Летопись
Летопись — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами». Летописный жанр был популярен в XVI–XVIII веках и предшествовал историческому роману
- «Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.» В.Н. Татищев «История Российская, т. I»
Летописи в ТХ
Наиболее древними летописями считаются римские анналы, якобы составлявшиеся в античные времена. Первым анналистом считается Фабий Пиктор, чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у китайцев. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.
Настоящая популярность хроник и анналов началась в XVI веке, когда было написано и издано большое их число. Традиционные историки считают, что российское летописание началось в XI веке и продолжалось до XVIII века. В России летописями заинтересовались только в середине XVIII века, с подачи Байера и Миллера — российских академиков немецкого происхождения. Но первым источниковедом (а также и последним российским летописцем) считают В.Н. Татищева (1686–1750), который первым обратил внимание на разночтения и противоречия в русских летописях и написал фундаментальный труд по «Истории Российской», отредактированной и опубликованной Г.Ф. Миллером после смерти автора. Тем не менее, и позднее российские историки составляли новые своды — таковым является «Нестор», написанный первым российским текстологом Августом Шлецером в 1802–1809 годах в результате «восстановления» Начальной летописи (списков «Повести временных лет»). В Западной Европе в это время процесс написания хроник в основном уже закончился, но активно продолжалась публикация прежде «потерянных» сочинений.
Для того, чтобы объяснить подозрительное отсутствие среди летописей по–настоящему древних сочинений, историки придумали версию о том, что они дошли до современного нам времени в виде позднейших «списков» (то есть, — копий утраченных книг), «сводов» (трудов, объединяющих разные летописи) и «изводов–редакций» (творческой переработки летописей). Различные рукописные варианты (списки) летописи искусственно групируются в «традиции», ранее называемые «фамилиями», в основном по географическому признаку. Так, в русском летописании историки выделяют три «традиции»: юго–западную, новгородскую и северо–восточную.
По самодельным книгам Нового Времени историки пытаются восстановить первоначальное содержание древнего текста, и именно этот гипотетический прототип они называют «летописью», как таковой, не обсуждая сам факт отсутствия подобных прототипов.
По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.
При анализе летописей, историки традиционной школы опираются на два ошибочных неявно принимаемых положения:
- летописи или их прототипы представляют из себя некие подобия дневниковых записей, непрерывно пополняемые в течении множества веков какими–то династиями праздных и грамотных людей, обыкновенно, — монахов какого–то забытого монастыря
- при написании летописей их коллективные авторы не руководствовались соображениями сиюминутной практической пользы от распространения своего сочинения, предназначая его далёким потомкам–историкам с целью достоверной передачи событий прошлого
Примеры летописей и хроник
Сведения о некоторых хрониках заимствованы из книг Ж. Бодена и М. Орбини. Многие из них потеряны и забыты, другие — искажены в Новейшее время.
БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕТОПИСИ | ||
---|---|---|
название | автор | комментарии |
Книги Царств Библии | Неизвестен | в религиозном ключе излагают историю Европы XV–XVI веков |
Книги Паралипоменон Библии | Неизвестен | являются другой версией (списком) Книг Царств |
Иудейские древности | Иосиф Флавий | светская версия Книг Царств Библии |
ЗАПАДНЫЕ ХРОНИКИ | ||
название | автор | комментарии |
Всеобщая история | Бероз Халдей | утрачена |
Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолжениях | Диодор Сицилийский | Сохранилась частично, книги 1-5 и 11-20 дошли до нашего времени полностью, а книги 9 и 10- частично. О содержании остальных книг известно по цитатам византийских авторов, приводивших в своих трудах фрагменты из книг Диодора.
