Дунс, Иоанн: различия между версиями
Salex (обсуждение | вклад) (Восстановление статьи) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 22:45, 11 ноября 2008
Иоанн Дунс Скот, Ioannis Duns Scotus, Johannes Dunsius Scotus (якобы, 1265, где–то в Британии – 8 ноября 1308, Кёльн) — выдающийся схоласт Средневековья, теолог, философ, астролог и математик. Был прозван Doctor subtilis (Тонкий Доктор), также Doctor Marianus (Доктор Марии). 20 марта 1993 года причислен к лику блаженных Католической Церкви. Скорее всего является фантомным отражением английского математика, астролога и философа Джона Ди
- «Nihil aliud a voluntate est causa totalis volitionis in voluntate».
- (Ничто иное, как сама воля есть исчерпывающая причина волеизъявления)
- Иоанн Дунс Скот
Содержание
Официальная биография
Считается, что Иоанн Дунс родился между 1245 и 1275 годами либо в городе Дунсе (в Южной Шотландии, графство Бервик), либо, по другим предположениям, — в городе Дунстан Нортумберланда или в Ирландии, как считал его первый биограф, ирландец Лука Уоддинг. Фамилия Дунс, как и предполагаемые места его рождения, по–английски означают "дюны", "холмы". Скотом его прозвали во Франции, как англичанина (шотландца, ирландца) или же в Англии, как шотландца.
В настоящее время Иоанна Дунса принято считать шотландцем — якобы в ХХ веке найдены документы, окончательно это подтверждающие. Будто бы ещё в XVIII веке старожилы ещё указывали место, где стоял дом, в котором родился Иоанн Дунс, сам же дом, как и весь шотландский средневековый городишко Дунс (Данс), был стёрт с лица земли англичанами в 1545 году, после чего был отстроен заново. В нём–то и располагаются памятник и мемориальная доска Дунса Скота, установленные в 1966 году в честь его семисотлетия.
Датами рождения Дунса Скота ранее чаще всего назывались 1245, 1266 и 1274 годы, пока францисканец Евгений Лонпрэ в 1929 году не обнаружил неведомо где списки рукоположений Линкольнского епископа Оливера Саттона с 1290 по 1291 годы, где под 1291 годом указано имя Иоанна Дунса Скота. Было решено, что в то время священный сан присваивали в 25–ти летнем возрасте и тем самым оказалось, что выдающийся философ родился примерно в 1266 году. Из таких же арифметических соображений предполагают, что Иоанн Дунс родился между 23 декабря 1265 года и 17 марта 1266 года. Принято приурочивать его день рождения к 27 декабря 1265 года — дню Иоанна Богослова.
Отец Иоанна был небогатым дворянином, звали его Нинианом, имя матери установить не удалось. Дядя Иоанна по отцу, Илья Дунс, был функционером францисканского ордена и повёл племянника по своим стопам.
В 1280 Иоанн Дунс стал новициатом (послушником) францисканского ордена и в 1281 принял монашеские обеты. Но и это мнение считалось недостоверным ещё в конце XIX века (что отражено в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»).
В 1281–1291 Иоанн учился во францисканской школе Хаддингтона, затем в университетах Нортхемптона, Оксфорда, возможно — Парижа. Этот период его жизни восстанавливается предположительно. Его учителем в Оксфорде считают Уильяма Уэрского, Doctor Fundatis (Основательного Доктора), одного из сторонников теории «Непорочного Зачатия Девы Марии».
Как указано выше, 17 марта 1291 Иоанн Дунс Скот был посвящён в сан священника в церкви св. Андрея города Нортхемптона епископом Линкольнским Оливером Саттоном.
В 1292–1297 годах Иоанн Дунс учился на богословском факультете Парижского университета, его учителем считают профессора Гонсалва Испанского, сторонника теории неограниченной свободы человеческой воли, ставшего в 1304 году францисканским генералом.
