Летопись: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Примеры летописей и хроник)
(Ссылки)
 
(не показана 21 промежуточная версия 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Изображение:letopisec_Moisej.jpg|thumb|400px|Летописец ''Моисей'': «Стоит Русь, не шолохнется! И века простоит!»]]
 
[[Изображение:letopisec_Moisej.jpg|thumb|400px|Летописец ''Моисей'': «Стоит Русь, не шолохнется! И века простоит!»]]
'''Летопись''' — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами»   
+
'''Летопись''' — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами». Летописный жанр был популярен в XVI–XVIII веках и предшествовал историческому роману  
 
:''«Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.»'' [[Татищев, Василий Никитич|В.Н. Татищев]]  «История Российская, т. I»
 
:''«Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.»'' [[Татищев, Василий Никитич|В.Н. Татищев]]  «История Российская, т. I»
  
 
=== Летописи в [[Традиционная хронология|ТХ]] ===
 
=== Летописи в [[Традиционная хронология|ТХ]] ===
 +
:''«Самые ранние анналы всех наших современных наций не менее баснословны; эти дивные и невероятные вещи следует сообщать, но лишь как доказательства людского легковерия, они входят в [[История|историю]] мнений.»'' ([[Вольтер]] «Энциклопедия ''Дидро'' и ''Д'Аламбера''»)
 +
 
Наиболее древними летописями считаются римские ''анналы'', якобы составлявшиеся в [[Античность|античные]] времена. Первым анналистом считается ''Фабий Пиктор'', чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у [[Древний Китай|китайцев]]. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.
 
Наиболее древними летописями считаются римские ''анналы'', якобы составлявшиеся в [[Античность|античные]] времена. Первым анналистом считается ''Фабий Пиктор'', чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у [[Древний Китай|китайцев]]. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.
  
Строка 13: Строка 15:
  
 
По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.
 
По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.
 +
 +
При анализе летописей, [[История|историки]] [[Традиционная хронология|традиционной школы]] опираются на два ошибочных неявно принимаемых положения:
 +
* летописи или их прототипы представляют из себя некие подобия дневниковых записей, непрерывно пополняемые в течении множества веков какими–то династиями праздных и грамотных людей, обыкновенно, — монахов какого–то забытого монастыря (такое мнение опровергается многочисленными «пустыми летами» в сочинениях такого рода, что несомненно доказывает заполнение годов летописей по прошествии многого времени);
 +
* при написании летописей их коллективные авторы не руководствовались соображениями сиюминутной практической пользы от распространения своего сочинения, предназначая его далёким потомкам–историкам с целью достоверной передачи событий прошлого (наивность этой версии историографического процесса говорит сама за себя).
  
 
=== Примеры летописей и хроник ===
 
=== Примеры летописей и хроник ===
Строка 26: Строка 32:
 
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
 
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
 
<tr><td>''Всеобщая история''</td><td align=center>''Бероз Халдей''</td><td>утрачена</td></tr>
 
<tr><td>''Всеобщая история''</td><td align=center>''Бероз Халдей''</td><td>утрачена</td></tr>
<tr><td>''Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолжениях''</td><td align=center>''Диодор Сицилийский''</td><td></td></tr>
+
<tr><td>''Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолжениях''</td><td align=center>''Диодор Сицилийский''</td><td>Сохранилась частично, книги  1–5 и 11–20 дошли до нашего времени полностью, а книги 9 и 10 — частично. О содержании остальных книг известно по цитатам византийских авторов, приводивших в своих трудах фрагменты из книг Диодора.<br>
 +
В середине XVI в. сохранившиеся книги были напечатаны в Швейцарии по-гречески. В конце 18 в. все сохранившиеся сочинения ''Диодора Сицилийского'' были переведены на русский язык, и опубликованы в [[1774]]—[[1775|75]] тиражом в 300 экземпляров, из которых 237 продать не удалось, и в [[1808]] году они были проданы на вес. С этих пор публиковались лишь отдельные книги и главы. В конце ХХ в. книги снова были переведены на русский язык, но пока не опубликованы.
 +
</td></tr>
 +
<tr><td>''История франков в 10 книгах''</td><td align=center>''Григорий Турский''</td><td>Повествует от ''Адама'' до, якобы, 591 г. Р.Х. Впервые опубликована в Париже в [[1522]]. Переведена и издана на русском языке в [[1987]].</td></tr>
 +
<tr><td>''Хроника Фредегара в 4 книгах''</td><td align=center>неизвестен</td><td>Продолжает сочинение ''Григория Турского'', повествуя о временах от ''Адама'' до, якобы, 642 г. Р.Х. Имеет одну книгу «Продолжения», повествующую до, якобы, 768 г. Р.Х. Но хронология текстов исключительно относительная, восстанавливается [[История|историками]] по [[Традиционная хронология|скалигеровской хронологии]] описываемых событий. Впервые опубликована ''Матиасом Флацием'' в [[1568]]. Использовалась [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосифом Скалигером'']] во втором издании «Исправления времён» [[1598]]. Переведена и издана на русском языке в [[2015]].</td></tr>
 
