Сакробусто, Иоанн: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Труды)
м (Труды)
Строка 9: Строка 9:
  
 
[[Изображение:Sphaera Sacrobusto.gif|left|thumb|400px|''«Opusculum de Sphaera»'', XVI в.]]
 
[[Изображение:Sphaera Sacrobusto.gif|left|thumb|400px|''«Opusculum de Sphaera»'', XVI в.]]
Вторая книга ''Сакробусто'' ''«Трактат о сфере»'' (''Opusculum de Sphaera'', ''Sphaera mundi'', ''Tractatvm de Spera'', ''Opusculum Johãnis de Sacro busto spericum''  и т.п.) считалась первой астрономической работой Европы, впервые опубликована в [[1472]] году в Ферраре, и более полусотни раз переиздавалась вплоть до конца XVII века включительно на разных языках Европы. Эта книга была издана в Риме в [[1664]] году в качестве лекций по астрономии: ''«Lectiones astronomicae in sphaeram Ioannis de Sacro Bosco»'',— Romae: typis Fabij de Falchis, 1664,— что характеризует реальный уровень развития астрономической науки в XVII веке. Она потеряла своё научное значение только с победой [[Система Тихо Браге|системы ''Тихо Браге'']], популяризованной учёным–[[Иезуиты|иезуитом]] антикоперниковского направления [[Риччиоли, Джованни-Батиста|''Джованни–Батистой Риччиоли'']] под видом [[Система Птолемея|системы ''Птолемея'']], «исправленной» введением эпициклов. Истинную систему Птолемея мы можем видеть в книге ''Сакробусто'', изданной в XVI в. — никаких эпициклов там нет. И таким образом, [[система Коперника]], вопреки ошибочному мнению [[Традиционная хронология|традиционных историков]] науки, превосходила систему ''Птолемея'' во всех отношениях, но она не устраивала католических учёных, поскольку подрывала важнейшие религиозные и философские догматы. Содержание этой книги исследовано ниже.
+
Вторая книга ''Сакробусто'' ''«Трактат о сфере»'' (''Opusculum de Sphaera'', ''Sphaera mundi'', ''Tractatvm de Spera'', ''Opusculum Johãnis de Sacro busto spericum''  и т.п.) считалась первой астрономической работой Европы, впервые опубликована в [[1472]] году в Ферраре, и более полусотни раз переиздавалась вплоть до конца XVII века включительно на разных языках Европы.  
 +
 
 +
''«Трактат о сфере»'' считался стандартным учебником по астрономии для университетов — будущие магистры искусств изучали эту книгу по четыре часа в течении пяти недель. Видимо, в последний раз в качестве учебника ''«Трактат о сфере»'' был издан в Риме в [[1664]] году: ''«Lectiones astronomicae in sphaeram Ioannis de Sacro Bosco»'',— Romae: typis Fabij de Falchis, 1664,— что характеризует реальный уровень развития астрономической науки в XVII веке. Книга потеряла своё научное значение только с победой [[Система Тихо Браге|системы ''Тихо Браге'']], популяризованной учёным–[[Иезуиты|иезуитом]] антикоперниковского направления [[Риччиоли, Джованни-Батиста|''Джованни–Батистой Риччиоли'']] под видом [[Система Птолемея|системы ''Птолемея'']], «исправленной» введением эпициклов. Истинную систему Птолемея мы можем видеть в книге ''Сакробусто'', изданной в XVI в. — никаких эпициклов там нет. И таким образом, [[система Коперника]], вопреки ошибочному мнению [[Традиционная хронология|традиционных историков]] науки, превосходила систему ''Птолемея'' во всех отношениях, но она не устраивала католических учёных, поскольку подрывала важнейшие религиозные и философские догматы. Содержание этой книги исследовано ниже.
  
 
У ''Иоанна Сакробусто'' есть книга о календарных алгоритмах определения подвижных церковных праздников, содержащая правила вруцелет. Она называлась ''«Libellus de anni ratione, seu ut vocatur vulgo computus ecciesiasticus»'', издана в Нюрнберге в [[1538]] году с предисловием [[Меланхтон, Филипп|''Филиппа Меланхтона'']].
 
У ''Иоанна Сакробусто'' есть книга о календарных алгоритмах определения подвижных церковных праздников, содержащая правила вруцелет. Она называлась ''«Libellus de anni ratione, seu ut vocatur vulgo computus ecciesiasticus»'', издана в Нюрнберге в [[1538]] году с предисловием [[Меланхтон, Филипп|''Филиппа Меланхтона'']].

Версия 09:43, 21 июля 2014

«De Sphaera Mundi», 1488 г.

Сакробусто, Сакробоско де Иоанн (якобы 1200—1256) — английский астроном и математик. Настоящее имя Джон Голливуд или Джон Голибуш (John of Holywood, Holybush)

Биография

Сакробусто окончил Оксфордский университет и затем уехал преподавать астрономию и математику в Парижский университет. Больше о нём ничего не известно, кроме того, что он считается автором трёх или четырёх научных книг, весьма популярных в начале эпохи книгопечатания. Кто их настоящий автор — пока неизвестно. Прозвище «Сакробоско» может происходить от французского sacro–boscot: «проклятый горбун», но, скорее всего, свидетельствует не о физическом недостатке, а является результатом частичного смысло-фонетического перевода имени с английского на латынь Holly–bush: Sacro–bush, Сакробуск. Эта версия объясняет и возникновение мифического «арабского» математика Средневековья Гебера, которого ранее традиционные историки науки считали отцом алгебры, но теперь признают за лицо несуществующее. По–латински имя Гебер звучит как слово gibber, «горб». То есть, Гебер и Сакробоско, возможно, являются фантомными двойниками.