В 1296–1297 году Иоанн получил все последовательные степени бакалавров теологии (baccalaureus biblicus, sententiarius, formatus) и вернулся в Англию. Сначала в 1297–1300 годах он преподаёт в Кембриджском университете, а затем в 1300–1302 годах — в Оксфордском университете (или наоборот). В это время он написал два сочинения с комментариями к схоласту Петру Ломбардскому. Его труды были замечены начальством и в 1302 году Дунса направили в Сорбонну для защиты докторской диссертации. Здесь он пишет третье сочинение по Петру Ломбардскому, но в это время разгорается конфликт между французским королём Филиппом IV Красивым и римским папой Бонифацием VIII по поводу имущества церкви и её духовной и светской власти. Римский папа собирался отлучить короля от церкви, а король — собрать собор для низложения папы. 25–28 июня 1303 года Дунс Скот, в числе 87 францисканцев отказывается подписать документ против папы и вынужденно покидает Париж, возможно возвратившись в Оксфорд (во время того конфликта слуги короля убили Бонифация VIII). О твёрдости и отваге Иоанна Дунса вспомнили в середине XVI века, в начале английских религиозных войн, и тогда он получил прозвание Hercules Papistarum (Геркулес Папистов).
Следующий папа Бенедикт XI занял по отношению к Филиппу IV примиренческую позицию и в 1304 году умер, отравившись фигами. Его сменщик, Климент V, француз по происхождению, решил доверить свою охрану Филиппу Красивому, переселившись в 1305 году из Рима в Авиньон. Так началось «Авиньонское пленение пап» длившееся 70 лет. Споры с французским королём были забыты и в том же 1305 году Иоанн Дунс Скот возвратился в Париж для защиты докторской диссертации, в которой отстаивал (против доминиканцев–томистов) изначальную непорочность Пресвятой Девы (Immaculata Conceptio).
По легенде, на этом диспуте произошло чудо в пользу Дунса Скота: мраморная статуя Богородицы одобрительно кивала ему головою. Именно благодаря этому успешному выступлению Иоанна Дунса прозвали Doctor Marianus (Доктор Марии). Исторически достоверно, что два столетия спустя парижский университет признал доводы Дунса Скота настолько убедительными, что постановил требовать от всех ищущих ученой степени клятвенного исповедания веры в непорочное зачатие Богоматери (за несколько веков до провозглашения этого догмата папою Пием IX, 8 декабря 1854 года).
В 1306–1307 годах Дунс Скот профессорствует в Парижском университете, пишет очередные комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского, но внезапно в 1307 переезжает в Кёльн. Причины такой перемены точно неизвестны. Предполагают, что генерал францисканцев Гонсалво Испанский хотел защитить своего ученика от обвинения в ереси или спасти от участия в процессе тамплиеров.
В 1307–1308 Дунс Скот преподаёт в Кёльнской францисканской школе в качестве magister regens (главы заведения).
Иоанн Дунс Скот умер от апоплексического удара 8 ноября 1308 года.
Посмертное признание
Дунса Скота похоронили во францисканской готической церкви города Кёльна, но гробницу схоласта неоднократно переносили и перестраивали. Первое перенесение мощей его первый биограф Лука Уоддинг относил ко времени папы–францисканца Сикста IV (1471–1484). Второе перенесение мощей 1509–1513 годов считается документированным более надёжно и примерно к тому же времени относят признание его мариологической теории в ведущих богословских университетах. Будто бы 30 августа 1509 года обнаружили нетленные останки Иоанна Дунса Скота и начали сооружать ему величественный саркофаг, украшенный портретами покойного, богословов–францисканцев и классической латинской эпитафией.
Через сто лет, 13 января 1619 года, саркофаг Дунса Скота перенесли в другое место, но 6 июля 1643 года останки философа потревожили ещё раз из–за перестройки всей церкви.
В 1639 году францисканец Лука Уоддинг (Ваддинг) издаёт в Лионе 12 томов полного собрания сочинений Дунса Скота, там же, в 1644 году, он издаёт жизнеописание Иоанна Дунса. Критическое переиздание полного собрания сочинений начато осуществляться специальной (скотистской) комиссией Ватикана в 1938 году.
В 1706 году с научного исследования нетленных останков Иоанна Дунса Скота начался процесс его католической беатификации, закончившийся в 1993 году причислением его к лику «блаженных».
Останки Дунса Скота эксгумировали ещё дважды: 23 сентября 1858 года в связи с канонизацией догмата о «Непорочном Зачатии Девы Марии» и в 1954 году непонятно по какому поводу. В 1956 году его саркофаг вернули в церковь францисканцев Minoritenkirche.
