«Христос» Н.А. Морозова: различия между версиями
(эпиграф) |
м (→История «Христа») |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Третье издание этой книги издательство ''Саблина'' выпустило в [[1910]] году. Но теперь обскуранты из среды историков и богословов воспользовались обстановкой послереволюционной реакции – они организовали заговор против «новой хронологии» ''Н.А. Морозова'' и, изображая верноподданнические чувства, написали доносы в «компетентные» инстанции, в результате которых дальнейшие выступления на тему [[Апокалипсис|''«Апокалипсиса»'']] были запрещены [[Священный Синод|Священным Синодом]]. Такое отношение русского правительства к научному исследованию древности привлекло внимание европейских учёных: немецкий перевод книги об [[Апокалипсис|''«Апокалипсисе»'']], с предисловием историка ''Артура Древса'', был опубликован в Штутгарте в [[1912]] году. В силу естественно—научной неподготовленности западных историков, его теория не получила развития вне России, но привнесла сумятицу в стройные дотоле ряды, отозвавшись новоапокалиптическими теориями катастроф, концов истории, цивилизации, и Европы в частности, которые имеют академических приверженцев на Западе и по сей день. | Третье издание этой книги издательство ''Саблина'' выпустило в [[1910]] году. Но теперь обскуранты из среды историков и богословов воспользовались обстановкой послереволюционной реакции – они организовали заговор против «новой хронологии» ''Н.А. Морозова'' и, изображая верноподданнические чувства, написали доносы в «компетентные» инстанции, в результате которых дальнейшие выступления на тему [[Апокалипсис|''«Апокалипсиса»'']] были запрещены [[Священный Синод|Священным Синодом]]. Такое отношение русского правительства к научному исследованию древности привлекло внимание европейских учёных: немецкий перевод книги об [[Апокалипсис|''«Апокалипсисе»'']], с предисловием историка ''Артура Древса'', был опубликован в Штутгарте в [[1912]] году. В силу естественно—научной неподготовленности западных историков, его теория не получила развития вне России, но привнесла сумятицу в стройные дотоле ряды, отозвавшись новоапокалиптическими теориями катастроф, концов истории, цивилизации, и Европы в частности, которые имеют академических приверженцев на Западе и по сей день. | ||
− | К развитию исторической темы [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозова'']] подтолкнуло годичное заключение [[1912]]—[[1913]] гг. в связи с публикацией в [[1910]] году московским издательством Скорпион его юношеских атеистических стихотворений ''«Звёздные песни»''. Во время этого заключения, также окончившегося амнистией, ''Н.А. Морозов'' выучил еврейский язык с его диалектами, пополнив дюжину иностранных языков, которыми он активно владел. В результате вынужденного отрыва от внешнего мира была написана вторая книга по библейской истории: | + | К развитию исторической темы [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозова'']] подтолкнуло годичное заключение [[1912]]—[[1913]] гг. в связи с публикацией в [[1910]] году московским издательством Скорпион его юношеских атеистических стихотворений ''«Звёздные песни»''. Во время этого заключения, также окончившегося амнистией, ''Н.А. Морозов'' выучил еврейский язык с его диалектами, пополнив дюжину иностранных языков, которыми он активно владел. В результате вынужденного отрыва от внешнего мира была написана вторая книга по библейской истории: |
* ''«Пророки: История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика»'',— М.: Сытин, [[1914]], 310 с. | * ''«Пророки: История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика»'',— М.: Сытин, [[1914]], 310 с. | ||
− | Следом ''Н.А. Морозов'' публикует филологический задел для своей теории — статьи: | + | Следом ''Н.А. Морозов'' публикует филологический задел для своей теории — статьи: |
* ''«Древняя кабалистика, как предчувствие грядущего могущества слова» // «Новое слово»'', [[1914]], №1, стр. 76—84; №2, стр. 17—25 | * ''«Древняя кабалистика, как предчувствие грядущего могущества слова» // «Новое слово»'', [[1914]], №1, стр. 76—84; №2, стр. 17—25 | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
