Мракобесие: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
(Белые одежны+)
 
Строка 82: Строка 82:
 
=== Литература ===
 
=== Литература ===
 
# Кольман Э.Я. ''«Мы не должны были так жить»'',— NY: Chalidze Publications, [[1982]], 369 с.
 
# Кольман Э.Я. ''«Мы не должны были так жить»'',— NY: Chalidze Publications, [[1982]], 369 с.
 +
# Дудинцев В.Д. ''«Белые одежды»'',— М.: Книжная палата, [[1988]], 688 с.
  
 
=== См. также ===
 
=== См. также ===

Текущая версия на 12:26, 7 июня 2022

А.Т. Фоменко «Антибрейгель»

Мракобе́сие — вольный перевод на русский язык термина «обскурантизм» (латинское obscurans — «затемняющий»), означающего идейное настроение, враждебное по отношению к науке, культуре и личной свободе. Понятие возникло в начале XIX в. во времена николаевского застоя русского общества. Буквально означает поклонение бесам и демонам, живущим в темноте. Мракобесие антогонистично просвещению и научно–техническому прогрессу общества

«Но даже при составлении заключений, опирающихся исключительно на логические рассуждения, я бы сказал, что мнение многих едва ли имеет бóльшую ценность, чем суждение немногих, потому что число людей, умеющих мыслить здраво и анализировать сложные обстоятельства, на много меньше, чем число тех, кто мыслит скверно и неумело. Если бы логическое рассуждение напоминало по сути своей перевозку груза, я бы согласился, что несколько сходно мыслящих человек ценнее, чем один, так же как несколько лошадей могут перевезти больше мешков зерна, чем одна. Но логическое рассуждение больше напоминает скачки, чем перевозку грузов, и один породистый скакун легко обгонит сотню ломовых лошадей.» (Г. Галилей «Оценщик», 1623)

История явления

Появление мракобесия, как заметного организованного течения мысли и социальной практики, можно связать с началом научно–технической революции XVI в. Но несформулированная идеология его зародились на столетие ранее — на этапе разделения науки и отделения её от религии. Основное содержание мракобесия заключаются в следующих идеях:

  • противодействие любым реформам общества, повышающим личную свободу его членов;
  • вредность просвещения народных масс;
  • губительность развития научно–технического прогресса;
  • контролирование науки и культуры представителями реакции.

Эти идеи направлялись в первую очередь против религиозных реформаторов, в защиту религиозных догматов католической церкви, и поначалу характеризовалось изуверскими формами тирании. Начиная с XVII в. мракобесие стало оружием клерикалов в их борьбе против светской науки. С ХХ века потеряло свой откровенно–религиозный характер, маскируясь под научный ригоризм и культурный традиционализм.

Наиболее яркие проявления

Казнь еретиков

Наиболее известным проявлением религиозного мракобесия считается католическая инквизиция. Её жертвами стали сотни тысяч (а возможно — и миллионы) иноверцев, еретиков и сектантов. Под именем «ведьм» были казнены десятки тысяч целительниц, жриц народных культов, невинных женщин и девушек. От неё пострадали десятки выдающихся людей своего времени, среди которых можно назвать Пико ди Мирандолу, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Томаса Вильсона, Хуана де ла Круза, Мигеля Молиноса, Паоло Сарпи, Жанну д'Арк и даже святую Терезию и Игнатия Лойолу. В 1568 г. инквизиция осудила на сожжение всех жителей Нидерландов, за исключением небольшого списка указанных поименно, и по этому приговору было убито 25 тысяч человек. Последней жертвой инквизиции считается школьный учитель из Валенсии Риполль, который был публично казнён по обвинению в деизме в 1826 году.

Профессора Сорбонны в 1533 году предложили Франциску I запретить во Франции книгопечатание, от этого мракобесного поступка короля отговорил его библиотекарь, гуманист Гийом Будэус (Guillaume Budé, 14671540).

От католических мракобесов не отставали протестантские — по части преследования инакомыслящих женевский режим Жана Кальвина превосходил все усилия папистов. На его счету — сожжение врача Михаила Сервета 27 октября 1553 года.

