Инквизиция: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Методы инквизиции)
 
м (Известные жертвы инквизиции)
Строка 70: Строка 70:
 
* ''Иероним Пражский'' — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора 30 мая [[1416]], сочувственные сведения о нём упоминаются в письме секретаря папской курии ''[[Поджио Браччиолини]]'' к ''Леонардо Бруни Аретинскому''
 
* ''Иероним Пражский'' — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора 30 мая [[1416]], сочувственные сведения о нём упоминаются в письме секретаря папской курии ''[[Поджио Браччиолини]]'' к ''Леонардо Бруни Аретинскому''
 
* ''[[Жанна д'Арк]]'' — сожжена по обвинению в колдовстве 30 мая [[1431]] года, якобы реабилитирована в [[1456]] году, беатифицирована папой ''Пием Х'' ([[1903]]–[[1914]]) в [[1909]] году,  канонизирована папой ''Бенедиктом XV'' ([[1914]]–[[1922]]) в [[1920]] году
 
* ''[[Жанна д'Арк]]'' — сожжена по обвинению в колдовстве 30 мая [[1431]] года, якобы реабилитирована в [[1456]] году, беатифицирована папой ''Пием Х'' ([[1903]]–[[1914]]) в [[1909]] году,  канонизирована папой ''Бенедиктом XV'' ([[1914]]–[[1922]]) в [[1920]] году
* ''[[Жиль де Ре]]'' (''Gilles de Lavai de Retz'', [[1404]]–[[1440]]) — французский маршал, соратник [[Жанна д'Арк|''Жанны д'Арк'']], [[Библия|библейский]] ''Самсон'', обвинён в чудовищных преступлениях и в магических обрядах, сожжён в Нанте в [[1440]] году, не реабилитирован до настоящего времени
+
* ''[[Жиль де Ре]]'' (''Gilles de Lavai de Retz'', [[1404]]–[[1440]]) — французский маршал, соратник [[Жанна д'Арк|''Жанны д'Арк'']], [[Библия|библейский]] ''Самсон'', обвинён в чудовищных преступлениях и в магических обрядах, казнён в Нанте в [[1440]] году, тело его было сожжено, не реабилитирован до настоящего времени
 
* ''Луи Беркен'' (''Louis de Berquin'') — французский [[Гуманизм|гуманист]], сожжен как еретик 17 апреля [[1529]] года на Гревской площади Парижа  
 
* ''Луи Беркен'' (''Louis de Berquin'') — французский [[Гуманизм|гуманист]], сожжен как еретик 17 апреля [[1529]] года на Гревской площади Парижа  
 
* ''Этьен Доле'' (''Etienne Dolet'', [[1509]]–[[1546]]) — французский [[Гуманизм|гуманист]], дипломат и писатель, обвинённый в безбожии сожжен в Париже 5 августа [[1546]] года
 
* ''Этьен Доле'' (''Etienne Dolet'', [[1509]]–[[1546]]) — французский [[Гуманизм|гуманист]], дипломат и писатель, обвинённый в безбожии сожжен в Париже 5 августа [[1546]] года

Версия 12:02, 30 сентября 2009

Застенки инквизиции

Инквизиция (от латинского inquisitio — «розыск»), Святая Инквизиция, Святая Палата (sanctum officium) — до 1965 г. высшая конгрегация (орден) католической церкви, входящая в состав курии Ватикана, с 1965 г. переименована в Конгрегацию доктрины веры и потеряла свой высший статус; инквизиция в России существовала в 17211724 гг., как следственная контора при Святейшем Синоде

«Церковь имеет врожденное и собственное право, независимое от какой–либо человеческой власти, наказывать своих преступных подданных как карами духовными, так и карами мирскими». п. 2214, Католический кодекс канонического права, 1917 г.

История инквизиции

Первый церковный труд по истории инквизиции написал сицилийский инквизитор Луис Парамо, опубликовавший книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» (Мадрид, 1598), где доказывал, что первым инквизитором был Господь Бог, покаравший Адама и Еву. Первым инквизитором Нового Завета, по мнению Парамо, был Иисус Христос, а Христа сменили апостолы Пётр и Павел. Далее он утверждал, что современные ему инквизиторы являются прямыми продолжателями инквизиторского дела апостолов.