В [[1916]]—[[1917]] гг. [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозов'']] вместе с астрономом ''М.А. Вильевым'' разрабатывает и публикует упрощённые для расчёта таблицы движений Солнца, Юпитера и Сатурна; в [[1920]] году совместно с ''Н.Т. Турчиновичем'' выпускает таблицы для Марса; в [[1922]]—[[1923|23]] годах вместе с ''Н. Штауде'' публикует таблицы солнечных и лунных затмений, и тем самым открывает возможность другим исследователям для применения своего метода. В [[1921]] году ''Н.А. Морозов'' отдаёт в ОГИЗ первую книгу ''«Истории человеческой культуры»'', выход которой задерживается до [[1924]] года, несмотря на прямые указания ''В.И. Ленина'' и ''А.В. Луначарского''. Саботаж [[Мракобесие|мракобесов]] в государственном издательстве сумели переломить только угрозы революционной расправы со стороны ''Ф.Э. Дзержинского''. Ещё до того выход первого тома был обусловлен редактором ОГИЗ’а сменой названия книги на будто бы более привлекательное для читателя, но весьма сомнительное для идеологии атеистического государства — книга получила название ''«Христос»'', в честь одного из своих персонажей. Работа ''Морозова'' публиковалось по одному новому тому в один–два года, сопровождаясь при этом обвинениями в религиозной пропаганде со стороны тех же лиц, которые ранее обвиняли ''Морозова'' в атеизме. Издание вяло затихло на выпуске седьмого тома для спецхрана в [[1932]] году, когда историки раструбили, что теория ''Морозова'' противоречит историческим воззрениям ''К. Маркса'' и ''Ф. Энгельса''. Недопечатанные тома работы, лежавшие в издательстве, были злостно уничтожены, и о содержании их можно догадываться только по оставшимся в доме–музее ''Н.А. Морозова'' черновикам автора. | В [[1916]]—[[1917]] гг. [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозов'']] вместе с астрономом ''М.А. Вильевым'' разрабатывает и публикует упрощённые для расчёта таблицы движений Солнца, Юпитера и Сатурна; в [[1920]] году совместно с ''Н.Т. Турчиновичем'' выпускает таблицы для Марса; в [[1922]]—[[1923|23]] годах вместе с ''Н. Штауде'' публикует таблицы солнечных и лунных затмений, и тем самым открывает возможность другим исследователям для применения своего метода. В [[1921]] году ''Н.А. Морозов'' отдаёт в ОГИЗ первую книгу ''«Истории человеческой культуры»'', выход которой задерживается до [[1924]] года, несмотря на прямые указания ''В.И. Ленина'' и ''А.В. Луначарского''. Саботаж [[Мракобесие|мракобесов]] в государственном издательстве сумели переломить только угрозы революционной расправы со стороны ''Ф.Э. Дзержинского''. Ещё до того выход первого тома был обусловлен редактором ОГИЗ’а сменой названия книги на будто бы более привлекательное для читателя, но весьма сомнительное для идеологии атеистического государства — книга получила название ''«Христос»'', в честь одного из своих персонажей. Работа ''Морозова'' публиковалось по одному новому тому в один–два года, сопровождаясь при этом обвинениями в религиозной пропаганде со стороны тех же лиц, которые ранее обвиняли ''Морозова'' в атеизме. Издание вяло затихло на выпуске седьмого тома для спецхрана в [[1932]] году, когда историки раструбили, что теория ''Морозова'' противоречит историческим воззрениям ''К. Маркса'' и ''Ф. Энгельса''. Недопечатанные тома работы, лежавшие в издательстве, были злостно уничтожены, и о содержании их можно догадываться только по оставшимся в доме–музее ''Н.А. Морозова'' черновикам автора. | ||
− | Новая жизнь ''«Христа»'' началась с разложением коммунистического режима России: в [[1990]] году «Книжная палата» репринтно переиздаёт брошюру ''«Христос или Рамзес?»'' [[1924]] года (это фрагмент первого тома), в [[1991]] году в Москве Академия общественных наук репринтно публикует ''«Историю возникновения Апокалипсиса»'' – петербургское издание [[1907]] года. В [[1997]] году в ''«Новой хронологии Руси»'' [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовского'']] и [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] помещаются 10 страниц неопубликованных ранее рукописей [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозова'']] о русской истории, и наконец в этом же году московское издательство [[Крафт-Леан|Крафт+Леан]] приступает к опубликованию всех сохранившихся томов исследования ''Морозова'' [2]. К выходу книг причастен ''С.