Мракобесие: различия между версиями
м |
(Белые одежны+) |
||
Строка 82: | Строка 82: | ||
=== Литература === | === Литература === | ||
# Кольман Э.Я. ''«Мы не должны были так жить»'',— NY: Chalidze Publications, [[1982]], 369 с. | # Кольман Э.Я. ''«Мы не должны были так жить»'',— NY: Chalidze Publications, [[1982]], 369 с. | ||
+ | # Дудинцев В.Д. ''«Белые одежды»'',— М.: Книжная палата, [[1988]], 688 с. | ||
=== См. также === | === См. также === |
Текущая версия на 12:26, 7 июня 2022
Мракобе́сие — вольный перевод на русский язык термина «обскурантизм» (латинское obscurans — «затемняющий»), означающего идейное настроение, враждебное по отношению к науке, культуре и личной свободе. Понятие возникло в начале XIX в. во времена николаевского застоя русского общества. Буквально означает поклонение бесам и демонам, живущим в темноте. Мракобесие антогонистично просвещению и научно–техническому прогрессу общества
Содержание
- «Но даже при составлении заключений, опирающихся исключительно на логические рассуждения, я бы сказал, что мнение многих едва ли имеет бóльшую ценность, чем суждение немногих, потому что число людей, умеющих мыслить здраво и анализировать сложные обстоятельства, на много меньше, чем число тех, кто мыслит скверно и неумело. Если бы логическое рассуждение напоминало по сути своей перевозку груза, я бы согласился, что несколько сходно мыслящих человек ценнее, чем один, так же как несколько лошадей могут перевезти больше мешков зерна, чем одна. Но логическое рассуждение больше напоминает скачки, чем перевозку грузов, и один породистый скакун легко обгонит сотню ломовых лошадей.» (Г. Галилей «Оценщик», 1623)
История явления
Появление мракобесия, как заметного организованного течения мысли и социальной практики, можно связать с началом научно–технической революции XVI в. Но несформулированная идеология его зародились на столетие ранее — на этапе разделения науки и отделения её от религии. Основное содержание мракобесия заключаются в следующих идеях:
- противодействие любым реформам общества, повышающим личную свободу его членов;
- вредность просвещения народных масс;
- губительность развития научно–технического прогресса;
- контролирование науки и культуры представителями реакции.
Эти идеи направлялись в первую очередь против религиозных реформаторов, в защиту религиозных догматов католической церкви, и поначалу характеризовалось изуверскими формами тирании. Начиная с XVII в. мракобесие стало оружием клерикалов в их борьбе против светской науки. С ХХ века потеряло свой откровенно–религиозный характер, маскируясь под научный ригоризм и культурный традиционализм.
Наиболее яркие проявления
Наиболее известным проявлением религиозного мракобесия считается католическая инквизиция. Её жертвами стали сотни тысяч (а возможно — и миллионы) иноверцев, еретиков и сектантов. Под именем «ведьм» были казнены десятки тысяч целительниц, жриц народных культов, невинных женщин и девушек. От неё пострадали десятки выдающихся людей своего времени, среди которых можно назвать Пико ди Мирандолу, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Томаса Вильсона, Хуана де ла Круза, Мигеля Молиноса, Паоло Сарпи, Жанну д'Арк и даже святую Терезию и Игнатия Лойолу. В 1568 г. инквизиция осудила на сожжение всех жителей Нидерландов, за исключением небольшого списка указанных поименно, и по этому приговору было убито 25 тысяч человек. Последней жертвой инквизиции считается школьный учитель из Валенсии Риполль, который был публично казнён по обвинению в деизме в 1826 году.
Профессора Сорбонны в 1533 году предложили Франциску I запретить во Франции книгопечатание, от этого мракобесного поступка короля отговорил его библиотекарь, гуманист Гийом Будэус (Guillaume Budé, 1467–1540).
От католических мракобесов не отставали протестантские — по части преследования инакомыслящих женевский режим Жана Кальвина превосходил все усилия папистов. На его счету — сожжение врача Михаила Сервета 27 октября 1553 года.