В 1966 году папа Павел VI (1963–1978) в булле Alma parens признал величие учения Дунса Скота. 15 ноября 1980 года папа Иоанн Павел II (1978–2005) первым из римских пап посещает его могилу. 20 марта 1993 года Иоанн Дунс Скот признан «блаженным» Католической Церкви. Тем самым, Дунс Скот удостоился церковного почитания, но не поклонения.
Труды и Деяния
По преданию, Дунс Скот казался в первой молодости чрезвычайно тупоумным и лишь после одного таинственного видения стал обнаруживать свои богатые духовные силы. Впрочем, аналогичную историю рассказывают и про его философского конкурента, покровителя доминиканцев, Доктора Католической Церкви, Фому Аквинского (якобы, 1225–1274). Кроме богословия и философии, Иоанн Дунс приобрел обширные сведения в языкознании, математике, оптике и астрологии.
В своём философском учении Дунс Скот решительно отделял религиозную веру от знания, и считал теологию наукой более воспитательной и практической, чем познавательной и теоретической.
Его мнения насчёт сверхдолжных заслуг католической церкви и возможности эти заслуги одалживать грешникам были канонизированы на Тридентских соборах 1545–1564 годов.
Первым из христианских философов он высказался об эволюции, саморазвитии вселенной, а также о свободе человеческой воли. Основанием человеческой нравственности Дунс Скот считал стремление к блаженству, выражающимся в слиянии с Богом. Вместе с тем он был близок несторианству, утверждая, что Иисус Христос родился совершенным человеком и лишь позднее стал Сыном Божьим.
Философы обнаружили у Дунса Скота некоторые зачатки будущих теорий Лейбница, Шопенгауэра, Хайдеггера и прочих экзистенциалистов.
Сочинения Иоанна Дунса Скота делятся на три категории: комментарии, диспуты и трактаты:
- философские комментарии к Аристотелю и Порфирию (7 книг), до 1300 года
- богословские комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского (13 разнородных книг), после 1300
- богословские диспуты в Париже (3 книги)
- трактаты (2 сочинения)
Главный его труд «Ordinatio» (Opus Oxoniense), курс его богословских лекций в Оксфорде и Париже, оказался неоконченным. Большинство его трудов представляют собою записи других лиц, ему приписывалось множество произведений, отвергаемых современными историками церкви. Такие произведения входят в Полное собрание сочинений Дунса Скота, выполненное Лукой Уоддингом в 1639 году. Оно перепечатывалось в 1891–1895 годах (26 томов) и в 1968–1969 годах (репринт издания Уоддинга).
Современное критическое издание (то есть — с существенным исправлением текстов ради согласования с традиционными историческими мнениями) началось в 1923 году с работы историка–францисканца, отца Евгения Лонпрэ. В 1927 году на капитуле францисканского ордена в Ассизи создана Скотистская секция, преобразованная в 1938 году в Скотистскую комиссию под руководством историка, отца Кароля Балича. Все вместе они сделали грандиозную работу: собрали тексты, отрывки, комментарии, перекрёстные ссылки и цитаты Дунса Скота. Первые два тома вышли в 1950 году, к 2001 году издано 11 томов. По всей видимости, издатели исключили всё, что не совпадает с каноническим представлением о Дунсе Скоте.