В середине XVI века по традиционной хронологии сохранившиеся книги были напечатаны в Швейцарии на языке оригинала. В конце 18 века все сохранившиеся сочинения Диодора Сицилийского были переведены на русский язык, и в 1774-75 годах опубликованы. Характерно, что из тиража в 300 экземпляров, 237 реализовать не удалось, и в 1808 году все они были проданы на вес. С этих пор публиковались лишь отдельные книги и главы. В конце ХХ века все книги снова были переведены на русский язык, но пока не опубликованы. |
Хроника от Сотворения до года 300–го от РХ | Евсевий | «восстановлена» И. Скалигером |
Хроника от Сотворения до года 320–го от РХ | Юлий Африканский | «восстановлена» И. Скалигером |
Хроника от Сотворения до года 550–го от РХ | Беда Англ | |
О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХ | Адо Вьенский | другой список хроники Беды Англа |
Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХ | Донато Боссо Миланский | |
Хроника от Сотворения до 1500 г. от РХ | Иоганн Науклер Тюбингенский | |
Последовательность мирового времени до его собственного времени | Мартин Лютер Саксонский | в наше время не упоминается |
Хроника из 3–х книг | Филипп Меланхтон | в наше время не упоминается |
Хроника в трёх книгах от Сотворения до 1530–го года от РХ, с добавлением до 1555 г. | Иоганн Карион Любекский | |
Анналы | Корнелий Тацит | из 16 книг сохранилось меньше половины, истинный автор — гуманист Поджо Браччолини |
Фасты, консулы и римские цензоры | Карл Сигоний (1520–1584) | восстановленная история римских магистратур |
Римские фасты и триумфы правителей Рима вплоть до Карла V | Онуфрий Панвинио (1529–1569) | опубликована в Венеции в 1557 |
Краткая история Рима от убийства Гордиана вплоть до Юстина III | Помпоний Лэто (1425–1497) | в настоящее время император Юстин III считается несуществующим, труды Помпония опубликованы в 1521 году |
Римская история от 1204 до 1359 по РХ | Никифор Григора (якобы 1295–1360) | впервые опубликовано в 1702 году в Париже |
Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования | Цезарь Бароний (1538–1607) | обнимают 12 веков мира от РХ, опубликовано в 12 томах в 1588 году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в 1719 в Москве |
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ | ||
название | автор | комментарии |
Симеоновская летопись | Дмитрий Лапшин, якобы XVI в. | Повествует о 1177–1493 годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век) |
Вологодско–Пермская летопись | неизвестен | Происхождение неизвестно, якобы XVI в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в 1552 г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в 1959 г. (т. 26) |
Иоасафовская летопись | митрополит Даниил, якобы начала XVI в. | Описывает 1437–1525 годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок |
Воскресенская летопись | неизвестен | Повествование от ПВЛ до 1347 г., написана якобы между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г. Подарена в Воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658. Хранилась в Академии наук и была издана академиком Котельниковым Семёном Кирилловичем в 1793–1794. Имеет 10 списков неизвестного происхождения. |
Никоновская летопись | якобы Адашев в XVI в. | Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника К.М. Оболенского. Книга — дар кн. Оболенского в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» (1657 г. н.э.) На 874 л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени Никона, владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха 1661 г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням, передатировано Н.П. Лихачёвым третьей четвертью XVI в. |
Лицевой Летописный Свод | будто бы под наблюдением Ивана Грозного | Состоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв. |
Лаврентьевский список, он же Суздальский или Мусин–Пушкинский | подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского» | Имеет заголовок «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть» — пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г. н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом А.И. Мусин–Пушкиным (умер в 1817) императору Александру I, который передал его в Публичную библиотеку. По архивным документам, найденным в XX в. Г.Н. Моисеевой и опубликованным Г.М. Прохоровым, рукопись ранее хранилась в Рождественском монастыре Владимира, а после находилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде и поступила в собрание А.И. Мусина-Пушкина в 1791 году. |
Краткая сибирская (кунгурская) летопись | Семён Ульянович Ремезов с сыновьями Леонтием, Семёном и Иваном | Летопись начинается данными о Ермаке с 1577 года и продолжается до 1649 года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом Г.Ф. Миллером (1705–1783) в Тобольске, начиная с Н.М. Карамзина (1766–1826) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать Д.И. Иловайский (1832–1920). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в 1880 г. |
(Черепановская) Сибирская летопись | будто бы, тобольский ямщик Илья Черепанов | Н.М. Карамзин называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции 1768–73 гг. Иоганн Петер Фальк (1727–1774) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период 1578–1760 гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» Г.Ф. Миллера и «Краткой сибирской летописи» С.У. Ремезова |
Софийская Новгородская летопись она же Софийский временник, якобы XVI века | якобы Матвей Михайлов около 1432 | Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в Академии наук и был издан академиком С.К. Котельниковым в 1795 под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на 1424. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи 1448 годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века. |
Ипатьевская (Волынская) летопись | Обнаружена Н.М. Карамзиным в 1809 году при написании «Истории государства Российского» | |
Троицкая летопись | Обнаружена Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского». Сгорела в пожаре Москвы 1812 года | |
ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ | ||
название | автор | комментарии |
Большая хроника мира (Седер Олам Рабба) | Раввины Иосиф бен Халафта (якобы I–II в. н.э.) и Йоханан (якобы III–V в. н.э.) | Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Впервые издана в Мантуе в 1514 г. Комментировалась раввинами Яковом Эмденом (1757) и Виленским Гаоном (1801). |
Малая хроника мира (Седер Олам Зута) | неизвестный автор, якобы начала VI в. н.э. | Продолжение предыдущей хроники. Известна из сочинения Авраама Закуто (1450–1515) «Сефер ха Юхасин» («Книга родословных»), написанного, якобы в 1498, но опубликованного Самуилом Шулламом в Константинополе в 1566. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от Адама, охватывает период общей длительностью в 3828 лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей Якова, даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в 3442 году от Сотворения Мира, после смерти пророков Аггея, Захарии и Малахии, окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время. |
Реконструкция
См. также
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Кузьмин А.Г. «Русские летописи как источник по истории Древней Руси»,— Рязань: издательство РГПИ, 1969, 241 с.
- Библиографический словарь «Литература Древней Руси»,— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
- Морозов Н.А. «Христос. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: Крафт+Леан, 2000, 888 с.