Летопись

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Летописец Моисей: «Стоит Русь, не шолохнется! И века простоит!»

Летопись — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами»

«Не токмо у протчих славян, но и у нас гораздо ранее историки были, да пропали.» В.Н. Татищев «История Российская, т. I»

Летописи в ТХ

Наиболее древними летописями считаются римские анналы, якобы составлявшиеся в античные времена. Первым анналистом считается Фабий Пиктор, чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у китайцев. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.

Настоящая популярность хроник и анналов началась в XVI веке, когда было написано и издано большое их число. Традиционные историки считают, что российское летописание началось в XI веке и продолжалось до XVIII века. В России летописями заинтересовались только в середине XVIII века, с подачи Байера и Миллера — российских академиков немецкого происхождения. Но первым источниковедом (а также и последним российским летописцем) считают В.Н.  Татищева (16861750), который первым обратил внимание на разночтения и противоречия в русских летописях и написал фундаментальный труд по «Истории Российской», отредактированной и опубликованной Г.Ф. Миллером после смерти автора. Тем не менее, и позднее российские историки составляли новые своды — таковым является «Нестор», написанный первым российским текстологом Августом Шлецером в 18021809 годах в результате «восстановления» Начальной летописи (списков «Повести временных лет»). В Западной Европе в это время процесс написания хроник в основном уже закончился, но активно продолжалась публикация прежде «потерянных» сочинений.

Для того, чтобы объяснить подозрительное отсутствие среди летописей по–настоящему древних сочинений, историки придумали версию о том, что они дошли до современного нам времени в виде позднейших «списков» (то есть, — копий утраченных книг), «сводов» (трудов, объединяющих разные летописи) и «изводов–редакций» (творческой переработки летописей). Различные рукописные варианты (списки) летописи искусственно групируются в «традиции», ранее называемые «фамилиями», в основном по географическому признаку. Так, в русском летописании историки выделяют три «традиции»: юго–западную, новгородскую и северо–восточную.

По самодельным книгам Нового Времени историки пытаются восстановить первоначальное содержание древнего текста, и именно этот гипотетический прототип они называют «летописью», как таковой, не обсуждая сам факт отсутствия подобных прототипов.

По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.

Примеры летописей и хроник

Сведения о некоторых хрониках заимствованы из книг Ж. Бодена и М. Орбини. Многие из них потеряны и забыты, другие — искажены в Новейшее время.

БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
Книги Царств БиблииНеизвестенв религиозном ключе излагают историю Европы XV–XVI веков
Книги Паралипоменон БиблииНеизвестенявляются другой версией (списком) Книг Царств
Иудейские древностиИосиф Флавийсветская версия Книг Царств Библии
ЗАПАДНЫЕ ХРОНИКИ
названиеавторкомментарии
Всеобщая историяБероз Халдейутрачена
Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолженияхДиодор Сицилийский
Хроника от Сотворения до года 300–го от РХЕвсевий«восстановлена» И. Скалигером
Хроника от Сотворения до года 320–го от РХЮлий Африканский«восстановлена» И. Скалигером
Хроника от Сотворения до года 550–го от РХБеда Англ
О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХАдо Вьенскийдругой список хроники Беды Англа
Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХДонато Боссо Миланский
Хроника от Сотворения до 1500 г. от РХИоганн Науклер Тюбингенский
Последовательность мирового времени до его собственного времениМартин Лютер Саксонскийв наше время не упоминается
Хроника из 3–х книгФилипп Меланхтонв наше время не упоминается
Хроника в трёх книгах от Сотворения до 1530–го года от РХ, с добавлением до 1555 г.Иоганн Карион Любекский
АнналыКорнелий Тацитиз 16 книг сохранилось меньше половины, истинный автор — гуманист Поджо Браччолини
Фасты, консулы и римские цензорыКарл Сигоний (15201584)восстановленная история римских магистратур
Римские фасты и триумфы правителей Рима вплоть до Карла VОнуфрий Панвинио (15291569)опубликована в Венеции в 1557
Краткая история Рима от убийства Гордиана вплоть до Юстина IIIПомпоний Лэто (14251497)в настоящее время император Юстин III считается несуществующим, труды Помпония опубликованы в 1521 году
Римская история от 1204 до 1359 по РХНикифор Григора (якобы 12951360)впервые опубликовано в 1702 году в Париже
Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкованияЦезарь Бароний (15381607)обнимают 12 веков мира от РХ, опубликовано в 12 томах в 1588 году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в 1719 в Москве
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
Симеоновская летописьДмитрий Лапшин, якобы XVI в.Повествует о 1177–1493 годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век)
Вологодско–Пермская летописьнеизвестенПроисхождение неизвестно, якобы XVI в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в 1552 г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в 1959 г. (т. 26)
Иоасафовская летописьмитрополит Даниил, якобы начала XVI в.Описывает 1437–1525 годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок
Воскресенская летописьнеизвестенПовествование от ПВЛ до 1347 г., написана якобы между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г. Подарена в Воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658. Хранилась в Академии наук и была издана академиком Котельниковым Семёном Кирилловичем в 17931794. Имеет 10 списков неизвестного происхождения.
Никоновская летописьякобы Адашев в XVI в.Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника К.М. Оболенского. Книга — дар кн. Оболенского в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» (1657 г. н.э.) На 874 л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени Никона, владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха 1661 г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням, передатировано Н.П. Лихачёвым третьей четвертью XVI в.
Лицевой Летописный Сводбудто бы под наблюдением Ивана ГрозногоСостоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв.
Лаврентьевский список, он же
Суздальский или Мусин–Пушкинский
подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского»Имеет заголовок «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть» — пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г. н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом А.И. Мусин–Пушкиным (умер в 1817) императору Александру I, который передал его в Публичную библиотеку. По архивным документам, найденным в XX в. Г.Н. Моисеевой и опубликованным Г.М. Прохоровым, рукопись ранее хранилась в Рождественском монастыре Владимира, а после находилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде и поступила в собрание А.И. Мусина-Пушкина в 1791 году.
Краткая сибирская (кунгурская) летописьСемён Ульянович Ремезов с сыновьями Леонтием, Семёном и ИваномЛетопись начинается данными о Ермаке с 1577 года и продолжается до 1649 года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом Г.Ф. Миллером (17051783) в Тобольске, начиная с Н.М. Карамзина (17661826) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать Д.И. Иловайский (18321920). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в 1880 г.
(Черепановская) Сибирская летописьбудто бы, тобольский ямщик Илья ЧерепановН.М. Карамзин называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции 176873 гг. Иоганн Петер Фальк (17271774) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период 15781760 гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» Г.Ф. Миллера и «Краткой сибирской летописи» С.У. Ремезова
Софийская Новгородская летопись
она же Софийский временник,
якобы XVI века
якобы Матвей Михайлов около 1432Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в Академии наук и был издан академиком С.К. Котельниковым в 1795 под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на 1424. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи 1448 годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века.
Ипатьевская (Волынская) летописьОбнаружена Н.М. Карамзиным в 1809 году при написании «Истории государства Российского»
Троицкая летописьОбнаружена Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского». Сгорела в пожаре Москвы 1812 года
ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ
названиеавторкомментарии
Большая хроника мира (Седер Олам Рабба)Раввины Иосиф бен Халафта (якобы I–II в. н.э.) и Йоханан (якобы III–V в. н.э.)Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Впервые издана в Мантуе в 1514 г. Комментировалась раввинами Яковом Эмденом (1757) и Виленским Гаоном (1801).
Малая хроника мира (Седер Олам Зута)неизвестный автор, якобы начала VI в. н.э. Продолжение предыдущей хроники. Известна из сочинения Авраама Закуто (14501515) «Сефер ха Юхасин»‎ («Книга родословных»), написанного, якобы в 1498, но опубликованного Самуилом Шулламом в Константинополе в 1566. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от Адама, охватывает период общей длительностью в 3828 лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей Якова, даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в 3442 году от Сотворения Мира, после смерти пророков Аггея, Захарии и Малахии, окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время.

Реконструкция

См. также

Литература

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907
  • Кузьмин А.Г. «Русские летописи как источник по истории Древней Руси»,— Рязань: издательство РГПИ, 1969, 241 с.
  • Библиографический словарь «Литература Древней Руси»,— М.: Просвещение, 1996, 240 с.
  • Морозов Н.А. «Христос. Новый взгляд на историю Русского государства»,— М.: Крафт+Леан, 2000, 888 с.