История: различия между версиями
м (→НХ о традиционной истории) |
(+иллюстр.) |
||
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение: | + | [[Изображение:Cronist.jpg|thumb|400px|Средневековый европейский хронист (летописец)]] |
'''Исто́рия''' — имеется три смысла этого слова: | '''Исто́рия''' — имеется три смысла этого слова: | ||
# наука, изучающая прошлое человечества и общественные процессы прошлого | # наука, изучающая прошлое человечества и общественные процессы прошлого | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
=== Версии исторической науки === | === Версии исторической науки === | ||
+ | :''«История — это изложение фактов, приведённых в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных. Существует история мнений, которая есть ни что иное, как собрание людских заблуждений. ... История событий делится на священную и гражданскую. Священная история — это ряд божественных и чудесных действий, с помощью которых Богу было угодно некогда руководить еврейским народом, а ныне испытывать нашу веру.»'' ([[Вольтер]] «Энциклопедия ''Дидро'' и ''Д'Аламбера''») | ||
+ | |||
[[Традиционная хронология|Традиционная история]], как самостоятельная наука, сформировалась лишь в середине XIX века, а до этого она воспринималась как раздел филологии, политологии (''«Светсткая История»'') или богословия (''«Священная История»''). ''«Традиционные историки»'' (последователи этой научной версии) указанных выше смыслов не различают, отождествляя факты с мнениями, повествование о событии с самим событием, а свои суждения об истории — со всей исторической наукой. При изучении фактов прошлого они в первую очередь полагаются на истолкование этих фактов своими забытыми основоположниками: [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосифом Скалигером'']], [[Петавиус, Дионисий|''Дионисием Петавиусом'']], их учениками и последователями. А также на так называемые ''«источники»'',— прежде всего ''письменные'' (такие как [[Летопись|летописи]], документы) и ''материальные'' (такие как архитектурные сооружения, предметы искусства и ремёсел, орудия труда, археологические находки), зачастую сомнительного и неизвестного происхождения. Исследование ''источников'' производится в согласии с ''«пониманием духа той эпохи, в которую документ создан»'', внушённым долгим и некритическим воспитанием в школе и на историческом или филологическом факультете университета. В этой научной [[Теория|теории]] принято считать, что периодизация событий ([[хронология]]), вторична по отношению к канонизированному толкованию письменных документов. Эта версия исторической науки является разновидностью мифологии. | [[Традиционная хронология|Традиционная история]], как самостоятельная наука, сформировалась лишь в середине XIX века, а до этого она воспринималась как раздел филологии, политологии (''«Светсткая История»'') или богословия (''«Священная История»''). ''«Традиционные историки»'' (последователи этой научной версии) указанных выше смыслов не различают, отождествляя факты с мнениями, повествование о событии с самим событием, а свои суждения об истории — со всей исторической наукой. При изучении фактов прошлого они в первую очередь полагаются на истолкование этих фактов своими забытыми основоположниками: [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосифом Скалигером'']], [[Петавиус, Дионисий|''Дионисием Петавиусом'']], их учениками и последователями. А также на так называемые ''«источники»'',— прежде всего ''письменные'' (такие как [[Летопись|летописи]], документы) и ''материальные'' (такие как архитектурные сооружения, предметы искусства и ремёсел, орудия труда, археологические находки), зачастую сомнительного и неизвестного происхождения. Исследование ''источников'' производится в согласии с ''«пониманием духа той эпохи, в которую документ создан»'', внушённым долгим и некритическим воспитанием в школе и на историческом или филологическом факультете университета. В этой научной [[Теория|теории]] принято считать, что периодизация событий ([[хронология]]), вторична по отношению к канонизированному толкованию письменных документов. Эта версия исторической науки является разновидностью мифологии. | ||
Строка 15: | Строка 17: | ||
=== Исторические периоды по [[Традиционная хронология|ТХ]] === | === Исторические периоды по [[Традиционная хронология|ТХ]] === | ||
+ | :''«Разве это чепуха? Слыхала я такую чепуху, рядом с которой эта разумна, как толковый словарь!»'' (Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье») | ||
+ | |||
* Доисторический период (до 3500 года до н.э.) | * Доисторический период (до 3500 года до н.э.) | ||
* Доисторический период. Восточная Европа. Азия (до 1000 года до н.э.) | * Доисторический период. Восточная Европа. Азия (до 1000 года до н.э.) | ||
Строка 24: | Строка 28: | ||
=== ''«Вспомогательные»'' исторические дисциплины по [[Традиционная хронология|ТХ]] === | === ''«Вспомогательные»'' исторические дисциплины по [[Традиционная хронология|ТХ]] === | ||
