Отзыв профессора Шилова: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Литература)
(Коммент. +)
Строка 47: Строка 47:
  
 
* ''«... вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10<sup>–20</sup>...»''
 
* ''«... вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10<sup>–20</sup>...»''
: Указание вероятности в данном случае не имеет математического обоснования. Это было бы возможно после построения адекватной математической модели распределения последовательностей лет правления в выбранных династиях (что было сделано позднее, в [[1970|70]]–х годах [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т.&nbsp;Фоменко'']] при реализации «математико–статистический [[Научный метод|методов]]»). По всей видимости, ''20'' порядок малости величины вероятности здесь взят от того, что в морозовской таблице параллелизмов XXII сравниваются 20 чисел. Но сам [[Морозов, Николай Александрович|''Морозов'']] об этом пишет так:
+
: Указание вероятности в данном случае не имеет математического обоснования. Это было бы возможно после построения адекватной математической модели распределения последовательностей лет правления в выбранных династиях (что было сделано позднее, в [[1970|70]]–х годах [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т.&nbsp;Фоменко'']] при реализации «математико–статистических [[Научный метод|методов]]»). По всей видимости, ''20'' порядок малости величины вероятности здесь взят от того, что в морозовской таблице параллелизмов XXII сравниваются 20 чисел. Но сам [[Морозов, Николай Александрович|''Морозов'']] об этом пишет так:
 
::''«... каждый царь Второй империи имеет аналога в Третьей, так что в количественном отношении нельзя и желать лучшей проверки одной хронологии посредством другой. О случайности сходства обеих кривых и здесь смешно даже и подумать с точки зрения математической теории вероятностей. Даже и в нескольких случаях, где допустимо поставить соправителей то одного, то другого впереди (располагая их в одночленном ряду), меняется только конфигурация чертежа, а не величина его выпуклостей и впадин. ...»'' ([[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос, т.&nbsp;I»]], [http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/1-3-03.htm Часть III, глава III])
 
::''«... каждый царь Второй империи имеет аналога в Третьей, так что в количественном отношении нельзя и желать лучшей проверки одной хронологии посредством другой. О случайности сходства обеих кривых и здесь смешно даже и подумать с точки зрения математической теории вероятностей. Даже и в нескольких случаях, где допустимо поставить соправителей то одного, то другого впереди (располагая их в одночленном ряду), меняется только конфигурация чертежа, а не величина его выпуклостей и впадин. ...»'' ([[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос, т.&nbsp;I»]], [http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/1-3-03.htm Часть III, глава III])
 
::''«Желая затем проследить, как хронологически налягут остальные богоборческие и богославные цари на романских (латинских) и ромейских (эллино–сирийско–египетских), я отметил, что годы их царствования соответственно почти совпадают, и составил две вышеприведенные диаграммы, где обнаружился такой полный параллелизм от начала и до конца обоих, что даже и помимо моих вышеприведенных астрономических вычислений, а по одной только теории вероятностей, пришлось бы заключить, что богоборческое и богославное царство не только параллельны романским и ромейским, но и тожественны с ними.»'' ([[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос, т.&nbsp;I»]], [http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/1-3-03.htm Часть III, глава V])
 
::''«Желая затем проследить, как хронологически налягут остальные богоборческие и богославные цари на романских (латинских) и ромейских (эллино–сирийско–египетских), я отметил, что годы их царствования соответственно почти совпадают, и составил две вышеприведенные диаграммы, где обнаружился такой полный параллелизм от начала и до конца обоих, что даже и помимо моих вышеприведенных астрономических вычислений, а по одной только теории вероятностей, пришлось бы заключить, что богоборческое и богославное царство не только параллельны романским и ромейским, но и тожественны с ними.»'' ([[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос, т.&nbsp;I»]], [http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/1-3-03.htm Часть III, глава V])
Строка 74: Строка 74:
  
 
* ''«... библейский [[Иерусалим]] отождествляет с Помпеей, погибшей при извержении Везувия.»''
 
