Ди, Джон

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Джон Ди

Джон Ди, John Dee (23 июля 1527 года, Лондон – 1608, Мортлейк, графство Суррей) — английский учёный: алхимик, астролог, астроном, географ и математик. Один из крупнейших коллекционеров книг своего времени

«Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно–белая борода. Очень красивый человек». Джон Обри

Биография

Джон Ди родился 23 июля 1527 года (иногда сообщают, что 13 июля 1527 года: разница в 10 дней указывает на расхождение между юлианским и григорианским календарём, соответствующее XVI–XVII векам) в семье придворного торговца тканями короля Генриха VIII. Отца Джона Ди, вроде бы, звали Роландом Ди. Происхождение фамилии Ди (Dee, Daye) темно и невразумительно. В Шотландии есть пара речушек с этим названием такой же сомнительной этимологии. Высказываются идеи, что «ди» на одном из кельтских диалектов означало «чёрный». Другие объяснения связывают смысл этого слова с занятиями Джона Ди, и тем самым опровергают родовое происхождение этого прозвища:

  • английское dee — есть синоним damned, то есть «проклятый» или «отвратительный»
  • dee — есть искажение dean (десятник, декан), поскольку Ди в молодости служил в совете Тринити Колледжа Кембриджского университета, а в старости стал ректором Колледжа Христа в Манчестере

Тем самым, проблема фамилии или прозвища Джона Ди остаётся открытой.

В 1542 году Джон Ди поступил в колледж св. Иоанна в Кембридже. Он занимался всеми науками того времени, за исключением богословия,— что кажется исторической ошибкой. Своим трудолюбием и успехами в естественных науках Джон Ди заслужил огромное уважение коллег и в декабре 1546 года вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа.

В 15481551 Джон Ди покинул Англию и путешествовал по Европе. Он учился и работал в Голландии, Бельгии и Франции, в Лейдене сотрудничал у Герхарда Меркатора и Геммы Фризиуса. В Париже читал лекции по геометрии.

По возвращению в Англию в феврале 1552 года Джон Ди поступил на службу к графу Пемброку, а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. Вряд ли ему удалось правильно решить эту проблему, поскольку значительно позднее теорией приливов неудачно занимались Галилео Галилей и Рене Декарт, с бо`льшим успехом — Иоганн Кеплер, а основательно решил эту проблему только Исаак Ньютон в своих «Принципах» через век после Джона Ди, но и в XVIII веке теория приливов продолжала уточняться Леонардом Эйлером и Даниилом Бернулли.

Вскоре Джон Ди стал придворным астрологом Марии I Тюдор (Кровавой). Он пытался учредить Королевскую библиотеку, но в обстановке острых религиозных прений этот план был отвергнут. Зато личная библиотека Джона Ди в Мортлейке стала крупнейшей в Англии.

В 1556 году, после предсказания скорого конца династии Тюдоров, Джон Ди попал в тюрьму за колдовство и государственную измену, где пробыл два года до воцарения в 1558 году Елизаветы I. У новой королевы пользовался благосклонностью. Джону Ди приписывают протестантские взгляды на религию, но эти сведения малодостоверны.

Подобно многим естествоиспытателям того времени, Джон Ди занимался прикладной магией. Для контакта с духами он использовал кристаллы. Согласно дневнику Ди, первые успехи в этом направлении начались 25 мая 1581 года. В 1582 году он вызвал архангела Уриила, который вручил Ди чёрный кристалл, в настоящее время хранящийся в Британском музее. Джон Ди посредством кристалла систематически общался с ангелами — Уриилом, Габриэлем, Нэлваджем, Джубанладасом, Морворграном и Мадини, и эпизодически — с другими. При общении с духами Джон Ди впадал в состояние транса, после выхода из которого ничего не помнил из происшедшего. Поэтому он решил задействовать в своих экспериментах медиума, который станет диктовать свои видения. Таким проводником стал бывший фальшивомонетчик и алхимик Эдвард Келли, с которым Ди познакомился в 1580 году.

В 1584 году они написали магическую книгу «Ключи Еноха», которую не опубликовали из–за опасений преследований за колдовство. Эта книга, или её подделка, всплывает в 1672 году, после чего становится Библией оккультистов. В ней изложены 19 Энохианских Призывов или Ключей, продиктованных духами через Эдварда Келли в обратном порядке для снижения их заклинательной силы.

Сын филолога и кальвинистского теолога Исаака Казобона (15591614), теолог Мерик Флоран Этьенн Казобон (15991671) в 1659 году опубликовал в Лондоне «духовный дневник» Джона Ди с описанием его общения с духами: «A True and Faithful Relation of what passed for many years between Dr. John Dee... and some spirits...» («Истинное и верное изложение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами, что, в случае успешного завершения, привело бы к Общей Трансформации большинства государств и королевств в мире»). Магические успехи Джона Ди стали известны из этой книги.