И. Валянский'', написавший предисловие к первому тому и к трём томам, собранным им по черновикам из дома–музея ''Морозова'' в Борках. С ним сотрудничали члены Совета по изучению научного наследия ''Н.А. Морозова'' (''В.Б. Бирюков'', ''С.В. Виноградов'', ''М.А. Кононов'', ''А.Г. Макаров'' и ''И.С. Недосекина'') и сотрудники дома–музея. Издательство Крафт+Леан начиная со II по VII тома печатает признательность ''О.А. Тиличкину'' за помощь в издании книг. | + | Новая жизнь ''«Христа»'' началась с разложением коммунистического режима России: в [[1990]] году «Книжная палата» репринтно переиздаёт брошюру ''«Христос или Рамзес?»'' [[1924]] года (это фрагмент первого тома), в [[1991]] году в Москве Академия общественных наук репринтно публикует ''«Историю возникновения Апокалипсиса»'' – петербургское издание [[1907]] года. В [[1997]] году в ''«Новой хронологии Руси»'' [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовского'']] и [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] помещаются 10 страниц неопубликованных ранее рукописей [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозова'']] о русской истории, и наконец в этом же году московское издательство [[Крафт-Леан|Крафт+Леан]] приступает к опубликованию всех сохранившихся томов исследования ''Морозова'' [2]. К выходу книг причастен ''С.И. Валянский'', написавший предисловие к первому тому и к трём томам, собранным им по черновикам из дома–музея ''Морозова'' в Борках. С ним сотрудничали члены Совета по изучению научного наследия ''Н.А. Морозова'' (''В.Б. Бирюков'', ''С.В. Виноградов'', ''М.А. Кононов'', ''А.Г. Макаров'' и ''И.С. Недосекина'') и сотрудники дома–музея. Издательство Крафт+Леан начиная со II по VII тома печатает признательность ''О.А. Тиличкину'' за помощь в издании книг. |
=== Содержание ''«Христа»'' === | === Содержание ''«Христа»'' === |
Версия 13:05, 20 августа 2010
«Христос» Н.А. Морозова — многотомный труд Н.А. Морозова «История человеческой культуры в естественно–научном освещении», итог его многолетних исторических исследований. Частично (в 7 томах) издан в 1924–1932 годах московско–ленинградским государственным издательством (ГИЗ), переиздан в расширенном до 10 томов виде в 1997–2003 году московским издательством Крафт+Леан. Часть материалов Н.А. Морозова к этому произведению была уничтожена органами советской политической и научно–исторической цензуры
- «Основная канва моей работы «Христос» заключается в том, что культурная жизнь человечества и даже его отдельных народов не шла то взад, то вперёд, как думают теперь историки, от расцвета к упадку и от упадка к расцвету, а двигалась непрерывающимся эволюционным путём, подобно развитию живого организма, хотя бы по временам, как доказыает академик Вернадский, и со «взрывами». Отрицать такие взрывы, конечно, нельзя. Вспомним хотя бы Великую французскую революцию или наши собственные недавние переживания. Тут надо только твёрдо помнить, что как ни болезненны бывают такие взрывы, но они всегда приводят общество в своём окончательном результате не на низшую, а на высшую ступень развития». (Н.А. Морозов [3, стр. 489])
Содержание
- 1 История «Христа»
- 2 Содержание «Христа»
- 2.1 Том I. Небесные вехи земной истории человечества
- 2.2 Том II. Силы земли и небес
- 2.3 Том III. Бог и слово
- 2.4 Том IV. Во мгле минувшего при свете звёзд
- 2.5 Том V. Руины и Привидения
- 2.6 Том VI. Из вековых глубин
- 2.7 Том VII. Великая Ромея
- 2.8 Новый взгляд на историю Русского государства
- 2.9 Миражи исторических пустынь между Тигром и Ефратом. Клинопись
- 2.10 Азиатские Христы
- 3 Отклики
- 4 Литература
- 5 См. также
- 6 Ссылки
История «Христа»
Исторические исследования Н.А. Морозова начались в 1883 году, во время его заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости за участие в революционной деятельности. 7 ноября 1905 года вечная каторга Николая Александровича закончилась амнистией царского правительства. Свои тюремные размышления Морозов проверял и оттачивал чуть больше года, читая публичные лекции и доклады, и в 1907 году он опубликовал первую книгу на историческую тему:
- «Откровение в грозе и буре: История возникновения Апокалипсиса»,— СПб: Изд—во журнала Былое, 1907, 304 с.