Первые критические сообщения об инквизиции появились в XVI веке и были популярны своим живописанием ужасов церковных застенков. Автором одной из первых книг на эту тему был узник севильских палачей Раймундо Гонсалес де Монтес, который написал «Деяния священной инквизиции» (Гейдельберг, 1567), почти сразу переведённые на все языки Западной Европы.

Методы инквизиционного трибунала раскрывала книга Шпренгера и Инститориса «Молот ведьм», впервые опубликованная в конце XV века и многократно переиздававшаяся на разных языках с призывными надписями «Прочитай эту книгу, не пожалеешь!»

Современные традиционные историки связывают начало деятельности инквизиции, как насильственных действий по внедрению как–то понятых христианских догматов, с правлением фантомного «святого» римского императора Феодосия I, Великого (якобы, 379–395) и его борьбой против еретиков и манихеев. Согласно династическим параллелизмам НХ, он — отражение другого фантома, императора Священной Римской империи Лотаря II (якобы, 1075–1137). Исторические оригиналы этих деятелей принадлежали второй половине XV века.

П. Брейгель «Несение креста», фрагмент с инквизиторами, 1564 г.

Возрождение инквизиции и создание первых инквизиционных трибуналов историки связывают с деятельностью римского папы Иннокентия III (якобы, 1160–1216) против еретиков альбигойцев, подтверждённой решениями III и IV Латеранских соборов (якобы, 1179 и 1215 годов). Эту точку зрения разделяли официальные советские историки, поскольку она утверждена в «Хронологических выписках» Карла Маркса (классик законспектировал 18–ти томную «Всемирную историю» Фридриха Христофора Шлоссера). Но все эти повествования являются фантомными отражениями реальных религиозных войн XV–XVI веков (против народного апостольского христианства, начинающейся Реформации и анабаптизма) и Латеранского собора 15121517 годов. Сообщения об Альбигойских войнах и материалы Иннокентия III были сфальсифицированы на рубеже XVII века для исторического и догматического оправдания Контрреформации. В это же время были сфальсифицировано каноническое оправдание инквизиции, приписанное блаженному Августину (якобы, 354—430) и Фоме Аквинскому (якобы, 1227—1274).

Таким образом, согласно Новой Хронологии, католическая инквизиция реально возникает в середине XV в. вместе и практически одновременно с созданием военно–монашеских орденов, впоследствии занесённых в более древние времена для придания им более респектабельного происхождения. Католические ордена создавались на основе разбойничьих и пиратских шаек, подчинённых папской и императорской власти, а римская инквизиция набирается из наиболее способных бандитов, как личная гвардия римского папы.

Официальное создание римской инквизиции приписывают папе Павлу III (15341549), создавшему 21 июля 1542 года (булла «Licet ab initio» — «Следует изначала») Комиссию кардиналов по наблюдению за чистотой вероучения. Папа Павел IV (15551559), прежде бывший первым Великим инквизитором Рима, назначил этому заведению в небесные покровители святого Доменика. Папа Сикст V (15851590) 22 января 1588 года декретом (у католиков их принято называть «конституциями») «Immensa aeterni Dei» придал ей статус конгрегации, подчинённой непосредственно римскому епископу. Она получила название Высший апостольский трибунал, Святая Палата (Sacra Congregatio Universalis Inquisitionis), и должна была работать по образцу испанской инквизиции, расследуя случаи ереси, схизмы и преступлений против нравственности.

