Летопись
Летопись — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами»
- «Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.» В.Н. Татищев «История Российская, т. I»
Летописи в ТХ
Наиболее древними летописями считаются римские анналы, якобы составлявшиеся в античные времена. Первым анналистом считается Фабий Пиктор, чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у китайцев. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.
Настоящая популярность хроник и анналов началась в XVI веке, когда было написано и издано большое их число. Традиционные историки считают, что российское летописание началось в XI веке и продолжалось до XVIII века. В России летописями заинтересовались только в середине XVIII века, с подачи Байера и Миллера — российских академиков немецкого происхождения. Но первым источниковедом (а также и последним российским летописцем) считают В.Н. Татищева (1686–1750), который первым обратил внимание на разночтения и противоречия в русских летописях и написал фундаментальный труд по «Истории Российской», отредактированной и опубликованной Г.Ф. Миллером после смерти автора. Тем не менее, и позднее российские историки составляли новые своды — таковым является «Нестор», написанный первым российским текстологом Августом Шлецером в 1802–1809 годах в результате «восстановления» Начальной летописи (списков «Повести временных лет»). В Западной Европе в это время процесс написания хроник в основном уже закончился, но активно продолжалась публикация прежде «потерянных» сочинений.
Для того, чтобы объяснить подозрительное отсутствие среди летописей по–настоящему древних сочинений, историки придумали версию о том, что они дошли до современного нам времени в виде позднейших «списков» (то есть, — копий утраченных книг), «сводов» (трудов, объединяющих разные летописи) и «изводов–редакций» (творческой переработки летописей). Различные рукописные варианты (списки) летописи искусственно групируются в «традиции», ранее называемые «фамилиями», в основном по географическому признаку. Так, в русском летописании историки выделяют три «традиции»: юго–западную, новгородскую и северо–восточную.
По самодельным книгам Нового Времени историки пытаются восстановить первоначальное содержание древнего текста, и именно этот гипотетический прототип они называют «летописью», как таковой, не обсуждая сам факт отсутствия подобных прототипов.
По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.
Примеры летописей и хроник
Сведения о некоторых хрониках заимствованы из книг Ж. Бодена и М. Орбини. Многие из них потеряны и забыты, другие — искажены в Новейшее время.
БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕТОПИСИ | ||
---|---|---|
название | автор | комментарии |
Книги Царств Библии | Неизвестен | в религиозном ключе излагают историю Европы XV–XVI веков |
Книги Паралипоменон Библии | Неизвестен | являются другой версией (списком) Книг Царств |
Иудейские древности | Иосиф Флавий | светская версия Книг Царств Библии |
ЗАПАДНЫЕ ХРОНИКИ | ||
название | автор | комментарии |
Всеобщая история | Бероз Халдей | утрачена |
Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолжениях | Диодор Сицилийский | |
Хроника от Сотворения до года 300–го от РХ | Евсевий | «восстановлена» И. Скалигером |
Хроника от Сотворения до года 320–го от РХ | Юлий Африканский | «восстановлена» И. Скалигером |
Хроника от Сотворения до года 550–го от РХ | Беда Англ | |
О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХ | Адо Вьенский | другой список хроники Беды Англа |
Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХ | Донато Боссо Миланский | |
Хроника от Сотворения до 1500 г. от РХ | Иоганн Науклер Тюбингенский | |
Последовательность мирового времени до его собственного времени | Мартин Лютер Саксонский | в наше время не упоминается |
Хроника из 3–х книг | Филипп Меланхтон | в наше время не упоминается |
Хроника в трёх книгах от Сотворения до 1530–го года от РХ, с добавлением до 1555 г. | Иоганн Карион Любекский | |
Анналы | Корнелий Тацит | из 16 книг сохранилось меньше половины, истинный автор — гуманист Поджо Браччолини |
Фасты, консулы и римские цензоры | Карл Сигоний (1520–1584) | восстановленная история римских магистратур |
Римские фасты и триумфы правителей Рима вплоть до Карла V | Онуфрий Панвинио (1529–1569) | опубликована в Венеции в 1557 |
Краткая история Рима от убийства Гордиана вплоть до Юстина III | Помпоний Лэто (1425–1497) | в настоящее время император Юстин III считается несуществующим, труды Помпония опубликованы в 1521 году |
Римская история от 1204 до 1359 по РХ | Никифор Григора (якобы 1295–1360) | впервые опубликовано в 1702 году в Париже |
Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования | Цезарь Бароний (1538–1607) | обнимают 12 веков мира от РХ, опубликовано в 12 томах в 1588 году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в 1719 в Москве |
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ | ||
название | автор | комментарии |
Симеоновская летопись | Дмитрий Лапшин, якобы XVI в. | Повествует о 1177–1493 годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век) |
Вологодско–Пермская летопись | неизвестен | Происхождение неизвестно, якобы XVI в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в 1552 г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в 1959 г. (т. 26) |
Иоасафовская летопись | митрополит Даниил, якобы начала XVI в. | Описывает 1437–1525 годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок |
Воскресенская летопись | неизвестен | Повествование от ПВЛ до 1347 г., написана якобы между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г. Имеются 10 списков неизвестного происхождения |
Никоновская летопись | якобы Адашев в XVI в. | Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника К.М. Оболенского. Книга — дар кн. Оболенского в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» (1657 г. н.э.) На 874 л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени Никона, владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха 1661 г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням, передатировано Н.П. Лихачёвым третьей четвертью XVI в. |
Лицевой Летописный Свод | будто бы под наблюдением Ивана Грозного | Состоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв. |
Лаврентьевский список, он же Суздальский или Мусин–Пушкинский | подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского» | Имеет заголовок «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть» пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г. н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом А.И. Мусин–Пушкиным (умер в 1817 г.) императору Александру I, который передал его в Публичную библиотеку |
Реконструкция
См. также
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Кузьмин А.Г. «Русские летописи как источник по истории Древней Руси»,— Рязань: издательство РГПИ, 1969, 241 с.
- Библиографический словарь «Литература Древней Руси»,— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
- Морозов Н.А. «Христос. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: Крафт+Леан, 2000, 888 с.