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 300–го от РХ''</td><td align=center>[[Евсевий Кесарийский|''Евсевий'']]</td><td>«восстановлена» [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И.&nbsp;Скалигером'']]</td></tr>
 
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 300–го от РХ''</td><td align=center>[[Евсевий Кесарийский|''Евсевий'']]</td><td>«восстановлена» [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И.&nbsp;Скалигером'']]</td></tr>
 
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 320–го от РХ''</td><td align=center>''Юлий Африканский''</td><td>«восстановлена» [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И.&nbsp;Скалигером'']]</td></tr>
 
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 320–го от РХ''</td><td align=center>''Юлий Африканский''</td><td>«восстановлена» [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И.&nbsp;Скалигером'']]</td></tr>
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 550–го от РХ''</td><td align=center>[[Беда Достопочтенный|''Беда Англ'']]</td><td></td></tr>
+
<tr><td>''Хроника от Сотворения до года 550–го от РХ''</td><td align=center>[[Беда Достопочтенный|''Беда Англ'']]</td><td>Впервые опубликована в Париже в [[1544]].</td></tr>
 
<tr><td>''О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХ''</td><td align=center>''Адо Вьенский''</td><td>другой список хроники ''Беды Англа''</td></tr>
 
<tr><td>''О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХ''</td><td align=center>''Адо Вьенский''</td><td>другой список хроники ''Беды Англа''</td></tr>
 
<tr><td>''Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХ''</td><td align=center>''Донато Боссо Миланский''</td><td></td></tr>
 
<tr><td>''Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХ''</td><td align=center>''Донато Боссо Миланский''</td><td></td></tr>
Строка 42: Строка 52:
 
<tr><td>''Римская история от 1204 до 1359 по РХ''</td><td align=center>''Никифор Григора'' (якобы [[1295]]–[[1360]])</td><td>впервые опубликовано в [[1702]] году в Париже</td></tr>
 
<tr><td>''Римская история от 1204 до 1359 по РХ''</td><td align=center>''Никифор Григора'' (якобы [[1295]]–[[1360]])</td><td>впервые опубликовано в [[1702]] году в Париже</td></tr>
 
<tr><td>''Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования''</td><td align=center>''Цезарь Бароний'' ([[1538]]–[[1607]])</td><td>обнимают 12 веков мира от РХ,  опубликовано в 12 томах в [[1588]] году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в [[1719]] в Москве</td></tr>
 
<tr><td>''Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования''</td><td align=center>''Цезарь Бароний'' ([[1538]]–[[1607]])</td><td>обнимают 12 веков мира от РХ,  опубликовано в 12 томах в [[1588]] году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в [[1719]] в Москве</td></tr>
 +
<tr><th colspan=3>ВИЗАНТИЙСКИЕ (ГРЕЧЕСКИЕ) ЛЕТОПИСИ</th></tr>
 +
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
 +
<tr><td>''«Паросская хроника»'' или «Арондельские мраморы» (''Arundel Marbles'', ''Marmora Arundeliana'')</td><td align=center>Насечена на мраморе неизвестным частным лицом. По мнению [[Традиционная хронология|историков]], сведения почерпаны из сочинений ученика [[Аристотель|''Аристотеля'']], ''Фания Эрезского'' или из сочинений ''Тимея'', ''Главка Регийского'', ''Аристоксена'', ''Феофраста'', ''Деметрия Фалерского''</td><td>Хроника представляет собой прямоугольную мраморную плиту, с испорченным правым краем; сохранилось ''93'' неполных строки. Повествует о ''1319'' годах древнегреческой истории от царствования Кекропса (''1582'' г. до&nbsp;р.Х.) до архонтства Диогнета Афинского (''264'' г. до&nbsp;р.Х.), но сохранившаяся часть доходит только до ''355'' г. до&nbsp;р.Х. В ней не упомянуты важные [[История|исторические]] события и лица — возвращение ''Гераклидов'', ''Ликург'', Мессенские войны, ''Дракон'', ''Солон'', ''Клисфен'', ''Перикл'', Пелопоннесская война, ''30'' тиранов, а упомянуты мифические сведения о потопе ''Девкалиона'', о прибытии ''Даная'' и данаид в [[Древняя Греция|Грецию]], об изобретении хлеба ''Деметрой'' и ''Триптолемом'' с точным указанием их [[Хронология|хронологии]]. Сообщает об агонах, праздниках, о поэтах (''Пиндаре'', ''Аристофане'' и др.). Время определяет не по олимпиадам, а по царям и архонтам. <br> Плита найдена на о.&nbsp;Паросе в начале ''XVII'' в., куплена в Смирне в [[1627]] для коллекции антиквария лорда ''Томаса Говарда'', 21–го графа Аронделя, и перевезена в Англию. Была повреждена во время Кромвелевских войн, но антиквар ''Джон Селден'' успел сделать копию. В [[1667]] внук того лорда, ''Генри Говард'', 6–й герцог Норфолкский подарил плиту (или её копию) Оксфордскому университету. Впервые издана группой антиквариев в Оксфорде в [[1667]], научное издание предпринято немецким филологом ''Августом Бёком'' в «Corpus inscriptionum graecarum» ([[1824]]—[[1859|59]], в 3–х т. во II–м томе, № 2374, стр.&nbsp;293)</td></tr>
 +
<tr><td>''«Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»''</td><td align=center>''Феофан'', византийский святой, якобы VIII–IX&nbsp;вв.</td><td>Повествует о 277–813 годах от Р.Х. Употребляет также эру «от Сотворения Мира», отстоящего, по его мнению, от Рождества Христова на ''5500'' лет. Указываемая им хронология почти всегда отличается от [[Традиционная хронология|традиционной]] на десяток–другой лет, поэтому ''Феофан'' считается ''«плохим историком, не лишённым некоторого значения»''. Впервые опубликован немецким филологом–эллинистом ''И.&nbsp;Классеном'' в «Corpus scriptorum historiae Byzantinae» (Бонн, [[1839]]–[[1841]]), затем — в «Patrologiae cursus completus. Series graeca» ([[1857]]–[[1866]]) французского аббата [[Минь, Жак-Поль|''Ж.–П. Миня'']]. Переведена на русский язык профессором ''В.И.&nbsp;Оболенским'' в [[1846]] году, издана в московской университетской типографии в [[1884]] году.</td></tr>
 
