Омар Хайям: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Вепке)
м (Литература)
 
(не показано 20 промежуточных версий этого же участника)
Строка 10: Строка 10:
 
'''Гороскоп Хайяма:''' ''«Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.»''
 
'''Гороскоп Хайяма:''' ''«Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.»''
  
В тех же ''бумагах'' сообщается, что ''Хайям'' был учеником ''Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины'' (''Авиценны'', якобы 980–1037). Дату смерти ''Омара Хайяма'' вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных.  
+
В тех же ''бумагах'' сообщается, что ''Хайям'' был учеником ''Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины'' (''Авиценны'', якобы 980–1037). При этом считают, что у ''Ибн Сины'' он учился философии опосредованно, через его ученика ''Бахманъяра ибн Марзбана'', а математике — непосредственно у ''Абульхасана Анбари''.
 +
 
 +
Дату смерти ''Омара Хайяма'' вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных. Иранские учёные считают ''Омара Хайяма'' своим соотечественником.
  
 
Имя его, ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури'' означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
 
Имя его, ''Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури'' означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».
  
Сообщают, что ''Омар Хайям'' был в хорасанском медрессе однокашником [[Хасан ас-Сабах|Старца Горы ''Хасана ас–Сабаха Сайдна'']], основателя секты ассасинов, одного из фантомов [[Иисус Христос|''Иисуса Христа'']], а также ''Абу–Али Хасана'' — будущего сельджукского визиря ''Низам–эль–Молька'' (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана ''Мелик–шаха'' (то есть, ''Царя–Царя'') и в 1074 году устроил ''Омара Хайяма'' при исфаханском дворе. До этого ''Омар Хайям'' работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими [[История|историками]] к великим учителям узбекского народа. После смерти ''Мелик–шаха'' в 1092 году и гибели покровителя ''Низам–эль–Молька'' от руки [[Ассасины|ассасина]], ''Омар Хайям'' совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что ''Хайям'' имел духовное звание имама и принадлежал к тайному исламскому ордену суфиев. Семьи он не имел, детей не оставил. Сведения о жизни ''Омара Хайяма'' взяты из книги его почитателя ''Ахмеда ибн Умара ибн Али Низами Арузи Самарканди'' «Собрание редкостей», якобы 1157 года.
+
Сообщают, что ''Омар Хайям'' был в хорасанском медрессе однокашником [[Хасан ас-Сабах|Старца Горы ''Хасана ас–Сабаха Сайдна'']], основателя секты ассасинов, одного из фантомов [[Иисус Христос|''Иисуса Христа'']], а также ''Абу–Али Хасана'' — будущего сельджукского визиря ''Низам–эль–Молька'' (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана ''Мелик–шаха'' (то есть, ''Царя–Царя'') и в 1074 году устроил ''Омара Хайяма'' при исфаханском дворе. До этого ''Омар Хайям'' работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими [[История|историками]] к великим учителям узбекского народа. После смерти ''Мелик–шаха'' в 1092 году и гибели покровителя ''Низам–эль–Молька'' от руки [[Ассасины|ассасина]], ''Омар Хайям'' совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что ''Хайям'' имел духовное звание имама и принадлежал к тайному исламскому ордену суфиев. Семьи он не имел, детей не оставил.  
  
''Омар Хайям'' стал известен в Европе, сначала как арабский математик, когда немецкий математик ''Франц Вепке'' (''Franz Woepcke'', [[1826]]–[[1864]]) опубликовал в [[1851]] году в Париже «Перевод алгебры Омара Альхайяма с выдержками из неопубликованных рукописей»(«L'algèbre d'Omar Alkhayyami, publiée, traduite et accompagnée d'extraits des manuscrits inédits, par F. Woepcke»). До этого времени были опубликованы отрывки из ''Хайяма'' в составе сборников средневековых арабских учёных (''G. Meerman'' в [[1742]] году и ''M. Gartz'' в [[1823]] году).
+
Некоторые сведения о жизни и смерти ''Омара Хайяма'' взяты из 3 главы книги ''Ахмеда ибн Умара ибн Али Низами Арузи Самарканди'' «Собрание редкостей, или Четыре беседы» (якобы 1156—1157 годов, впервые опубликованной в [[1887]]–[[1888|8]] годах). ''Низами Арузи Самарканди'' называет ''Хайяма'' своим учителем и представляет того авторитетным астрологом, не очень доверяющим предсказаниям этой науки.
  
