Осирис
Осирис — мифический патриарх и царь Древнего Египта, изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж Изиды, отец Гора, брат Сета (Тифона). Бог подземного мира и загробный судья
Содержание
Традиционные легенды об Осирисе
В Энциклопедическом словаре Брокгауза (т. XXII (43), 1897) статью об Осирисе написал приват–доцент Петербургского университета египтолог Б.А. Тураев (1868—1920). Он сообщает, что мифы об Осирисе записаны Плутархом в трактате «De Iside» и «подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах».
Согласно этим легендам, Осирис, по удалении своих родителей — Земли (бога Кеба) и Неба (богини Нут) — царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак ещё до рождения. Осирис и Исида научили египтян земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал бог Тот — олицетворённая премудрость.
Осирис предпринял завоевательный поход в Азию и после победоносного возвращения, его брат и противник Сет вместе с 72 сообщниками, принёс на пир прекрасный сундук и пообещал его тому, на чей рост он придётся. И так удалось заключить в ящик Осириса, а затем бросить его в Нил, который вынес его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика (вереск) покрыла его своим стволом, а финикийский царь велел срубить её и сделать одной из подпорок крыши во дворце.
Исида долго искала труп мужа, и наконец явилась в Библ. Она сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась царю и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Но Сет нашёл его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти всё, и на месте нахождения каждой части она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских провинций считали себя местом упокоения бога Осириса или одного из его членов. Исидазачала от мёртвого Осириса сына, которого назвала Гором. Когда Гор вырос, он стал воевать с Сетом. Сначала он потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем он победил Сета. Отобрав у дяди вырванный глаз, он дал проглотить его мёртвому отцу. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, и оставив египетский трон сыну Гору, стал царствовать и судить в загробном мире.
Сойдя в царство мёртвых, Осирис сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он выступает в «Книге Мёртвых». Каждый египетский покойник должен был записаться в число его последователей и принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным. Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет «Уннофру» = Онуфрий = «благой») и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти.
Осирис был введён в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего Солнца, временно побеждённого мраком, то в виде ночного светила — Луны, то в виде верховного божества. В позднейшие времена египетской культуры его почитание сделалось всеобщим и оттесняло другие божества. В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осирис в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы «Книги Мёртвых» и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи — бога Птаха. Как бог Луны, Осирис изображался иногда с её диском на голове и назывался в таком случае «Осирис–Иах» (месяц).
Осирис в европейских сказках
Осирис в исламе
Осирис присутствует в Коране единожды под именем Узайра, традиционно принимаемого за библейского первосвященника Ездру, являющегося ветхозаветным отражением Осириса. Сура Корана 9:30 «Покаяние» сообщает:
- «Иудеи сказали: «‘Узейр — сын Аллаха», а христиане сказали: «‘Иса — сын Аллаха». Это то, что они говорят своими устами. Они уподобляются безбожникам, что были ранее. Погубит их Аллах! Как же они могут лгать подобным образом в адрес Всевышнего, Который сотворил волею Своей всё и вся, и у Него не было и нет детей?!»
Узайр упоминается в Сунне (священных толкованиях Корана), например, в «Тафсире» Имадуддина Абуль–Фида Исмаила ибн Умара ад–Димашки Ибн Касира сообщается:
- «Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что ‘Абдаллах ибн аз–Зи‘бара пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Ты утверждаешь, что Аллах ниспослал тебе этот аят: “Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдёте” (21:98 “Пророки”). А я поклонялся солнцу, луне, ангелам, ‘Узайру и ‘Исе ибн Марьям. Все они, значит, в Огне?» Тогда было ниспослано: «А когда приводят в пример сына Марьям, твой народ радостно восклицает. Они говорят: “Наши боги лучше или он?” Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (43:57–58 «Украшения»). А потом было ниспослано: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от неё [Геенны] (21:101 «Пророки»)». (цит. по «Муфсидату» Мухаммада Салиха аль–Мунаджида, М.: Эксмо, Умма, 2015, с. 295)