Хронология: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Тёрни+)
(стилистические+)
Строка 92: Строка 92:
 
=== Лингвистические ===
 
=== Лингвистические ===
 
* [[Глоттохронология]]
 
* [[Глоттохронология]]
 +
 +
=== Стилистические ===
 +
* [[Типология]]
 +
* [[Палеография]]
  
 
=== Литература ===
 
=== Литература ===

Версия 11:57, 25 апреля 2011

Хроноло́гия, от греческого «хронос» — время и «логос» — учение. Понимается в двух смыслах:

  1. наука о времени и его измерении;
  2. научно восстановленная последовательность исторических событий и их временная протяжённость;
«… те кто думают, что можно понять историю без хронологии, ещё более ошибаются, нежели те, кто надеется выйти из лабиринта без проводника…» (Ж. Боден, «Метод …», гл. VIII)

Связанные с хронологией понятия

Астрономическая, или математическая хронология

Астрономической, или математической хронологией принято называть науку о закономерностях небесных явлений и их датировании, в том случае, когда такая датировка единственна; иначе — предлагается весь спектр возможных значений для последующего изучения и отбора. Математическая хронология исследует движение небесных тел, разрабатывает системы расчётов астрономического времени.

Историческая, или техническая хронология

Историческая, или техническая хронология — считается вспомогательной дисциплиной в исторической науке. Историческая (техническая) хронология устанавливает на основании изучения письменных или археологических источников время события, а также время возникновения самих исторических источников. Она также изучает системы времясчисления и календари разных народов и государств.

Принято считать, что основы исторической хронологии были заложены Евсевием Памфилом в IV веке н.э. в труде «История времён от начала мира и до Никейского собора», но эта работа дошла до нас лишь в «восстановленном» Иосифом Скалигером виде. Принятая сегодня датировка событий древности впервые наиболее последовательно была оформлена в серии трудов Иосифа Скалигера (15401609) («Opus novum de emendatione temporum», 1583; «Thesaurum temporum», 1606) и учёного–иезуита Дионисия Петавиуса (15831652) («De doctrina temporum», 1627). Окончательное закрепление она получила в трудах ирландского архиепископа Уссерия (15801656) («The Annals of the World», 1658) и учёного–иезуита Риччиоли (15981671) («Chronologia reformata», 1669). Периодизацию и хронологизацию древнего искусства произвёл Винкельман (17171768) («Geschichte der Kunst des Altertums», 1763). Эта версия хронологии называется «скалигеровской хронологией» или традиционной хронологией (ТХ).

В традиционной истории хронология считается «вспомогательной дисциплиной», поскольку традиционная хронология опирается на априорные суждения историков о времени произошедших событий и не имеет для них самостоятельного значения (ни одна из других наук, кроме истории и богословия, «вспомогательных» дисциплин не имеет). Ещё недавно каркасом ТХ была «Священная Хронология» (см. ниже), но в новое время религиозный каркас был отброшен, сохранившись лишь в виде зашитых в традиционную хронологию дат «священных» событий: Рождения Христа, Потопа и др.

Cвященная хронология

Уссерий и его Св. Хронология

«Священная хронология» — хронология событий Ветхого и Нового Заветов. В 1658 году ирландский архиепископ Ашшер (Уссерий) опубликовал свои «Анналы мира», в которых предложил свою версию точной хронологизации всех событий, описанных в Библии. По мнению Ашшера, подкреплённому астрологическими аргументами, сотворение мира началось в начале ночи, предшествовавшей 23 октября 4004 до н.э., то есть в 6.00 вечера 22 октября. Некоторые хронологические даты по Уссерию (час, день, месяц опущены, годы до н.э.):

  • 4004 — Сотворение мира, Падение ангелов
  • 2349 — Всемирный Потоп
  • 2290, 17 августа — Ной «испустил врана» со своего ковчега
  • 1921 — Призыв Иеговы к Аврааму из горящего куста
  • 1706 — Приход в Египет семейства Яакова
  • 1491 — Исход из Египта
  • 1451 — Завоевание Ханаана
  • 1405 — Первый судья Израиля Гофониил
  • 1095 — Воцарение Саула
  • 1004 — Строительство Храма Соломона
  • 975 — Разделение Израиля и Иудеи
  • 721 — Падение Израиля
  • 587 — Падение Иудеи
  • 536 — Возвращение из Плена
  • 4 — Рождение Иисуса

Эпоха Священной Истории не закончилась в XVII веке. Историк А.Л. Шлёцер (17351809) придерживался этой системы и в начале XIX века. Современный историк указывает:

«... историк Шлёцер жил ещё в средневековье: он всерьёз писал, что мир существует около 6000 лет. В его хронологии есть периоды: «от сотворения до потопа», «от потопа до Рима» и т.д. Но, с другой стороны, Шлёцер — проводник новых методов в историческом исследовании. Свою историю человечества Шлёцер рассматривал, как новый род истории, отличающийся от трудов, создававшихся раньше, как он говорил, философами.» ([5, стр. 704])

Научная хронология

Научная хронология — современная, активно развивающаяся дисциплина на стыке естественных и гуманитарных наук, целью которой является восстановление истинного порядка исторических событий и определение их длительности. Она опирается на математические и естественно-научные методы датирования и сама является фундаментом для научного анализа исторических процессов. Основы современной научной хронологии заложены Н.А. Морозовым ([1]) и А.Т. Фоменко ([2]). В результате исследований А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского ими была предложена другая версия хронологии мировой истории, существенно отличающаяся от ТХ,— так называемая Новая Хронология (НХ).

