Средневековье
Средневековье, Средние Века, Тёмные Века — условный и наполненный фантомами период в традиционной хронологии истории Западной Европы, отделяющий фантомную Античность от Нового времени. Термин сложился накануне XVII в. под влиянием воззрений гуманистов и теории И. Скалигера и Д. Петавиуса. В переносном смысле означает царство невежества, бескультурья, произвола и религиозной нетерпимости
- «У всякого века есть своё Средневековье». С.Е. Лец
Содержание
Периодизация Средневековья
Историки марксистской школы, в частности — советские, отводили Средневековью время с V в. н.э. по середину XVII в. н.э. Это было связано с тем, что ранее XVII в. термин «Средние Века» не был в употреблении учёных, а также с укреплением европейского капитализма на этом рубеже.
Первым писателем употребившим термин «средневековье» в названии своего труда («Historia medii aevi», 1685) был немецкий иезуит Христофор Целларий (Christoph Cellarius, Keller) (22 ноября 1638 – 4 июня 1707), разделивший универсальную историю на древнюю, среднюю и новую. Это нововведение встретило сопротивление современных ему историков, в особенности — историов–богословов, традиционно деливших всемирную историю по монархиям, следуя и развивая указания пророческой книги Даниила. Позднее некоторые историки переносили конец Средневековья на 1453 (падение Константинополя), 1517 (начало Реформации) и даже 1648 (конец 30–летней войны). Это деление является условным, и скорее имеет качественное историческое значение, чем точное хронологическое.
В настояшее время в традиционной истории наиболее принято деление Средневековья, указанное историком Лешером (сведения о котором пока не обнаружены), который уделял Средневековью тысячелетие с V в. по XV в. н.э., разделяя его на подпериоды:
- Раннее Средневековье с 476 г. н.э. — даты фантомного свержения Одоакром последнего римского императора Ромула Августула, по IX в. н.э.
- Высокое Средневековье с X в. н.э. по XIII в. н.э.
- Позднее Средневековье с XIV в. н.э. по XV в. н.э.
С какими событиями связаны границы подпериодов сегодня уже забыто, как и работы первых периодизаторов — Целлариуса и Лешера. Возможно, что окончание Средневековья связывалось историками XVII в. с открытием Америки, или с концом 7–го тысячелетия по византийской эре.
В самое последнее время, среди российских историков, в связи с их частичной осведомлённостью с хронологическими идеями Н.А. Морозова и с Новой Хронологией, возникла гипотеза об отсутствии Тёмных Веков в Средневековье. Они предполагают, что в Средневековье проходил научно—технический прогресс общества, только от него не сохранилось никаких документов и не осталось материальных следов.
Кому и зачем понадобилось Средневековье?
Понятие о Средневековье последовало за гуманистическим изобретением понятия античности, родившимся в конце XV в., и вскоре за искусственным отнесением этой «античности» в глубокую древность, что было проделано во второй половине XVI в.
Изобретение термина «Средневековье» приписывают малоизвестному гуманисту Флавию Бьондо (1392–1463), будто бы запустившему его в своём историческом произведении, опубликованном посмертно в 1559 году «Три декады истории начиная с упадка Римской империи» (Historiarum ab inclinatione romani imperii decades), и определившим этот период рамками от взятия Рима Аларихом (согласно традиционной хронологии, 24 августа 410 года) до 1440 года. Франческо Петрарке (якобы, 1304–1374) приписывают изобретение термина «Тёмные Века».
Но гуманисты XV века не предполагали, что между их собственным временем и временем идеальной античности пролегают полтора тысячелетия, и по—видимому считали, что с античных времён прошло лишь несколько сот лет. Они выставляли себя чуть ли не непосредственными потомками Библейских и античных героев, изображая их в современном себе антураже (например — Петрарка писал письма Цицерону и даже получал от него ответы). Согласно статистическим результатам НХ, из этого следует, что в XV веке в глобальную хронологию ещё не был вставлен «христианский» хронологический сдвиг в 1053 года.
Он был привнесён христианскими астрологами и богословами несколько позже, и окончательно закреплён работой Д. Петавиуса. В результате этой ошибки европейские учёные XVI—XVII вв., глядя на светскую историю человечества, видели между веками Античной Римской империи и временем возрождения античности огромный хронологический провал, заполненный культурной пустотой и мраком. Можно представить себе это ощущение, вспомнив, что в те времена лишь только начинали складываться представления о Греческой империи, позднее в XIX в. названной «Византийской», а также — об империи Карла Великого.
И вот этот искусственно созданный временной колодец был назван «Тёмными Веками», Средневековьем. В представлениях традиционных историков его заполняли нашествия диких и варварских орд, разрушивших Римскую империю, междоусобные войны и эпидемии «чёрной смерти». Вся наука, культура, и сам язык античности умерли, похороненные невежественными христианскими монахами.