Второе дополненное издание её вышло в Москве в тот же год:
- «Откровение в грозе и буре, 2–ое исправленное и дополненное издание с 65 рисунками и снимками с древних астрономических карт Пулковской обсерватории»,— М.: Саблин, 1907, 322 с.
Третье издание этой книги издательство Саблина выпустило в 1910 году. Но теперь обскуранты из среды историков и богословов воспользовались обстановкой послереволюционной реакции – они организовали заговор против «новой хронологии» Н.А. Морозова и, изображая верноподданнические чувства, написали доносы в «компетентные» инстанции, в результате которых дальнейшие выступления на тему «Апокалипсиса» были запрещены Священным Синодом. Такое отношение русского правительства к научному исследованию древности привлекло внимание европейских учёных: немецкий перевод книги об «Апокалипсисе», с предисловием историка Артура Древса, был опубликован в Штутгарте в 1912 году. В силу естественно—научной неподготовленности западных историков, его теория не получила развития вне России, но привнесла сумятицу в стройные дотоле ряды, отозвавшись новоапокалиптическими теориями катастроф, концов истории, цивилизации, и Европы в частности, которые имеют академических приверженцев на Западе и по сей день.
К развитию исторической темы Н.А. Морозова подтолкнуло годичное заключение 1912—1913 гг. в связи с публикацией в 1910 году московским издательством Скорпион его юношеских атеистических стихотворений «Звёздные песни». Во время этого заключения, также окончившегося амнистией, Н.А. Морозов выучил еврейский язык с его диалектами, пополнив дюжину иностранных языков, которыми он активно владел. В результате вынужденного отрыва от внешнего мира была написана вторая книга по библейской истории:
- «Пророки: История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика»,— М.: Сытин, 1914, 310 с.
Следом Н.А. Морозов публикует филологический задел для своей теории — статьи:
- «Древняя кабалистика, как предчувствие грядущего могущества слова» // «Новое слово», 1914, №1, стр. 76—84; №2, стр. 17—25
- «Лингвистические спектры» // Известия АН ОРЯС, 1915, т. 20, кн. 4, стр. 93—134
В 1916—1917 гг. Н.А. Морозов вместе с астрономом М.А. Вильевым разрабатывает и публикует упрощённые для расчёта таблицы движений Солнца, Юпитера и Сатурна; в 1920 году совместно с Н.Т. Турчиновичем выпускает таблицы для Марса; в 1922—23 годах вместе с Н. Штауде публикует таблицы солнечных и лунных затмений, и тем самым открывает возможность другим исследователям для применения своего метода. В 1921 году Н.А. Морозов отдаёт в ОГИЗ первую книгу «Истории человеческой культуры», выход которой задерживается до 1924 года, несмотря на прямые указания В.И. Ленина и А.В. Луначарского. Саботаж мракобесов в государственном издательстве сумели переломить только угрозы революционной расправы со стороны Ф.Э. Дзержинского. Ещё до того выход первого тома был обусловлен редактором ОГИЗ’а сменой названия книги на будто бы более привлекательное для читателя, но весьма сомнительное для идеологии атеистического государства — книга получила название «Христос», в честь одного из своих персонажей. Работа Морозова публиковалось по одному новому тому в один–два года, сопровождаясь при этом обвинениями в религиозной пропаганде со стороны тех же лиц, которые ранее обвиняли Морозова в атеизме. Издание вяло затихло на выпуске седьмого тома для спецхрана в 1932 году, когда историки раструбили, что теория Морозова противоречит историческим воззрениям К. Маркса и Ф. Энгельса. Недопечатанные тома работы, лежавшие в издательстве, были злостно уничтожены, и о содержании их можно догадываться только по оставшимся в доме–музее Н.А. Морозова черновикам автора.