<tr><th colspan=3>РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ</th></tr>
 
<tr><th colspan=3>РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ</th></tr>
 
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
 
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''Симеоновская летопись''</td><td align=center>''Дмитрий Лапшин'', якобы XVI&nbsp;в.</td><td>Повествует о 1177–[[1493]] годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век)</td></tr>
+
<tr><td>''Симеоновская летопись''</td><td align=center>''Дмитрий Лапшин'', якобы XVI&nbsp;в.</td><td>Повествует о 1177–[[1493]] годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции ''Феофана Прокоповича'' (XVIII век)</td></tr>
 
<tr><td>''Вологодско–Пермская летопись''</td><td align=center>неизвестен</td><td>Происхождение неизвестно, якобы XVI&nbsp;в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в [[1552]] г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в [[1959]] г. (т. 26)</td></tr>
 
<tr><td>''Вологодско–Пермская летопись''</td><td align=center>неизвестен</td><td>Происхождение неизвестно, якобы XVI&nbsp;в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в [[1552]] г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в [[1959]] г. (т. 26)</td></tr>
 
<tr><td>''Иоасафовская летопись''</td><td align=center>''митрополит Даниил'', якобы начала XVI&nbsp;в.</td><td>Описывает 1437–[[1525]] годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок</td></tr>
 
<tr><td>''Иоасафовская летопись''</td><td align=center>''митрополит Даниил'', якобы начала XVI&nbsp;в.</td><td>Описывает 1437–[[1525]] годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок</td></tr>
Строка 50: Строка 64:
 
<tr><td>''Никоновская летопись''</td><td align=center>якобы ''Адашев'' в XVI в.</td><td>Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника ''К.М.&nbsp;Оболенского''. Книга — дар кн.&nbsp;''Оболенского'' в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» ([[1657]] г.&nbsp;н.э.) На  874  л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени ''Никона'', владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха [[1661]] г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням,  передатировано ''Н.П.&nbsp;Лихачёвым'' третьей четвертью XVI в.</td></tr>
 
<tr><td>''Никоновская летопись''</td><td align=center>якобы ''Адашев'' в XVI в.</td><td>Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника ''К.М.&nbsp;Оболенского''. Книга — дар кн.&nbsp;''Оболенского'' в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» ([[1657]] г.&nbsp;н.э.) На  874  л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени ''Никона'', владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха [[1661]] г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням,  передатировано ''Н.П.&nbsp;Лихачёвым'' третьей четвертью XVI в.</td></tr>
 
<tr><td>''[[Лицевой Летописный Свод]]''</td><td align=center>будто бы под наблюдением [[Иван Грозный|''Ивана Грозного'']]</td><td>Состоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв.</td></tr>
 
<tr><td>''[[Лицевой Летописный Свод]]''</td><td align=center>будто бы под наблюдением [[Иван Грозный|''Ивана Грозного'']]</td><td>Состоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв.</td></tr>
<tr><td>Лаврентьевский список, он же <br> Суздальский или Мусин–Пушкинский</td><td align=center>подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского»</td><td>Имеет заголовок ''«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»'' пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г.&nbsp;н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом ''А.И.&nbsp;Мусин–Пушкиным'' (умер в [[1817]] г.) императору ''Александру&nbsp;I'', который передал его в Публичную библиотеку</td></tr>
+
<tr><td>Лаврентьевский список, он же <br> Суздальский или Мусин–Пушкинский</td><td align=center>подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского»</td><td>Имеет заголовок ''«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»'' пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г.&nbsp;н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом ''А.И.&nbsp;Мусин–Пушкиным'' (умер в [[1817]]) императору ''Александру&nbsp;I'', который передал его в Публичную библиотеку. По архивным документам, найденным в XX в. ''Г.Н.&nbsp;Моисеевой'' и опубликованным ''Г.М.&nbsp;Прохоровым'', рукопись ранее хранилась в Рождественском монастыре Владимира, а после находилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде и поступила в собрание ''А.И.&nbsp;Мусина-Пушкина'' в [[1791]] году.</td></tr>
 