+ | :''«Однако следует остерегаться нелепостей некоторых историков, возводящих из лести происхождение династий и князей, о которых они пишут, к героическим временам. Так случилось с одним испанским автором, который хотел угодить ''Филиппу II''. Он возвёл его родословную прямо к ''Адаму'', насчитав от него до государя без пропусков и перерывов сто двадцать восемь поколений. Нет такой нации, у которой не было бы на этот счёт своих выдумок.»'' (''Луи де Жокур'', Генеалогия, «Энциклопедия ''Дидро'' и ''Д'Аламбера''») | ||
В российском науковедении принято делить науки на «основные» и «вспомогательные». Такое оценочное разделение научного знания имеет либо бюрократический, либо идеологический характер, и не соответствует реальному положению дел в научных исследованиях. В [[Традиционная хронология|традиционной истории]] принято выделять следующие «вспомогательные» дисциплины, подразумевая тем самым, что исследования в этой области не принимаются к серьёзному самостоятельному рассмотрению, если они противоречат господствующим идеологическим установкам: | В российском науковедении принято делить науки на «основные» и «вспомогательные». Такое оценочное разделение научного знания имеет либо бюрократический, либо идеологический характер, и не соответствует реальному положению дел в научных исследованиях. В [[Традиционная хронология|традиционной истории]] принято выделять следующие «вспомогательные» дисциплины, подразумевая тем самым, что исследования в этой области не принимаются к серьёзному самостоятельному рассмотрению, если они противоречат господствующим идеологическим установкам: | ||
* Архивоведение | * Архивоведение | ||
Строка 42: | Строка 47: | ||
=== Методы [[Традиционная хронология|традиционной истории]] === | === Методы [[Традиционная хронология|традиционной истории]] === | ||
+ | : ''«Требую от историка, чтобы он показывал мне людей такими точно, какими они действительно были; а полюблю ли их или нет, одобрю ли их мысли, их поступки, или напротив — это уже до меня, не до него касается.»'' ([[КАченовский, Михаил Трофимович|''М.Т. Каченовский'']] против [[Карамзин, Николай Михайлович|''Н.М. Карамзина'']], [[1818]]) | ||
Согласно утверждениям из современных диссертационных авторефератов, традиционные историки пользуются следующими методами: | Согласно утверждениям из современных диссертационных авторефератов, традиционные историки пользуются следующими методами: | ||
* биографическим | * биографическим | ||
Строка 52: | Строка 58: | ||
* типологическим | * типологическим | ||
Из них только статистический метод, будучи применён правильно и без подтасовок, может относиться к современным научным методам, а все прочие являются разновидностью приёмов литературного творчества. | Из них только статистический метод, будучи применён правильно и без подтасовок, может относиться к современным научным методам, а все прочие являются разновидностью приёмов литературного творчества. | ||
+ | |||
+ | Но все эти методы традиционной исторической науки меркнут перед главным — догматическим, о чём прямо написал в своей монографии доктор исторических наук, доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ, член–корреспондент РАЕН ''Д.М. Володихин'': | ||
+ | :''«Гораздо важнее призыв смотреть на историю «очами веры», с которым нет причин спорить.»'' («Иван Грозный. Бич Божий»,− М.: Вече, [[2012]], стр. 154) | ||
+ | |||
+ | [[Изображение:Jason KingFromJack.jpg|thumb|300px|''Ясон'' — один из фантомов [[Иисус Христос|''Иисуса Христа'']], Венгрия]] | ||
+ | === Место истории в науке === | ||
+ | :''«... по сути история в том виде, в каком она есть, историческая деятельность, это деятельность не научная, которая призвана восстановить ту или иную истину, доступными в настоящее время методами, а это деятельность которая призвана восхвалять государство, власть, еще что–то. Тоже очень полезное, нужное, но далекое от науки. И, вот еще раз повторяю, кстати, вот на Западе, в Америке, в западных странах, историки правильно понимают свое место. В любом западном Университете, если вы туда приедете, то, если вы скажите, что история — это «science», то есть — «наука», они вас просто не поймут. История — это история, это не относится к науке, это отдельно, и они прекрасно понимают, в чем их задача. Их задача в том, чтобы, по сути, восхвалять свое государство и свою власть. Наши историки этого не понимают.»'' ([[Носовский, Глеб Владимирович|Носовский Г.В.]], [http://www.chronologia.org/audio/20130301_eho_nosovsky.html Интервью «Эхо Москвы»], 1 марта [[2013]]) | ||
+ | |||
+ | А наука–история входит в [[УДК]] 9: «ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ», относясь к разделам УДК — 902: «Архелогия», 903: «Предыстория. ...», 904: «Археологические памятники ...», 908: «Краеведение», 929: «Биографические и подобные исследования», 93: «История. Теоретические вопросы» и 94: «Всеобщая история». | ||
=== [[Новая хронология Фоменко-Носовского|НХ]] о [[Традиционная хронология|традиционной истории]] === | === [[Новая хронология Фоменко-Носовского|НХ]] о [[Традиционная хронология|традиционной истории]] === | ||