Новая жизнь «Христа» началась с разложением коммунистического режима России: в 1990 году «Книжная палата» репринтно переиздаёт брошюру «Христос или Рамзес?» 1924 года (это фрагмент первого тома), в 1991 году в Москве Академия общественных наук репринтно публикует «Историю возникновения Апокалипсиса» – петербургское издание 1907 года. В 1997 году в «Новой хронологии Руси» Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко помещаются 10 страниц неопубликованных ранее рукописей Н.А. Морозова о русской истории, и наконец в этом же году московское издательство Крафт+Леан приступает к опубликованию всех сохранившихся томов исследования Морозова [2]. К выходу книг причастен С.И. Валянский, написавший предисловие к первому тому и к трём томам, собранным им по черновикам из дома–музея Морозова в Борках. С ним сотрудничали члены Совета по изучению научного наследия Н.А. Морозова (В.Б. Бирюков, С.В. Виноградов, М.А. Кононов, А.Г. Макаров и И.С. Недосекина) и сотрудники дома–музея. Издательство Крафт+Леан начиная со II по VII тома печатает признательность О.А. Тиличкину за помощь в издании книг.
Содержание «Христа»
Перечислим вышедшие к 2006 году тома «Истории человеческой культуры…», с кратким пересказом содержания по Крафт+Леановскому [2] изданию.
Том I. Небесные вехи земной истории человечества
Издания:
- в Ленинграде ГИЗ в 1924 году, 543 страницы, третья часть этой книги опубликована отдельной брошюрой в Москве ГИЗ’ом в том же году под названием «Христос или Рамзес?», 39 страниц
- в Москве и Ленинграде ГИЗ в 1927 году, 551 страница
- в Москве Крафт+Леан в 1997 году, 576 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 2003 году, 576 страниц
Содержание:
- короткий биографический очерк о Н.А. Морозове, написанный С.И. Валянским
- пролог об «Апокалипсисе»
- анализ Нового завета
- анализ Пророков Ветхого Завета
- Библейско—Римско—Ромейские параллелизмы
- ромейские авторы Нового Завета
- приложения: алфавитный и предметный указатель для этого тома
- таблицы параллелизмов
Том II. Силы земли и небес
Издания:
- в Ленинграде ГИЗ в 1926 году, 693 страницы
- в Москве Крафт+Леан в 1998 году, 704 страницы
- в Москве Крафт+Леан в 2003 году, 704 страницы
Содержание:
- об эволюции Земли и человечества
- Везувий, как прообраз библейского Сиона
- геофизическая локализация библейских событий
- анализ книги Бытия
- игрушечные истории игрушечных царств: Финикия и Израиль
- библейские родословные таблицы и астрономия
Том III. Бог и слово
Издания:
- в Москве и Ленинграде ГИЗ в 1927 году, 735 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 1998 году, 752 страницы
Содержание:
- музыка речи — лингвистические спектры и их применение
- происхождение священных языков — латыни, греческого, санскрита и иврита
- механизм психологической апперцепции
- анатомия литературного творчества
- первые цари — Саул, Давид и Соломон
- ветхозаветные тени Христа
- евангельский Христос
- астрология и магия в Евангелиях
Том IV. Во мгле минувшего при свете звёзд
Издания:
- в Москве и Ленинграде ГИЗ в 1928 году, 816 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 1998 году, 832 страницы
Содержание:
- рассуждение о знании и вере
- основы историко—астрономической разведки, таблицы семи светил
- календари и пасхалии
- анализ происхождения древних звёздных каталогов
- анализ исторических документов по затмениям Солнца и Луны
- волшебная сказка о «древней» Элладе
- античный театр и архитектура
- язычество и христианство в Средние века
- хронология греческого Востока
Том V. Руины и Привидения
Издания:
- в Москве и Ленинграде ГИЗ в 1929 году, 896 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 1998 году, 912 страниц
Содержание:
- Лунные и Солнечные затмения в мировой истории
- реальная история Афин
- волшебная сказка о Древнем Риме
- Римские параллелизмы
- Тацит и Павзаний
- реальная история Рима
- римский папа Григорий Гильдебранд
- первые проявления евангельской идеологии
- эпоха раннего Возрождения, как прообраз Античности
Том VI. Из вековых глубин
Издания:
- в Москве и Ленинграде ГИЗ в 1930 году, 1216 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 1998 году, разбит на две книги 656+592 страницы