Испанская инквизиция возникла в XV веке и совершенствовалась в религиозной войне против заселявших Испанию, наравне с христианами, ааронцами–геберами (не принявшими миссию Иисуса Христа и позднее ставшими иудеями) и маврами–сарацинами (не признававшими божественность пророка Исы, позднее породившими мусульманство). По всей видимости,— и ааронцы, и мавры имели свои духовные судилища (Синедрион и Шариатский суд), поскольку известно, что они в это время жестоко преследовали собственных отступников, но испанские христиане с их инквизицией победили супостатов, изгнав упорствующих «неверных» в Африку, Азию и Америку, захватив их имущество и покрестив всех остальных (так появились крещёные ааронцы — мараны, и крещёные мавры — мориски). Христианская иерархия в римской империи в это время страдала от «Великой схизмы» и многопапия (которых доходило до пяти одновременно), и поэтому мало думала чистоте своей доктрины до установления централизованной религиозной власти Ватикана и единого римского папы.

До самого конца XVI века римская инквизиция мало интересовалась делами науки и культуры, решая более актуальную задачу покрения аборигенов Европы Риму и Ватикану. Только этим можно объяснить расцвет языческого оргиастического культа в искусстве Италии XV века, покровительствуемый сановниками католической церкви, а также создание «Индекса запрещённых книг» только в 1559 году. К примеру, книга Коперника «Об обращении небесных сфер» с изложением гелиоцентрической теории, изданная якобы в 1543 г., была запрещена только в 1616 году, во время первого процесса над Галилеем.

Папа Пий X (19031914) декретом «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 года изменил название Священной Палаты всемирной инквизиции на Конгрегацию Священной канцелярии (Sacra Congregatio Sancti Officii). В 1917 году при Бенедикте XV (19141922), ей было передано составление Индекса запрещенных книг, которым прежде ведала особая Конгрегация Индекса.

Папа Павел VI (19631978), воплощая решения II Ватиканского собора, 7 декабря 1965 года декретом «Integrae servandae» реорганизовал Св. Инквизицию, дав ей современное название Конгрегации вероучения (Congregatio pro Doctrina Fidei). Она была лишена привелегированного статуса, а во главе её был поставлен кардинал–префект (в настоящее время это Уильям Иосиф Левада, William Joseph Levada). Согласно статье 48 из Апостольской конституции Римской Курии «Pastor Bonus», объявленной папой Иоанном Павлом II (19782005) 28 июня 1988 года

«Обязанностью, присущей Конгрегации вероучения, является стимулирование и защита вероучения и морали во всем католическом мире: по этой причине все, что каким–то образом касается этого, попадает под ее компетентность.»

Конгрегация вероучения поделена на четыре подразделения: богословский офис, дисциплинарный офис, супружеский офис и офис для священников.

Задачи инквизиции

«Инквизиция по своей природе добра, нежна и консервативна, таков всеобщий и неизменный характер всякого церковного института. Но если гражданская власть, используя это учреждение, считает полезным для своей собственной безопасности сделать его более строгим — церковь не несет за это ответственности.» иезуит Жозеф де Местр «Письма одному русскому дворянину об инквизиции», Париж, 1821

Официально сформулированные направления деятельности Конгрегации доктрины веры, сменившей Священную Палату инквизиции на её месте в римской курии, таковы:

  • слежение за чистотой католической доктрины
  • наблюдение за моралью духовенства
  • дела брака и семьи
  • изучение сверхъестественных явлений и разоблачение суеверий

За этими словами по–прежнему скрывается стремление к укреплению морального, интеллектуального и религиозного лидерства католической церкви, навсегда подорванного демократизацией общества и научно–техническим прогрессом.

Методы инквизиции

Следствие инквизиции начиналось по доносу в ереси или аморальности, совершаемому гражданскими «доброжелателями», штатными доносчиками или специальными духовными цензорами, если речь шла о «еретической» книге. Инквизиционный суд принимал своё решение ещё до рассмотрения показаний обвиняемого — его роль в процессе заключалась добровольном признании своей вины, и тем самым — в мнимом «спасении своей заблудшей души». Обвиняемый не знал своих доносчиков, и должен был оправдываться не представляя и списка предьявляемых ему обвинений, отвечая на вопросы типа:

«Сознайтесь — почему вы здесь оказались?!»