<tr><td>''Краткая сибирская (кунгурская) летопись''</td><td align=center>''Семён Ульянович Ремезов'' с сыновьями ''Леонтием'', ''Семёном'' и ''Иваном''</td><td>Летопись начинается данными о ''[[Ермак]]е'' с [[1577]] года и продолжается до [[1649]] года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом [[Миллер, Герард Фридрих|''Г.Ф.&nbsp;Миллером'']] ([[1705]]–[[1783]]) в Тобольске, начиная с ''Н.М.&nbsp;Карамзина'' ([[1766]]–[[1826]]) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать ''Д.И.&nbsp;Иловайский'' ([[1832]]–[[1920]]). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в [[1880]] г. </td></tr>
 
<tr><td>''Краткая сибирская (кунгурская) летопись''</td><td align=center>''Семён Ульянович Ремезов'' с сыновьями ''Леонтием'', ''Семёном'' и ''Иваном''</td><td>Летопись начинается данными о ''[[Ермак]]е'' с [[1577]] года и продолжается до [[1649]] года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом [[Миллер, Герард Фридрих|''Г.Ф.&nbsp;Миллером'']] ([[1705]]–[[1783]]) в Тобольске, начиная с ''Н.М.&nbsp;Карамзина'' ([[1766]]–[[1826]]) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать ''Д.И.&nbsp;Иловайский'' ([[1832]]–[[1920]]). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в [[1880]] г. </td></tr>
 
<tr><td>''(Черепановская) Сибирская летопись''</td><td align=center>будто бы, тобольский ямщик ''Илья Черепанов''</td><td>''Н.М.&nbsp;Карамзин'' называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции [[1768]]–[[1773|73]]&nbsp;гг. ''Иоганн Петер Фальк'' ([[1727]]–[[1774]]) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период [[1578]]–[[1760]] гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» [[Миллер, Герард Фридрих|''Г.Ф.&nbsp;Миллера'']] и «Краткой сибирской летописи» ''С.У.&nbsp;Ремезова''</td></tr>
 
<tr><td>''(Черепановская) Сибирская летопись''</td><td align=center>будто бы, тобольский ямщик ''Илья Черепанов''</td><td>''Н.М.&nbsp;Карамзин'' называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции [[1768]]–[[1773|73]]&nbsp;гг. ''Иоганн Петер Фальк'' ([[1727]]–[[1774]]) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период [[1578]]–[[1760]] гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» [[Миллер, Герард Фридрих|''Г.Ф.&nbsp;Миллера'']] и «Краткой сибирской летописи» ''С.У.&nbsp;Ремезова''</td></tr>
 +
<tr><td>''Новгородская Первая летопись'', <br>якобы XIII–XIV веков</td><td align=center>по мнению  [[Татищев, Василий Никитич|''Татищева'']] и [[Шлёцер, Август Людвиг|''Шлёцера'']] написана около [[1230]] попом ''Иваном''</td><td>Имеет ''Синодальный'' список, единственно относимый к «старшему изводу», а также — ''Комиссионный'', ''Академический'', ''Толстовский'', ''Воронцовский'', ''Уваровский'', ''Румянцевский'', ''Троицкий'' и ''Берлинский'' списки, относимые к «младшему изводу». Повествование ведётся от 986 (6494) года до [[1444]] года. ''Синодальный'' список — пергаменный, впервые издан в [[1781]] г., происхождение его неизвестно. Остальные списки — бумажные. ''Комиссионный'' по водяным знакам датируется [[1441]]–[[1451]] гг., по записи принадлежал в XVIII в. арзамасскому священнику ''Василию Ильину''. ''Академический'' был приобретён ''Татищевым'' у неизвестных раскольников в [[1736]] г., по водяному знаку датируется [[1450]] г., опубликован в [[1786]] г. академиком ''С.Я. Румовским''. ''Толстовский'' считается копией ''Академического'', сделанной по записи в [[1755]] г. ''Воронцовский'',  ''Уваровский'' и ''Румянцевский'' списки считается переработками отпечатаного ''Академического'' списка, изготовленными в начале XIX в. ''Троицкий'' по филиграни датируется [[1563]] г. и заканчивается на 1015 (6523) г., с которого начинается ''Синодальный'' список, в XIX в. обнаружен в библиотеке Троицкой семинарии, а происхождение его неизвестно. ''Берлинский'' список был обнаружен в XX веке, и будто был изготовлен для ''Татищева'' в [[1738]] г. в деревне Болдино Владимирского уезда, который в [[1749]] г. отправил его в [[Лондонское Королевское общество]]. </td></tr>
 