''Омар Хайям'' более прославился своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают ''1200'' штук, но в древнейшей рукописи, якобы [[1461]] года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их ещё ''405''. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство.  
+
''Омар Хайям'' стал известен в Европе сначала как арабский математик, когда немецкий математик ''Франц Вепке'' (''Franz Woepcke'', [[1826]]–[[1864]]) опубликовал в [[1851]] году в Париже «Перевод алгебры Омара Альхайяма с выдержками из неопубликованных рукописей»(«L'algèbre d'Omar Alkhayyami, publiée, traduite et accompagnée d'extraits des manuscrits inédits, par F. Woepcke»). До этого времени были опубликованы отрывки из ''Хайяма'' в составе сборников средневековых арабских учёных (''G. Meerman'' в [[1742]] году и ''M. Gartz'' в [[1823]] году).
 +
 
 +
''Омар Хайям'' более прославился своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают ''1200'' штук, но в древнейшей рукописи, якобы [[1461]] года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их только ''405''. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство, поминает имя ''Аллаха'' всуе.  
  
 
Европейцы узнали ''Омара Хайяма'' как знаменитого персидского поэта благодаря переводу с фарси на английский язык ''Эдвардом Фитцжеральдом'' ([[1809]]—[[1883]]) 101–го четверостишья, — это был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу ''Фитцжеральд'' выпустил анонимно в [[1859]] году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. Около двух лет тираж книги пролежал в лавке лондонского издателя и книготорговца ''Бернарда Кворича'', пока внезапно не стала предметом острого интереса читателей. В [[1868]] году он выпустил расширенное издание книги, в [[1872]] и [[1879]] годах последовали другие. С тех пор большинство четверостиший ''Хайяма'' переводятся с английского, а не с фарси, хотя самого ''Эдварда Фитцджеральда'' принято критиковать за «искажение» персидских оригиналов. Русский учёный–востоковед ''В.А. Жуковский'' в [[1897]] году первым обратил внимание на то, что ''Хайяму'' приписывается много четверостиший, присутствующих в сборниках других персидских поэтов. Такие рубаи принято называть «странствующими». Многочисленные изображения ''Хайяма'' являются стилизованными под древность фантазиями современных художников.
 
Европейцы узнали ''Омара Хайяма'' как знаменитого персидского поэта благодаря переводу с фарси на английский язык ''Эдвардом Фитцжеральдом'' ([[1809]]—[[1883]]) 101–го четверостишья, — это был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу ''Фитцжеральд'' выпустил анонимно в [[1859]] году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. Около двух лет тираж книги пролежал в лавке лондонского издателя и книготорговца ''Бернарда Кворича'', пока внезапно не стала предметом острого интереса читателей. В [[1868]] году он выпустил расширенное издание книги, в [[1872]] и [[1879]] годах последовали другие. С тех пор большинство четверостиший ''Хайяма'' переводятся с английского, а не с фарси, хотя самого ''Эдварда Фитцджеральда'' принято критиковать за «искажение» персидских оригиналов. Русский учёный–востоковед ''В.А. Жуковский'' в [[1897]] году первым обратил внимание на то, что ''Хайяму'' приписывается много четверостиший, присутствующих в сборниках других персидских поэтов. Такие рубаи принято называть «странствующими». Многочисленные изображения ''Хайяма'' являются стилизованными под древность фантазиями современных художников.
Строка 48: Строка 52:
 
Последняя строка этого четверостишия содержит дату сооружения обелиска — если заменить буквы их числовыми значениями и сложить, получится 1313 год солнечной Хиджры, то есть [[1934]] год н.э.
 
Последняя строка этого четверостишия содержит дату сооружения обелиска — если заменить буквы их числовыми значениями и сложить, получится 1313 год солнечной Хиджры, то есть [[1934]] год н.э.
  
