Горопий, Иоанн
Иоанн Горопий Бекан (Ioannes van Gorp, лат. Goropius Becanus, 1519, Горп — 28 июня 1572, Маастрихт) — фламандский гуманист, философ и филолог, знаток еврейского, греческого, латинского и других языков, считал язык Бельгов одним из древнейших и употреблявшимся ещё до потопа. Личный врач сестёр короля Карла V, позже известный врач в г. Антверпен.
Содержание
Биография
Иоанн Горопий родился в Гильварибеке, в известной области Брабантинской Кампании в 1519 году, в четверг, в ночь богослужения по божественному Иоанну. Мать его звали Мехтильда. В честь святого новорожденный получил имя Иоанна, а прозвище Бекан закрепилось за ним от названия его родины.
С малых лет он обучился грамоте, рос в среде философов, где постиг знания еврейского, греческого, латинского и других языков. Став старше, он посетил Италию, Испанию, Галлию и другие провинции, где еще больше развил свои способности.
Свою карьеру он начал в качестве врача, заботясь о здоровье двух сестер Карла V Августа, Леоноры, королевы Галльской и Марии, королевы Паннонской: за это ему была назначена пожизненная пенсия значительного размера. Вернувшись на родину, он несколько лет занимался медициной в Антверпене, но в конце концов, отказавшись от других занятий, весь предался изучению филологии, хотя Филипп II, испанский король, приглашал его в качестве личного врача, суля в награду огромные деньги и царское золотое ожерелье. Горопий также был в очень хороших отношениях с кардиналом Грозбеком, принцем Эбурнским, и удостоился от того многих даров.
Скончался Иоанн Горопий Бекан 28 июня в 1572 году, в Маастрихте на 53 году жизни, предположительно от воспаления легких, простудившись во время переправы через реку Моза (совр. Маас). Умирая, он попросил своего друга Торрентия позаботиться о его доме, супруге, детях и неизданных книгах, которые впоследствии были опубликованы тем в правление Плантина Архитипографа, в том числе и «Иероглифика» с дополнениями. Также Торрентий позаботился о том, чтобы у р. Мозы в память о той переправе была установлена мраморная плита в храме Св. Серватия, которая ныне находится в университете г. Маастрихта.
Эпитафия
Иоанну Горопию Бекану учёнейшему мужу
в божественных и гуманитарных науках
и благородных искусствах.
Любимому мужу и родителю
со слезами от всего сердца.
Супруга Катарина и две дочери.
Установлена благодаря стараниям
Левина Торрентия и Каспара Сархия,
которым он, умирая,
поручил свои дела.
Научное наследие
Иоанн Горопий посвятил свою жизнь философии и филологии и, по словам современников, «в обеих достиг значительных успехов, так что мог заслуженно называться Варроном своего времени. В речи он был весьма горяч, а в спорах всегда яростно отстаивал свои мнения». Он попытался ввести новый вид обучения, которое, по его словам, предшествовало появлению философии таких авторов как Лин, Орфей, Фамир из Фракии, восходящее к самому Ною и его сыновьям, в особенности к Иафету. А лучше всего оно было отражено у Моисея в его священной истории. В эти исследования он включил отрывки произведений различных писателей, по большей части поэтов, которые, за исключением Платона, практически не сохранились до нашего времени.
От философии Горопий перешел к теологии. Он показал, что древняя поэзия, которая у древних вся считалась божественной, по своей сути, если отбросить ширму басен, почти ни чем не отличается от католической веры.
Позже он попытался доказать странное для многих того времени утверждение, что родной язык для Бельгов и Германцев, если отбросить произношение и диалект, является общим и называется Кимврическим – древнейшим из всех языков, которым пользовались ещё до потопа.
Литература
- Adam Melchior. «Vitae Germanorum philosophorum», — Frankfurt, 1620, стр. 190–192.