Попытка самозащиты рассматривалась как упрямство в ереси и приводила к пыточному мучительству, называемому «испытанием», в котором монахи–инквизиторы были весьма изобретательны. Самооговор во всех предьявляемых грехах и донос на своих близких избавлял обвиняемого от долгих мучений и зачастую приводил к скорой казни. Сам процесс мог длиться годами без вынесения приговора, например,— Джордано Бруно находился в застенках инквизиции почти 9 лет: с 1592 года по 1600–ый. Некоторым, напрасно оговорённым людям, удавалось выходить из под обвинения оправданными или прощёнными: так, к примеру, — основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола в молодости за свою проповедническую деятельность был трижды привлекаем инквизицией и даже сечён розгами, а будущий Великий инквизитор Дж.А. Сантори около двух лет содержался под следствием за мнимое покушение на жизнь папы Пия IV (15591565).

Пыточное следствие инквизиции сохранялось до середины XIX века, что, впрочем, в то время мало отличало инквизиторов от обычного государственного суда. В XX–XXI веках «Священная Инквизиция» продолжает свою деятельность под именем «Конгрегации догматов веры», занимаясь отлучением от католической Церкви и пополняя «Индекс запрещённых книг» сочинениями католических богословов–новаторов (например, «теологов освобождения»). Мучения и пытки к осуждённым, вроде бы не применяются, но следствие, по–прежнему, проводится тайно, в отсутствии прений сторон и в попрании всяких прав обвиняемого. В связи с этой практикой Ватикан до сих пор не присоединяется к «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года.

В августе 1965 году Мичиганский университет, как стало известно позднее, готовивший кадры для ЦРУ, приобрел в ФРГ библиотеку в 1400 томов с описанием средневековых пыток. Эти книги, как сообщало агентство «Рейтер», должны были служить

«ценным пособием для американских специалистов, работающих в области полицейской службы.»

Известные инквизиторы

Великий Инквизитор Иосиф Ратцингер — папа Бенедикт XVI
  • Томас Торквемада (14201498) — испанский Великий инквизитор, духовник Изабеллы Кастильской, доминиканский монах, известен массовыми уничтожениями еретиков и иноверцев, инициатор изгнания мавров и евреев из Испании
  • Яков Шпренгер (14361495), доминиканский монах, декан Кельнского университета и Генрих Крамер (Инститорис) (14301505), доминиканский монах и инквизитор, убивший в Германии более полутысячи «ведьм» согласно «Ведовской булле» папы Иннокентия VIII 1484 года — соавторы «Молота ведьм» (1486), популярной до XVII века инструкции для пыток и обвинения женщин в колдовстве
  • кардинал Джованни Пьетро Караффа — первый Великий инквизитор Рима с 1542 года до своего избрания папой под именем Павел IV (15551559), инициатор издания первого «Индекса запрещённых книг», 1559
  • Антонио Микеле Гизлиери — доминиканский монах, за инквизиторское усердие на севере Италии папой Павлом IV (15551559) назначен Великим инквизитором Рима, стал папой Пием V (15661572), канонизирован папой Климентом XI (17007121) в 1712 г., 30 апреля в католической церкви объявлен днём Пия V, Покровителя Священной Инквизиции
  • Джулио Антонио Сантори, Sanctorius (15321602) — c 1582 года Великий инквизитор Рима, в 1592 году — неудачливый претендент на папский престол, в 1600 г. главный судья на процессе Дж. Бруно, отправил на костёр более 50 еретиков
  • Роберт Беллармин (15421621) — учёный–иезуит, кардинал, главный обвинитель на процессе Дж. Бруно, Великий инквизитор Рима с 1602 года, в 1616 году — главный судья на первом процессе Галилея, запретивший учение Коперника, объявлен святым и доктором Католической Церкви
  • Просперо Лоренцо Ламбертини (16751758) — учёный, пен–френд Вольтера, Великий инквизитор Рима, с 1740 г. папа Бенедикт XIV, реформатор католической церкви
  • Лоренцо Ганганелли (17051774) — францисканский монах, Великий инквизитор Рима, с 1769 г. папа Климент XIV, в 1773 году запретил орден иезуитов
  • Альфредо Оттавиани (18901979) — последний Великий инквизитор Рима, ушёл на пенсию в 1968 году
  • Йозеф Ратцингер (родился в 1927 г.) — с 1981 г. глава Конгрегации доктрины веры, с 2005 года — папа Бенедикт XVI
  • Вильям Иосиф Левада (родился в 1936 году в Калифорнии) — бывший архиепископ Сан–Франциско, доктор теологии, сменил И. Ратцингера на посту главы Конгрегации доктрины веры в мае 2005 года