Аргентинский писатель и эрудит ''Хорхе Луис Борхес'' (''J.L. Borges'', [[1899]]—[[1986]]) в [[1952]] году опубликовал рассказ «Загадка Эдварда Фицджеральда», в котором предполагает, что ''Э. Фицджеральд'' является реинкарнацией ''Омара Хайяма''.
+
=== Анекдоты об ''Омаре Хайяме'' ===
 +
 
 +
* Аргентинский писатель и эрудит ''Хорхе Луис Борхес'' (''J.L. Borges'', [[1899]]—[[1986]]) в [[1952]] году опубликовал рассказ «Загадка Эдварда Фицджеральда», в котором предполагает, что ''Э. Фицджеральд'' является реинкарнацией ''Омара Хайяма''.
 +
* Последние слова ''Омара Хайяма'', по воспоминаниям его зятя ''Мухаммада Багдади'', были таковы: ''«Господи, Ты знаешь, что я познал Тебя, насколько это было в моих силах, так что смилуйся надо мной!»''
  
 
=== Сочинения, приписываемые ''Омару Хайяму'' ===
 
=== Сочинения, приписываемые ''Омару Хайяму'' ===
 
* ''«Трудности арифметики»'' (не сохранилась)
 
* ''«Трудности арифметики»'' (не сохранилась)
 
* ''«Комментарии к трудностям книги ([[Евклид]]а) о музыке»'' (не сохранилась)
 
* ''«Комментарии к трудностям книги ([[Евклид]]а) о музыке»'' (не сохранилась)
 +
* ''«Первый алгебраический трактат»'' (обнаружен и частично опубликован по–персидски ''Аббасом Эгбалем'' в Тегеране в [[1931]] г., факсимиле арабского текста с персидским переводом опубликовано в [[1960]] г. в Тегеране ''Голямом Хосейном Мосахебом'' в книге «Hakim Omare Khayyam as an algebraist»)
 
* ''«О доказательстве задач алгебры и алмукабалы»'', якобы 1064—1071 гг. (опубликован ''Ф. Вепке'' в Париже в [[1851]] г. на арабском и французском языках, имеются три рукописи — две в Парижской национальной библиотеке и одна в Лейденской университетской библиотеке)
 
* ''«О доказательстве задач алгебры и алмукабалы»'', якобы 1064—1071 гг. (опубликован ''Ф. Вепке'' в Париже в [[1851]] г. на арабском и французском языках, имеются три рукописи — две в Парижской национальной библиотеке и одна в Лейденской университетской библиотеке)
* ''«Комментарии к трудным положениям [[Евклид]]а»'', якобы 1077 г. (опубликован по–арабски иранским математиком ''Таги Эрани'' в Тегеране в [[1936]] г., рукопись хранится в Лейденской университетской библиотеке)
+
* ''«Комментарии к трудным положениям [[Евклид]]а»'', якобы 1077 г. (опубликован по–арабски иранским математиком ''Таги Эрани'' в Тегеране в [[1936]] г. или, по сообщению ''Б.А. Розенфельда'',— в [[1939]] году, с рукописи, хранившейся в Лейденской университетской библиотеке)
 
* ''«Астрономические таблицы Маликшаха»'' (не сохранились)
 
* ''«Астрономические таблицы Маликшаха»'' (не сохранились)
 
* ''«Трактат о бытии и долженствовании»'', 1080
 
* ''«Трактат о бытии и долженствовании»'', 1080
Строка 61: Строка 69:
 
* ''«Трактат о существовании»''
 
* ''«Трактат о существовании»''
 
* ''«Книга по требованию (обо всем сущем)»''
 
* ''«Книга по требованию (обо всем сущем)»''
* ''«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»'' (имеются две рукописи — одна неполная в Готе, опубликованная в [[1906]] году, и другая в Санкт–Петербурге в Российской национальной библиотеке имени ''М.Е. Салтыкова–Щедрина'' в составе 5–ой главы 4–ой книги «Весы мудрости» ученика ''О. Хайяма'' ''Абу–л–Фатха Абд–фз–РахманаХазини'', якобы 1121 г. н.э., найденной историком и дипломатом ''Н.В. Ханыковым'' около [[1859]] г.)
+
* ''«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»'' (имеются две рукописи — одна неполная в Готе, опубликованная в [[1906]] г., и другая в Санкт–Петербурге в Российской национальной библиотеке имени ''М.Е. Салтыкова–Щедрина'' в составе 5–ой главы 4–ой книги «Весы мудрости» ученика ''О. Хайяма'' ''Абу–л–Фатха Абд–фз–Рахмана Хазини'', якобы 1121 г. н.э., найденной историком и дипломатом ''Н.В. Ханыковым'' около [[1859]] г.)
  
