Болландисты
Болландисты — католическая конгрегация, состоящая преимущественно из учёных–иезуитов, занимающаяся собиранием, сочинением и изданием биографий святых Католической Церкви
Содержание
История болландистов
Болландистами назывались монахи, преимущественно иезуитского ордена, занимавшиеся разработкой «Acta Sanctorum» (1643–1794), собрание которых было начато Гербертом Росвеем (Héribert Rosweyde, 1569–1629) и Жаном Болландом (Jean Bolland, 1596–1665). Двое учеников этого последнего, Годфруа Геншен (Godefroid Henschenius, 1600–1681) и Даниэль Папеброх (PAPEBROCH, Daniel Papebroch, 1628–1714), продолжали работу Болланда с таким же рвением. Папеброх вложил все свои средства на создание в Антверпене библиотеки и музея Болланда. Вокруг них начали собираться другие учёные: Яннинг, Бартс, ди Соллье, Пиэн, Кюиперс, Ван–ден–Бош, Ван–ден–Вельде, Лимпен, Штикер, Штилтинг, Сюискен, Перье, Кле, де Бье, Гескьер де Би, Губен и Бертод. Болландистами было совершено несколько путешествий по Италии, Германии, Австрии, Франции и Испании с целью пополнить изыскания, сделанные Геншеном и Папеброхом. Необходимые для этого средства получались от различных владетельных князей, плативших за посвященные их имени труды. Кроме того, Яннингу удалось добиться покровительства австрийского императора, и в 1716 Карл IV согласился на единовременную уплату обществу недостававших ему 10800 франков и на выдачу ежегодного пособия в размере 3620 франков в течение 10 лет. Выдача пенсии продолжалась до 1773. Работы общества продолжались правильно до 1773 года, когда вследствие начавшихся гонений на иезуитов последовала папская булла Климента XIV и указ императрицы Марии–Терезии о распущении самого общества, причем П. Кле подвергся даже двухлетнему тюремному заключению. Но уже в 1778 Канденбергское аббатство получило разрешение вновь созвать болландистов, которым приказано было окончить их труды в течение 10 лет и на протяжении 10 томов. С уничтожением, спустя два года после того, Канденбергского аббатства, болландисты основали свою резиденцию в Брюссельской иезуитской коллегии. К иезуитам присоединились премонстрантские монахи и бенедиктинцы. Музей болландистов был продан императором Иосифом II аббатству Тонгерлоо за 23 тыс. флоринов. Но революция вновь разогнала монахов (6 декабря 1791). Музей был спасен от разграбления фермерами аббатства. Прошло после того более сорока лет, прежде чем работы болландистов стали продолжаться. В 1825 остатки музея были вновь куплены Вильгельмом, королем голландским; и его печатные коллекции были помещены в Гааге, рукописи — в Брюсселе. Честь восстановления общества болландистов принадлежит известному французскому историку Франсуа Пьеру Гийому Гизо (F.P.G. Guizot, 1787–1874). Он обнародовал в 1836 проект дальнейших работ во Франции. Король Леопольд I тотчас же возложил их на бельгийских иезуитов. Спустя двести лет после появления первого тома в 1845 появился LIV том. С этого времени преобразованное общество болландистов помещается в коллегии Сен–Мишеля в Антверпене. Главными болландистами XIX в. являлись Ван–ден–Мэре, Ван–Геке, Боссю, де Бух и Тинебрэк. Всего вышло в свет 63 тома. Кроме «Acta Sanctorum» в этом огромном собрании сочинений находится много важных рассуждений по различным вопросам церковной истории: «Propyleum Diplomaticum» Папеброха и пр. «Acta Sanctorum» много раз перепечатывались. Кроме оригинального издания, имеется издание, вышедшее в Базеле в XVIII в., и другое, принадлежащее Виктору Пальмэ (1863–67). К нему издан Риголло один том «Actuaria» (1875). Дополнения издаются с 1882 в Париже и Брюсселе в «Analecta Bollandiana». Ср. Pitra, «Etudes sur la collectio n des actes des saints publié es par. les В.» (Париж, 1850); Tougard, «De l'histoire profane dans les actes grecs des B.» (Париж, 1874). (по энциклопедии Брокгауза и Евфрона, т. IV (7), 1891 )
