«Священная загадка»
«Священная загадка», она же «Святая Кровь и Святой Грааль» ( The Holy Blood and the Holy Grail ) — конспирологический бестселлер Майкла Бейджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна ( Michael Baigent, Richard Leigh, Henry Lincoln ) интересный с точки зрения Новой Хронологии, скандальное журналистское расследование, породившее жанр криптоисторического романа и острый интерес читающей публики к историческим и религиозным проблемам
- «... В нашей книге мы обращались к вещам исторически возможным, вероятным, а когда дело касалось фактов, то достоверным. ...» ([3, стр. 10])
Содержание
Об авторах
- Майкл Бейджент (р. 1948, Новая Зеландия, Великобритания) — профессиональный фотограф, по образованию психолог. С 1976 года живёт в Англии, занимается историей тамплиеров, инквизиции, масонства, астрологии, алхимии и других оккультных наук Средневековья. М. Бейджент — автор более десятка книг, помимо «Священной загадки» мировым бестселлером стала его книга «Запретная археология». С 2001 года является редактором масонского ежедневника «Freemasonry Today»
- Ричард Лей, Ли (р. 1943, Нью Джерси, США) — американский писатель и публицист, проживающий в Англии, занимающийся историей религии, масонства и оккультных наук, автор девяти книг
- Генри Линкольн (настоящее имя — Генри Соскин, H. Soskin, р. 1930, Лондон) — английский писатель, артист, тележурналист (сообщают также, что он является учёным–египтологом), вдохновитель триумвирата авторов «Священной загадки», главные идеи которой он популяризировал в печати и на британском телевидении BBC2 с 1960–х годов. С ноября 2003 года — за заслуги в воссоздании истории тамплиеров и за работы в области «Священной Геометрии» он избран Почётным Рыцарем Шотландского Ордена Тамплиеров, и с тех пор является британским сэром ( именуется — Sir Knight Lincoln ).
Первые публикации и реакция публики
Первая публикация книги состоялась в Англии 18 января 1982 года, в феврале того же года книга была переиздана в США. Вскоре книга была переведена на все европейские языки. Новые дополненные издания книги состоялись в 1996 и в 2005 годах. Интерес к сочинению М. Бейджента, Р. Лея и Г. Линкольна оживился после выхода в 2003 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», использовавшей некоторые идеи «Священной загадки». Общий тираж книги составил примерно 5 миллионов экземпляров.
Первый русский перевод 1993 года ([1]) был сделан с французского издания. Последующие переводы 1997 года и 2005–го сделаны с английского варианта и по литературным качествам уступают первому. Издание 2005 года ([3]) дополнено иллюстрациями и предисловием авторов, где излагаются комментарии на реакцию публики.
С самого начала своего существования «Священная загадка» стала объектом предвзятой, бесчестной и неумной критики со стороны некоторых теологов, историков и журналистов. Через некоторое время в среде историков родился заговор умалчивания тем, поднятых авторами, а оскорблённые в своих догмах теологи теперь переключились на критику Дэна Брауна:
- «Мало кто из именитых историков соблаговолил обратить на нас внимание. Это нас не удивило, поскольку умолчание весьма удобная позиция, а учёные, как и политики, особенно чувствительны к своей репутации. Предание нас проклятию определённо могло повлечь в будущем риск оказаться в неудобном положении: вдруг появится какой–нибудь документ, который сможет подтвердить наши выводы? Если нас одобрить, риск будет ещё больше: это может повредить их профессиональной репутации. Поэтому некоторые историки сочли разумным уклониться от ответа, не судить или сознательно промолчать, другие приняли равнодушный, иронический, снисходительный тон. Подобная реакция косвенным образом низводила нашу книгу до пресловутой бури в стакане воды, в то же время искусно избегая любой конфронтации с материалом.» ([3, Предисловие, с. 13])
Однако популярность книги и её многочисленные переиздания, показывают, что авторы нашли свою благодарную аудиторию. На «Священную загадку» поступали положительные отзывы писателя Э. Берджеса, художника Э. Пауэлла, писателя и режиссёра П. Шредера. Итальянский искусствовед и писатель Умберто Эко, прославившийся экранизированным псевдоисторическим детективом «Имя Розы», использовал идеи Бейджента, Лея и Линкольна в своём позднем толстенном романе «Маятник Фуко», 1988 года, но, впрочем, позднее, после выхода книги Дэна Брауна и её массовой критики со стороны ретроградов, У. Эко отмежевался от конспирологии, заявив, что «Священная загадка» — это «беспардонная и бестолковая книга в жанре фантоистории». В 1999 году идеи «Священной загадки» попали в кинофильм «Матрица».
