Наука: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(цитата Перельмана)
м
Строка 66: Строка 66:
  
 
=== Как устроиться в науке? ===
 
=== Как устроиться в науке? ===
:''«Чужаками считаются на те люди, которые нарушают этические стандарты, а те, которые изолированы вроде меня.»'' Григорий Перельман, из интервью июня [[2006]]
+
:''«Чужаками считаются не те люди, которые нарушают этические стандарты, а те, которые изолированы вроде меня.»'' Григорий Перельман, из интервью июня [[2006]]
  
 
Обучают наукам — в университетах (так называемых, «классических»), занимаются ею — в университетах и научных институтах (или в лабораториях). В принципе, научным исследователем можно стать читая научные книги и статьи, но для этого нужно иметь соответствующий образовательный фундамент, достаточно свободного времени для самообразования и возможность знакомиться с последними достижениями в библиотеках и на семинарах. Другое  препятствие на пути самоучек заключается в сложности сопряжения с установившимися научными структурами (''научными школами''), поскольку есть опасность отторжения ими исследователя со стороны. Недостатки самоучки, с точки зрения формально-организованной системы, в том, что он:
 
Обучают наукам — в университетах (так называемых, «классических»), занимаются ею — в университетах и научных институтах (или в лабораториях). В принципе, научным исследователем можно стать читая научные книги и статьи, но для этого нужно иметь соответствующий образовательный фундамент, достаточно свободного времени для самообразования и возможность знакомиться с последними достижениями в библиотеках и на семинарах. Другое  препятствие на пути самоучек заключается в сложности сопряжения с установившимися научными структурами (''научными школами''), поскольку есть опасность отторжения ими исследователя со стороны. Недостатки самоучки, с точки зрения формально-организованной системы, в том, что он:

Версия 14:33, 4 февраля 2009

Наука — рациональная деятельность, направленная на обнаружение, хранение, передачу и применение знаний или сведений об окружающем мире

«Наука создана для того, чтобы обеспечивать реализацию человеческих потребностей и замыслов. Успешное воплощение, реализация замысла обеспечивает наше будущее.» А.Т. Фоменко
«Науку сурово осуждают за работу на войну, за разрушение окружающей среды, и вообще за то, что она вносит вклад в нелепые восторги — в то время как надвигается катастрофа. Найти интеллектуальные аргументы против всего этого несложно, но слишком часто их никто не слышит. ... Конечно же я так не считаю. Я убеждён, что наука, и в частности математика, не является движущей силой нашей цивилизации.» Ю.И. Манин

Расширенное определение науки

Научная деятельность подчиняется принципу рациональной целесообразности. Хранение знаний требует систематизации и кодификации полученных сведений, а применение — знакомство с принципами хранения, в частности,— знакомства с научным кодом, языком науки. Обнаружение и передача знаний требует наличие методов проверки и доказательства истинности получаемых и хранимых сведений, кроме того, передача подразумевает воспроизводство смены поколений исследователей (научных работников, учёных) и потребителей научного продукта (технологов, инженеров), то есть — специального обучения, которое начинается с изучения языка науки (воспитание потребителя), после, на этой основе — и ознакомлением со всеми методами научной деятельности (воспитание исследователя).

Научный продукт

Основными конечными продуктами научной деятельности являются, собственно, знания, открытия (которые также называются научными знаниями), излагаемые в научных книгах, учебниках и научных статьях, и новые поколения исследователей. Промежуточным продуктом являются научные гипотезы и теории. Всё это, по существу, нужно для воспроизводства самой науки. Внешними продуктами являются обучение и консультирование потребителей (например, астрологические или метеорологические прогнозы), посредством чтения лекций, написания популярных статей и книг.

Результаты научных исследований, для дальнейшего сохранения и передачи, должны фиксироваться на материальных носителях. Традиционно такими носителями служили книги, но в новейшее время возникли электронные методы хранения информации. И в связи с этим важной научной проблемой является создание технологии хранения книг (или иных носителей), для обеспечения их сохранности и облегчения доступа к нужной единице информации.

