«Книга Мормона»

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Джозеф Смит, основатель мормонов

«Кни́га Мормо́на», Новые свидетельства об Иисусе Христе — книга Священного Писания, признаваемое «Церковью Иисуса Христа Святых последних дней» (мормонами) наравне с Библией, считается ими летописью общения Бога с древними жителями Американского континента. Названа по имени пророка–историка Мормона, который, как повествуется в книге, отредактировал большую её часть. Стала известной благодаря Джозефу Смиту (23 декабря 1805 — 27 июня 1844)

Происхождение книги

Происхождение Книги Мормона, как и многих других книг религиозного толка, неоднозначно. Верующие придерживаются «божественной» версии, которая гласит, что в четвертом веке нашей эры по скалигеровской хронологии, Господь повелел пророку по имени Мормон собрать священные летописи его народа, который жил в Америке уже почти тысячу лет. Он собрал все летописи о своем народе, который веками сражался в кровопролитных войнах и не был привержен религиии, соединив их в одно повествование, выгравированное на металлических пластинах. В престарелом возрасте Мормон отдал летописи своему сыну Моронию, который и закончил дело отца, добавив некоторые собственные поучения об Иисусе Христе. После того, как Мороний завершил свои писания, он скрыл их на холме, вместе с другими священными предметами. Примерно через 1400 лет спустя, в соответствии с легендой о божественном происхождении Книги, Мороний явился американскому бедному фермеру Джозефу Смиту (род. 23.12.1805 г. в Жароне, штат Вермонт) как ангел Божий и рассказал ему о летописи. Это произошло 21 сентября 1823 года. Он рассказал Джозефу Смиту о «сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей историю прежних жителей континента», и в которой содержалась «полнота вечного Евангелия […], как ее дал Спаситель древним жителям этой земли» (Джозеф Смит История 1:34) В 1827 году 22 сентября Джозеф смог получить летопись. Первоначально, жена Джозефа Эмма помогала ему записывать перевод. По преданию, Джозеф переводил текст, используя священные инструменты, называемые Урим и Туммим, которые также использовались древними пророками Ветхого Завета. Эмма записывала под его диктовку. Позднее жена Смита говорила, приводя свои слова как доказательство божественного происхождения Книги: «Джозеф Смит не мог ни написать, ни продиктовать связного, хорошо сформулированного письма, не говоря уже о том, чтобы продиктовать такую книгу, как Книга Мормона. И хотя я была активным участником описываемых событий и присутствовала при переводе листов, […] для меня это было изумительно, ‘изумительнио и чудесно’, так же как и для кого-либо еще.» (McConkie, Remembering Joseph, p. 303). В конце концов, молва о чудесном «получении» Книги и ее переводчике распространилась далее, и это привело как к преследованию «инакомыслящего», так и к расспросам. Множество заинтересованных людей искали Джозефа, желая больше узнать о новом учении,и он всегда отвечал на их вопросы. Один из них, Оливер Каудери, служил в качестве основного писца книги и выступил одним из свидетелей ее подлинности. Как гласит «божественная» версия происхождения Книги Мормона, Джозеф Смит, устав от гонений, преследований и постоянных переездов, взмолился Создателю об облегчении своей миссии. Тогда люди близкого окружения Смита - Оливер Каудери, Мартин Харрис и Дэвид Уитмер видели ангела, который показал им пластины и повелел свидетельствовать об истинности книги. Их свидетельство, называемое Удостоверением Трех Свидетелей, является приложением к началу каждого издания Книги Мормона. В частности, в нем говорится:

[Мы], благодатию Бога Отца и Господа Нашего Иисуса Христа, видели листы, содержащие летопись. […] И мы также знаем, что эти листы были переведены силою и даром Божиим, ибо голос Его объявил нам сие («Удостоверение Трех Свидетелей». Введение к Книге Мормона). 