Авторы отмечают, что американская публика в большей степени интересовалась новым взглядом на историю христианской церкви и «Династией Грааля», здесь их книгу тепло поддержали феминистки. Английские читатели в основном интересовались историей рыцарских орденов и тайных обществ, а также влиянием их на европейское искусство. Масонское общество одобрило начинание авторов книги, которые получили моральную и материальную поддержку из этого источника для продолжения исследований.
Основные идеи книги
- Иисус Христос был настоящим претендентом на трон Израильско–Иудейского государства
- Иисус был супругом Марии Магдалины — об их браке говорится в «Евангелии от Иоанна», главе 2, как о свадьбе в Кане Галилейской, впоследствии апостолы, чтобы отстранить Марию от дел Церкви, объявили её «блудницей»
- у Иисуса и Марии были дети, одним из них возможно был освобождённый Пилатом Варрава, которого поздняя церковная традиция объявила «разбойником»
- после казни Иисуса, его ещё живого, выкупил Иосиф Аримафейский, после чего Иисус спрятался в неизвестном месте, а его семья вместе с Иосифом Аримафейским убежали во Францию
- Иосиф Аримафейский стал хранителем–опекуном Святого Грааля (Sangraal, Sangreal), который означает Святое Потомство, Кровь Королей (Sang Real) — сообщают, что эта гипотеза была впервые опубликована в марте 1981 года в историческом романе «The Dreamer of the Vine» плодовитой эзотерической писательницы Лизы Грин (Liz Greene), сестры Ричарда Лея
- старинные иконы Марии с Младенцем и древние картины Марии с Иосифом и Младенцем («Бегство в Египет») изображают Марию Магдалину с наследником Иисуса
- потомки Иисуса основали первую королевскую династию Франции — Меровингов
- Меровинги заключили конкордат с Престолом св. Петра, но впоследствии папы поддержали свержение Меровингов и развязали преследование потомков Иисуса Христа
- династия Грааля объявила тайную войну против папства и самозванных королей Франции — Каролингов, Капетингов и Валуа
- для сохранения потомства Иисуса и возвращения политической гегемонии царей–священников был создан «Сионский Приорат», закулисно руководивший тамплиерами и тайными оккультными обществами Европы
- результаты деятельности «Сионского Приората», в виде распространения смут, войн, революций, мессианства и антиклерикального свободомыслия, прослеживаются вплоть до сегодняшнего дня, и фактически являются сутью европейской истории
Великие Магистры (Навигаторы) Сионского Приората
- Жан (Иоанн) де Жизор, 1188 – 1220
- Мари де Сен–Клер, 1220 – 1266
- Гийом де Жизор, 1266 – 1307
- Эдуар де Бар, 1307 – 1336
- Жанна де Бар, 1336 – 1351
- Жан де Сен–Клер, 1351 – 1366
- Бланш д'Эвре, Наваррская, 1366 – 1398
- Никола Фламель, 1398–1418
- Рене Анжуйский, 1418–1480
- Иоланда де Бар, 1480–1483
- Сандро Филипепи, Ботичелли, 1483–1510
- Леонардо да Винчи, 1510–1519
- Коннетабль Бурбонский, 1519–1527
- Фердинанд де Гонзаг, 1527–1575
- Луи де Невер, 1575–1595
- Роберт Флудд, 1595–1637
- Иоганн Валентин Андреа, 1637–1654
- Роберт Бойль, 1654–1691
- Исаак Ньютон, 1691–1727
- Чарльз Рэдклифф, 1727–1746
- Карл Лотарингский, [|1746]]–1780
- Максимилиан Лотарингский, 1780–1801
- Шарль Нодье, 1801–1844
- Виктор Гюго, 1844–1885
- Клод Дебюсси, 1885–1918
- Жан Кокто, 1918–1963
- (неизвестное лицо или смута в рядах ордена), 1963–1981
- Пьер Плантар де Сен–Клер, 1981—
«Священная загадка» в новохронологическом освещении
Книга Бейджента, Лея и Линкольна не подвергает сомнению традиционную хронологию, а только предлагает иную интерпретацию исторических событий. Тем не менее, эта историческая ревизия значительно согласуется с некоторыми положениями новохронологической реконструкции правильной хронологии и истории:
- во–первых, «Священная загадка» утверждает, что конфликт вокруг Иисуса Христа является узловым событием мировой истории, определившим развитие цивилизации на все последующие годы. Этот вывод авторов согласуется с той частью реконструкции, которая представлена линией «Царя Славян».