* ''«... библейский [[Иерусалим]] отождествляет с Помпеей, погибшей при извержении Везувия.»''
 +
: Это утверждение не вполне точно. [[Морозов, Николай Александрович|Н.А.&nbsp;Морозов]] об этом высказывается так:
 +
::''«Слово Иерусалим по–библейски значит: «Здесь увижу примирение», и уже одно его такое значение достаточно показывает, что он — имя нарицательное. Это — город, где богоборцы надеются найти примирение с кем–то преследующим их. ... Значит имя Иерусалим мы должны здесь понимать как нарицательное в том же роде, как понимаем стольный город в русских летописях. Этим последним именем мог обозначаться поочереди и Киев, и Москва, и старый Петербург. Точно так же, и Город святого примирения был город кочевой, переносимый с одного пункта земной поверхности на другой, если в первом или в последнем он оказался не оправдывающим своего имени и соответствующих ему ожиданий — примирения с богом. Этого мы никогда не должны упускать из виду, читая библейские книги.''
 +
 +
::''В предыдущем изложении мы пришли уже к выводу, что первый библейский «Город святого примирения» (Иерос–Салим) был «трубный» по–латыни и «прецессионный» или «триумфальный» по–гречески — город Помпея и потому интересно узнать, не сохранилось ли в библейских книгах и других указаний, могущих привести нас к тому же заключению помимо предыдущего наведения.»'' ([[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос, т.&nbsp;II»]], [http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/2-2-02.htm Часть II, глава II])
 +
 +
::''«... это показывает, что в применении эпитета «город Святого Примирения» (Иерусалим) на протяжении веков, и при соответствующих им переменах места религиозных пилигримств, произошли по крайней мере три перемены. Так назывался первоначально и тот город, раскопанные остатки которого мы называем теперь Помпеей, и Царь–Град и, наконец, современный палестинский Иерусалим, получивший это название лишь незадолго до крестовых походов.»'' ([[«Христос» Н.А. Морозова|«Христос, т.&nbsp;VII»]], [http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/7-2-10.htm Часть II, глава X])
  
 
* ''«... чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников ...»''
 
* ''«... чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников ...»''

Версия 11:05, 13 июля 2011

профессор Г.Е. Шилов

Шилов Георгий Евгеньевич (3 февраля 1917, Иваново — 17 января 1975, Москва) — российский математик, профессор Киевского государственного университета (19521954) и Московского университета (кафедра ТФФА мех–мата, 19541975), специалист по теории функций, коммутативным банаховым алгебрам и обобщённым функциям. Ученик Израиля Моисеевича Гельфанда. Учеником Г.Е. Шилова является болгарский новохронолог Йордан Табов

Общенаучные интересы

К интересам Г.Е. Шилова, помимо математики, относилась классическая музыка (он прекрасно играл на рояле, пел оперные арии), а также философия науки. В его архиве имеются

  • отзыв на проект второго издания книги Бориса Владимировича Гнеденко «Очерки истории математики в России» 1952 года;
  • отзыв на «Очерки по истории математики» Никола Бурбаки 1963 года;
  • отзыв на статью «Математика» для БСЭ 1954 года Андрея Николаевича Колмогорова;
  • методологические замечания к переводу «Оснований современного анализа» Жана Александра Эжена Дьедонне 1964 года,
  • написаный под псевдонимом Георгий Кацивели трактат «Математика и действительность» 1975 года.

Г.Е. Шилов состоял в переписке с недогматичным философом–марксистом Эвальдом Васильевичем Ильенковым, дискутируя с ним о роли науки в обществе.

Философские представления о науке Г.Е. Шилова эволюционировали от диалектического материализма к формализму Бурбаков, он имел собственные представления об истории развития науки, как пути от метафизики через диалектику к этапу формализации теорий. Негласно полемизируя с А.Н. Колмогоровым (а через него — с Фридрихом Энгельсом), в свои последние годы Шилов заявлял:

«Нет никаких переменных величин!»