Несмотря на то, что инквизиция существовала и в России, о её деяниях известно немного. Мракобесие в России всегда имело государственный и даже официально академический характер. В связи с этим можно упомянуть реакционные образовательные реформы президента Академии наук, министра народного просвещения и обер–прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого (18231889), подтолкнувшего своими безумными действиями народническую революцию 1870–ых годов (это описано в «Повестях моей жизни» Н.А. Морозова). По иронии судьбы книга обер–прокурора Толстого «Римский католицизм в России» была проклята навеки в католическом «Индексе запрещённых книг».

Ф. Гойя «Вот что может портной!»

Не менее плачевными были усилия по части «подмораживания России» почётного академика, обер—прокурора Св. Синода, вождя тайной «Священной дружины» К.П. Победоносцева (18271907), приведшие к революции 1905 года.

Российское мракобесие советского времени прикрывало свою деятельность марксистско–ленинской демагогией. Многие выдающиеся учёные пострадали от его преступных деяний. Например, глава московской математической школы профессор Д.Ф. Егоров пострадал в 1930, как «член религиозной секты», ботаник Н.И. Вавилов в 1940 году — как «вредитель в науке, шпион и антисоветчик». В 4050—е годы в советской академической науке устроили погром генетики и кибернетики. В «Философском словаре» тех лет издания констатируется:

«... лженаука кибернетика служит орудием в руках поджигателей новой мировой войны.»

В этих идеологических «компаниях» участвовали вполне респектабельные учёные. По воспоминаниям бывшего большевистского идеолога, а в последствии диссидента Эрнеса Яромировича Кольмана (Arnošt Natanovič Kolman, 18921977):

«Ещё в октябре 1956 года, на совещании АН по автоматике, академик Колмогоров высказался о кибернетике отрицательно. И только в апреле 1957 года, на заседании Московского математического общества, он сделал доклад, в котором заявил, что его прежние выступления против кибернетики объясняются тем, что он недостаточно знал её. Но теперь, ознакомившись ближе с ней, он решительно признал свою бывшую позицию ошибочной.» ([1, с. 306])

Современное российское мракобесие, ввиду отстраненности государства от проблем науки и образования, имеет комедийный характер. Оно направлено на оттеснение от скудной государственной кормушки неорганизованных конкурентов, для чего создана полуанонимная и марионеточная «Комиссия Круглякова». Оголтелое преследование Новой Хронологии историческим официозом можно считать частным его проявлением.

Мелким видом мракобесия является раздувание истерии вокруг малообоснованных, якобы научных, катастрофических прогнозов о глобальном потеплении, ядерной зиме, СПИД'е, «Закате Европы», «курином гриппе», «озоновых дырах», «глобальном терроризме» и приближении к Земле различных комет, метеоритов и чёрных дыр. Такого рода настроения имитируют средневековые апокалиптические пророчества и отражают лишь усиление власти иррациональности в индивидуальной психике при приближении хронического нездоровья. Но используются недобросовестными учёными для выбивания финансирования своих сомнительных и дорогостоящих проектов.

Методы

Сборище мракобесов, США

Перечислим некоторые приёмы, которые в совершенстве освоены мракобесами:

  • имитация учёности и научной деятельности;
  • уничтожение и подделка документов;
  • дезинформация общества и власти;
  • безответственное манипулирование;
  • закулисное интриганство;
  • организация тайных обществ;
  • анонимные и публичные доносы на реформаторов;
  • очернение талантов и клевета на них;
  • подавление инакомыслящих.

На фоне вышеизложенных примеров, проиллюстрируем применение мракобесных «методов» в отношении «дела Галилея». Как известно,— в 1979 г. папа Иоанн Павел II весьма невнятно высказался о «величии Галилея», что было воспринято энтузиастами, как признание ошибки католической церкви по отношению к Галилею. Однако в 1997 г. была опубликована книга иезуита Аннибале Фантоли «Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви», переведённая на русский язык в 1999 г., автор которой пытается скомпрометировать Галилея, оправдать инквизиторов, утверждая в частности, что никаких пыток инквизиторами не применялось, поскольку «в Риме крайне редко прибегали к пыткам» и что Галилей признал свои заблуждения совершенно добровольно. Позднее тот же автор выпустил ещё несколько книг аналогичного содержания. И эти постыдные творения «известного учёного» А. Фантоли были с восторгом восприняты российскими мракобесами («Фома» о заблуждениях Галилея, о том же вторит «Духовная Академия», Галилей в «Переплёте», ВИЕЗиТ о книге Фантоли).