<tr><td>''Софийская Новгородская летопись'' <br>она же ''Софийский временник'', <br>якобы XVI века</td><td align=center>якобы ''Матвей Михайлов'' около [[1432]]</td><td>Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в [[Российская Академия Наук|Академии наук]] и был издан академиком ''С.К.&nbsp;Котельниковым'' в [[1795]] под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на [[1424]]. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи [[1448]] годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века.</td></tr>
 
<tr><td>''Софийская Новгородская летопись'' <br>она же ''Софийский временник'', <br>якобы XVI века</td><td align=center>якобы ''Матвей Михайлов'' около [[1432]]</td><td>Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в [[Российская Академия Наук|Академии наук]] и был издан академиком ''С.К.&nbsp;Котельниковым'' в [[1795]] под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на [[1424]]. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи [[1448]] годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века.</td></tr>
 +
<tr><td>''Ипатьевская (Волынская) летопись''</td><td align=center></td><td>Обнаружена [[Карамзин, Николай Михайлович|''Н.М.&nbsp;Карамзиным'']] в [[1809]] году при написании «Истории государства Российского»</td></tr>
 +
<tr><td>''Троицкая летопись''</td><td align=center></td><td>Обнаружена [[Карамзин, Николай Михайлович|''Н.М.&nbsp;Карамзиным'']] при написании «Истории государства Российского». Сгорела в пожаре Москвы [[1812]] года</td></tr>
 
<tr><th colspan=3>ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ</th></tr>
 
<tr><th colspan=3>ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ</th></tr>
 
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
 
<tr><th>название</th><th>автор</th><th>комментарии</th></tr>
<tr><td>''Большая хроника мира'' (''Седер Олам Раба'')</td><td align=center>Раввины ''Иосиф бен Халафта'' (якобы I–II&nbsp;в.&nbsp;н.э.) и ''Йоханан'' (якобы III–V&nbsp;в.&nbsp;н.э.)</td><td>Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Комментировалась раввинами ''Яковом Эмденом'' из Гамбурга ([[1757]]) и ''Виленским Гаоном'' ([[1801]]).</td></tr>
+
<tr><td>''Большая хроника мира'' (''Седер Олам Рабба'')</td><td align=center>Раввины ''Иосиф бен Халафта'' (якобы I–II&nbsp;в.&nbsp;н.э.) и ''Йоханан'' (якобы III–V&nbsp;в.&nbsp;н.э.)</td><td>Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Впервые издана в Мантуе в [[1514]] г. Комментировалась раввинами ''Яковом Эмденом'' ([[1757]]) и ''Виленским Гаоном'' ([[1801]]).</td></tr>
<tr><td>''Малая хроника мира'' (''Седер Олам Зута'')</td><td align=center>неизвестный автор, якобы начала VI&nbsp;в.&nbsp;н.э. </td><td>Продолжение предыдущей хроники. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от ''Адама'', охватывает период общей длительностью в ''3828'' лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей ''Якова'', даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в ''3442'' году от Сотворения Мира, после смерти пророков ''Аггея'', ''Захарии'' и ''Малахии'', окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время.</td></tr>
+
<tr><td>''Малая хроника мира'' (''Седер Олам Зута'')</td><td align=center>неизвестный автор, якобы начала VI&nbsp;в.&nbsp;н.э. </td><td>Продолжение предыдущей хроники. Известна из сочинения ''Авраама Закуто'' ([[1450]]–[[1515]]) «Сефер ха Юхасин»‎ («Книга родословных»), написанного, якобы в [[1498]], но опубликованного ''Самуилом Шулламом'' в Константинополе в [[1566]]. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от ''Адама'', охватывает период общей длительностью в ''3828'' лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей ''Якова'', даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в ''3442'' году от Сотворения Мира, после смерти пророков ''Аггея'', ''Захарии'' и ''Малахии'', окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время.</td></tr>
 
</table>
 
</table>
  
Строка 70: Строка 87:
 
* ''Библиографический словарь «Литература Древней Руси»'',— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
 
* ''Библиографический словарь «Литература Древней Руси»'',— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
 
* [[Морозов, Николай Александрович|Морозов Н.А.]] «<nowiki></nowiki>[[«Христос» Н.А. Морозова|Христос]]. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: [[Крафт-Леан|Крафт+Леан]], [[2000]], 888&nbsp;с.
 
* [[Морозов, Николай Александрович|Морозов Н.А.]] «<nowiki></nowiki>[[«Христос» Н.А. Морозова|Христос]]. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: [[Крафт-Леан|Крафт+Леан]], [[2000]], 888&nbsp;с.
 +
 +
== Ссылки ==
 +
* [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2933 «Летопись Новгородская первая» в Пушкинском Доме РАН]
 +
* [https://nplus1.ru/material/2016/01/22/silver История истории: Скептический век. Время ''Шахматова'', ''Милюкова'' и ''Покровского''], N+1, 22 января [[2016]]
  
 
[[Категория:Словарная статья]]
 
[[Категория:Словарная статья]]

Текущая версия на 15:04, 19 марта 2016

Летописец Моисей: «Стоит Русь, не шолохнется! И века простоит!»