Позднее восемь других людей якобы также видели летописи и прикасались к ним, после чего свидетельствовали, что летопись была истинной и верной. Их свидетельство, Удостоверение Восьми Свидетелей, также прилагается к каждой Книге Мормона. После того, как перевод был закончен, Джозеф Смит, Мартин Харрис, уважаемый фермер того района, и Хайрум Смит, брат Джозефа, подготовили рукопись к публикации. Мартин Харрис был настолько убежден в истинности Книги Мормона, что заложил свою ферму за 3000 тысячи долларов, чтобы заплатить за печать книги. Книги была издана И. Б. Грандином в Пальмире, штат Нью-Йорк, ранней весной 1830 года. Первый тираж ее составил 5000 экз.

Отрицающие же приведенную выше версию происхождения Книги Мормона, полагают, что ее текст – плод совместных творческих усилий группы людей. 6 апреля 1830 г. в Файетти (ш.Нью-Йорк) была основана церковь мормонов в составе шести человек, как и требовало законодательство того времени. Это общество сравнительно быстро распространилось, т.к. его последователи вели в некоторых штатах активную вербовочную деятельность. Некоторые источники приписываю авторство Книги именно им. Другие же полагают, что единственным ее создателем явился основатель Церкви Иисуса святых последнего времени Джозеф Смит.

С 1830 года Книга Мормона была переведена на 110 языков, частично или полностью, включая испанский, немецкий, турецкий, японский, русский, хинди, арабский, хмонг, зулусский, тагальский, монгольский, язык Брайля и многие другие.

Содержание

Книга Мормона включает в себя отдельные книги, приписываемые разным авторам, которые,исходя из текста, были пророками Бога, также как и Моисей, Иеремия или Павел. Книга Мормона содержит пятнадцать книг:

  • Первый Нефий
  • Второй Нефий
  • Иаков
  • Енос
  • Иаром
  • Омний
  • Слова Мормона
  • Мосия
  • Алма
  • Геламан
  • Третий Нефий
  • Четвертый Нефий
  • Мормон
  • Ефер
  • Мороний

Данный порядок является в основном хронологическим, начиная с Нефия, который жил примерно в 600 году до нашей эры по скалигеровской хронологии, и заканчивая Моронием, который жил примерно в 400 году нашей эры. Книга Ефера, вставленная Моронием почти в самом конце, — это краткое изложение древней летописи народа Иаредийцев, которые за многие сотни лет предшествовали Нефийцам, потомкам первого Нефия. Все повествования Книги Мормона являют собой сложную историю переселений, войн, революций, правителей и нечестивцев. В Книгу включены проповеди, службы и деяния святых, которые свидетельствовали, что Иисус Христос жил и умер, чтобы спасти все человечество.

Книга Мормона разбита на три основных раздела:

Малые листы Нефия

Этот раздел включает книги, начиная с Первого Нефия и до Книги Омния, и охватывает период времени с примерно 600 года до нашей эры и до примерно 130 года до нашей эры по традиционной хронологии. Начинается раздел с истории пророка Легия о том, как этот пророк вместе с его семьей и другими людьми попал в Северную и Южную Америку. Путешествуя из Иерусалима, после пересечения Аравийского полуострова, эта группа верующих достигла Америки на корабле. Почти сразу по прибытии на новый материк, община разбивается на две группы, Нефийцев и Ламанийцев (по именам двух сыновей Легия). Нефийцы и Ламанийцы становятся впоследствии двумя отдельными цивилизациями, воюющими друг с другом большинство времени, описываемого в Книге Мормона. Один из Нефийских пророков объясняет в тексте Книги, что на самом деле было много групп, но он различал только две, Нефийцев, тех кто были дружелюбны к народу Господнему, и Ламанийцев, которые противостояли народу Господнему (Иаков 1:13-14). Писатели после него следуют этой традиции.