Историю науки ранее XVIII века Г.Е. Шилов знал плохо, в своей периодизации он относил к метафизическому этапу всю науку вплоть до Ньютона. Историю древности он также знал лишь на школьном уровне, а Священную историю (Библейскую историю, лежащую в фундаменте традиционной истории), в силу атеистического воспитания, не знал совершенно.

Сохранился отзыв Г.Е. Шилова на выступление профессора Михаила Михайловича Постникова, пересказавшего в каком–то виде теорию Николая Александровича Морозова. Эту теорию Георгий Евгеньевич не принял категорически, судя по аргументам, вполне доверяя работе современных ему историков.

Следующий текст хранится в печатном виде в личном фонде профессора Г.Е. Шилова, в Центральном Московском архиве–музее личных собраний (ЦМАМЛС, ф.167, оп.2, дело 100, лист 1). Текст подписан «Г.Е. Шилов», дата не указана, но есть примечание о том, что он не ранее 1963 года. По-видимому, заметка предназначалась к публикации — рядом с разделом о «марсианских каналах» оставлено место для иллюстрации.

Был ли древний мир?

Недавно на нашем факультете состоялся доклад М.М. Постникова о сомнительности общепринятой хронологии древней истории. Докладчик привел сравнительные диаграммы академика Н.А. Морозова. Оказывается, последовательность времен правления правителей древнего Рима в период с –1–го до +2–го века в точности совпадает с аналогичной последовательностью в период с +2–го века по +5–й век. Так как вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10–20 , делается вывод, что в действительной истории не было двух периодов один за другим, а был только один период: он породил описание на разных языках, а хронисты 8–9 века, впервые устанавливавшие хронологию Рима, не сумевшие (или не пожелавшие) найти истину, решили, что перед ними описания двух разных периодов и расположили их последовательно.

Нетрудно понять, что такое заключение переворачивает все наши представления о древней истории. Открытие Н.А. Морозова было опубликовано в 1924 году в I томе его сочинения «Христос» (все семь томов этого сочинения, выходившие у нас с 1924 по 1932 год, имеются в Фундаментальной библиотеке МГУ на Моховой). Следует заметить, что за прошедшее время оно не нашло сторонников; пока ещё ни один историк не присоединился к концепции Морозова. А ведь в ХХ веке многие сенсационные открытия завоевали себе признание! Не будучи историком, я не собираюсь критиковать теорию Н.А. Морозова по существу. Но я хочу напомнить историю другого открытия.

В 1877 году итальянский астроном Скиапарелли направил усовершенствованный им телескоп на Марс и увидел там систему прямых линий. Телеграф разнес сообщение: каналы! На Марсе — развитая цивилизация! Еще бы — вероятность случайного образования рисунка Скиапарелли имеет порядок 10–20 , значит, они — неслучайны, значит, они — свидетельство Разума! Но прошло время, на Марс были направлены более мощные телескопы, и строгие линии «каналов» превратились в неправильные цепочки пятен. Гипотеза о высокой марсианской цивилизации, увы, рассыпалась. Вот вам и вероятность 10–20 !

Н.А. Морозов утверждает, что вся так называемая древняя история сочинена авторами средневековья и раннего Возрождения. Если так, то последующие открытия независимых литературных и археологических памятников неизбежно должны были бы рано или поздно приходить в противоречие с этой «выдуманной» древней историей, которую мы учили в школе. Интересно, что сказал бы Н.А. Морозов об открытиях 50–х гг. в районе Мертвого моря. Рукописи, найденные там в огромном количестве, пока что полностью совместимы с «выдуманной» древней историей; наоборот, они не укладываются в теорию Морозова, поскольку он отвергает (по «физико-географическим соображениям») саму возможность существования древней цивилизации в Палестине, а библейский Иерусалим отождествляет с Помпеей, погибшей при извержении Везувия.

В общем, чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников. Иначе она разделит судьбу теории Морозова, к которой никто из ученых не относится серьезно.

Комментарии

Прокомментируем некоторые высказывания и возражения Г.Е. Шилова, тем более, что они довольно типичны и характерны для читателей, впервые ознакомившихся с идеями и методами новой хронологии.

