Отзыв профессора Шилова: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(прод.)
(вф)
Строка 20: Строка 20:
  
 
== Был ли древний мир? ==
 
== Был ли древний мир? ==
Недавно на нашем факультете состоялся доклад М.М. Постникова о сомнительности общепринятой хронологии древней истории. Докладчик привел сравнительные диаграммы академика Н.А. Морозова. Оказывается, последовательность времен правления правителей древнего Рима в период с –1–го до +2–го века в точности совпадает с аналогичной последовательностью в период  с +2-го века по +5-й век. Так как вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10<sup>-20</sup> , делается вывод, что в действительной истории не было двух периодов один за другим, а был только один период: он породил  описание на разных языках, а хронисты 8–9 века, впервые устанавливавшие хронологию Рима, не сумевшие (или не пожелавшие) найти истину, решили, что перед ними описания двух разных периодов и расположили их последовательно.
+
Недавно на нашем факультете состоялся доклад [[Постников, Михаил Михайлович|''М.М.&nbsp;Постникова'']] о сомнительности общепринятой хронологии древней истории. Докладчик привел сравнительные диаграммы академика [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А.&nbsp;Морозова'']]. Оказывается, последовательность времен правления правителей [[Древний Рим|древнего Рима]] в период с –1–го до +2–го века в точности совпадает с аналогичной последовательностью в период  с +2–го века по +5–й век. Так как вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10<sup>–20</sup> , делается вывод, что в действительной истории не было двух периодов один за другим, а был только один период: он породил  описание на разных языках, а хронисты 8–9 века, впервые устанавливавшие [[Хронология|хронологию]] Рима, не сумевшие (или не пожелавшие) найти истину, решили, что перед ними описания двух разных периодов и расположили их последовательно.
 
   
 
   
Нетрудно понять, что такое заключение переворачивает все наши представления о древней истории. Открытие Н.А Морозова было опубликовано в 1924 году в I томе его сочинения «Христос» (все семь томов этого сочинения, выходившие у нас с 1924 по 1932 год, имеются в Фундаментальной библиотеке МГУ на Моховой). Следует заметить, что за прошедшее время оно не нашло сторонников; пока ещё ни один историк не присоединился к концепции Морозова. А ведь в ХХ веке многие сенсационные открытия завоевали себе признание! Не будучи историком, я не собираюсь критиковать теорию Н.А. Морозова по существу. Но я хочу напомнить историю другого открытия.
+
Нетрудно понять, что такое заключение переворачивает все наши представления о древней истории. Открытие ''Н.А.&nbsp;Морозова'' было опубликовано в [[1924]] году в I томе его сочинения [[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос»]] (все семь томов этого сочинения, выходившие у нас с [[1924]] по [[1932]] год, имеются в Фундаментальной библиотеке [[Московский государственный университет|МГУ]] на Моховой). Следует заметить, что за прошедшее время оно не нашло сторонников; пока ещё ни один историк не присоединился к концепции ''Морозова''. А ведь в ХХ веке многие сенсационные открытия завоевали себе признание! Не будучи историком, я не собираюсь критиковать теорию ''Н.А.&nbsp;Морозова'' по существу. Но я хочу напомнить историю другого открытия.
  
В 1877 году итальянский астроном Скиапарелли направил усовершенствованный им телескоп на Марс и увидел там систему прямых линий. Телеграф разнес сообщение: каналы! На Марсе развитая цивилизация! Еще бы вероятность случайного образования рисунка Скиапарелли имеет порядок 10<sup>-20</sup> , значит, они неслучайны, значит, они свидетельство Разума! Но прошло время, на Марс были направлены более мощные телескопы, и строгие линии «каналов» превратились в неправильные цепочки пятен. Гипотеза о о высокой марсианской цивилизации, увы, рассыпалась. Вот вам и вероятность 10<sup>-20</sup>!
+
В [[1877]] году итальянский астроном ''Скиапарелли'' направил усовершенствованный им телескоп на Марс и увидел там систему прямых линий. Телеграф разнес сообщение: каналы! На Марсе развитая цивилизация! Еще бы вероятность случайного образования рисунка ''Скиапарелли'' имеет порядок 10<sup>–20</sup> , значит, они неслучайны, значит, они свидетельство Разума! Но прошло время, на Марс были направлены более мощные телескопы, и строгие линии «каналов» превратились в неправильные цепочки пятен. Гипотеза о высокой марсианской цивилизации, увы, рассыпалась. Вот вам и вероятность 10<sup>–20</sup>!
  
