Религия

Материал из ChronoWiki
Версия от 00:04, 4 марта 2008; А. Верёвкин (обсуждение) (религиозный эпиграф Буша)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Религия — система мифологических представлений об устройстве мира, истории человечества и о месте человека в окружающей его природе, подчинённая особовыделенной группе управителей (менеджеров) данной религии, именуемых «пророками», «священниками» или «жрецами», наблюдающих также за исполнением ритуалов. В большинстве религий есть представления о «высших существах», управляющих вселенной и судьбой отдельного человека. Всякая религия имеет нравственное, культурное, экономическое и политическое значение

«Не могу представить, чтобы тип вроде Усамы бен Ладена мог осознать радость Хануки.» (Джордж Буш, президент США, 10 декабря 2001)

Происхождение термина

Слово «религия» темно, и по–видимому, латинское, хотя не имеет в латинском языке прозрачного значения:

  • religamen — «связь», упомянуто в книге Экклезиаста Библии
  • religio — «совестливость», «добросовестность», «благоговение», «святость», «богослужебные обряды»
  • religiosus — «тревожащий», «страшный», «суеверный», «набожный»
  • religo — «связывать», «запрягать», «захватывать»

Из этих значений мы можем догадаться, что слово «религия» обозначала какую–то связь с чем–то иррационально важным для общества — возможно с умершими предками, а может быть — с высшими существами, управляющими природой. Почти однозначно это слово связывалось с нравственностью человека, вопреки очевидным примерам и контрпримерам отсутствия такой связи.

В современном смысле «религиозность» означает строгую подчинённость ритуалам какой–то религии.

Вполне возможно, что этот термин имеет позднее теологическое происхождение и занесено в фантомную древность гуманистами эпохи Возрождения. В русский язык это слово проникло в начале XVIII века.

Психологический смысл религии

Всякая религия внушает идею о неполноценности человека по сравнению с высшими существами (богами) и с отдельными представителями человеческого рода (святыми или более общо — священниками).

Она также внушает людям чувство неискупимой вины, приобретённой им при или даже до рождения, временно избавиться от которой можно с помощью специально созданных ритуалов, или заплатив специально положенную пеню священнику.

Взамен материального взноса или подвига жрецы могут обещать своему прихожанину временное избавление от земных невзгод (при условии, если мучения прихожанина не обусловлены волей божества, непостижимой для людского ума), и почти наверняка — блаженство в «будущей жизни», то есть — после смерти его физического тела.

Религия является тонким и мощным инструментом манипуляции человеческим поведением, поскольку она рестимулирует ранние детские воспоминания о беспомощности и зависимости об более сильных существ (родителей, взрослых), поведение которых малопредсказуемо и порою необъяснимо, но всегда объявляется верным, вне зависимости от его последствий. В этом смысле религиозное поведение можно классифицировать как «инфантильность».

Роль религий в истории общества

Источники о древнем мире сообщают, что все сколь–нибудь нравственные и общественно–полезные люди были религиозны. Лишь изредка (например, в северных сагах) можно встретить упоминание о неверующем в богов человеке, не подчиняющемся жрецам ни одной из религий, но при этом соблюдающем остальные правила человеческого общежития. В новое время это стало не так, религиозных людей стало значительно меньше, и противоречие объясняется не только снижением роли религии в обществе, но, в большей мере, тем, что большинство источников о древности было написано под надзором Церкви, пропагандировавшей обществу свою важность и значимость.

Традиционная история утверждает, что религии являлись организующим, цивилизационным началом жизни человечества, что они были источником морали и знаний, а церкви являлись инструментом для их поддержания. Робкие сомнения в такой роли религий стали появляться только в конце XVIII века, и они распространились благодаря усилиям энциклопедистов, ловко скрывавших свои атеистические (антирелигиозные) взгляды.

Краткий список религий

Религии условно делятся на «мировые» и «немировые» (по характеру своей распространённости на Земле), а также — на «традиционные» и «нетрадиционные» (по времени своего возникновения и проникновения).