  • «Недавно на нашем факультете состоялся доклад М.М. Постникова о сомнительности общепринятой хронологии древней истории. ...»
Ни сам Г.Е. Шилов, ни М.М. Постников в своей монографии «Критическое исследование хронологии древнего мира. В 3–х томах» (см. Т. 1–2) не указывают точного времени проведения упоминаемого доклада. Дата смерти Г.Е. Шилова и следующая цитата позволяют указать хронологический диапазон этого события — 19651974:
«Я познакомился с книгой Морозова году в 1965–м, но мои попытки обсудить его соображения с профессиональными историками ни к чему не привели.» (М.М. Постников, Т. 1, Предисловие)
По сообщению А.Т. Фоменко, это произошло в 1974 году:
«В 1974 году А.Т. Фоменко обратился к М.М. Постникову с просьбой прочесть несколько обзорных лекций по работам Н.А. Морозова. После некоторых колебаний М.М. Постников согласился и в этом же 1974 году прочитал пять лекций для группы математиков, работавших на механико-математическом факультете МГУ.» (Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «История Новой Хронологии»)
  • «Оказывается, последовательность времен правления правителей древнего Рима ... в точности совпадает ...»
Никакого точного совпадения при многократных искажениях и редакциях хронологий династий нет, и быть, конечно, не может. Вот как об этом написано у Н.А. Морозова:
«Мне очень трудно продолжать эту часть моей работы, так как никто лучше меня не понимает, что для всякого, кто не посвятил этому предмету многих лет своей жизни,—а я занимался им, хотя и с перерывами, с 1883 года,—все, что я говорил сейчас и что буду говорить далее, покажется лишь праздной попыткой сокрушить несокрушимое. ... на нашей диаграмме, надо поражаться не отдельными мелкими разницами в годах, а тому, как хорошо сохранились на продолжении полуторы тысячи лет первоначальные записи, сделанные в двух разных странах, отдельно друг от друга и на двух разных языках.» («Христос, т. I», Часть III, глава II)
  • «... вероятность случайного совпадения этих последовательностей имеет порядок 10–20...»
Указание вероятности в данном случае не имеет математического обоснования. Это было бы возможно после построения адекватной математической модели распределения последовательностей лет правления в выбранных династиях (что было сделано позднее, в 70–х годах А.Т. Фоменко при реализации «математико–статистических методов»). По всей видимости, 20 порядок малости величины вероятности здесь взят от того, что в морозовской таблице параллелизмов XXII сравниваются 20 чисел. Но сам Морозов об этом пишет так:
«... каждый царь Второй империи имеет аналога в Третьей, так что в количественном отношении нельзя и желать лучшей проверки одной хронологии посредством другой. О случайности сходства обеих кривых и здесь смешно даже и подумать с точки зрения математической теории вероятностей. Даже и в нескольких случаях, где допустимо поставить соправителей то одного, то другого впереди (располагая их в одночленном ряду), меняется только конфигурация чертежа, а не величина его выпуклостей и впадин. ...» («Христос, т. I», Часть III, глава III)
«Желая затем проследить, как хронологически налягут остальные богоборческие и богославные цари на романских (латинских) и ромейских (эллино–сирийско–египетских), я отметил, что годы их царствования соответственно почти совпадают, и составил две вышеприведенные диаграммы, где обнаружился такой полный параллелизм от начала и до конца обоих, что даже и помимо моих вышеприведенных астрономических вычислений, а по одной только теории вероятностей, пришлось бы заключить, что богоборческое и богославное царство не только параллельны романским и ромейским, но и тожественны с ними.» («Христос, т. I», Часть III, глава V)
«Сопоставление родословной Рэ–Мессу Великого на «Царственной Таблице» Абидосского храма с родословной Великого Царя Мессии в Евангелии Луки обнаружило, как мы видели выше (и еще далее в первом томе «Христа»), такое поразительное количественное и качественное сходство, что с точки зрения математической теории вероятности, как я показал в первом томе, абсолютно невозможно считать обе эти родословные за что–либо иное, как за два разнономенклатурные воспроизведения одной и той же родословной.» («Христос, т. VI», Часть VII, глава I)