 
=== Реконструкция ===
 
=== Реконструкция ===
 +
[[Изображение:OmarKhayyam.jpg|thumb|300px|Портрет ''Омара Хайяма'', [[1900]]]]
 
Научный уровень и задачи, решаемые ''Омаром Хайямом'' соответствуют рубежу XVI—XVII веков европейской науки. Так, он занимается:
 
Научный уровень и задачи, решаемые ''Омаром Хайямом'' соответствуют рубежу XVI—XVII веков европейской науки. Так, он занимается:
 
* календарными проблемами
 
* календарными проблемами
Строка 70: Строка 79:
 
* существенно опираясь на Аристотеля, поправляет его в математике, сводя произвольные величины к числам (а против этого выступал аристотелик [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосиф Скалигер'']] в [[1594]] году)
 
* существенно опираясь на Аристотеля, поправляет его в математике, сводя произвольные величины к числам (а против этого выступал аристотелик [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосиф Скалигер'']] в [[1594]] году)
 
* использует методы «Конических сечений» [[Аполлоний Пергский|''Аполлония'']]
 
* использует методы «Конических сечений» [[Аполлоний Пергский|''Аполлония'']]
* сообщает устройство гидростатических весов и использует закон [[Архимед]]а, не упоминая его имени
+
* сообщает устройство гидростатических весов и использует закон ''[[Архимед]]а'', не упоминая его имени (''Архимед'' и его сочинение «О шаре и цилиндре», а также ''Аполлоний'', как автор «Конических сечений», упомянуты в «Первом алгебраическом трактате» ''Омара Хайяма'', обнаруженном в Тегеране в [[1931]] году)
Эти соображения действуют, как в совокупности, так и раздельно, если окажется, что сочинения ''Омара Хайяма'', будучи подлинными, принадлежат разным авторам. Впрочем, существуют аргументы в пользу того мнения, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции:
+
 
: ''«Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет спасения и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают для изучения воскресения, доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.»'' (5, стр. 67)
+
Сочинения ''Омара Хайяма'' существуют изолировано друг от друга, и не представляют какого–то развития идей, даже в случае пересечения содержания трактатов. А это свидетельствует о том, что они, будучи подлинными, принадлежат разным авторам, но искусственно приписаны одному. Существуют аргументы в пользу того, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции:
: ''«Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других божественных состояний и воскресения.»'' (5, стр. 105)
+
 
 +
: ''«Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет'' '''спасения''' ''и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают'' '''для изучения воскресения''', доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств'' '''господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения''' в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.»'' (5, стр. 67)
 +
: ''«Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других'' '''божественных состояний и воскресения'''.»'' (5, стр. 105)
  
 
=== Новости ===
 
=== Новости ===
Строка 87: Строка 98:
 
# ''Whinfield E.H.'' «Quatrains of Omar Khayyam in English prose by Justin Huntly McCarthy»,— London: Trübner & Co, Ludgate Hill, [[1882]] ([http://ia700402.us.archive.org/18/items/quatrains00omaruoft/quatrains00omaruoft.pdf см. PDF])
 
# ''Whinfield E.H.'' «Quatrains of Omar Khayyam in English prose by Justin Huntly McCarthy»,— London: Trübner & Co, Ludgate Hill, [[1882]] ([http://ia700402.us.archive.org/18/items/quatrains00omaruoft/quatrains00omaruoft.pdf см. PDF])
 
# ''Фитцджеральд Э.'' «Омар Хаям», перевод О. Румера,— М., [[1922]] ([http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/fitzjer_.htm читать])
 
# ''Фитцджеральд Э.'' «Омар Хаям», перевод О. Румера,— М., [[1922]] ([http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/fitzjer_.htm читать])
# {{Брокгауз}}
+
# {{Брокгауз}} (статьи «Омар Алькайями», авт. ''В.В. Бобынин'', и «Хейям», авт. ''А. Крымский'')
 +
# ''Omar Khayyām'' «Resāla fi šarḥ mā aškala men moṣādarāt Ketāb Oqlides: ed., T. Erani (Arāni)»,— Tehran, [[1936]] (Комментарии к трудным постулатам книги [[Евклид]]а, издание ''Таги Эрани'')
 
# ''«Историко–математические исследования, вып. VI»'',— М.: ГИТТЛ, [[1953]] («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172)
 
# ''«Историко–математические исследования, вып. VI»'',— М.: ГИТТЛ, [[1953]] («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172)
 