Строка 68: | Строка 83: | ||
* [[Хронология]] | * [[Хронология]] | ||
* [[Традиционная хронология]] | * [[Традиционная хронология]] | ||
+ | |||
+ | === Новости === | ||
+ | * Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН), выпустивший 50 лет назад главную летопись страны — 20-томник «История СССР», в [[2012]] году запускает новый проект — «История России», который будет построен по хронологическому принципу: Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация. Бюджет проекта составит порядка 250 млн рублей. Первый том должен выйти через два года, последний — в [[2019]]–[[2020]] годах. Тираж составит порядка 10—20 тыс. экземпляров. Руководитель проекта, директор ИРИ РАН ''Ю.А. Петров'' сообщил, что проект будет направлен «против скандальной и антинаучной литературы», к которой он относит [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новую Хронологию]] академика [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] («Известия»: [http://izvestia.ru/news/532951 интервью Пукемова с Петровым]) | ||
+ | * 15 мая [[2009]] года президент Российской Федерации ''Медведев Дмитрий Анатольевич'' подписал [http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=052421 Указ № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»]. Председателем Комиссии назначен руководитель администрации президента РФ ''Нарышкин С.Е.'' | ||
+ | * 9 января [[2012]] года президент Российской Федерации ''Медведев Дмитрий Анатольевич'' подписал [http://news.kremlin.ru/news/14238 «Указ о проведении Года российской истории»]: | ||
+ | : ''В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе постановляю:'' | ||
+ | : ''1. Провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории.'' | ||
+ | : ''2. Правительству Российской Федерации:'' | ||
+ | :: ''образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года российской истории и утвердить его состав;'' | ||
+ | :: ''обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года российской истории.'' | ||
+ | : ''3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года российской истории.'' | ||
+ | : ''4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.'' | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [[Носовский, Глеб Владимирович|''Носовский Г.В.'']] [https://www.youtube.com/watch?v=LhJ8CU-tl9M «Об истории. Критика традиционной историографии»], видеозапись 8 июля [[2016]] | ||
+ | |||
[[Категория:Словарная статья]] | [[Категория:Словарная статья]] | ||
[[Категория:Гуманитарные науки]] | [[Категория:Гуманитарные науки]] | ||
[[Категория:Начатые статьи]] | [[Категория:Начатые статьи]] |
Текущая версия на 22:59, 26 ноября 2022
Исто́рия — имеется три смысла этого слова:
- наука, изучающая прошлое человечества и общественные процессы прошлого
- события, факты, произошедшие в прошлом, связь между ними
- письменное или устное повествование о событиях прошлого
- «И интереснее всего в этом вранье то,— сказал Воланд,— что оно — вранье от первого до последнего слова. — Ах так? Вранье? — воскликнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: История рассудит нас.» М.А. Булгаков
Содержание
Версии исторической науки
- «История — это изложение фактов, приведённых в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных. Существует история мнений, которая есть ни что иное, как собрание людских заблуждений. ... История событий делится на священную и гражданскую. Священная история — это ряд божественных и чудесных действий, с помощью которых Богу было угодно некогда руководить еврейским народом, а ныне испытывать нашу веру.» (Вольтер «Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера»)
Традиционная история, как самостоятельная наука, сформировалась лишь в середине XIX века, а до этого она воспринималась как раздел филологии, политологии («Светсткая История») или богословия («Священная История»). «Традиционные историки» (последователи этой научной версии) указанных выше смыслов не различают, отождествляя факты с мнениями, повествование о событии с самим событием, а свои суждения об истории — со всей исторической наукой. При изучении фактов прошлого они в первую очередь полагаются на истолкование этих фактов своими забытыми основоположниками: Иосифом Скалигером, Дионисием Петавиусом, их учениками и последователями. А также на так называемые «источники»,— прежде всего письменные (такие как летописи, документы) и материальные (такие как архитектурные сооружения, предметы искусства и ремёсел, орудия труда, археологические находки), зачастую сомнительного и неизвестного происхождения. Исследование источников производится в согласии с «пониманием духа той эпохи, в которую документ создан», внушённым долгим и некритическим воспитанием в школе и на историческом или филологическом факультете университета. В этой научной теории принято считать, что периодизация событий (хронология), вторична по отношению к канонизированному толкованию письменных документов. Эта версия исторической науки является разновидностью мифологии.