Отличительные признаки явления

«По–видимому, неграмотные люди, которые не стремятся к знаниям, считают свои мысли верхом совершенства. Их устраивает как собственная, так и всеобщая малограмотность.» (Б.В. Гнеденко «Воспоминания. Моя жизнь в математике...», 2012)

В главном мракобесие характеризуется нетерпимостью по отношению к любым проявлениям умственной свободы и независимости, что определяет стереотипы поведения мракобеса:

  • самодовольство ограниченности;
  • воинствующее невежество;
  • отсутствие юмора;
  • ленность мысли;
  • догматизм;
  • тоталитаризм;
  • психотическая некрофилия.

Мракобесие может формироваться только на фундаменте малообразованности или полного отсутствия знаний. У носителя этого образа мыслей нет внутренних критериев правильности мнений, которые формируются в процессе глубокого и систематического изучения науки. Поэтому мракобес в своих суждениях ориентируется на общепринятое мнение большинства или же на мнение начальства, являясь упрямым врагом всякого новаторства и свежих идей.

Истинные цели мракобесов

Ф. Гойя «Они не могут»

Рассуждая об общей пользе, направляя свои усилия на мнимое «исправление народных заблуждений», мракобес прежде всего беспокоится о личной власти и благополучии, остерегаясь не найти себе комфортного места в реформированном обществе и боясь оказаться перед лицом просвещённой публики в платье «голого короля». Желая в своей душе окружающим самых страшных несчастий и приближая своими поступками эти самые несчастья, он осознаёт справедливость возможного возмездия со стороны общества. Мракобесом движет страх перед будущим, глубокое недоверие к человеческой способности, честности и благородству.

Как бороться с мракобесием

Борьба с мракобесием подразумевает борьбу с конкретными мракобесами. Гуманизм Возрождения в своей просветительской работе использовали грубоватый юмор, высмеивая обскурантов, которые в их время принадлежали исключительно к клерикальным кругам (впрочем, и сами гуманисты нередко занимали церковные должности); просветители XVIII века направляли против современных им мракобесов тонкий и ехидный юмор. Вместе с этим они демонстрировали научную отсталость и невежество своих гонителей и таким образом просветителям удавалось держать противников прогресса в некоторой узде, не позволяя совершенно распускаться. В наше время, когда мракобесы, помимо чёрных халатов, стали рядиться в научные мантии, стратегия против этого общественного зла совершенно не разработана. Скорее всего, необходимо действовать следующим образом (однако эффективность этих действий не всегда очевидна):

  1. привлекать общество к открытому обсуждению касающихся его проблем;
  2. не позволять принимать важные решения анонимным и безответственным «жрецам»;
  3. при всяком возможном случае демонстрировать невежество и корыстолюбие противников прогресса;
  4. рассеивать общественное невежество, доступно популяризуя современную науку;
  5. противодействовать бескультурью и тоталитаризму, в которых процветает мракобесие;
  6. решительно поддерживать всякую жертву мракобесных нападок, даже если преследуемые идеи не очень тебе близки;
  7. пропагандировать свободу творчества, в том числе и научного.

Если спроектировать эту минипрограмму на борьбу именно с противниками Научной Хронологии, можно увидеть, что многие из этих пунктов так или иначе выполняются, и проблема состоит только в узости круга активных новохронологов, в пассивности основной массы сторонников НХ, что только и позволяет обскурантам беспрепятственно распространиять свой антинаучный вздор в Интернете и бумажной прессе.

Новости

  • в 2006 году историк науки, доктор химических наук, директор Музея–архива Д.И. Менделеева СПбГУ, профессор философского факультета СПбГУ и кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПб академии постдипломного педагогического образования, православный активист Игорь Сергеевич Дмитриев (р. 1948) опубликовал в издательстве СПб университета книжку «Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции», в которой собрал псевдонаучный вздор, исходящий из клерикальных кругов, касательно истории гелиоцентризма, в том же году он опубликовал в издательстве «Нестор-История» книгу «Увещание Галилея» в которой послушно пересказывает антигалилеевские домыслы А. Фантоли

Литература

  1. Кольман Э.Я. «Мы не должны были так жить»,— NY: Chalidze Publications, 1982, 369 с.
  2. Дудинцев В.Д. «Белые одежды»,— М.: Книжная палата, 1988, 688 с.

См. также

Ссылки