# ''Морочник С.Б.'', ''Розенфельд Б.А.'' «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, [[1957]]
 
# ''Морочник С.Б.'', ''Розенфельд Б.А.'' «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, [[1957]]
# ''Ворожейкина З.Н.'' [http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/hajam4.htm «Омар Хайям и хайямовские четверостишия»], [[1986]]
+
# ''«Историко–математические исследования, вып. XV»'',— М.: ГИФМЛ, [[1963]] («Первый алгебраический трактат», стр. 445—472)
 +
# ''Розенфельд Б.А.'', ''Юшкевич А.П.'' «Омар Хайям»,— М.: Наука, [[1965]], 192 с.
 +
# ''Велаяти А.А.'' «Мудрец Омар Хайям»,— М.: Вече, [[2011]], 136 с.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
Строка 96: Строка 110:
 
* ''Голубев И.'' [http://translit.newmail.ru/omar/intro.html «Тайнопись Омара Хайяма»]
 
* ''Голубев И.'' [http://translit.newmail.ru/omar/intro.html «Тайнопись Омара Хайяма»]
 
* ''Борхес Х.Л.'' [http://www.fictionbook.ru/author/borhes_horhe_luis/zagadka_yedvarda_ficdjeralda/ «Загадка Эдварда Фицджеральда»] // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, [[1992]], 510 с.
 
* ''Борхес Х.Л.'' [http://www.fictionbook.ru/author/borhes_horhe_luis/zagadka_yedvarda_ficdjeralda/ «Загадка Эдварда Фицджеральда»] // сс. 112–115 в книге «Письмена Бога»,— М.: Республика, [[1992]], 510 с.
 +
* ''Ворожейкина З.Н.'' [http://www.geocities.com/capecanaveral/hall/1436/hajam4.htm «Омар Хайям и хайямовские четверостишия»], [[1986]]
  
 
[[Категория:Словарная статья]]
 
[[Категория:Словарная статья]]

Текущая версия на 16:27, 16 апреля 2017

Омар Хайям — гедонист

Омар Хайям (Хейям, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль–Хайям Нишапури, якобы, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) — мифический персидский поэт, учёный-эпикуреец, врач, астроном, математик, юрист, филолог и историк. Его математический труд «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы» был впервые опубликован Ф. Вепке в Париже в 1851 году, а поэтические четверостишия («Рубайи» или «Катрены») впервые опубликованы шотландским поэтом–переводчиком Эдвардом Фитцджеральдом в 1859 году

«Перевод Фитцджеральда вобрал в себя, сконцентрировал весь темный, пассивный гедонизм нашей эпохи.» Г.К. Честертон

Вымышленная биография

Учёный, философ, поэт, юрист и историк Омар Хайям (в английской транскрипции Винфилда от 1882 года — Ghias uddin Abul Fath Omar bin Ibrahim Al Khayyam) не был известен науке до середины XIX века. Английский переводчик «катренов» (то есть,— четверостиший) Хайяма Винфилд сообщает, что поэт умер в 517 году по Хиджре. В словаре Брокгауза об Омаре Хеяме сообщается, что он «родился около четверти XI в., если не позже», а «умер в 1123 г.». Современные историки уточняют, что он родился 18 мая 1048 года в персидском городе Нишапуре и умер там же 4 декабря 1131 года. Причём сообщают, что дату рождения вычислил индийский ученый Свами Говинда Тиртха по гороскопу, найденному в бумагах ученика Омара Хайяма Бейхаки.

Омар Хайям — писатель

Гороскоп Хайяма: «Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.»

В тех же бумагах сообщается, что Хайям был учеником Абу–Али ад–Гусейна Ибн–Абдаллаха Ибн–Сины (Авиценны, якобы 980–1037). При этом считают, что у Ибн Сины он учился философии опосредованно, через его ученика Бахманъяра ибн Марзбана, а математике — непосредственно у Абульхасана Анбари.

Дату смерти Омара Хайяма вычислили советские филологи, занёсшие его в сонм таджикских учёных. Иранские учёные считают Омара Хайяма своим соотечественником.

Имя его, Гийяс Аддин Абу–ль–фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури означает «Плечо Веры Отец Завоеватель Омар, сын Ибрагима Палаточника из Нишапура».

