Коперник, Николай
Николай Коперник, Cop(p)ernic, Cop(p)ernicus (1473, Торунь — 1543, Фрауенбург) — функционер прусской католической церкви, гуманист: астроном—теоретик, предполагаемый автор современной гелиоцентрической теории планетного устройства. Скорее всего являлся подставным лицом, либо это имя обозначало собою группу новаторов в области астрономии, скрывавшихся от преследования мракобесов
- «Коперник имел другую теорию, так как он решил, что все изменения империй были связаны с расположением по отношению к центру небольшого эксцентрического круга и его движением, как писали его ученики. Более того, этот небольшой круг не влияет на Солнце, которое он представлял неподвижным, но его силе подвержена Земля, которую он представлял в движении» Ж. Боден, 1572
Содержание
Официальная современная биография
По данным польских историков XIX века, Николай Коперник родился 2 февраля 1473 года в борусском (прусском) городе Торне (сейчас польский город Торунь). По астрологическим вычислениям М. Мэстлина, учителя Галилея и Кеплера, Коперник родился 19 февраля 1473 года в 4 часа 48 минут пополудни — эту дату, за вычетом часов и минут, повторяют современные научные источники.
Отец Николая Коперника, тоже Николай Коперник, был либо крестьянином, либо купцом, либо же булочником, либо пивоваром, либо врачом, и приехал в Торунь из Кракова примерно в 1460 году — в Торуни он стал уважаемым человеком и много лет исполнял должность выборного городского судьи. Ещё он носил почётное звание «брата терциария» доминиканского ордена, то есть — был мирским помощником этих монахов.
Точно неизвестно, что означает его фамилия, но историки предполагают, что дальние предки Коперников торговали медью (лат. cuprum, cyprum; нем. Kupfer — медь), либо же она происходит от названия одноимённых деревенек в Силезии, точное местоположение которых неизвестно. Впервые эту фамилию польские историки обнаружили в краковских документах, относимых ими к 1367 году — позднее она принадлежала ремесленникам разных профессий, среди них присутствуют — сторож, банщик, оружейник, каменотёс и медник.
В Торуни Николай Коперник—Старший женился на местной патрицианке, дочери председателя суда, Варваре Ватзенроде (или Ватцельроде). Считается, что бракосочетание состоялось до 1463 года и в семье родилось четверо детей,— по старшинству: Андрей, Варвара, Екатерина и Николай.
В Польше до сих пор указывают дом, в котором родился Николай Коперник—Младший, — в конце XVIII века это здание стало объектом паломничества поляков, кирпичи и штукатурка от него являются национальными реликвиями и сохраняются в музеях.
Дети—Коперники получили хорошее образование в родном городе. Старший брат Андрей, который родился примерно в 1464 году, вплоть до своей смерти в 1518 или 1519 году, повсюду сопровождал Николая в его долгой учёбе и религиозной карьере. Сестра Варвара стала монашкой и умерла примерно в 1517 году, а Екатерина вышла замуж за купца Бартоломея Гертнера и уехала с ним в Краков, после чего следы её затерялись.
Отец—Коперник умер в 1483 году, от скоротечной болезни считаемой за чуму, мать умерла в 1489 году, и заботу о семействе взял брат матери Лука Ватзенроде (или Ватцельроде), в то время каноник местной, Вармийской епархии, а впоследствии — епископ оной. Он был образованным человеком: магистром Краковского университета и доктором канонического права Болонского университета. Братья Андрей и Николай ступили на стезю своего дяди и по окончанию городской школы им. св. Яна примерно в 1491 году отправились учиться в Краковский университет на факультет свободных искусств, где приобщились к распространявшемуся в ту пору гуманизму. Поучившись три года математике, астрономии, латыни и прочим начальным премудростям, братья оставили Краков, не получив диплома, предполагают — оттого, что к 1494 году в университете победила схоластическая партия, представляемая венгерским землячеством.
Братья наметили продолжение учёбы в Италии, но для этого у дяди, ставшего к тому времени епископом Эрмеландским, не хватало лишних средств, и он предложил племянникам баллотироваться на вакантные места каноников (то есть — членов правительственного капитула) его епархии для получения жалования, достаточного к далёкому путешествию и продолжению обучения за границей. Неимение дипломов помешало осуществить этот план с первого раза, не взирая на сильную протекцию. Тем не менее в 1496 году братья отправились учиться в Болонский университет на юристов, а канониками их выбрали заочно в 1487 году, с предоставлением жалования и трёхлетнего отпуска для обучения.
В Болонском университете Николай Коперник изучал не только право, но и астрономию у известного в ту пору астролога Доминика Мария ди Навара,— в своей будущей книге Коперник будто бы упоминает совместные астрономические наблюдения со свои учителем. Тут же Коперник выучил и греческий язык, весьма популярный среди гуманистов, но вызывающий подозрения в схизматической ереси со стороны католиков—схоластов. Так же он пристрастился к живописи — где-то сохранилась картина, считающаяся копией автопортрета Коперника.