История, как современная естественная и общественная наука, заложена русским учёным и революционером Н.А. Морозовым в первой половине ХХ века, и значительно развита в хронологических трудах математика А.Т. Фоменко и его единомышленников (см. Новая хронология Фоменко-Носовского). В «Новой Хронологии» принято считать, что основой понимания истории (то есть,— реального прошлого человечества) должна служить правильная хронология событий прошлого.
Существуют также другие, альтернативные версии исторической науки, возникшие в конце ХХ века под влиянием научно–фантастической литературы (в первую очередь — Айзека Азимова), которые обосновывают, так называемую «многовариантность истории». Цель этих исследований — свести неопределённость в научном понимании прошлого («многоверсийности событий») к неоднозначности самого прошлого. Основным аргументом является аналогия с квантово–механическим «принципом неопределённости», которая возникает при попытках построения теории времени на принципах ОТО (Общей Теории Относительности). Самым ярким представителем этого течения является омский математик А.К. Гуц.
Исторические периоды по ТХ
- «Разве это чепуха? Слыхала я такую чепуху, рядом с которой эта разумна, как толковый словарь!» (Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)
- Доисторический период (до 3500 года до н.э.)
- Доисторический период. Восточная Европа. Азия (до 1000 года до н.э.)
- Древний мир (до 476 года н.э.)
- Средние века (476–1492)
- Новое время (1492–1789)
- Новейшее время (1789–1945)
- Современная история (1945 – нынешнее время)
«Вспомогательные» исторические дисциплины по ТХ
- «Однако следует остерегаться нелепостей некоторых историков, возводящих из лести происхождение династий и князей, о которых они пишут, к героическим временам. Так случилось с одним испанским автором, который хотел угодить Филиппу II. Он возвёл его родословную прямо к Адаму, насчитав от него до государя без пропусков и перерывов сто двадцать восемь поколений. Нет такой нации, у которой не было бы на этот счёт своих выдумок.» (Луи де Жокур, Генеалогия, «Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера»)
В российском науковедении принято делить науки на «основные» и «вспомогательные». Такое оценочное разделение научного знания имеет либо бюрократический, либо идеологический характер, и не соответствует реальному положению дел в научных исследованиях. В традиционной истории принято выделять следующие «вспомогательные» дисциплины, подразумевая тем самым, что исследования в этой области не принимаются к серьёзному самостоятельному рассмотрению, если они противоречат господствующим идеологическим установкам:
- Архивоведение
- Дипломатика
- Генеалогия
- Геральдика
- Историческая география
- Историческая методология
- Историческая метрология
- Источниковедение
- Медиевистика
- Нумизматика
- Палеография
- Папирология
- Сфрагистика
- Хронология
- Эпиграфика
Методы традиционной истории
- «Требую от историка, чтобы он показывал мне людей такими точно, какими они действительно были; а полюблю ли их или нет, одобрю ли их мысли, их поступки, или напротив — это уже до меня, не до него касается.» (М.Т. Каченовский против Н.М. Карамзина, 1818)
Согласно утверждениям из современных диссертационных авторефератов, традиционные историки пользуются следующими методами:
- биографическим
- историко–генетическим
- историко–психологическим
- описательным
- ретроспективным
- сравнительно–историческим
- статистическим
- типологическим
Из них только статистический метод, будучи применён правильно и без подтасовок, может относиться к современным научным методам, а все прочие являются разновидностью приёмов литературного творчества.