Сообщают, что Омар Хайям был в хорасанском медрессе однокашником Старца Горы Хасана ас–Сабаха Сайдна, основателя секты ассасинов, одного из фантомов Иисуса Христа, а также Абу–Али Хасана — будущего сельджукского визиря Низам–эль–Молька (что переводят, как «Регулятор Владения»), который позднее оказал своим товарищам протекцию у персидского султана Мелик–шаха (то есть, Царя–Царя) и в 1074 году устроил Омара Хайяма при исфаханском дворе. До этого Омар Хайям работал в Самарканде и Бухаре и потому был причислен советскими историками к великим учителям узбекского народа. После смерти Мелик–шаха в 1092 году и гибели покровителя Низам–эль–Молька от руки ассасина, Омар Хайям совершил хадж и долго скитался, пока не умер в родном городе Нишапуре. Пишут, что Хайям имел духовное звание имама и принадлежал к тайному исламскому ордену суфиев. Семьи он не имел, детей не оставил.

Некоторые сведения о жизни и смерти Омара Хайяма взяты из 3 главы книги Ахмеда ибн Умара ибн Али Низами Арузи Самарканди «Собрание редкостей, или Четыре беседы» (якобы 1156—1157 годов, впервые опубликованной в 18878 годах). Низами Арузи Самарканди называет Хайяма своим учителем и представляет того авторитетным астрологом, не очень доверяющим предсказаниям этой науки.

Омар Хайям стал известен в Европе сначала как арабский математик, когда немецкий математик Франц Вепке (Franz Woepcke, 18261864) опубликовал в 1851 году в Париже «Перевод алгебры Омара Альхайяма с выдержками из неопубликованных рукописей»(«L'algèbre d'Omar Alkhayyami, publiée, traduite et accompagnée d'extraits des manuscrits inédits, par F. Woepcke»). До этого времени были опубликованы отрывки из Хайяма в составе сборников средневековых арабских учёных (G. Meerman в 1742 году и M. Gartz в 1823 году).

Омар Хайям более прославился своими «рубайями» (четверостишьями), которых насчитывают 1200 штук, но в древнейшей рукописи, якобы 1461 года (так называемый «бодлеянский список», хранившийся в Оксфорде), их только 405. Здесь он проповедует пьянство, гедонизм и эпикурейство, поминает имя Аллаха всуе.

Европейцы узнали Омара Хайяма как знаменитого персидского поэта благодаря переводу с фарси на английский язык Эдвардом Фитцжеральдом (18091883) 101–го четверостишья, — это был основной труд в жизни шотландского поэта. Свою книгу Фитцжеральд выпустил анонимно в 1859 году, обратив её против викторианской чопорности и лицемерия. Около двух лет тираж книги пролежал в лавке лондонского издателя и книготорговца Бернарда Кворича, пока внезапно не стала предметом острого интереса читателей. В 1868 году он выпустил расширенное издание книги, в 1872 и 1879 годах последовали другие. С тех пор большинство четверостиший Хайяма переводятся с английского, а не с фарси, хотя самого Эдварда Фитцджеральда принято критиковать за «искажение» персидских оригиналов. Русский учёный–востоковед В.А. Жуковский в 1897 году первым обратил внимание на то, что Хайяму приписывается много четверостиший, присутствующих в сборниках других персидских поэтов. Такие рубаи принято называть «странствующими». Многочисленные изображения Хайяма являются стилизованными под древность фантазиями современных художников.

Сообщают также, что Омар Хайям построил или обустроил обсерваторию в Исфахане (Испагани). Он, будто бы, измерил длину климатического года (получив значение 365,24219858156... = 365+(1/4)-(11/1410) дня, а климатический, «тропический» год сейчас считают равным 365,2422 дня) и изобрёл солнечный календарь, климатически более точный, чем Григорианский (который равен 365,2425 = 365+ (97/400) дня), положив будто бы 8 високосных лет в 33–х летнем периоде (длина такого года равна 365,24(24) = 365+ (8/33) дня, что соответствует рациональному приближению к длине года через цепную дробь вида [365;4,7,1]). Авторы этой гипотезы не сообщают источников этого мнения и не объясняют — зачем исламскому учёному понадобилось бы реформировать солнечный календарь, если исламский мир живёт по календарю лунному, оговоренному в Коране (19 обычных лет по 354 дня и 11 високосных лет по 355 дней, с 12–ю месяцами по 29 или 30 дней).