В Болонье братья проучились три года, опять не получив диплома. Историки думают, что короткое время Николай Коперник работал в Риме учителем математики, заодно читая астрономические лекции римскому папе Александру VI Борджа и ряду итальянских учёных. Доказательств этих исторических мнений не существует.
В 1501 году братья на короткое время возвращаются к месту службы во Фрауенбург, чтобы попросить себе отсрочку для дальнейшего обучения, и получив таковую, они отправились в Падуанский университет изучать медицину. Здесь они оставались до 1506 года также не получив диплома, но сдав в 1503 году экстерном экзамены на степень докторов права в Феррарском университете.
В 1506 году Коперники вернулись на родину, закончив своё обучение. В это время Николаю уже было 33 года, а его старшему брату — 42. Получать дипломы в таком возрасте в ту пору считалось нормальным — многие уважаемые научным сообществом учёные (например — Г. Галилей), вообще не имели дипломов, что не мешало им занимать профессорские кафедры.
После годичного исправления должности каноника во Фромборке (иначе — Фрауенбурге), Николай Коперник становится советником своего дяди—епископа и поселяется в замке Лидзбарга (иначе — Гейльсберга). Племянник помогает дяде воевать с тевтонским орденом, вести переговоры с польским королём Сигизмундом I. Дядя готовил из Коперника своего преемника, но Николай не обладал для таковой деятельности достаточным честолюбием и активностью. В это время Коперник начинает строить свою астрономическую теорию, а в 1509 году переводит на латынь «Нравственные, сельские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика», византийского автора якобы VI или VII в. н.э., и посвящает работу своему дяде.
Епископ Лука Ватцельроде умер в феврале 1512 года, и с этого времени синекура Коперника заканчивается. Епископскую кафедру занимает Фабиан Лосайнен, а Копернику приходится покинуть Лидзбарг, вернувшись во Фрауенбург на место каноника Фромборгского собора. Впрочем, обязанности его (видимо — сбор налогов и иные хозяйственные дела) пока не слишком его отягощают, и в своей книге Коперник отзывается о Фрауенбурге как об отдалённом уголке земного шара.
Николай Коперник продолжает заниматься астрономией и приобретает славу на этом поприще. историки сообщают, что в 1514 году папа Лев Х осведомился у фромбергского каноника насчёт его мнения о календарной реформе. Но никаких доказательств такого рода контактов не обнаружено.
Осенью 1516 года Н. Коперника избирают управляющим южными владениями Вармийской епархии на место его друга и сторонника Тидеманна Гизе (1480—1550), который стал кульмским епископом. В связи с этим Коперник на 4 года переезжает в Ольштын. Здесь ему приходится заниматься военным делом — войска Тевтонского ордена захватывают часть Вармии и один раз даже осаждают резиденцию Коперника. В 1521 году, после заключения перемирия с Тевтонским орденом, Коперник возвращается во Фромборк.
Считается, что в это время он написал свой первый трактат «Малый комментарий», который сделал известной в узком кругу его теорию. К 1528 году относят его предложения по монетной реформе Пруссии изложенной на Эльблонгском сейме.
После смерти епископа Фабиана в 1523 году, Коперник почти год был генеральным управляющим епархии. В 1531 году он был папским нунцием в Ольштыне, в 1535 году — визитатором, а в 1538 — снова нунцием.
В 1537 году Вармийским епископом становится бывший гуманист, эпикуреец и многожёнец Иоганн Дантиск, ставший впоследствии ретроградом и ханжой, и сделавший этим свою религиозную карьеру. Его правление доставило Н. Копернику множество неприятностей и огорчений. Будто бы Дантиск повсюду обвинял Коперника в аморальном сожительстве с экономкой Анной Шиллинг, которой даже было запрещено появляться во Фромборке специальным епископским постановлением, поскольку эта опасная особа «свела с ума почтенного астронома».
В 1539 году к Копернику для изучения его теории приезжает И. Ретик, опубликовавший вскоре книгу с изложением новой теории, а впоследствии — и книгу своего учителя.
Николай Коперник умер 24 мая 1543 года, после инсульта и за ним последовавшего паралича правой половины тела. Согласно биографии, написанной Пьером Гассенди в 1655 году, отпечатанный оригинал его книги друзья вложили Копернику в холодеющие руки. По данным современных историков науки, Коперника похоронили во Фромборкском соборе (согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза, Коперник похоронен в Торне в костеле св. Яна). Мемориальная доска с портретом Коперника напротив его предполагаемой могилы во Фромборкском соборе была установлена в 1581 году.
5 марта 1616 года главный труд Коперника «О вращении небесных сфер» был осуждён католической церковью с занесением его в Индекс запрещённых книг, и был исключён из «Индекса» только в 1835 году.
Учёный—иезуит Д.-Б. Риччиолли в 1651 году назвал в честь Коперника лунный кратер размером 91 км в диаметре (10°N, 20°W).