Летопись — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами». Летописный жанр был популярен в XVI–XVIII веках и предшествовал историческому роману

«Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.» В.Н. Татищев «История Российская, т. I»

Летописи в ТХ

«Самые ранние анналы всех наших современных наций не менее баснословны; эти дивные и невероятные вещи следует сообщать, но лишь как доказательства людского легковерия, они входят в историю мнений.» (Вольтер «Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера»)

Наиболее древними летописями считаются римские анналы, якобы составлявшиеся в античные времена. Первым анналистом считается Фабий Пиктор, чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у китайцев. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.

Настоящая популярность хроник и анналов началась в XVI веке, когда было написано и издано большое их число. Традиционные историки считают, что российское летописание началось в XI веке и продолжалось до XVIII века. В России летописями заинтересовались только в середине XVIII века, с подачи Байера и Миллера — российских академиков немецкого происхождения. Но первым источниковедом (а также и последним российским летописцем) считают В.Н.  Татищева (16861750), который первым обратил внимание на разночтения и противоречия в русских летописях и написал фундаментальный труд по «Истории Российской», отредактированной и опубликованной Г.Ф. Миллером после смерти автора. Тем не менее, и позднее российские историки составляли новые своды — таковым является «Нестор», написанный первым российским текстологом Августом Шлецером в 18021809 годах в результате «восстановления» Начальной летописи (списков «Повести временных лет»). В Западной Европе в это время процесс написания хроник в основном уже закончился, но активно продолжалась публикация прежде «потерянных» сочинений.

Для того, чтобы объяснить подозрительное отсутствие среди летописей по–настоящему древних сочинений, историки придумали версию о том, что они дошли до современного нам времени в виде позднейших «списков» (то есть, — копий утраченных книг), «сводов» (трудов, объединяющих разные летописи) и «изводов–редакций» (творческой переработки летописей). Различные рукописные варианты (списки) летописи искусственно групируются в «традиции», ранее называемые «фамилиями», в основном по географическому признаку. Так, в русском летописании историки выделяют три «традиции»: юго–западную, новгородскую и северо–восточную.

По самодельным книгам Нового Времени историки пытаются восстановить первоначальное содержание древнего текста, и именно этот гипотетический прототип они называют «летописью», как таковой, не обсуждая сам факт отсутствия подобных прототипов.

По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.

При анализе летописей, историки традиционной школы опираются на два ошибочных неявно принимаемых положения:

  • летописи или их прототипы представляют из себя некие подобия дневниковых записей, непрерывно пополняемые в течении множества веков какими–то династиями праздных и грамотных людей, обыкновенно, — монахов какого–то забытого монастыря (такое мнение опровергается многочисленными «пустыми летами» в сочинениях такого рода, что несомненно доказывает заполнение годов летописей по прошествии многого времени);
  • при написании летописей их коллективные авторы не руководствовались соображениями сиюминутной практической пользы от распространения своего сочинения, предназначая его далёким потомкам–историкам с целью достоверной передачи событий прошлого (наивность этой версии историографического процесса говорит сама за себя).

Примеры летописей и хроник

Сведения о некоторых хрониках заимствованы из книг Ж. Бодена и М. Орбини. Многие из них потеряны и забыты, другие — искажены в Новейшее время.

БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
Книги Царств БиблииНеизвестенв религиозном ключе излагают историю Европы XV–XVI веков
Книги Паралипоменон БиблииНеизвестенявляются другой версией (списком) Книг Царств
Иудейские древностиИосиф Флавийсветская версия Книг Царств Библии
ЗАПАДНЫЕ ХРОНИКИ
названиеавторкомментарии
Всеобщая историяБероз Халдейутрачена
Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолженияхДиодор СицилийскийСохранилась частично, книги 1–5 и 11–20 дошли до нашего времени полностью, а книги 9 и 10 — частично. О содержании остальных книг известно по цитатам византийских авторов, приводивших в своих трудах фрагменты из книг Диодора.

В середине XVI в. сохранившиеся книги были напечатаны в Швейцарии по-гречески. В конце 18 в. все сохранившиеся сочинения Диодора Сицилийского были переведены на русский язык, и опубликованы в 177475 тиражом в 300 экземпляров, из которых 237 продать не удалось, и в 1808 году они были проданы на вес. С этих пор публиковались лишь отдельные книги и главы. В конце ХХ в. книги снова были переведены на русский язык, но пока не опубликованы.