Критика традиционной хронологии

Традиционная хронология изначально создавалась как один из идеологических инструментов управления обществом. Все события гражданской истории привязывались к событиям Истории Священной, описанной в Ветхом и Новом Заветах. При этом основные даты Св. Истории (такие, как Сотворение мира, Потоп, Исход, рождение и казнь Иисуса Христа, церковные соборы) датировались астрологическим способом. Ещё в начале XVIII в. за небольшую плату европейский дворянин мог заказать у геральдмейстера генеалогию собственного рода, расчитанную от времени Адама, или от другого мифологического лица (Рюрика, Энея). В екатерининской России генеалогии такого рода составлял официальный историограф Г.Ф. Миллер. Очевидно, что никакими доказательными инструментами геральдмейстеры не располагали, а опирались общепринятые мифологические представления или на методы, которые в настоящее время не могут считаться научными. По–видимому, они и не считались таковыми самими составителями, а заказы на генеалогию выполняли роль своего рода «шабашки», без результатов которой не мог себя чувствовать комфортно ни один респектабельный феодал или даже торговец.

В Новое Время религиозный каркас Священной Хронологии оказался отброшенным, но все мифические события Св. Истории остались «зашитыми» в историю светскую (самые яркие примеры — Рождество Христово и Потоп). Светская хронология имела своей первоочередной целью обоснование легитимности правящих в Европе династий. Но и в самое новое время традиционная хронология, не утратила своего идеологического характера, о чём красноречиво свидетельствует предисловие к переизданию 2003 года учебника Е.И. Каменцевой [3] (первое издание в 1967 году), написанное традиционным историком и активным противником НХ И.Н. Данилевским:

«Радикально за эти годы изменилась лишь политическая обстановка: этот учебник был писан в другом государстве, в иных идеологических условиях. И, как это ни покажется странным, вместе с этим изменением вдруг стало очевидным, насколько идеологична любая историческая дисциплина, даже столь далёкая от политических страстей, как историческая хронология,- иллюзия, кстати, настолько полная, что даже сама Елена Ивановна была поражена, взглянув на собственный текст из дня нынешнего. Поэтому она и взялась несколько откорректировать текст, прежде всего, чтобы избавить его от оказавшейся сегодня совершенно лишней политической ангажированности изложения истории систем летоисчисления». (стр. 4)

В настоящее время наиболее последовательными критиками традиционной хронологии являются А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский. Вот что сказал Г.В. Носовский в интервью газете «Правда» от 23 ноября 2006 года по этому поводу:

«Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами — это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17–м веке, были математиками. Хронология — это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала — и они берут ее как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком».

Примеры современных традиционных датировок (ТХ)

  • начало правления первого египетского фараона Менеса (Мены) — примерно в 3000 году до н.э.
  • правление Гильгамеша Урукского в Месопотамии — ок. 2600 до н.э.
  • даты жизни царя Саргона Шаррумкена, объединителя Шумера, основателя Аккада — 2316—2261 гг. до н.э.
  • правление основателя Вавилонии Хаммурапи — 1792—1750 гг. до н.э.
  • изгнание гискосов из Египта фараоном Яхмосом, основателем XVIII династии — 1580 г. до н.э.
  • события мифа о Тезее и Минотавре датируются XV веком до н.э.
  • знаменитая Троянская война датируется примерно 1225 годом до н.э.
  • правление вавилонского царя Навуходоносора Первого — 1146—1105 гг. до н.э.
  • восстание жителей китайской столицы Хао — 842 г. до н.э
  • основание города Рима Ромулом — около 15 часов 21 апреля 753 г. до н.э.
  • даты правления Александра Македонского — 336—323 гг. до н.э.
  • убийство Гая Юлия Цезаря — 15 марта 44 г. до н.э.

Методы датировки

Математические

Физические

Химические

Геологические

Биологические

Лингвистические

Стилистические

Литература

  1. Морозов Н.А. «История человеческой культуры в естественно-научном освещении, Христос. В 10 томах»,– М.: Крафт+Леан, 19972003
  2. Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. (Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических сообщений)»,— М.: МГУ, 1990
  3. Каменцева Е.И. «Хронология»,— М.: 1967, 2003
  4. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. «История исторического знания»,— М.: Дрофа, 2004
  5. Пустарнаков В.Ф. «Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры»,— СПб: изд–во РХГИ, 2003, 919 с.
  6. Тёрни К. «Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло»,— М.: Альпина нон–фикшн, 2011, 235 с.

См. также