Н.А. Морозов утверждает, что вся так называемая древняя история сочинена авторами средневековья и раннего Возрождения. Если так, то последующие открытия независимых литературных и археологических памятников неизбежно должны были бы рано или поздно приходить в противоречие с этой «выдуманной» древней историей, которую мы учили в школе. Интересно, что сказал бы Н.А. Морозов об открытиях 50гг. в районе Мертвого моря. Рукописи, найденные там в огромном количестве, пока что полностью совместимы с «выдуманной» древней историей; наоборот, они не укладываются в теорию Морозова, поскольку он отвергает (по «физико-географическим соображениям») саму возможность существования древней цивилизации в Палестине, а библейский Иерусалим отождествляет с Помпеей, погибшей при извержении Везувия.
+
''Н.А.&nbsp;Морозов'' утверждает, что вся так называемая древняя история сочинена авторами средневековья и раннего [[Возрождение|Возрождения]]. Если так, то последующие открытия независимых литературных и археологических памятников неизбежно должны были бы рано или поздно приходить в противоречие с этой «выдуманной» древней историей, которую мы учили в школе. Интересно, что сказал бы ''Н.А.&nbsp;Морозов'' об открытиях [[1950|50]]–х гг. в районе Мертвого моря. [[Свитки Мёртвого Моря|Рукописи]], найденные там в огромном количестве, пока что полностью совместимы с «выдуманной» древней историей; наоборот, они не укладываются в теорию ''Морозова'', поскольку он отвергает (по «физико-географическим соображениям») саму возможность существования древней цивилизации в Палестине, а библейский [[Иерусалим]] отождествляет с [[Помпеи|Помпеей]], погибшей при извержении [[Везувий|Везувия]].
  
В общем, чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников. Иначе она разделит судьбу теории Морозова, к которой никто из ученых не относится серьезно.
+
В общем, чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников. Иначе она разделит судьбу [[Теория|теории]] ''Морозова'', к которой никто из ученых не относится серьезно.
  
  

Версия 13:50, 6 июля 2011

Шилов Георгий Евгеньевич (3 февраля 1917, Иваново — 17 января 1975, Москва) — российский математик, профессор Киевского государственного университета (19521954) и Московского университета (кафедра ТФФА мех–мата, 19541975), специалист по теории функций, коммутативным банаховым алгебрам и обобщённым функциям. Ученик Израиля Моисеевича Гельфанда. Учеником Г.Е. Шилова был болгарский новохронолог Йордан Табов.

Общенаучные интересы

К интересам Г.Е. Шилова, помимо математики, относилась классическая музыка — он прекрасно играл на рояле, пел оперные арии, а также философия науки. В его архиве имеются

  • отзыв на проект второго издания книги Бориса Владимировича Гнеденко «Очерки истории математики в России» 1952 года;
  • отзыв на «Очерки по истории математики» Никола Бурбаки 1963 года;
  • отзыв на статью «Математика» для БСЭ 1954 года Андрея Николаевича Колмогорова;
  • методологические замечания к переводу «Оснований современного анализа» Жана Александра Эжена Дьедонне 1964 года,
  • написаный под псевдонимом Георгий Кацивели трактат «Математика и действительность» 1975 года.

Г.Е. Шилов состоял в переписке с философом–марксистом Эвальдом Васильевичем Ильенковым, дискутируя с ним о роли науки в обществе.

Философские представления о науке Г.Е. Шилова эволюционировали от диалектического материализма к формализму Бурбаков, он имел собственные представления об истории развития науки, как пути от метафизики через диалектику к этапу формализации теорий. Негласно полемизируя с А.Н. Колмогоровым (а через него — с Фридрихом Энгельсом), в свои последние годы Шилов заявлял:

«Нет никаких переменных величин!»