Большие листы Нефия

Этот раздел включает краткое изложение и летопись Мормона, в честь которого книга была названа. Он объединил все летописи народа и привел к единой истории. Раздел охватывает книги от Слов Мормона, собственно предисловие к этому краткому изложению, и до Мормон, глава 7, что покрывает период времени от примерно 130 года до нашей эры и до примерно после 400 года нашей эры в традиционной хронологии. Как и Малые листы Нефия, в основном в Больших листах содержатся многочисленные отчеты о проповедях и войнах. Центральными фигурами в первой части этого повествования являются пророк Алма и его сын, Алма младший.

Алма был обращен в веру другим пророком, по имени Авинадей. Он и его сын стали миссионерами, и в их дни многие Ламанийцы были обращены в их веру. Но после периода "праведности" начинается непрерывный ряд войн, и восстаний, которые почти полностью уничтожают Нефийцев. Книга Геламана повествует о том, как группа восставших, которую Нефийцы называли разбойниками Гадиантоновыми, уничтожает действующее правительство и приводит страну к разрухе и упадку.

После описания великого разрушения и многих смертей в Книге Мормона наступает наиболее важный момент. Вскоре после своего воскресения, Спаситель приходит к Нефийцам и обучает их Евангелию, и исцеляет больных и раненых. Об этом рассказывается в главах с 11 по 30 в книге Третьего Нефия. Иисус показывает себя выжившим Нефийцам и объявляет:

«Вот, Я Иисус Христос, о пришествии в мир Которого, свидетельствовали пророки. И вот, Я Свет и Жизнь миру; Я осушил горькую чашу, которую дал Мне Отец, и прославил Отца, приняв на Себя грехи мира, чем Я выполнил волю Отца во всех делах от начала.» (3 Нефий 11:10–11)

Христос позволяет каждому лично прийти и увидеть его, показывает раны на руках и ногах и дает понять, что он — Спаситель, бывший распят и воскресший. После этого Иисус учит Нефийцев Евангелию и многим другим вещам, относящимся к его жизни и деяниям. Он основывает церковь, подобную той, что образовал в Иерусалиме перед казнью. После этого Христос восходит на небеса. После этого его новые ученики начинают проповедовать всему народу, окружающему их, вновь приобретенные идеи и преуспевают в этом: вскоре многие обращены. На протяжении четырех поколений люди живут в мире и праведности.

Спустя несколько сотен лет после этого, люди снова становятся нечестивыми. Мормон составляет летопись их жизни, желая успеть до того, как последние праведные Нефийцы будут убиты. Он является лидером армии в серии войн до того, как почти все Нефийцы либо убиты, либо рассеяны, или же присоединились к своим врагам. В конце концов, Мормон отдает летопись Моронию, который завершает историю и добавляет многие другие учения о Спасителе и Евангелии. Он заканчивает свои писания приглашением прийти ко Христу, которое процитировано ранее.

Книга Ефера

Перед тем, как завершить свою летопись, Мороний сократил историю, написанную пророком по имени Ефер, который жил задолго до Нефийцев, и вставил в свои писания. В летописи Ефера говорится о племенах, живших в Америке до появления там людей Легия — Иаредийцах.

Иаредийцы появились во времена построения Вавилонской Башни и прибыли в Америку за много тысяч лет ранее Легия. Среди них были и праведники, и пророки, но к тому времени, как Нефийцы прибыли в Америку, Иаредийская цивилизация была уничтожена в гражданской войне. Ефер, последний пророк Иаредийцев, написал краткую историю своего народа, впоследствии переработанную Моронием.

Помимо историографических сведений, Книга Ефера содержит множество пророчеств и учений.

Достоверность и историчность

С точки зрения новой хронологии, Книга Мормонов рассказывает о некоторых событиях XII–XVI веков. («Библейская Русь»)

Некоторые ученые, опирающиеся на скалигеровскую хронологию, склонны считать, что описанные в книге события — это история небольшой группы мезоамериканцев, потомков Легия. Книга Мормона намекает на существование других людей в Америке во время прибытия Легия и на то, что пришельцы могли быть интегрированы в племена индейцев. Возможно, что при этом потомки Легия составили верхушку общества и оказали определённое культурное и религиозное влияние. Всё это прекрасно дополняет историческую картину с точки зрения Новой Хронологии.