Реконструкция
Иоанн Дунс Скот — рядовой пример фантома в традиционной истории. Одна из ипостасей реального исторического лица (в данном случае — от разностороннего английского учёного Джона Ди отделились его богословские идеи) отрывается от своего хозяина и начинает своё независимое призрачное существование. Со временем, благодаря работе историков, богословов, филологов, издателей и переводчиков призрак обрастает исторической плотью, становится похожим на реальную фигуру прошлого. Но некоторые признаки такой искусственной исторической псевдоличности выдают её фантомное происхождение:
- фантом, как правило, поселён традиционными историками в более отдалённые от нас времена, чем его оригинал
- так же, как правило, — фантома поселяют в допечатную эпоху, приписывая ему множество несохранившихся произведений, дошедших до современности в редакции учёных Ренессанса и более поздних времён
- фантом обладает своеобразной целостностью характера, его судьба прямолинейна, убеждения его ясны, творческое наследие тематически однородно
- историографическое исследование фантомного наследия показывает, что интерес к нему возникает лишь в позднюю эпоху и, как правило — тогда, когда творит его реальный исторический прототип
- каждый фантом обедняет свой прототип в какой–то одной сфере деятельности, в биографии оригинального учёного возникают лакуны, его творчество испытывает неожиданные и ничем не объяснимые многолетние спады
В отношении Дунса Скота и его прототипа Джона Ди эти эвристические законы подтверждаются следующими наблюдениями:
- несмотря на свою славу всестороннего учёного, обладавшего учёными степенями и занимавшего профессорские кафедры разных университетов, Джон Ди остаётся в истории колдуном, некромантом и прорицателем, а ведь эти занятия были небезобидны во времена инквизиции и религиозной нетерпимости, которые его окружали
- творческое наследие Джона Ди потеряно, несмотря на значительную прижизненную славу, отсутствует даже место его захоронения
- Джон Ди встречает свою зрелость творческим бесплодием — ему приписывают лишь одну книгу «Ключи Еноха» сомнительного происхождения, обнаруженную гораздо позднее его смерти
- у Джона Ди не осталось ни одной работы на религиозную тему, что невозможно для учёного такого уровня, работавшего в университетах — религиозных институтах того времени
- в свою очередь у Иоанна Дунса Скота потеряна первая половина биографии, та, которая неплохо прописана у Джона Ди
- Иоанн Дунс Скот имеет славу разностороннего учёного, но всё его наследие представляет собою пережёвывание тривиальных схоластических идей, филологических латинских упражнений, ставших популярными лишь в середине XVI века, то есть — через два столетия после его предполагаемой кончины и во время жизни Джона Ди
- Иоанн Дунс Скот считается математиком и астрологом, но у него не упоминается ни одной математической или астрологической работы
- Иоанн Дунс Скот совершенно не интересуется прикладной наукой, белой магией, а это занятие характерно для всех учёных догалилеевского времени
- в биографии Иоанна Дунса Скота, как и у Джона Ди есть эпизоды гонений по обвинению в ереси со стороны мракобесов и противников науки, совершенно необъяснимые в отношении Дунса Скота, и по всей видимости, ипостась учёного–еретика у Джона Ди вобрал фантомный Иоанн Скот Эригена, полный единомышленник Иоанна Дунса Скота в богословском вопросе о свободе человеческой воли, якобы живший в IX веке н.э.
- документально подтверждённое захоронение Дунса Скота в г. Кёльне возникает лишь после смерти Джона Ди, сообщения о предыдущих переносах и перестройках гробницы недостоверны и имеют отвлекающий характер
Если в рамках Новой Хронологии совершенно очевидно, что Иоанн Дунс Скот и тем более — Иоанн Скот Эригена, являются фантомными персоонажами, тогда возникает законный вопрос — отчего именно Джона Ди необходимо считать их оригиналом? Разве не могли они быть литературными героями без прототипов, или не мог бы быть их прототипом кто–либо иной?
Ответ здесь будет не вполне исчерпывающим тему. В принципе, возможно существование чисто литературных фантомов, хотя практика показывает существование прототипов даже у главных персонажей искусственных сказок (например, Алааддин французской «сказки 1001 ночи» является романтическим отражением Ала–ад–Дина Хасана ас Сабаха, тот в свою очередь — отражение Иисуса Навина и Иисуса Христа). Упомянутых фантомных схоластов Средневековья объединяют с Джоном Ди несколько характерных качеств, которые не было надобности искажать традиционным историкам:
- они являются признанными европейскими учёными католической веры
- родились то ли в Ирландии, то ли в Шотландии, о чём свидетельствуют и их прозвища «Скот» и «Эригена»
- путешествовали по Европе, найдя пристанище во Франции
- преследовались рьяными папистами по обвинению в ереси
- популярность Дунса Скота приходится на время жизни Джона Ди, и на то же время приходится запрещение трудов Эригены «Индексом запрещённых книг»
- мариологическая теория Дунса Скота отражают эпизод службы Джона Ди у английской королевы Марии I Тюдор (Кровавой), но, конечно, была существенно дополнена в более позднее время, поскольку является выражением схоластических идей о незаслуженной благодати, лежащей в основе католической практики торговли такой благодатью (индульгенции)
Этих коротких наблюдений вполне достаточно для обоснования указанных параллелизмов, а строгое их доказательство — задача для будущих времён.