Указывается первое реальное употребление «календаря Хайама» ещё до того, как имя Хайама стало известно:

«Календарь древнеперсидского астронома–математика и поэта Омара Хайама (1050—1123 гг.) намечался для введения с 15 марта 1079 г. (так называемая эра «Джелал–Эдина»). В нём на протяжении периода в 33 года считается 8 високосных лет, что даёт среднюю продолжительность года в 365 8/33=365,24221 суток. Однако эта система не получила практического применения, и лишь спустя 700 лет во Франции в период Великой революции была введена Конвентом как основа нового революционного календаря. Она просуществовала во Франции 13 лет (17921805 гг.) и была отменена Наполеоном I по настоянию Ватикана.» (Буткевич А.В., Зеликсон М.С. «Вечные календари»,— М.: Наука, 1969, с. 10)
Обелиск на мнимой могиле Омара Хайяма в Нишапуре

В своём сочинении «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», якобы 1072 года, Омар Хайям будто бы на 400 лет ранее Тартальи построил теорию нахожения корней кубических уравнений, а также нашёл формулу биномиального разложения на 500 лет ранее Блеза Паскаля и Исаака Ньютона.

«Большая часть из тех, кто в настоящее время имеет вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия, и используют тот запас знаний, которым они обладают, только для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. Аллах помогает нам во всех случаях, он наше прибежище.» (Омар Хайям «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы»)

Так же сообщают, что Омар Хайям написал «Комментарии к трудным положениям Евклида», где содержится попытка доказательства пятого постулата в виде, сформулированном шотландским математиком Джоном Плейфером (17481819) в «Началах геометрии» 1795 года:

«Существует только одна прямая параллельная данной, проходящая через данную точку.»

Впрочем, современные историки науки утверждают, что эта формулировка встерчалась у античного комментатора Евклида Прокла Диадоха (якобы, 410485 гг. н.э.)

В 1934 году над могилой Омара Хайяма в Нишапуре на деньги почитателей его творчества был возведён мавзолей с надписью:

«Учёный Омар Хайям. Смерть мудреца 516 года лунной Хиджры»
У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,
Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.
Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.

Последняя строка этого четверостишия содержит дату сооружения обелиска — если заменить буквы их числовыми значениями и сложить, получится 1313 год солнечной Хиджры, то есть 1934 год н.э.

Анекдоты об Омаре Хайяме

  • Аргентинский писатель и эрудит Хорхе Луис Борхес (J.L. Borges, 18991986) в 1952 году опубликовал рассказ «Загадка Эдварда Фицджеральда», в котором предполагает, что Э. Фицджеральд является реинкарнацией Омара Хайяма.
  • Последние слова Омара Хайяма, по воспоминаниям его зятя Мухаммада Багдади, были таковы: «Господи, Ты знаешь, что я познал Тебя, насколько это было в моих силах, так что смилуйся надо мной!»

Сочинения, приписываемые Омару Хайяму

  • «Трудности арифметики» (не сохранилась)
  • «Комментарии к трудностям книги (Евклида) о музыке» (не сохранилась)
  • «Первый алгебраический трактат» (обнаружен и частично опубликован по–персидски Аббасом Эгбалем в Тегеране в 1931 г., факсимиле арабского текста с персидским переводом опубликовано в 1960 г. в Тегеране Голямом Хосейном Мосахебом в книге «Hakim Omare Khayyam as an algebraist»)
  • «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», якобы 1064—1071 гг. (опубликован Ф. Вепке в Париже в 1851 г. на арабском и французском языках, имеются три рукописи — две в Парижской национальной библиотеке и одна в Лейденской университетской библиотеке)
  • «Комментарии к трудным положениям Евклида», якобы 1077 г. (опубликован по–арабски иранским математиком Таги Эрани в Тегеране в 1936 г. или, по сообщению Б.А. Розенфельда,— в 1939 году, с рукописи, хранившейся в Лейденской университетской библиотеке)
  • «Астрономические таблицы Маликшаха» (не сохранились)
  • «Трактат о бытии и долженствовании», 1080
  • «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность»
  • «Свет разума о предмете всеобщей науки»
  • «Трактат о существовании»
  • «Книга по требованию (обо всем сущем)»
  • «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» (имеются две рукописи — одна неполная в Готе, опубликованная в 1906 г., и другая в Санкт–Петербурге в Российской национальной библиотеке имени М.Е. Салтыкова–Щедрина в составе 5–ой главы 4–ой книги «Весы мудрости» ученика О. Хайяма Абу–л–Фатха Абд–фз–Рахмана Хазини, якобы 1121 г. н.э., найденной историком и дипломатом Н.В. Ханыковым около 1859 г.)

