и святотатцев в России XVIII века занимались специальные органы — Приказ духовных дел, Раскольническая и Новокрещенская конторы, тиунское управление Синода. По оценкам историков церкви XIX века, в России XVII–XVIII веков было убито более 30000 раскольников–старообрядцев. Официальная версия православной церкви гласит, что эти жертвы убили себя сами, практикуя самоутопление, самозакапывание и самосожжение.
Российская инквизиция (Приказ инквизиторских дел) официально учреждена Святейшим Синодом 1 марта 1721 года. Целью этого учереждения был надзор за начальствующими духовными лицами в части хозяйственной и внутренней судебной деятельности в делах не большой важности. Важные дела доносились в Священный Синод. Сеть духовных инквизиторов создавалась из белого и чёрного духовенства, и подчинялась провинциал–инквизиторам архиерейских городов, те, в свою очередь, — московскому протоинквизитору (первым из которых был архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий), а последний — Синоду. Прежде написания доноса, инквизитору полагалось поставить в известность начальство обвиняемого или архиерея. Половина штрафных денег доставалось доносчику. Контора инквизиторских дел была упразднена в 1724 году, должности инквизиторов упразднены 25 января 1727 года.
После упразднения приказа инквизиторских дел расследованием религиозных преступлений продолжили заниматься Раскольническая контора, просуществовавшая до 1764 года и духовные консистории, организованные в 1744 году. Наиболее важными делами занимался непосредственно Синод. Они располагали собственными тюрьмами и следственным аппаратом. Если церковные органы не могли справиться с отдельными случаями, тогда они передавали дело в светские дознавательные органы — Сыскной приказ, Тайную канцелярию, Преображенский приказ, надзирая за ходом дознания. Таким образом, видно, что инквизиционная практика русской православной церкви мало чем отличалась от аналогичной деятельности римской церкви.
Попытки апологии инквизиции
В современных клерикальных кругах активизируются попытки оправдания инквизиции. О чём свидетельствуют следующие высказывания:
- «Инквизиторы обычно были профессиональными легистами и бюрократами, строго руководствовавшимися установленными процедурными правилами, а не какими–либо личными чувствами. Правила эти сами по себе не были несправедливы. Они требовали наличия доказательств, позволяли обвиняемому защищаться и изымали из употребления сомнительные свидетельства. Таким образом, в большинстве случаев вердикт трибунала был справедлив, то есть соответствовал доказательствам. Многие дела прекращались на той или иной стадии, поскольку инквизиторы убеждались в несостоятельности доказательств. Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев и дозволялись лишь в случаях, когда наличествовали убедительные доказательства того, что обвиняемый лжет. В ряде случаев (например, в исследованиях, проведенных Карло Гинзбургом в итальянской местности Флиулия) свидетельств о применении пыток нет вовсе. Лишь небольшой процент осужденных подвергался смертной казни (в каждом конкретном регионе он колебался в пределах не более двух или трех на сотню). Гораздо чаще приговор состоял в пожизненном заключении, нередко смягчавшемся по прошествии нескольких лет. Наиболее распространенным наказанием было публичное покаяние в той или иной форме. Особенно преувеличивается число жертв "кошмарной" испанской Инквизиции. Она преследовала не миллионы людей, как часто приходится слышать, а примерно 44 тысячи (с 1540 по 1700 гг.), из которых казнено было менее двух процентов. Знаменитый случай Жанны д'Арк связан с многочисленными нарушениями процедуры, а сам процесс был подстроен ее политическими врагами, англичанами. Когда несколько лет спустя был проведен повторный, без нарушений, процесс, инквизиторы посмертно оправдали ее. ...» (Джеймс Хичкок «Инквизиция»)
- «Масштабы многих представлений о Святой Инквизиции сократились, другие были полностью разрушены. Например, «охота на ведьм». В 80–х годах теолог Ганс Кюнг говорил о девяти миллионах ведьм (девяти миллионах!), которые преследовались и были сожжены Церковью (это более кровавый геноцид, чем тот, что устроили нацисты в прошлом веке по отношению к евреям). Но светские эксперты, к которым обратился Папа, существенно опровергли оценки Кюнга. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но речь идет не о миллионах, а о нескольких тысячах случаев. ... В общем, исследование показало, что количество смертных приговоров, вынесенных трибуналами Инквизиции, намного меньше, чем принято считать. Профессор Агостино Борромео заявил: «К пыткам и смертной казни прибегали не так часто, как считалось долгое время; смертные приговоры, выносимые инквизицией, были гораздо менее частотными, чем приговоры любого государственного суда». ... Но имеет ли смысл в таком случае просить прощения, как делает это Папа, от лица Церкви за грехи Священной Инквизиции? Многие авторитетные католические мыслители, от Витторио Мессори до кардинала Джакомо Биффи, свободно высказали свои колебания. ...» (Лучио Брунелли «Черная легенда в свете фактов»)
- «Только два процента арестованных испанской инквизицией подвергались пыткам и те не длились более 15 минут.» (Протодиакон, профессор МДА А.В. Кураев «Доброе слово об инквизиции»)
См. также
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах», 1890–1907
- Ли Генри Чарльз «История инквизиции в Средние века»,— М.: Русич, 2001, 640 с.
- Плейди Джин «Испанская инквизиция»,— М.: Центрполиграф, 2002, 448 с.
- Сабатини Рафаэль «Торквемада и испанская инквизиция»
- Шпренгер Яков, Инститорис Генрих «Молот ведьм»,— М.: Интербук, 1990, 352 с. [1]
- Бейджент Майкл, Ли Ричард «Цепные псы церкви» (The Inquisition),— М.: ЭКСМО, 2006, 352 с. ISBN 5–699–14845–0
- Грекулов Е.Ф. «Из истории Святой инквизиции в России»,— М.: Атеист, 1928, 92 стр.
- Грекулов Е.Ф. «Православная инквизиция в России»,— М.: Академия наук СССР, Наука, 1964
- Грэхам Патрик «Евангелие от Сатаны»,— М.: Центрполиграф, 2016, 541 с.
- Льоренте Х.А. «История испанской инквизиции, в 2–х томах»,— М.: Ладомир, 1999, 1424 стр. ISBN 5–86218–162–8
- Кураев А.В., протодиакон; профессор МДА «Доброе слово об инквизиции»
- Paulus III Bull «Licet ab initio», Bullarium Romanum, VI, p.~344–346