Но все эти методы традиционной исторической науки меркнут перед главным — догматическим, о чём прямо написал в своей монографии доктор исторических наук, доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ, член–корреспондент РАЕН Д.М. Володихин:
- «Гораздо важнее призыв смотреть на историю «очами веры», с которым нет причин спорить.» («Иван Грозный. Бич Божий»,− М.: Вече, 2012, стр. 154)
Место истории в науке
- «... по сути история в том виде, в каком она есть, историческая деятельность, это деятельность не научная, которая призвана восстановить ту или иную истину, доступными в настоящее время методами, а это деятельность которая призвана восхвалять государство, власть, еще что–то. Тоже очень полезное, нужное, но далекое от науки. И, вот еще раз повторяю, кстати, вот на Западе, в Америке, в западных странах, историки правильно понимают свое место. В любом западном Университете, если вы туда приедете, то, если вы скажите, что история — это «science», то есть — «наука», они вас просто не поймут. История — это история, это не относится к науке, это отдельно, и они прекрасно понимают, в чем их задача. Их задача в том, чтобы, по сути, восхвалять свое государство и свою власть. Наши историки этого не понимают.» (Носовский Г.В., Интервью «Эхо Москвы», 1 марта 2013)
А наука–история входит в УДК 9: «ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ», относясь к разделам УДК — 902: «Архелогия», 903: «Предыстория. ...», 904: «Археологические памятники ...», 908: «Краеведение», 929: «Биографические и подобные исследования», 93: «История. Теоретические вопросы» и 94: «Всеобщая история».
НХ о традиционной истории
- «Современные историки скалигеровской школы,— а другой школы истории древности и средневековья сегодня просто нет, — являются, как правило, специалистами ПО ФАЛЬШИВОЙ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ВЕРСИИ, И ТОЛЬКО ПО НЕЙ. Сегодня принято за аксиому, будто скалигеровская версия истории и реальная история — одно и то же. Как мы теперь понимаем, это неверно. Другими словами, сегодняшние историки, думающие, что они изучают «древнюю» и средневековую историю, на самом деле анализируют не реальную историю — через дошедшие к нам от древности документы, а ИСКУССТВЕННЫЙ МИР, СКАЗОЧНЫЙ ФАНТОМ, созданный историками и редакторами XVII века. Сегодня историки пользуются искаженными и отредактированными в XVII–XVIII веках текстами, ошибочно считая их за «подлинные древние первоисточники». Современные историки с головой погружены в этот искусственный мир, проводят в нем всю свою профессиональную жизнь, не подозревая, что эта «виртуальная реальность» ПРИДУМАНА их недавними предшественниками, скалигеровскими историками, в XVII–XVIII веках. Можно сказать, что современные историки являются специалистами, но специалистами — по сказочному, выдуманному миру. Искусственный мир скалигеровской истории получился довольно сложным, разветвленным и производит на первый взгляд впечатление чего–то очень солидного и в целом «очевидно правильного». Но это не так. Непредвзятый взгляд со стороны, опирающийся на объективные методы датирования, довольно быстро обнаруживает в этом сказочном замке нереальные черты. Дальнейший анализ приводит к быстрому разрушению всего «скалигеровского здания».» ([3, стр. 25–26])
- «Ровно то же самое можно наблюдать в истории. Огромная армия конъюктурщиков требует канонизации того, что в ней достигнуто, и с жестокостью изгоняет всех, кто собирается что–то изменять». (Н.А. Морозов [4, стр. 496])
Литература
- Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. «История исторического знания»,— М.: Дрофа, 2004, 288 с.
- Бердинских В.А. «Ремесло историка в России»,— М.: Новое Литературное Обозрение, 2009, 608 с.
- Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Реконструкция всеобщей истории. (Новая хронология). Книга 1»,— М.: Деловой экспресс, 2000, 736 с.
- Валянский С.И., Недосекина И.С. «Четыре встречи. Жизнь и наследие Николая Морозова»,— М.: АСТ, АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, 639 с.
См. также
Новости
- Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН), выпустивший 50 лет назад главную летопись страны — 20-томник «История СССР», в 2012 году запускает новый проект — «История России», который будет построен по хронологическому принципу: Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация. Бюджет проекта составит порядка 250 млн рублей. Первый том должен выйти через два года, последний — в 2019–2020 годах. Тираж составит порядка 10—20 тыс. экземпляров. Руководитель проекта, директор ИРИ РАН Ю.А. Петров сообщил, что проект будет направлен «против скандальной и антинаучной литературы», к которой он относит Новую Хронологию академика А.Т. Фоменко («Известия»: интервью Пукемова с Петровым)
- 15 мая 2009 года президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич подписал Указ № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Председателем Комиссии назначен руководитель администрации президента РФ Нарышкин С.Е.
- 9 января 2012 года президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич подписал «Указ о проведении Года российской истории»:
- В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе постановляю:
- 1. Провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории.
- 2. Правительству Российской Федерации:
- образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года российской истории и утвердить его состав;
- обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года российской истории.
- 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года российской истории.
- 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Ссылки
- Носовский Г.В. «Об истории. Критика традиционной историографии», видеозапись 8 июля 2016