Так возникает задача индексирования информации, без которой наука не может ни развиваться, ни даже сохраняться. В приложении к хронологическим проблемам из вышеизложенного мы можем получить несколько важных выводов:

  • первичное изобилие книг было порожено изобретением книгопечатания во второй половине XV века, а до этого времени была совершенно неактуальной даже унификация грамматики письменных языков, тем самым было невозможно возникновение развитой научной литературы
  • известно, первые публичные библиотеки возникли в конце XV века в Европе, и следовательно, именно этот период должен считаться временем зарождения массовой, систематической науки
  • только в XVIII веке, после работ К. Линнея по систематизации животного мира, возникли первые библиографические идеи, разработаны начальные способы классификации и хранения книг в библиотеках. Только с этого времени было целесообразно создавать большие книгохранилища, и тем самым становится очевидной несостоятельность и наивность анонимных сообщений о грандиозных библиотеках Античности

Методы хранения и индексирования книг были завершены в начале XX века, созданием системы УДК, но они недостаточны для систематизации информации на электронных носителях. Можно сделать вывод, что мы находимся на пороге новой информационной революции и даже участвуем в ней.

Что такое «научное знание»?

Научное знание — это мнения исследователя о свойствах изучаемого объекта, вместе с мотивированной оценкой значимости и истинности этих мнений, сформировавшиеся в процессе его научной деятельности.

Важно помнить, что научность знания не тождественно понятию истинности, а всего лишь означает соответствие результата общепринятым на данный момент научным нормам, в первую очередь — апробированному методу исследования.

Однако, сам термин «знание» неявно подразумевает истинность этих мнений, что обусловлено манипулятивными наклонностями «работников умственного труда». Никто лучше самих учёных не представляет, что научное знание не всегда оказывается истинным, и этот же факт следует из истории науки: то, что на одном историческом этапе воспринимается как непреложная научная истина (например, «Система Птолемея» или Традиционная хронология) на следующих этапах может оказаться в списке постыдных суеверий. Этот неточный, вводящий в заблуждение людей вненаучного мира, термин «научное знание» всего лишь означает, что каждый исследователь в идеале стремиться к истине, то есть — к соответствию его мнений изучаемым свойствам в той мере, которая определяется самим исследователем в начале его деятельности (при постановке задачи). Случается, что это стремление к истине оказывается недостижимым абсолютно (например, «Программа Д. Гильберта обоснования математики» оказалась неисполнимой в том виде как планировалось по всем пунктам) или относительно (из-за неразвитости научного инструментария, например, до изобретения механических часов было невозможно надёжно вычислять долготу и тем самым — точная картография), что, впрочем, может и не снижать объективной ценности предпринятого научного исследования.

«Отрицательный результат — это тоже результат»

Данная сентенция отражает тот факт, что в современной науке господствует метод проб и ошибок.

Что есть истина?

Существует множество теорий о том — что является истиной в науке и как её обнаружить. В связи с этими задачами, как отдельный раздел философии, возникла «философия науки», изучающая и систематизирующая разнообразные мнения по этому поводу (принято в этой связи упоминать имена Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, О. Конта, Э. Маха, В.И. Ленина, Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда), которые весьма разнообразны по своей форме. Германо-американский математик Рудольф Карнап (его принято считать логическим позитивистом) относил задачи такого рода к «псевдопроблемам». Ответ же на поставленный в заголовке вопрос кажется лёгким: история науки показывает, что истинными в науке признаются только те теории, которые приняты большинством авторитетных учёных. Эта версия ответа называется «теорией конвенционализма» (то есть,— соглашательства, договорённости), принято считать, что родоначальником этого течения философской мысли являлся французский математик А. Пуанкаре.

Другой вопрос — что толкает авторитетных учёных признавать одну теорию истинной, отвергая другую? Происходит ли это из-за запроса общества или вынуждается внутренней логикой развития науки? Сторонники первого ответа называются «экстерналистами», а второго, соответственно,— «интерналистами» (хотя в чистом виде в природе ни те, ни другие не попадаются).

Исторически доказанным фактом является и то, что стремление к признанию со стороны научного мира (в лице его выдающихся представителей) редко служило прогрессу науки, и даже напротив — часто стояло на пути её развития. Зато помогало сделать научную карьеру, в чём легко убедиться, сравнивая список членов Академии наук со списком учёных, упоминаемых в научной энциклопедии.

Научный инструментарий

Инструментарий науки — это те средства, которые используются для осуществления научной деятельности. В первую очередь язык науки и те методы, которые уже освоены к данному этапу. Затем — набор технических средств, используемых исследователями для достижения поставленных целей: бумага, карандаши или ручки, линейки, циркули, приборы, компьютерыТрадиционные историки науки, к примеру, утверждают, что основным инструментом Архимеда была палочка, которой он изображал свои чертежи на морском песке.