- вторым интересным моментом является указание на разрыв между династией Грааля и папством. В Новой Хронологии он связывается с началом Реформации и расколом между «родовым христианством»,— той изначальной религии, которая в «Христе» Н.А. Морозова называлась «ааронством»,— и христианством апостольским.
- третий полезный вывод — методический. «Священная загадка» показала, что на традиционном историческом материале можно построить совершенно иную версию мировой истории, и у историков нет рациональных аргументов против этого.
Небесполезным для Новой Хронологии оказывается общественный резонанс вокруг «Священной загадки», подрыв ею авторитета средневековых догм, пробуждение интереса к историческому предмету, приватизированному историками–конвенционалистами. Но конспирологический подтекст книги в части возвеличивания могущества тайного «Синского приората» не представляется плодотворным. Нужно признать, что в настоящее время единственным научным ответом на «Священную загадку» является Новая Хронология.
Судебный процесс с Дэном Брауном
В октябре 2005 года Ричард Ли и Майкл Бейджент обвинили Дэна Брауна и издательство Random House в плагиате идей из их книги «Священная загадка» для написания бестселлера «Код да Винчи», опубликованного в 2003 году. Третий соавтор, Генри Линкольн, к этому иску не присоединился то ли из–за болезни, то ли из–за нежелания судиться с Дэном Брауном, поскольку идею их книги уже использовали и другие авторы, к которым не предъявлялись судебные претензии, к тому же — одна из идей истцов позаимствована ими у писательницы Лизы Грин, сестры Ричарда Лея.
Истцов возмутило, что их работа упоминается Д. Брауном мимоходом и в пренебрежительном тоне, хотя основные идейные соображения «Кода да Винчи» (о потомстве Иисуса Христа и о тайном ордене, созданном для защиты этого потомства) заимствованы из «Священной загадки». Более того, их идеи у Брауна высказывает чудаковатый аристократ Ли Тибинг ( Leigh Teabing ), чьё имя бесхитростно пародирует имена Ли ( Leigh ) и Бейджента ( Baigent ), а инвалидность этого чудака намекает на неизлечимую болезнь третьего соавтора — Линкольна. Вдобавок Дэн Браун своими домыслами публично (выпущено 40 миллионов экземпляров его книги) исказил результаты их исследования, и тем самым нанёс соавторам серьёзный моральный ущерб.
Судебное разбирательство было назначено на февраль 2006 года — истцы надеялись сорвать мировую премьеру экранизации «Кода да Винчи». Но этого им не удалось. В апреле 2006 года Высший Суд Королевства постановил, что автор художественного произведения может опираться на документально установленные факты или гипотезы других авторов, если таковое заимствование не скрывается, и это не является нарушением авторского права, поскольку исторический и биографический материал не является чьей–либо монополией. Все претензии к Дэну Брауну были отклонены.
В марте 2007 года Британский Верховный Суд постановил, что Бейджент и Лей обязаны возместить судебные издержки издательства Random House в размере 1300 тысяч фунтов и оплатить свои собственные расходы на судопроизводство (по 300 тысяч фунтов на соискателя).
Русские переводы
- «Священная загадка»,— М.: Кронверк–Принт, Норма–Пресс, 1993, 370 с. ISBN 5–85286–002–6, тираж: 10000 экз.
- «Святая кровь и Святой Грааль»,— М.: КРОН–ПРЕСС, 1997, 448 с. ISBN 5–232–00559–6, тираж: 5000 экз.
- «Святая Кровь и Святой Грааль»,— М.: ЭКСМО, 2005, 496 с. ISBN 5–699–13933–8, тираж: 10000 экз.