Известные жертвы инквизиции

  • Ян Гус — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора 6 июля 1415 года, известие о нём вышло из протестантского круга Мартина Лютера в начале XVI века
  • Иероним Пражский — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора 30 мая 1416, сочувственные сведения о нём упоминаются в письме секретаря папской курии Поджио Браччиолини к Леонардо Бруни Аретинскому
  • Жанна д'Арк — сожжена по обвинению в колдовстве 30 мая 1431 года, якобы реабилитирована в 1456 году, беатифицирована папой Пием Х (19031914) в 1909 году, канонизирована папой Бенедиктом XV (19141922) в 1920 году
  • Жиль де Ре (Gilles de Lavai de Retz, 14041440) — французский маршал, соратник Жанны д'Арк, библейский Самсон, обвинён в чудовищных преступлениях и в магических обрядах, казнён в Нанте в 1440 году, тело его было сожжено, не реабилитирован до настоящего времени
  • Луи Беркен (Louis de Berquin) — французский гуманист, сожжен как еретик 17 апреля 1529 года на Гревской площади Парижа
  • Этьен Доле (Etienne Dolet, 15091546) — французский гуманист, дипломат и писатель, обвинённый в безбожии сожжен в Париже 5 августа 1546 года
  • Джордано Бруно — сожжён, как еретик 17 февраля 1600 года, приговор не пересмотрен по настоящее время. Инквизиционное дело Бруно было обнаружено в 1886 году папским библиотекарем Грегорио Пальмиери, но скрыто по приказанию папы Льва XIII (18781903). В 1925 году в Италии было опубликовано 26 ранее неизвестных документов инквизиции о Бруно, и только в 1942 году его дело было опубликовано в полном виде, русский перевод его вышел в 1958 году
  • Помпео (Л)Уцилио Ванини — неаполитанский философ, священник, сожжён в Тулузе, как атеист, еретик и колдун 19 февраля 1619 года
  • Марк Антоний де Доминис (Dominis, 1566, Далмация – 1624, Рим) — учёный–иезуит, профессор философии Падуанского университета, архиепископ Спалатро; за призывы к реформе католической церкви был заключён в инквизиционную тюрьму в замке Святого Ангела, где и умер от пыток в 1624 году; по личному распоряжению папы Урбана VIII (16231644) тело и труды его были сожжены
  • Галилео Галилей — был дважды под судом инквизиции: в 1616 году и в 1633 году, на последнем приговорён к пожизненному заключению, оболган церковниками публикацией фальшивого протокола допроса; вопреки расхожему мнению, его дело не пересмотрено по настоящее время. Инквизиционное дело Галилея, было захвачено войсками Наполеона в 1810 году, но 30 лет спустя было возвращено в Рим и в препарированном виде опубликовано в 1850 году, после возмущения общественности более полный вариант дела был опубликован Ватиканом в 1867 году, а в 1870 году республиканец Сильвестро Герарди опубликовал ещё 14 документов из дела, тайно скопированных в папском архиве
  • Томмазо Кампанелла — находился под следствием и судом инквизиции в 15911599 годах, приговорён к смертной казни, освобождён из заключения в 1626 году
  • Казимир Лыщинский — польский юрист, ложно обвинённый иезуитами в атеизме сожжен в Варшаве в 1689 году
  • Анна Гоелди считается последней европейской женщиной, убитой во время охоты на ведьм. Её казнили в 1734 году. В 2007 году в Швейцарии открылся музей её имени
  • Антонио Хосе да Сильва (А. José da Silva, 17051739) — португальский юрист и драматург, сатирик, дважды обвинялся инквизицией в тайном иудаизме, сожжён в 1739 году на аутодафе
  • Александр Калиостро — находился под следствием и судом римской инквизиции в 1790 году, приговорён к смертной казни 7 апреля 1791 года, за принадлежность к тайным обществам и волшебство, якобы умер в заключении от апоплексического удара 26 августа 1795 года