«Теория вероятностей показывает, что если времена царствований естественны, а не вымышленные, то они будут подчиняться закону вариаций, т.е. естественных отклонений от средней нормы, говорящему, что чем дальше отклонение от нее, тем меньше будет число индивидуумов, подходящих под это уклонение.» («Христос, т. 10», Часть I, глава X)
Нужно отметить, что во времена, когда Н.А. Морозов создал свою теорию, теория вероятностей ещё не приняла своего современного математически точного формализованного характера, заложенного А.Н. Колмогоровым в 30–х годах. Но и после аксиоматического решения проблемы обоснования этой дисциплины, она продолжала существовать в естествознании в нестрогом эмпирическом качестве. По–видимому, здесь долее всего продержалась «частотная концепция» Рихарда фон Мизеса, опубликованная им в 1919 году. Её позднее ревизировали А.Я. Хинчин, Б.М. Гессен, Г. Рейхенбах, В. Салмон и К. Поппер.
Здесь выясняется, что Н.А. Морозов в своё время стоял на передовых рубежах этой науки, чего не скажешь о Г.Е. Шилове и М.М. Постникове, которые для своего времени высказывали довольно поверхностные суждения о статистике.
  • «хронисты 8–9 века, впервые устанавливавшие хронологию Рима, ... решили»
Благодаря Н.А. Морозову стало широко известен главный секрет традиционной истории — её хронологию упорядочили гораздо позднее, лишь в XVI–XVII вв. Морозов указал ключевые фигуры этой работы: Иосифа Скалигера (15401609) и Дионисия Петавиуса (15931652):
«Ведь только во вторую половину XVI века лейденский профессор Скалигер (15401609) основал современную историческую хронологию, а его последователи и преемники, астрономы Петавиус, Риччиоли и др., старались подтвердить ее астрономически, руководясь уже заложенной им хронологической схемой и не решаясь восставать против его авторитета в тех случаях, когда дело не сводилось к мелким поправкам, а нужно было передвигать целые эпохи. Признавая, что великий Иосиф Скалигер (и действительно огромная научная величина!) мог ошибиться на несколько лет в определении того или другого частного сообщения, они не допускали даже и мысли о том, что при датировании событий, описываемых без обозначения лет, например, у Тита Ливия, Плутарха и т.д., у него могут быть систематические сдвиги хронологии на целые столетия, а в некоторых других старинных источниках — даже на тысячелетия. Поэтому не находя точного совпадения своих вычислений с его схематическими указаниями, они искали солнечное или лунное затмение, ближайшее к этому времени, и делали соответственные — с научной точки зрения не только ни на что не годные, но даже страшно вредные для будущих исследований — мелкие поправки, придавая древне–исторической хронологии Скалигера внешний вид научной и даже математической разработанности.
Это же предварительное руководство схемой Скалигера, якобы уже окончательно подтвержденной Петавиусом и Риччиоли не только для средних веков, где она почти безукоризненна, но даже и для более глубокой древности, помешало и дальнейшим астрономам поставить дело в более широкие научные рамки. Голландский астроном XVIII века Струйк, затем Тихо–Браге, а в XIX веке Цех, Гофман и, наконец, Гинцель в своих многочисленных работах, резюмированных Гинцелем в его большом «Специальном каноне солнечных и лунных затмений для области знаний классической древности в промежуток от —900 до +600 года нашей эры», — все до одного руководились древне–историческое схемой Скалигера и своих путешествиях в отдаленные века человеческой истории, как безусловно непогрешимой географической картой, и, благодаря этому, подыскивали к каждому случаю ближайшие затмения (а такие при неопределенности старых указаний всегда найдутся на промежутке менее 10 лет взад или вперед от любого данного случая) и, благодаря своей доверчивости, все более и более укрепляли фикцию непогрешимости современной хронологии в области древней истории.