Реконструкция

Портрет Омара Хайяма, 1900

Научный уровень и задачи, решаемые Омаром Хайямом соответствуют рубежу XVI—XVII веков европейской науки. Так, он занимается:

  • календарными проблемами
  • комментирует Евклида, пытаясь дополнить и упорядочить его постулаты
  • упоминает «Альмагест» Птолемея, называя его «Битлимиусом»
  • существенно опираясь на Аристотеля, поправляет его в математике, сводя произвольные величины к числам (а против этого выступал аристотелик Иосиф Скалигер в 1594 году)
  • использует методы «Конических сечений» Аполлония
  • сообщает устройство гидростатических весов и использует закон Архимеда, не упоминая его имени (Архимед и его сочинение «О шаре и цилиндре», а также Аполлоний, как автор «Конических сечений», упомянуты в «Первом алгебраическом трактате» Омара Хайяма, обнаруженном в Тегеране в 1931 году)

Сочинения Омара Хайяма существуют изолировано друг от друга, и не представляют какого–то развития идей, даже в случае пересечения содержания трактатов. А это свидетельствует о том, что они, будучи подлинными, принадлежат разным авторам, но искусственно приписаны одному. Существуют аргументы в пользу того, что некоторые его сочинения — переводы на арабский или персидский европейских книг. Так, в «Комментариях к трудным положениям Евклида» есть два теологических отрывка, имеющих смысл только в христианской традиции:

«Изучение наук и постижение их с помощью истинных доказательств есть одна из вещей, необходимых тому, кто хочет спасения и вечного счастья; в особенности это относится к общим законам и правилам, к которым прибегают для изучения воскресения, доказательства существования души и её бессмертия, постижения качеств всевышнего Аллаха и ангелов, порядка творения и доказательства пророчеств господина, повелениям и запрещениям которого повинуются все творения в соответствии с соизволением всевышнего Аллаха и силами людей.» (5, стр. 67)
«Мы изложили все эти вопросы, некоторые из которых выходят за рамки цели этой книги, для того чтобы дополнить этими вопросами науку «Начал» и для того чтобы этот трактат содержал бóльшую часть вещей, потребных изучающему для познания принципов искусства, для постижения принципов общих наук и науке о первопричине существования и познания истинно необходимого существа, а также всех других божественных состояний и воскресения (5, стр. 105)

Новости

Иерусалимский черепок, 2009

В начале 2009 года израильский археолог Рина Авнер выкопала в Старом городе Иерусалима черепок от кувшина, будто бы XII–XIII вв., с последней строкой из четверостишия Омара Хайяма:

Когда–нибудь, огнем любовным обуян,
В душистых локонах запутавшись и пьян,
Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу
И с пьяной головы растрепанный тюрбан.

Литература

  1. Omar Khayam «Rubayyat»,— Лондон, 1859, 24 с. (расширенные переиздания с указанием переводчика Fitzgerald E.L. 1868, 1872, 1879 годов и 1889 — посмертное)
  2. Whinfield E.H. «Quatrains of Omar Khayyam in English prose by Justin Huntly McCarthy»,— London: Trübner & Co, Ludgate Hill, 1882 (см. PDF)
  3. Фитцджеральд Э. «Омар Хаям», перевод О. Румера,— М., 1922 (читать)
  4. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907 (статьи «Омар Алькайями», авт. В.В. Бобынин, и «Хейям», авт. А. Крымский)
  5. Omar Khayyām «Resāla fi šarḥ mā aškala men moṣādarāt Ketāb Oqlides: ed., T. Erani (Arāni)»,— Tehran, 1936 (Комментарии к трудным постулатам книги Евклида, издание Таги Эрани)
  6. «Историко–математические исследования, вып. VI»,— М.: ГИТТЛ, 1953 («Математические трактаты Омара Хайяма», стр. 11—172)
  7. Морочник С.Б., Розенфельд Б.А. «Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый»,— Сталинабад, 1957
  8. «Историко–математические исследования, вып. XV»,— М.: ГИФМЛ, 1963 («Первый алгебраический трактат», стр. 445—472)
  9. Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. «Омар Хайям»,— М.: Наука, 1965, 192 с.
  10. Велаяти А.А. «Мудрец Омар Хайям»,— М.: Вече, 2011, 136 с.

Ссылки