Российская инквизиция

Идейным основоположником православной инквизиции считается настоятель Волоколамского монатыря Иосиф Волоцкий (И. Санин, 14401515, канонизован в 1579), который в своём «Просветителе» призывает преследовать еретиков, не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Помимо еретиков обличительная деятельность Иосифа Волоцкого была направлена против «нестяжателей» — последователей Нила Сорского: Заволжских старцев, Вассиана Ивановича Патрикеева и Максима Грека, осуждавших церковное землевладение. Все противники Иосифа Волоцкого стараниями его последователей были осуждены, сосланы или убиты.

Преследованием еретиков, раскольников, волшебников и святотатцев в России XVIII века занимались специальные органы — Приказ духовных дел, Раскольническая и Новокрещенская конторы, тиунское управление Синода. По оценкам историков церкви XIX века, в России XVII–XVIII веков было убито более 30000 раскольников–старообрядцев. Официальная версия православной церкви гласит, что эти жертвы убили себя сами, практикуя самоутопление, самозакапывание и самосожжение.

Российская инквизиция (Приказ инквизиторских дел) официально учреждена Святейшим Синодом 1 марта 1721 года. Целью этого учереждения был надзор за начальствующими духовными лицами в части хозяйственной и внутренней судебной деятельности в делах не большой важности. Важные дела доносились в Священный Синод. Сеть духовных инквизиторов создавалась из белого и чёрного духовенства, и подчинялась провинциал–инквизиторам архиерейских городов, те, в свою очередь, — московскому протоинквизитору (первым из которых был архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий), а последний — Синоду. Прежде написания доноса, инквизитору полагалось поставить в известность начальство обвиняемого или архиерея. Половина штрафных денег доставалось доносчику. Контора инквизиторских дел была упразднена в 1724 году, должности инквизиторов упразднены 25 января 1727 года.

После упразднения приказа инквизиторских дел расследованием религиозных преступлений продолжили заниматься Раскольническая контора, просуществовавшая до 1764 года и духовные консистории, организованные в 1744 году. Наиболее важными делами занимался непосредственно Синод. Они располагали собственными тюрьмами и следственным аппаратом. Если церковные органы не могли справиться с отдельными случаями, тогда они передавали дело в светские дознавательные органы — Сыскной приказ, Тайную канцелярию, Преображенский приказ, надзирая за ходом дознания. Таким образом, видно, что инквизиционная практика русской православной церкви мало чем отличалась от аналогичной деятельности римской церкви.

См. также

Литература

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах», 18901907
  • Ли Генри Чарльз «История инквизиции в Средние века»,— М.: Русич, 2001, 640 с.
  • Плейди Джин «Испанская инквизиция»,— М.: Центрполиграф, 2002, 448 с.
  • Сабатини Рафаэль «Торквемада и испанская инквизиция»
  • Шпренгер Яков, Инститорис Генрих «Молот ведьм»,— М.: Интербук, 1990, 352 с. [1]
  • Бейджент Майкл, Ли Ричард «Цепные псы церкви» (The Inquisition),— М.: ЭКСМО, 2006, 352 с. ISBN 5–699–14845–0
  • Грекулов Е.Ф. «Из истории Святой инквизиции в России»,— М.: Атеист, 1928, 92 стр.
  • Грекулов Е.Ф. «Православная инквизиция в России»,— М.: Академия наук СССР, Наука, 1964
  • Льоренте Х.А. «История испанской инквизиции, в 2–х томах»,— М.: Ладомир, 1999, 1424 стр. ISBN 5–86218–162–8