Инструментами науки также являются средства обучения и шпионажа за достижениями конкурирующих научных групп.

Признаки науки

  • рациональность — наука опирается на логику, а её аргументация обращена к разуму людей, а не к индивидуальным и социальным инстинктам
  • универсальность — выводы науки, в конечном итоге, в равной степени справедливы и значимы для всех исследователей, независимо от их физиологических признаков и убеждений
  • концептуальность — при формулировке проблем и их решении наука оперирует концепциями, то есть, специально созданными понятиями, а также теориями
  • категоричность — наука исследует структуру, внутренние связи и отношения в исследуемых явлениях
  • методичность — научные проблемы решаются на основе метода, то есть, разработанных и обоснованных правил исследования
  • безличность — выводы науки лишь опосредованно, посредством формы изложения и терминологически, несут на себе отпечаток личности открывателя
  • систематичность — научное знание и необходимый для её воспроизводства аппарат, являются сложными системами, структурами с богатой внутренней связью
  • фрагментарность — наука состоит из отдельных дисциплин, в настоящее время их насчитывают около 50 тысяч, многие из них почти не имеют связи друг с другом (например, этика, филология, химия связаны в очень малой степени)

Есть ли цель у науки?

Поскольку наука не является личностью или коллективом, а инструментом и родом деятельности таковых, то сама по себе наука не имеет ни воли, ни целей. Но наука имеет смысл, который определяется целями использующих её людей и их сообществ. По отношению к науке наблюдаются три группы, по разному к ней относящихся, но отчасти пересекающиеся между собой:

  • во-первых, это само научное сообщество учёных, тратящих на научную деятельность свои силы и время, и взамен получающих от неё пропитание;
  • во-вторых, это основная масса населения, пассивно использующая научные достижения в своих интересах и неосознанно её финансирующая;
  • и в третьих — это научные меценаты и чиновники, управляющие наукой извне, сами учёными не являющиеся.

Основной целью общества и отдельных его членов является наиболее благоприятное выживание и воспроизводство в недружелюбной окружающей среде. Наука, наряду с техникой, культурой, социальным менеджментом и религией, является инструментом для такого выживания; все вместе они составляют цивилизацию, то есть,— способ организованной жизни человечества.

По-видимому, наука является основным из этих инструментов, за исключением социального менеджмента, который контролирует всякую коллективную деятельность людей, поскольку она даёт возможность абсорбировать и природные (материю, пространство, энергию и время), и человеческие (волю, способности, труд и деньги) ресурсы для выживания. Напротив,— религия, менеджмент и культура эксплуатируют только человеческие ресурсы, а техника — только природные. К тому же наука в значительной мере их всех определяет (религию — в меньшей степени), доминируя над ними, особенно в настоящее время. Таким образом, именно наука в конечном счёте определяет и современную цивилизацию, хотя раньше это было не так.

Кто и как управляет наукой?

Научные работники редко имеют прямой доступ к общественным богатствам и находятся в материальной зависимости от общества, а точнее — от его социальных и промышленных менеджеров (от государства и богачей — меценатов, спонсоров, благотворителей). Поэтому наука подчинена этим внешним группам и выполняет их запросы, в первую очередь — государства (историки составляют родословные узурпаторам, медики продлевают им жизнь, математики прогнозируют их будущее, философы доказывают их окончательную победу, физики готовят программу «Звёздных войн», а богословы обосновывают божественное происхождение режима). Научное сообщество, в результате, является одной из самых законопослушных групп населения, и готово подчиняться любой власти, согласной его содержать. Расцвет науки часто происходил при деспотии, если тиран покровительствовал научным исследованиям (например, при Лоренцо Медичи, Наполеоне, Гитлере, Муссолини и Сталине). Однако изнутри научный мир управляется на принципах меритократии — наибольшим авторитетом среди учёных обладают те, кто доказал сообществу свою «полезность» (материальную или идейную).

Как устроиться в науке?