Тем не менее, традиционные ученые пытаются исследовать ДНК индейцев на предмет схожести с евреями. Разумеется, результат отрицательный.

Символ веры мормонов

  1. Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа
  2. Мы верим, что люди будут наказаны за свои собственные грехи, а не за согрешение Адама
  3. Мы верим, что через Искупление Христа все человечество может быть спасено повиновением законам и таинствам Евангелия
  4. Мы верим, что основными принципами и таинствами Евангелия являются: первое — вера в Господа Иисуса Христа; второе — покаяние; третье — крещение погружением в воду для отпущения грехов; четвертое — возложение рук для дарования Святого Духа
  5. Мы верим, что человек должен быть призван Богом через пророчество и через возложение рук теми, кто облечены властью, чтобы проповедовать Евангелие и исполнять таинства его
  6. Мы верим в ту же организацию, которая существовала в Первоначальной Церкви, а именно: в Апостолов, Пророков, пасторов, учителей, евангелистов и так далее
  7. Мы верим в дар языков, пророчества, откровения, видений, исцеления, истолкования языков и так далее
  8. Мы верим, что Библия — слово Божье, поскольку она переведена правильно; мы также верим, что Книга Мормона — слово Божье
  9. Мы верим во все, что открыл Бог, во все, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он еще откроет много великого и важного, касающегося Царства Божия
  10. Мы верим в буквальное собирание Израиля и в восстановление десяти колен; в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет основан на Американском континенте; что Христос будет лично царствовать на Земле и что Земля обновится и получит свою райскую славу
  11. Мы заявляем за собой привилегию поклоняться Богу Всемогущему согласно голосу нашей совести и предоставляем всем людям ту же привилегию: пусть они поклоняются как, где или чему им угодно
  12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и судебным властям и в соблюдение, почитание и поддержание закона
  13. Мы верим, что мы должны быть честными, верными, непорочными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению Павла: Мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что–либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому


Сведения о мормонах

  • в 1849 году мормоны обратились с петицией к Конгрессу США с просьбой о придании им государственного статуса на недавно отвоёванных у Мексики землях; свой штат они планировали назвать Дезерет (Deseret — от библейского названия «медоносных пчёл»), который занимал бы территорию нынешнего штата Юта и части нынешних штатов Айдахо, Невада, Вайоминг, Аризона, Орегон, Нью–Мексико и Калифорнии
  • сведения о том, что мормоны практикуют многожёнство распространились в 1854 году, благодаря расследованиям американских журналистов
  • в 1890 году под давлением американской общественности мормоны опубликовали манифест, в котором официально отказались от полигамии, но несмотря на это даже в 2008 году в США состоялся процесс против некоторых мормонов–многожёнцев
  • в 2007 году в мире насчитывалось более 13 млн. мормонов, менее половины из которых проживают в США
  • в России насчитывается более 16 тыс. мормонов

Литература

  1. «Книга Мормона. Новые свидетельства об Иисусе Христе»,— Germany: Intellectual Reserve, Inc, 1982
  2. «Учение и Заветы. Драгоценная жемчужина»,— Germany: Intellectual Reserve, Inc, 1995
  3. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь», 1998 (гл. 14, п. 3 Библия мормонов)

Известные мормоны

  • Уолт Дисней (Walt Disney, 05.12.1901, Чикаго — 15.12.1966, Лос–Анджелес), мультипликатор, кинопродюсер (являлся мормоном предположительно, может быть — посмертно)
  • Юкихиро Мацумото (Yukihiro Matsumoto, 14.04.1965, Хонсю – ), компьютерный математик, программист, один из изобретателей языка Ruby

Ссылки