Учёный XVI—XVII вв. был в своей массе догматик и софист, его ум был заполнен мифологическими представлениями заимствованными из бестиариев, Библии и её толкований, и поэтому он даже не задумывался о том — каким образом высочайшие произведения древности, от материальных — из камня, металла и пергамента, до таких эфемерных, как язык — из колебаний воздуха, могли быть доставлены ему сквозь полтора тысячелетия в достаточно сохранном виде? Без божественного вмешательства этого произойти никак не могло, но и жизнь книжника того времени происходила в окружении чудес, поскольку само существование в обстановке феодального произвола, антисанитарии и низкого уровня производства была ежедневным чудом выживания.
Конструкция Средневековья удовлетворяла и клерикалов всех конфессий, и их критиков—гуманистов. Церковные иерархи Рима при помощи Средневековья отодвигали в глубину прошлого евангельские события, снимали с себя подозрения в соучастии преследования Христа и его первых апостолов, реальные фигуры которых обезличили и назвали еретиками: катарами, вальденсами, манихеями, отступниками от истинного христианства, насаждаемого Священной Инквизицией. Протестантские учёные, в свою очередь, все были выходцами из католической науки, психологически, морально и интеллектуально мало отличаясь от папистов в этом отношении. Светские гуманисты же использовали Средневековье как жупел, символизирующий логический результат всевластия Церкви и знати. Таким образом, изобретение Средневековья удовлетворяло всех, чьё мнение имело какое—то значение в ту эпоху.
К XVIII—XIX вв., с падением тирании религиозных догм, война просвещения с клерикализмом несколько поутихла. На осколках Империи сложилось множество карликовых государств, правители которых мечтали о собственной великой истории. Резерв для таких предвзятых поисков обеспечили те же «Тёмные Века» — поскольку там ничего не было, там можно было разместить множество легенд: о Меровингах и Карле Великом, о Гаральде Косматом и Вильгельме Завоевателе, о Киевской Руси и монголо—татарском иге. Этими трудами искусственное Средневековье заполнилось приятными во всех отношениях картинами, сказки стали былью, и вот в XX веке поднимаются голоса историков, сообщая о том, что никаких, дескать, «Тёмных Веков» и не было! Средневековье было, а их — нет.
Интересно вспомнить, что вскоре за первыми широкими публикациями по НХ исследователь из Германии Гериберт Иллиг (H. Illig), покопавшись в «документах» эпохи Каролингов, обнаружил полную их подложность, и опубликовал на эту тему несколько своих книг. Подойти к более радикальным выводам он не осмелился, не располагая необходимым научным методом для такой работы.
Решение проблемы Тёмных Веков в НХ
Согласно Новой Хронологии, Средневековье не является реальным историческим периодом, а эволюция человеческого общества не претерпевала столь катастрофических упадков, каковые представляют из себя «Тёмные Века». Античность и архаика зародились в «Высоком Средневековье» примерно в IX—X вв. н.э., и это время совпадает с зарождением человеческой цивилизации вообще. Только в Возрождение мнимая и фантомная «Античность» достигла своих высочайших образцов благодаря трудам известных и забытых гениев культуры. О том же повествует и теория «Непрерывной преемственности человеческой культуры» Н.А. Морозова, хотя он относил начало цивилизации к концу III в. н.э.
Мнения
- «... Место действия переместилось на Восток — в Аравию, Индию и Китай. Европа погрузилась в «тёмные века», и хотя они были не такими уж тёмными, какими их нередко изображают, но всё же тёмными в достаточной мере. Распространение христианства возымело тот плачевный побочный эффект, что знание и учёность сконцентрировались в церквях и монастырях. Многие монахи переписывали работы великих математиков, таких как Эвклид, но лишь очень немногие из них понимали, что они переписывают. Древние греки были в состоянии с двух сторон прорыть туннель через гору так, чтобы обеспечить встречу посередине; способ же, которым ранние англосаксы проводили землемерные работы, состоял в том, чтобы разложить в поле план в масштабе 1:1. Даже понятие изображения, сделанного в определённом масштабе, было утеряно. Если бы англосаксы пожелали создать точное изображение Англии, им пришлось бы сделать его размером с Англию. Их карты обычного размера были крайне неточными. К концу пятнадцатого столетия фокус математической активности снова сдвинулся в сторону Европы. На Среднем и Дальнем Востоке подошёл к концу заряд креативности, а Европа включила второе дыхание, освобождаясь от объятий Римской церкви и страха перед всем новым. По иронии судьбы новым центром интеллектуальной активности становится Италия — по мере того как Рим ослаблял хватку в своём собственном тылу. ...» (И. Стюарт «Истина и красота: Всемирная история симметрии»,— М.: Астрель: CORPUS, 2010, стр. 85)
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. «Средневековый мир в терминах, именах и названиях: Словарь—справочник»,— Мн.: Беларусь, 1999, 383 с.
- Фоменко А.Т. «Античность — это Средневековье»,— СПб: Нева, Олма Медиа Групп, 2005, 768 с.
Ссылки
- Иллиг Гериберт Выдуманные Средние века, выступление на Конференции в Торонто, 28—30 июня 2005