Но во имя беспристрастной науки, стремящейся исследовать собственным разумом все, что раньше было в области чистой веры (т.е. внушения), и, несмотра на должную дань глубокого уважения к Скалигеру, как творцу существующей теперь исторической хронологии, мы должны подвергать все древнеисто-рические Факты совершенно независимой от него и от его школы разработке, как делает всякий астроном при наблюдениях в телескоп. ...» («Христос, т. IV», Часть II, глава I)
«... мы показали в прежних томах нашего исследования разнообразными способами, что вся установленная Скалигером хронология римских императоров, употреблённая и тут, основана на недоразумении.» («Христос, т. 11», Часть II, Вступление)
  • «Следует заметить, что за прошедшее время оно не нашло сторонников; пока ещё ни один историк не присоединился к концепции Морозова. А ведь в ХХ веке многие сенсационные открытия завоевали себе признание!»
Здесь Георгий Евгеньевич проводит неоправданные параллели между сенсационными открытиями естественных наук, в своих идеалах ориентирующихся на истинное и достоверное знание, и традиционной исторической наукой, изначально ориентирующееся на идеологическую полезность. Революционные переломы в естественных науках обусловлены научно–техническим прогрессом, а в науках общественных — изменением политической или конфессиональной конъюктуры.
  • «вероятность случайного образования рисунка Скиапарелли имеет порядок 10–20»
Даже в большей степени, чем ранее, такого рода числовые оценки не имеют математического обоснования без предъявления адекватной статистической модели процесса. По всей видимости, здесь Г.Е. Шилов демонстрирует риторическую фигуру речи.
  • «... последующие открытия независимых литературных и археологических памятников неизбежно должны были бы рано или поздно приходить в противоречие с этой «выдуманной» древней историей, которую мы учили в школе.»
  • «Интересно, что сказал бы Н.А. Морозов об открытиях 50–х гг. в районе Мертвого моря. Рукописи, найденные там в огромном количестве, пока что полностью совместимы с «выдуманной» древней историей; наоборот, они не укладываются в теорию Морозова, поскольку он отвергает (по «физико-географическим соображениям») саму возможность существования древней цивилизации в Палестине ...»
  • «... библейский Иерусалим отождествляет с Помпеей, погибшей при извержении Везувия.»
Это утверждение не вполне точно. Н.А. Морозов об этом высказывается так:
«Слово Иерусалим по–библейски значит: «Здесь увижу примирение», и уже одно его такое значение достаточно показывает, что он — имя нарицательное. Это — город, где богоборцы надеются найти примирение с кем–то преследующим их. ... Значит имя Иерусалим мы должны здесь понимать как нарицательное в том же роде, как понимаем стольный город в русских летописях. Этим последним именем мог обозначаться поочереди и Киев, и Москва, и старый Петербург. Точно так же, и Город святого примирения был город кочевой, переносимый с одного пункта земной поверхности на другой, если в первом или в последнем он оказался не оправдывающим своего имени и соответствующих ему ожиданий — примирения с богом. Этого мы никогда не должны упускать из виду, читая библейские книги.
В предыдущем изложении мы пришли уже к выводу, что первый библейский «Город святого примирения» (Иерос–Салим) был «трубный» по–латыни и «прецессионный» или «триумфальный» по–гречески — город Помпея и потому интересно узнать, не сохранилось ли в библейских книгах и других указаний, могущих привести нас к тому же заключению помимо предыдущего наведения.» («Христос, т. II», Часть II, глава II)
«... это показывает, что в применении эпитета «город Святого Примирения» (Иерусалим) на протяжении веков, и при соответствующих им переменах места религиозных пилигримств, произошли по крайней мере три перемены. Так назывался первоначально и тот город, раскопанные остатки которого мы называем теперь Помпеей, и Царь–Град и, наконец, современный палестинский Иерусалим, получивший это название лишь незадолго до крестовых походов.» («Христос, т. VII», Часть II, глава X)
  • «... чем более сенсационна новая теория, тем более надежные факты должны лежать в ее основании, чтобы она могла претендовать на внимание современников ...»
  • «... разделит судьбу теории Морозова, к которой никто из ученых не относится серьезно.»

Литература

См. также

Ссылки