История франков в 10 книгахГригорий ТурскийПовествует от Адама до, якобы, 591 г. Р.Х. Впервые опубликована в Париже в 1522. Переведена и издана на русском языке в 1987.
Хроника Фредегара в 4 книгахнеизвестенПродолжает сочинение Григория Турского, повествуя о временах от Адама до, якобы, 642 г. Р.Х. Имеет одну книгу «Продолжения», повествующую до, якобы, 768 г. Р.Х. Но хронология текстов исключительно относительная, восстанавливается историками по скалигеровской хронологии описываемых событий. Впервые опубликована Матиасом Флацием в 1568. Использовалась Иосифом Скалигером во втором издании «Исправления времён» 1598. Переведена и издана на русском языке в 2015.
Хроника от Сотворения до года 300–го от РХЕвсевий«восстановлена» И. Скалигером
Хроника от Сотворения до года 320–го от РХЮлий Африканский«восстановлена» И. Скалигером
Хроника от Сотворения до года 550–го от РХБеда АнглВпервые опубликована в Париже в 1544.
О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХАдо Вьенскийдругой список хроники Беды Англа
Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХДонато Боссо Миланский
Хроника от Сотворения до 1500 г. от РХИоганн Науклер Тюбингенский
Последовательность мирового времени до его собственного времениМартин Лютер Саксонскийв наше время не упоминается
Хроника из 3–х книгФилипп Меланхтонв наше время не упоминается
Хроника в трёх книгах от Сотворения до 1530–го года от РХ, с добавлением до 1555 г.Иоганн Карион Любекский
АнналыКорнелий Тацитиз 16 книг сохранилось меньше половины, истинный автор — гуманист Поджо Браччолини
Фасты, консулы и римские цензорыКарл Сигоний (15201584)восстановленная история римских магистратур
Римские фасты и триумфы правителей Рима вплоть до Карла VОнуфрий Панвинио (15291569)опубликована в Венеции в 1557
Краткая история Рима от убийства Гордиана вплоть до Юстина IIIПомпоний Лэто (14251497)в настоящее время император Юстин III считается несуществующим, труды Помпония опубликованы в 1521 году
Римская история от 1204 до 1359 по РХНикифор Григора (якобы 12951360)впервые опубликовано в 1702 году в Париже
Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкованияЦезарь Бароний (15381607)обнимают 12 веков мира от РХ, опубликовано в 12 томах в 1588 году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в 1719 в Москве
ВИЗАНТИЙСКИЕ (ГРЕЧЕСКИЕ) ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
«Паросская хроника» или «Арондельские мраморы» (Arundel Marbles, Marmora Arundeliana)Насечена на мраморе неизвестным частным лицом. По мнению историков, сведения почерпаны из сочинений ученика Аристотеля, Фания Эрезского или из сочинений Тимея, Главка Регийского, Аристоксена, Феофраста, Деметрия ФалерскогоХроника представляет собой прямоугольную мраморную плиту, с испорченным правым краем; сохранилось 93 неполных строки. Повествует о 1319 годах древнегреческой истории от царствования Кекропса (1582 г. до р.Х.) до архонтства Диогнета Афинского (264 г. до р.Х.), но сохранившаяся часть доходит только до 355 г. до р.Х. В ней не упомянуты важные исторические события и лица — возвращение Гераклидов, Ликург, Мессенские войны, Дракон, Солон, Клисфен, Перикл, Пелопоннесская война, 30 тиранов, а упомянуты мифические сведения о потопе Девкалиона, о прибытии Даная и данаид в Грецию, об изобретении хлеба Деметрой и Триптолемом с точным указанием их хронологии. Сообщает об агонах, праздниках, о поэтах (Пиндаре, Аристофане и др.). Время определяет не по олимпиадам, а по царям и архонтам.
Плита найдена на о. Паросе в начале XVII в., куплена в Смирне в 1627 для коллекции антиквария лорда Томаса Говарда, 21–го графа Аронделя, и перевезена в Англию. Была повреждена во время Кромвелевских войн, но антиквар Джон Селден успел сделать копию. В 1667 внук того лорда, Генри Говард, 6–й герцог Норфолкский подарил плиту (или её копию) Оксфордскому университету. Впервые издана группой антиквариев в Оксфорде в 1667, научное издание предпринято немецким филологом Августом Бёком в «Corpus inscriptionum graecarum» (182459, в 3–х т. во II–м томе, № 2374, стр. 293)
«Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»Феофан, византийский святой, якобы VIII–IX вв.Повествует о 277–813 годах от Р.Х. Употребляет также эру «от Сотворения Мира», отстоящего, по его мнению, от Рождества Христова на 5500 лет. Указываемая им хронология почти всегда отличается от традиционной на десяток–другой лет, поэтому Феофан считается «плохим историком, не лишённым некоторого значения». Впервые опубликован немецким филологом–эллинистом И. Классеном в «Corpus scriptorum historiae Byzantinae» (Бонн, 18391841), затем — в «Patrologiae cursus completus. Series graeca» (18571866) французского аббата Ж.–П. Миня. Переведена на русский язык профессором В.И. Оболенским в 1846 году, издана в московской университетской типографии в 1884 году.
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
Симеоновская летописьДмитрий Лапшин, якобы XVI в.Повествует о 1177–1493 годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век)
Вологодско–Пермская летописьнеизвестенПроисхождение неизвестно, якобы XVI в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в 1552 г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в 1959 г. (т. 26)
Иоасафовская летописьмитрополит Даниил, якобы начала XVI в.Описывает 1437–1525 годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок
Воскресенская летописьнеизвестенПовествование от ПВЛ до 1347 г., написана якобы между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г. Подарена в Воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658. Хранилась в Академии наук и была издана академиком Котельниковым Семёном Кирилловичем в 17931794. Имеет 10 списков неизвестного происхождения.