Несмотря на то, что инквизиция существовала и в России, о её деяниях известно немного. Мракобесие в России всегда имело государственный и даже официально академический характер. В связи с этим можно упомянуть реакционные образовательные реформы президента Академии наук, министра народного просвещения и обер–прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого (1823—1889), подтолкнувшего своими безумными действиями народническую революцию 1870–ых годов (это описано в «Повестях моей жизни» Н.А. Морозова). По иронии судьбы книга обер–прокурора Толстого «Римский католицизм в России» была проклята навеки в католическом «Индексе запрещённых книг».
Не менее плачевными были усилия по части «подмораживания России» почётного академика, обер—прокурора Св. Синода, вождя тайной «Священной дружины» К.П. Победоносцева (1827–1907), приведшие к революции 1905 года.
Российское мракобесие советского времени прикрывало свою деятельность марксистско–ленинской демагогией. Многие выдающиеся учёные пострадали от его преступных деяний. Например, глава московской математической школы профессор Д.Ф. Егоров пострадал в 1930, как «член религиозной секты», ботаник Н.И. Вавилов в 1940 году — как «вредитель в науке, шпион и антисоветчик». В 40–50—е годы в советской академической науке устроили погром генетики и кибернетики. В «Философском словаре» тех лет издания констатируется:
- «... лженаука кибернетика служит орудием в руках поджигателей новой мировой войны.»
В этих идеологических «компаниях» участвовали вполне респектабельные учёные. По воспоминаниям бывшего большевистского идеолога, а в последствии диссидента Эрнеса Яромировича Кольмана (Arnošt Natanovič Kolman, 1892–1977):
- «Ещё в октябре 1956 года, на совещании АН по автоматике, академик Колмогоров высказался о кибернетике отрицательно. И только в апреле 1957 года, на заседании Московского математического общества, он сделал доклад, в котором заявил, что его прежние выступления против кибернетики объясняются тем, что он недостаточно знал её. Но теперь, ознакомившись ближе с ней, он решительно признал свою бывшую позицию ошибочной.» ([1, с. 306])
Современное российское мракобесие, ввиду отстраненности государства от проблем науки и образования, имеет комедийный характер. Оно направлено на оттеснение от скудной государственной кормушки неорганизованных конкурентов, для чего создана полуанонимная и марионеточная «Комиссия Круглякова». Оголтелое преследование Новой Хронологии историческим официозом можно считать частным его проявлением.
Мелким видом мракобесия является раздувание истерии вокруг малообоснованных, якобы научных, катастрофических прогнозов о глобальном потеплении, ядерной зиме, СПИД'е, «Закате Европы», «курином гриппе», «озоновых дырах», «глобальном терроризме» и приближении к Земле различных комет, метеоритов и чёрных дыр. Такого рода настроения имитируют средневековые апокалиптические пророчества и отражают лишь усиление власти иррациональности в индивидуальной психике при приближении хронического нездоровья. Но используются недобросовестными учёными для выбивания финансирования своих сомнительных и дорогостоящих проектов.
Методы
Перечислим некоторые приёмы, которые в совершенстве освоены мракобесами:
- имитация учёности и научной деятельности;
- уничтожение и подделка документов;
- дезинформация общества и власти;
- безответственное манипулирование;
- закулисное интриганство;
- организация тайных обществ;
- анонимные и публичные доносы на реформаторов;
- очернение талантов и клевета на них;
- подавление инакомыслящих.
На фоне вышеизложенных примеров, проиллюстрируем применение мракобесных «методов» в отношении «дела Галилея». Как известно,— в 1979 г. папа Иоанн Павел II весьма невнятно высказался о «величии Галилея», что было воспринято энтузиастами, как признание ошибки католической церкви по отношению к Галилею. Однако в 1997 г. была опубликована книга иезуита Аннибале Фантоли «Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви», переведённая на русский язык в 1999 г., автор которой пытается скомпрометировать Галилея, оправдать инквизиторов, утверждая в частности, что никаких пыток инквизиторами не применялось, поскольку «в Риме крайне редко прибегали к пыткам» и что Галилей признал свои заблуждения совершенно добровольно. Позднее тот же автор выпустил ещё несколько книг аналогичного содержания. И эти постыдные творения «известного учёного» А. Фантоли были с восторгом восприняты российскими мракобесами («Фома» о заблуждениях Галилея, о том же вторит «Духовная Академия», Галилей в «Переплёте», ВИЕЗиТ о книге Фантоли).