Болландисты — учёные–издатели житий святых, называемые так по имени И. Болланда. Критическое издание наиболее древних и достоверных легенд святых было делом как отдельных лиц, так и целых групп ученых. Антверпенский иезуит Росвейд собрал громадное количество манускриптов и предполагал издать жития всех святых, распределив материал на 18 частей (2 для жизнеописания Иисуса и Марии, 1 для праздников святых, 12 для их житий, 3 для мартирологов, примечаний и указаний), но успел провести только предварительные работы и в 1624 умер. Братья его по ордену поручили приведение в порядок собранного Росвейдом материала и выполнение его плана трем иезуитам, среди которых был и Болланд (1596–1665). Болланд настоял на расширении плана изданий и после тринадцатилетней упорной работы пригласил к себе в сотрудники иезуитов Г. Геншена (1600–80) и Даниеля Папеброха (1628–1714). Издатели объезжали и исследовали библиотеки Германии, Испании, Италии, разыскивая новые манускрипты, обращались за справками к местному клиру и т.д. Папеброх отдал за это все унаследованное им от отца состояние. Новым источником денежных средств были пожертвования духовных и светских князей. В 1643 в Антверпене вышла первая часть труда, охватывающая святых, празднуемых в первой половине января. Ей было предпослано предисловие Болланда, касающееся подлинности житий. До смерти Болланда вышла ещё вторая часть января и 3 части февраля; до ухода из редакции ослепшего Папеброха в 1705 — ещё 21 том, до конца июня. .... Во главе работы последнего поколения болландистов с 1877 стал отец де Смедт (ум. в 1911), стремившийся примирить устаревший и неудобный план издания с требованиями современной науки и критики. ...» (по энциклопедии «Христианство», т. 1, под ред. С.С. Аверинцева, 1993)
С 1882 болландисты выпускают в Брюсселе журнал критической агиографии «Analecta Bollandiana».
В настоящее время общество болландистов состоит из 3–х членов: двух иезуитов — Бернара Жоссара (Bernard Joassart, р. 1954, sj — 1972) и Роберта Годдинга (Robert Godding, р. 1956, sj — 1974), а также — Ксавье Леко (Xavier Lequeux, р. 1962). У них есть 5 помощников: François De Vriendt, Jean–Marie Delanghe, Joëlle Dosimont, Tung To Thanh.
Деяния
- Жизнеописания Франциска Ассизского: в 1768 болландист Жан Сюйскенс (Jean Suyskens, 1714–1771) опубликовал «Первое житие св. Франциска Ассизского» (Vita Prima S. Francisci // Acta Sanctorum, Octobris, t. II (3–4), Antwerp, 1768) по найденной в Перудже в 1671 болландистом Даниелем Папеброхом собственноручной рукописи Фомы Челанского (1190–1260), написанной будто бы в 1228–1229 гг. В 1806 было опубликовано «Второе житие св. Франциска Ассизского» (Vita Secunda S. Francisci), по рукописи того же Фомы Челанского, якобы 1247 года, найденной францисканцем–миноритом Стефано Ринальди в 1803 году, вскоре после публикации похищенной из монастыря Братьев из Фаллероны шайкой разбойников. В 1899 болландист Франсуа ван Ортруа (François van Ortroy, 1854–1917) опубликовал «Tractatus de miraculis S. Francisci Assisiensis» (Analecta Bollandiana, t. XVIII, 1899, pp. 81–176), третью биографию святого от Фомы Челанского, по манускрипту неизвестного происхождения, якобы, 1300 года.
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Энциклопедия «Христианство, в 3—х томах»,— М.: БРЭ, 1993—1995, 863+671+783 сс.