Никоновская летописьякобы Адашев в XVI в.Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника К.М. Оболенского. Книга — дар кн. Оболенского в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» (1657 г. н.э.) На 874 л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени Никона, владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха 1661 г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням, передатировано Н.П. Лихачёвым третьей четвертью XVI в.
Лицевой Летописный Сводбудто бы под наблюдением Ивана ГрозногоСостоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв.
Лаврентьевский список, он же
Суздальский или Мусин–Пушкинский
подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского»Имеет заголовок «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть» — пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г. н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом А.И. Мусин–Пушкиным (умер в 1817) императору Александру I, который передал его в Публичную библиотеку. По архивным документам, найденным в XX в. Г.Н. Моисеевой и опубликованным Г.М. Прохоровым, рукопись ранее хранилась в Рождественском монастыре Владимира, а после находилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде и поступила в собрание А.И. Мусина-Пушкина в 1791 году.
Краткая сибирская (кунгурская) летописьСемён Ульянович Ремезов с сыновьями Леонтием, Семёном и ИваномЛетопись начинается данными о Ермаке с 1577 года и продолжается до 1649 года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом Г.Ф. Миллером (17051783) в Тобольске, начиная с Н.М. Карамзина (17661826) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать Д.И. Иловайский (18321920). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в 1880 г.
(Черепановская) Сибирская летописьбудто бы, тобольский ямщик Илья ЧерепановН.М. Карамзин называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции 176873 гг. Иоганн Петер Фальк (17271774) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период 15781760 гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» Г.Ф. Миллера и «Краткой сибирской летописи» С.У. Ремезова
Новгородская Первая летопись,
якобы XIII–XIV веков
по мнению Татищева и Шлёцера написана около 1230 попом ИваномИмеет Синодальный список, единственно относимый к «старшему изводу», а также — Комиссионный, Академический, Толстовский, Воронцовский, Уваровский, Румянцевский, Троицкий и Берлинский списки, относимые к «младшему изводу». Повествование ведётся от 986 (6494) года до 1444 года. Синодальный список — пергаменный, впервые издан в 1781 г., происхождение его неизвестно. Остальные списки — бумажные. Комиссионный по водяным знакам датируется 14411451 гг., по записи принадлежал в XVIII в. арзамасскому священнику Василию Ильину. Академический был приобретён Татищевым у неизвестных раскольников в 1736 г., по водяному знаку датируется 1450 г., опубликован в 1786 г. академиком С.Я. Румовским. Толстовский считается копией Академического, сделанной по записи в 1755 г. Воронцовский, Уваровский и Румянцевский списки считается переработками отпечатаного Академического списка, изготовленными в начале XIX в. Троицкий по филиграни датируется 1563 г. и заканчивается на 1015 (6523) г., с которого начинается Синодальный список, в XIX в. обнаружен в библиотеке Троицкой семинарии, а происхождение его неизвестно. Берлинский список был обнаружен в XX веке, и будто был изготовлен для Татищева в 1738 г. в деревне Болдино Владимирского уезда, который в 1749 г. отправил его в Лондонское Королевское общество.
Софийская Новгородская летопись
она же Софийский временник,
якобы XVI века
якобы Матвей Михайлов около 1432Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в Академии наук и был издан академиком С.К. Котельниковым в 1795 под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на 1424. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи 1448 годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века.
Ипатьевская (Волынская) летописьОбнаружена Н.М. Карамзиным в 1809 году при написании «Истории государства Российского»
Троицкая летописьОбнаружена Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского». Сгорела в пожаре Москвы 1812 года
ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ
названиеавторкомментарии
Большая хроника мира (Седер Олам Рабба)Раввины Иосиф бен Халафта (якобы I–II в. н.э.) и Йоханан (якобы III–V в. н.э.)Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Впервые издана в Мантуе в 1514 г. Комментировалась раввинами Яковом Эмденом (1757) и Виленским Гаоном (1801).
Малая хроника мира (Седер Олам Зута)неизвестный автор, якобы начала VI в. н.э. Продолжение предыдущей хроники. Известна из сочинения Авраама Закуто (14501515) «Сефер ха Юхасин»‎ («Книга родословных»), написанного, якобы в 1498, но опубликованного Самуилом Шулламом в Константинополе в 1566. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от Адама, охватывает период общей длительностью в 3828 лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей Якова, даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в 3442 году от Сотворения Мира, после смерти пророков Аггея, Захарии и Малахии, окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время.

Реконструкция

См. также

Литература

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907
  • Кузьмин А.Г. «Русские летописи как источник по истории Древней Руси»,— Рязань: издательство РГПИ, 1969, 241 с.
  • Библиографический словарь «Литература Древней Руси»,— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
  • Морозов Н.А. «Христос. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: Крафт+Леан, 2000, 888 с.

Ссылки