Отличительные признаки явления
- «По–видимому, неграмотные люди, которые не стремятся к знаниям, считают свои мысли верхом совершенства. Их устраивает как собственная, так и всеобщая малограмотность.» (Б.В. Гнеденко «Воспоминания. Моя жизнь в математике...», 2012)
В главном мракобесие характеризуется нетерпимостью по отношению к любым проявлениям умственной свободы и независимости, что определяет стереотипы поведения мракобеса:
- самодовольство ограниченности;
- воинствующее невежество;
- отсутствие юмора;
- ленность мысли;
- догматизм;
- тоталитаризм;
- психотическая некрофилия.
Мракобесие может формироваться только на фундаменте малообразованности или полного отсутствия знаний. У носителя этого образа мыслей нет внутренних критериев правильности мнений, которые формируются в процессе глубокого и систематического изучения науки. Поэтому мракобес в своих суждениях ориентируется на общепринятое мнение большинства или же на мнение начальства, являясь упрямым врагом всякого новаторства и свежих идей.
Истинные цели мракобесов
Рассуждая об общей пользе, направляя свои усилия на мнимое «исправление народных заблуждений», мракобес прежде всего беспокоится о личной власти и благополучии, остерегаясь не найти себе комфортного места в реформированном обществе и боясь оказаться перед лицом просвещённой публики в платье «голого короля». Желая в своей душе окружающим самых страшных несчастий и приближая своими поступками эти самые несчастья, он осознаёт справедливость возможного возмездия со стороны общества. Мракобесом движет страх перед будущим, глубокое недоверие к человеческой способности, честности и благородству.
Как бороться с мракобесием
Борьба с мракобесием подразумевает борьбу с конкретными мракобесами. Гуманизм Возрождения в своей просветительской работе использовали грубоватый юмор, высмеивая обскурантов, которые в их время принадлежали исключительно к клерикальным кругам (впрочем, и сами гуманисты нередко занимали церковные должности); просветители XVIII века направляли против современных им мракобесов тонкий и ехидный юмор. Вместе с этим они демонстрировали научную отсталость и невежество своих гонителей и таким образом просветителям удавалось держать противников прогресса в некоторой узде, не позволяя совершенно распускаться. В наше время, когда мракобесы, помимо чёрных халатов, стали рядиться в научные мантии, стратегия против этого общественного зла совершенно не разработана. Скорее всего, необходимо действовать следующим образом (однако эффективность этих действий не всегда очевидна):
- привлекать общество к открытому обсуждению касающихся его проблем;
- не позволять принимать важные решения анонимным и безответственным «жрецам»;
- при всяком возможном случае демонстрировать невежество и корыстолюбие противников прогресса;
- рассеивать общественное невежество, доступно популяризуя современную науку;
- противодействовать бескультурью и тоталитаризму, в которых процветает мракобесие;
- решительно поддерживать всякую жертву мракобесных нападок, даже если преследуемые идеи не очень тебе близки;
- пропагандировать свободу творчества, в том числе и научного.
Если спроектировать эту минипрограмму на борьбу именно с противниками Научной Хронологии, можно увидеть, что многие из этих пунктов так или иначе выполняются, и проблема состоит только в узости круга активных новохронологов, в пассивности основной массы сторонников НХ, что только и позволяет обскурантам беспрепятственно распространиять свой антинаучный вздор в Интернете и бумажной прессе.
Новости
- в 2006 году историк науки, доктор химических наук, директор Музея–архива Д.И. Менделеева СПбГУ, профессор философского факультета СПбГУ и кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПб академии постдипломного педагогического образования, православный активист Игорь Сергеевич Дмитриев (р. 1948) опубликовал в издательстве СПб университета книжку «Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции», в которой собрал псевдонаучный вздор, исходящий из клерикальных кругов, касательно истории гелиоцентризма, в том же году он опубликовал в издательстве «Нестор-История» книгу «Увещание Галилея» в которой послушно пересказывает антигалилеевские домыслы А. Фантоли
Литература
- Кольман Э.Я. «Мы не должны были так жить»,— NY: Chalidze Publications, 1982, 369 с.
- Дудинцев В.Д. «Белые одежды»,— М.: Книжная палата, 1988, 688 с.