Видимо, в это время Джон Ди снова путешествует по Европе, поскольку сообщают, что в 1589 году он возвращается в Англию и обнаруживает, что его библиотека и лаборатория полностью разворованы. В 1592 (или 1596) году его назначают ректором Колледжа Христа в Манчестере. В 1605 в Манчестере разразилась чума, от которой погибли некоторые из восьми детей Джона Ди и его жена. Сам он возвращается в Лондон, но не имеет там средств к существованию, поскольку новый король Яков I Стюарт (16031625), сын шотландской королевы Марии Стюарт (15421587), Джона Ди не жаловал.

Джон Ди умер в нищете и забвении в 1608 году, его бумаги были уничтожены, место захоронения отсутствует. Подробная биография его неизвестна. Вполне вероятно, что Джон Ди похоронен в Кёльне под именем средневекового схоласта, «тонкого доктора» Иоанна Дунса Скота.

Деяния

Джон Ди был авторитетным учёным своего времени и удачливым астрологом. Создано множество легенд о его предсказательных и магических способностях. Будто бы он вычислил дату смерти королевы Марии I Тюдор (Кровавой), предсказав восхождение на английский трон Елизаветы I. За это Джон Ди чуть не поплатился головой, но но через два года исполнение его пророчества освободило астролога из тюрьмы и вознесло к вершинам славы. Новая королева Елизавета I назначила Ди придворным астрологом и дату своей коронации 14 января 1559 года выбрала по его рекомендации.

Благодаря сохранившемуся труду «Иероглифическая монада» в современных оккультных кругах Джон Ди считается идейным отцом розенкрейцерства. Джону Ди приписывают изобретение телескопа, солнечного «гиперболоида» и механических роботов, но к этим гипотезам не существует никаких материальных доказательств.

Сообщают, что потерянная библиотека Джона Ди содержала 4 тысячи книг. Он предложил создать Королевскую библиотеку в Лондоне.

Джон Ди считается изобретателем «Гринвичского меридиана», вошедшего в повсеместное употребление в конце XIX века. Также ему приписывают изобретение термина «Британская империя», получившего официальное признание только в середине XIX века.

Московский царь Феодор Иоаннович приглашал Джона Ди к своему двору через английского купца Эдуарда Гарланда. Письмо Гарланда к Джону Ди напечатано в первом томе «Коллекции» Ричарда Гаклюйта (Collection of early Voyages. Travels and Discoveries of the English Nation, 3 volumes in folio, 1600).

Шекспироведы предполагают Джона Ди прототипом Просперо из шекспировской «Бури». Позднее о нём писали Густав Майринк («Ангел западного окна», 1927), Говард Лавкрафт («Ужас Данвича», 1928), Майкл Муркок («Глориана», 1978), Джон Кроули («Египет», 1987), Умберто Эко («Маятник Фуко», 1988), Питер Акройд («Дом доктора Ди», 1994), Армин Шимерман («Принц купцов», 2003), Филиппа Грегори («Дурак Королевы», 2004), Елена Ивановна Михалкова («Манускрипт дьявола», 2010). Супер–шпион Яна Флеминга Джеймс Бонд заимствовал кличку «007» у Джона Ди — якобы таким образом тот подписывал свои секретные послания королеве Елизавете I.

Джон Ди, скорее всего, является прототипом фантомного средневекового схоласта Иоанна Дунса Скота и средневекового еретика Иоанна Скота Эригены.

Труды

  • перевёл «Начала» Евклида на английский язык: «The elements of geometrie of the most auncient philosopher Euclide of Megara» (London: By Iohn Daye, 1559; 1570)
  • написал учебник географии
  • «Monas Hieroglyphica» («Иероглифическая монада», Антверпен, 1564)
  • совместно с Коммандино издал латинский и итальянский текст арабского геометра, якобы XII в., Абу–Бекра Мухаммеда бен Абдельбаки эль–Багдади «Libro del modo di dividere le superficie attribvito a'Machometo Bagdedino» (Пиза, 1570)
  • «Книга Эноха», 1584
  • «Книга Логаэгнта», 1584

Литература

  • М.Ф.Э. Казобон «Истинное и верное сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Дж. Ди и некоторыми духами»,— Лондон, 1659
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907
  • «Дневники Джона Ди. Том I. Книги тайн»,— М.: Издательство А.Г. Москвичев, 2016, 344 с.
  • «Дневники Джона Ди. Том II. Колдовские дневники»,— М.: Издательство А.Г. Москвичев, 2016, 376 с.
  • «Дневники Джона Ди. Том III. Книга Еноха»,— М.: Издательство А.Г. Москвичев, 2017, 368 с.

См. также

Ссылки