Труды

Иоанн Сакробусто считается автором поосбия по арифметике «Трактат об искусстве счёта» (Tractatus de arte numerandi, Algorismus domini Joannis de Sacro Bosco и т.п.), якобы каким–то образом заимствованном у древних индусов. Эта книга стала популярна после опубликования в Страссбурге в 1488 году. Книга содержала описание бездоказательных действий (алгоритмов) с натуральными числами: сложения, вычитания, умножения, деления пополам, извлечения корня. Автор использует слово «алгоризм», производя его от имени неизвестного ныне философа Algus'а. Сакробоско уже знает «ноль», называя его «theta vel theca vel circulus vel cifra vel figura nihili» (тета, или тека, или кружок, или цифра, или знак ничего).

«Opusculum de Sphaera», XVI в.

Вторая книга Сакробусто «Трактат о сфере» (Opusculum de Sphaera, Sphaera mundi, Tractatvm de Spera, Opusculum Johãnis de Sacro busto spericum и т.п.) считалась первой астрономической работой Европы, впервые опубликована в 1472 году в Ферраре, и более полусотни раз переиздавалась вплоть до конца XVII века включительно на разных языках Европы.

«Трактат о сфере» считался стандартным учебником по астрономии для университетов — будущие магистры искусств изучали эту книгу по четыре часа в течении пяти недель. Видимо, в последний раз в качестве учебника «Трактат о сфере» был издан в Риме в 1664 году: «Lectiones astronomicae in sphaeram Ioannis de Sacro Bosco»,— Romae: typis Fabij de Falchis, 1664,— что характеризует реальный уровень развития астрономической науки в XVII веке. Книга потеряла своё научное значение только с победой системы Тихо Браге, популяризованной учёным–иезуитом антикоперниковского направления Джованни–Батистой Риччиоли под видом системы Птолемея, «исправленной» введением эпициклов. Истинную систему Птолемея мы можем видеть в книге Сакробусто, изданной в XVI в. — никаких эпициклов там нет. И таким образом, система Коперника, вопреки ошибочному мнению традиционных историков науки, превосходила систему Птолемея во всех отношениях, но она не устраивала католических учёных, поскольку подрывала важнейшие религиозные и философские догматы. Содержание этой книги исследовано ниже.

У Иоанна Сакробусто есть книга о календарных алгоритмах определения подвижных церковных праздников, содержащая правила вруцелет. Она называлась «Libellus de anni ratione, seu ut vocatur vulgo computus ecciesiasticus», издана в Нюрнберге в 1538 году с предисловием Филиппа Меланхтона.

Реконструкция: «Трактат о сфере»

Zodiac Rings D and S.gif

«Трактат о сфере», как сказано ранее, содержит отчётливую картину мира по Птолемею, без позднейших поправок, принадлежащих Тихо Браге и Джованни Риччиоли. Очень важен факт того, что эта книга издавалась вплоть до конца XVII века. Кроме распространённости системы Птолемея, книга свидетельствует о том, что в это время ещё не сложилась чёткая картина разбиения звёздного неба на созвездия даже в Зодиакальном поясе эклиптики: хотя Дюрер и Сакробоско опираются на «Альмагест» Птолемея, границы зодиакальных созвездий у них различны и отклонения в ширине созвездий достигают 10 градусов, что делает проблематичным определение даты картины по величине прецессии точки весеннего равноденствия.

Другая интересная информация в книге — отчётливо нарисованный гороскоп неизвестного события (знаки Зодиака):

  • Солнце, Венера и Меркурий — в соединении в самом начале Рака
  • Луна — примерно в 5 градусах Козерога, в оппозиции к предыдущим
  • Марс — в Середине Льва, в семиквентиле с Солнцем, Венерой и Меркурием
  • Юпитер — в середине Девы, в семисекстиле с Марсом
  • Сатурн — в середине Скорпиона, в сесквиквадрате с Солнцем, в квадратуре с Марсом и в секстиле с Юпитером

Такая чёткость положений планет свидетельствует о спекулятивности гороскопа, то есть — о его символическом характере. Хотя он выглядит достоверно, но точных решений не имеет. С начала новой эры приблизительные решения таковы:

  • 28 июня 131 года, среда — это самое хорошее решение гороскопа
  • 5 июня 985 г., пятница — получается прибавлением к предыдущей дате 854 лет геогелиоцентрического периода сочетаний Юпитера и Сатурна, обнаруженного Н.А. Морозовым. Решение гораздо хуже предыдущего по Меркурию и Венере, и с 15—ти градусными натяжками по остальным планетам
  • 24 июня 1423 г., четверг - решение неудовлетворительно по Меркурию и Венере
  • 23 июня 1660 г., среда — решение неточное, несколько лучше второго, но хуже предыдущего

Более современные даты не лучше предыдущих двух, а из более древних сравнима с ними по качеству дата: 8 июля 487 г. до н.э., пятница. То есть, если гороскоп расчитывался на реальное событие, его датой, скорее всего, нужно считать среду 28 июня 131 года — это традиционный год рождения римского императора Луция Цезония Коммода Вара, ничем особенным в истории не прославившегося, а также великого врача античности Клавдия Галена и начала иудейского восстания Бар Кохбы. Но если речь шла о 1423 г., то возможно — это попытка расчёта гороскопа рождения французского короля Людовика XI Валуа (считается, что он родился 3 июля 1423 г.)

См. также

Ссылки