Содержание (книга I):
- европейские и китайские кометы
- волшебная сказка о Магомете
- сравнение Библии и Корана
- источники сведений о Магомете и Коране
- происхождение ислама — метеоритная катастрофа в Аравии
- летоисчисление ислама
- Длинный Дендерский Зодиак
- родословие Рамзеса Великого
Содержание (книга II):
- особенности Египта, египетские Зодиаки и гороскопы
- волшебная сказка о Древнем Египте
- XVIII—ая псевдодинастия фараонов
- о египетских династиях и локализации египетских событий
- литература псевдо—древнего Египта
- Христос в иероглифах
- Птолемеи, как первые возможные правители Египта
Том VII. Великая Ромея
Имеет подзаголовок «Первый светоч средневековой культуры». Издания:
- в Москве и Ленинграде Соцэкгиз в 1932 году, 920 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 1998 году, 929 страниц
- в Москве Крафт+Леан в 2003 году, 929 страниц
Содержание:
- анализ реальности Ромейской хронологии, проверка среднего возраста наследственной власти
- догреческая Ромея и Юлиан Философ, как прообраз Христа
- происхождение агарянства и ааронства
- греческо–славянская Ромея и история монашества
- о психологии лживости и притворства
- о еретиках, святых и патриархах
- об Отцах Церкви и Возрождении
Новый взгляд на историю Русского государства
Том без номера. Содержит документальные приложения о Н.А. Морозове и его работе, нумерация оглавления сдвинута на несколько страниц. Издан в Москве Крафт+Леаном в 2000 году, 888 страниц
Содержание:
- очерк С.И. Валянского о Морозове и его научном наследии
- астрономические события в русских летописях
- первые мнения о начале Русского Государства
- Орда или Орден?
- наши соседи о татаро–монгольском иге
- Русь и монголо–татары
- как придумывались древние исторические сочинения
- западные славянофилы: Карпини, Рубрук, Марко Поло, ватиканские архивы
- арабские сообщения о татарах
- восточные востоковеды: Китай
- переписка Морозова с большевиками
- рецензии на книгу «Христос»
- Ново–Мирская полемика Морозова с историком Никольским 1924—1925 года
- переписка с академиками
- опись трудов Н.А. Морозова по древней истории
- публикации Н.А. Морозова и библиография о нём
Миражи исторических пустынь между Тигром и Ефратом. Клинопись
Том без номера. Издан в Москве, Крафт+Леан в 2002 году, 560 страниц
Содержание:
- о календарях и клинописях
- о законах Хаммурапи
- волшебная сказка о великом Вавилоне
- волшебные сказки о Древней Персии
- правильная история Ассирии
- правильная история античной Сирии
- правильная история древней Персии
- две метеоритные катастрофы в Библии
- отражение европейской истории в истории Ближнего Востока
- псевдо–азиатская беллетристика: арабы, Палестина и Индия
Азиатские Христы
Том без номера. Издан в Москве, Крафт+Леан, в 2003 году, 580 страниц
Содержание:
- сомнительные находки древнеазиатских книг
- происхождение буддизма с Карпатских гор
- монгольская космогония
- Христы в Индии и на Цейлоне
- сходство буддизма с католичеством
- волшебная сказка о Будителе
- реальная история несториан– буддистов
- лингвистические свидетельства реальной истории земных народов
- законы распространения культуры
- персы, парсы и парижане
- общее происхождение всех теософий Старого Света
- славяне и Христос
- влияние ислама и христианства на горноазиатские религии
- суеверия, фокусничества, спиритизм и оккультизм
- воображаемая индусская мистика Е.П. Блаватской
Отклики
Передача из цикла «Тайны века» — «Дети Кремля», 19 марта 2003 года, говорит дочь И.В. Сталина С.И. Аллилуева:
- У отца среди книг в библиотеке стояли несколько томов «Христос». Это история Христа, написанная народовольцем Морозовым. Я сказала отцу: «Но ведь Христос не существовал!». А он ответил «Да нет, Христос, конечно, существовал».
Литература
- Валянский С.И., Недосекина И.С. «Отгадчик тайн, поэт и звездочёт: О жизни и творчестве русского учёного–энциклопедиста Н.А. Морозова»,— М.: Крафт+, 2004, 784 с.
- Морозов Н.А. «Христос»,— М.: Крафт+Леан, 1997—2003, 7981 с.
- Валянский С.И., Недосекина И.С. «Четыре встречи. Жизнь и наследие Николая Морозова»,— М.: АСТ, АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, 639 с.