«Чужаками считаются не те люди, которые нарушают этические стандарты, а те, которые изолированы вроде меня.» Григорий Перельман, из интервью июня 2006

Обучают наукам — в университетах (так называемых, «классических»), занимаются ею — в университетах и научных институтах (или в лабораториях). В принципе, научным исследователем можно стать читая научные книги и статьи, но для этого нужно иметь соответствующий образовательный фундамент, достаточно свободного времени для самообразования и возможность знакомиться с последними достижениями в библиотеках и на семинарах. Другое препятствие на пути самоучек заключается в сложности сопряжения с установившимися научными структурами (научными школами), поскольку есть опасность отторжения ими исследователя со стороны. Недостатки самоучки, с точки зрения формально-организованной системы, в том, что он:

  1. не обладает признанным авторитетом в избранной области
  2. решает неинтересные этой школе задачи
  3. использует непринятый школой инструментарий
  4. не владеет языком школы или использует собственную терминологию
  5. получает неприемлемые выводы

Например, неевклидова геометрия отвергалась математиками петербургской школы из-за пункта № 3; квантовая механика не принималась классической физикой по тому же пункту; кибернетика не принималась советской наукой по пункту № 2; генетика — по 5–му пункту, а Новая Хронология отторгается традиционными историками по всем пяти пунктам.

Для настойчивых чужаков и их научного творчества у одиозных консерваторов приняты термины «лжеучёный» и «лженаука». Формально, они происходят из этически нейтрального термина «псевдонаука», но имеют осуждающую эмоциональную окраску. В тоталитарных обществах функционируют специальные советы и комиссии по «лженаукам», публично порочащие независимымых исследователей и ограничивающие им доступ к государственному и частному финансированию (например, «Корейская озабоченность псевдонаукой» (Южная Корея), «Инициатива для развития критического мышления» (Коста–Рика), «Японская сеть антипсевдонаучной активности», «Комиссия по борьбе с лженаукой Круглякова–Гинзбурга»). Деятельность таких обществ по своей сути и целям антинаучна и направлена против свободного развития науки и для дискредитации передовых научных идей. Методы, которые используются в подобного рода деятельности заимствованы у средневековой инквизиции.

«Замалчивание является излюбленным приемом науки в ее борьбе с еретиками, с беспокойными, с искателями научной истины (за пределами научных догм), с любителями докопаться до истины и все понять до последней детали. Это орудие особенно действенно благодаря тотальной цензуре со стороны научного эстеблишмента (касты жрецов от науки). Цензура со стороны «научных редакторов», референтов, да и просто «стоящих на чеку» членов редколлегий, сотрудников издательств и прочих искренних слуг «истинной истины» массивно осуществляется во всех формах изданий и средств массовой информации: от газет и телевизионных передач, до книг и «научных» журналов.» Е.Я. Габович «Предыстория под знаком вопроса, ч. I, гл. 1»

Чтобы вписаться в научную структуру, исследователь занимается преподаванием в Высшей Школе, пишет научные статьи и книги (в одиночку или в соавторстве), выступает на научных конференциях, конгрессах, участвует в работе научных семинаров и школ. Общепринято посредством благодарностей, библиографии или соавторства доносить до потенциального читателя работы информацию о том, к какой научной школе относит себя автор (или претендует относить). Для заслуженных учёных (меритократов) такое представление не требуется. И. Ньютон, А.Н. Колмогоров, В.И. Арнольд иногда писали работы без списка библиографии и без упоминания других исследователей в этой области.

Научный Вавилон

После начала книгопечатания в XV в. единое научное здание постепенно, но неуклонно стало дробиться на отдельные дисциплины, которые стали различаться своими задачами и методами. Первоначальными дисциплинами были богословие, медицина, геометрия и география, алхимия, астрология, филология, физика, механика и т.д. Отдельные дисциплины, в свою очередь стали подразделяться на более частные составляющие, и в то же время стали возникать междисциплинарные связи, порождающие новые пограничные науки, — например, небесную механику или фармакологию. С современным состоянием номенклатуры научных дисциплин можно ознакомиться по таблицам Универсальной Десятичной Классификации.

Литература

  1. Гротендик А. «Урожаи и посевы»,— Ижевск: Удмуртский ун-т, 1999, 288 с.
  2. Понтрягин Л.С. «Жизнеописание Л.С. Понтрягина, математика, составленное им самим»,— М.: Прима В, 1998, 340 с.
  3. Шафаревич И.Р. «О некоторых тенденциях развития математики» // в сб. «Есть ли у России будущее?»,— М.: Советский писатель, 1991

См. также