Историю науки ранее XVIII века Г.Е. Шилов знал плохо, в своей периодизации он относил к метафизическому этапу всю науку вплоть до Ньютона. Историю древности он также знал лишь на школьном уровне, а Священную историю (Библейскую историю, лежащую в фундаменте традиционной истории), в силу атеистического воспитания, не знал совершенно.

Сохранился отзыв Г.Е. Шилова на выступление профессора Михаила Михайловича Постникова, пересказавшего в каком–то виде теорию Николая Александровича Морозова. Эту теорию Георгий Евгеньевич не принял категорически, судя по аргументам, вполне доверяя работе современных ему историков.

Следующий текст хранится в печатном виде в личном фонде профессора Г.Е. Шилова, в Центральном Московском архиве–музее личных собраний (ЦМАМЛС, ф.167, оп.2, дело 100, лист 1). Текст подписан «Г.Е. Шилов», дата не указана, но есть примечание о том, что он не ранее 1963 года.

Был ли древний мир?

Недавно на нашем факультете состоялся доклад М.М. Постникова о сомнительности общепринятой хронологии древней истории. Докладчик привел сравнительные диаграммы академика Н.А. Морозова. Оказывается, последовательность времен правления правителей древнего Рима в период с –1–го до +2–го века в точности совпадает с аналогичной последовательностью в период с +2–го века по +5–й век. Так как вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10–20 , делается вывод, что в действительной истории не было двух периодов один за другим, а был только один период: он породил описание на разных языках, а хронисты 8–9 века, впервые устанавливавшие хронологию Рима, не сумевшие (или не пожелавшие) найти истину, решили, что перед ними описания двух разных периодов и расположили их последовательно.

Нетрудно понять, что такое заключение переворачивает все наши представления о древней истории. Открытие Н.А. Морозова было опубликовано в 1924 году в I томе его сочинения «Христос» (все семь томов этого сочинения, выходившие у нас с 1924 по 1932 год, имеются в Фундаментальной библиотеке МГУ на Моховой). Следует заметить, что за прошедшее время оно не нашло сторонников; пока ещё ни один историк не присоединился к концепции Морозова. А ведь в ХХ веке многие сенсационные открытия завоевали себе признание! Не будучи историком, я не собираюсь критиковать теорию Н.А. Морозова по существу. Но я хочу напомнить историю другого открытия.

В 1877 году итальянский астроном Скиапарелли направил усовершенствованный им телескоп на Марс и увидел там систему прямых линий. Телеграф разнес сообщение: каналы! На Марсе — развитая цивилизация! Еще бы — вероятность случайного образования рисунка Скиапарелли имеет порядок 10–20 , значит, они — неслучайны, значит, они — свидетельство Разума! Но прошло время, на Марс были направлены более мощные телескопы, и строгие линии «каналов» превратились в неправильные цепочки пятен. Гипотеза о высокой марсианской цивилизации, увы, рассыпалась. Вот вам и вероятность 10–20!

Н.А. Морозов утверждает, что вся так называемая древняя история сочинена авторами средневековья и раннего Возрождения. Если так, то последующие открытия независимых литературных и археологических памятников неизбежно должны были бы рано или поздно приходить в противоречие с этой «выдуманной» древней историей, которую мы учили в школе. Интересно, что сказал бы Н.А. Морозов об открытиях 50–х гг. в районе Мертвого моря. Рукописи, найденные там в огромном количестве, пока что полностью совместимы с «выдуманной» древней историей; наоборот, они не укладываются в теорию Морозова, поскольку он отвергает (по «физико-географическим соображениям») саму возможность существования древней цивилизации в Палестине, а библейский Иерусалим отождествляет с Помпеей, погибшей при извержении Везувия.

В общем, чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников. Иначе она разделит судьбу теории Морозова, к которой никто из ученых не относится серьезно.


См. также

Ссылки