В России теория Коперника была официально признана в первой половине XVIII века, когда директор астрономической обсерватории Санкт—Петербургской академии наук Иосиф—Николай Делиль провёл 2 марта 1728 года открытый диспут с Даниилом Бернулли об обращении Земли вокруг Солнца.
В родной Польше слава и признание Копернику пришли только в конце XVIII века, чему способствовала «Похвала Николаю Копернику» 1782 года, произнесённая профессором Яном Снядецким в Краковском университете, вскоре изданная отдельной книгой. В 1802 году Снядецкий написал биографию Коперника, переведённую на французский, английский и итальянский языки. В XIX веке польские художники Адальберт Герсон и Генрих Редлих написали исторические картины, прославляющих знаменитого земляка, ему поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торуне и Регенсбурге. При установлении памятника в Варшаве в 1829 году местное католическое духовенство осудило это мероприятие.
22 мая 2010 года примас Польши, архиепископ Гнезненский Юзеф Ковальчик провёл перезахоронение останков великого польского астронома в кафедральном соборе города Фромборк, приуроченное к 750–летию Фромборка и 467–ой годовщине смерти Николая Коперника.
Останки Коперника разыскивали около 200 лет, пока в августе 2005 года археологи Высшей гуманитарной школы города Пултуска среди около ста захоронений собора не обнаружили бесхозный череп, по антропологическим признакам похожий на портреты великого астронома. В конце 2008 года из зуба черепа выделили генетический материал, который сравнили с геномом останков 4 предполагаемых родственниц Коперника, похороненных в XVIII веке. Одновременно в книге Иоганна Стеффлера (Johannes Stoeffler) «Calendarium Romanum Magnum» 1518 года издания, хранящейся в Уппсальском университете в качестве книги из личной библиотеки Коперника были найдены два волоска, предположительно ему принадлежавших. Генетическое сравнение зуба с волосками и останками XVIII века, по заявлениям шведских и польских учёных, доказало их несомненную идентичность. Тем самым была решена многовековая проблема отсутствия материальных останков великого создателя гелиоцентрической системы мира.
Деяния
Николай Коперник в первую очередь считается создателем гелиоцентрической теории, но ему приписывают и много иных занятий, присущих широкообразованным и одарённым гуманистам того времени.
В совершенстве зная греческий язык, в 1509 году он переводит на латынь «Нравственные, сельские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика», греческого автора, якобы VI или VII в. н.э., последнего историка античной традиции. Неизвестно — был ли опубликован этот перевод, но текст его известен и цитируется историками науки. Характерно, что при этом историки сообщают, будто данная переписка с мифическими и историческими лицами содержит множество анахронизмов и не представляет из себя ничего выдающегося. Но эта, по их словам «скучная и наивная дребедень», восхитила Коперника, вдохновила его на перевод и трогательное посвящение работы своему дяде. Наследники же дела Коперника издали и другие произведения Феофилакта Схоластика, которые смогли обнаружить накануне XVII века.
Во время управления южными землями Вармии (1516—1520) Копернику пришлось освоить ремесло администратора, военного инженера и полководца. К концу 1520—х годов относят занятия Н. Коперника государственными финансами. Так же пишут, что он был прославленным врачом своей епархии, бесплатно лечил крестьян и ремесленников. К важнейшим медицинско–санитарным достижениям Н. Коперника относят изобретение им бутерброда.
В 1953 году была опубликован сборник в честь 410—летия со дня смерти Коперника, в которой утверждается о причастности его к строительству водопровода во Фромборке, плотины, дамбы, шлюза на реке Бауде и канала. Воду на высоту 25 метров подавало механическое устройство с ковшами. Приписывают ему строительство водопроводов в Торуне, Любаве, Грундзёндзе, Ольштыне и других городах епархии. Уже в конце XVIII века от всего этого инженерного великолепия осталась только латинская надпись во Фромборкском соборе:
- «Здесь покоренные воды течь принуждены на гору,
- Чтоб обильным ключом утолить жителей жажду.
- В чём отказала людям природа, — искусством преодолел Коперник.
- Это творение, в ряду других, — свидетель его славной жизни.»
Астрономические труды Коперника изложены в трёх сочинениях, из которых два были опубликованы только в XIX веке. Первое из них — «Малый комментарий», коротко излагающий содержание его теории. Экземпляр этой рукописи был впервые обнаружен в 1877 году в Венской придворной библиотеке, а вскоре в 1881 году такая же 16—листовая тетрадка с записями самого Коперника была найдена в библиотеке Упсальского университета, но иногда сообщают, что последняя находка обнаружилась в Стокгольме.
Вторым по времени астрономическим сочинением Коперника считается его письмо настоятелю Краковского собора Бернарду Ваповскому, ныне называемое «Посланием Коперника против Вернера» — оно вдвойне интересно поскольку содержит хронологические рассуждения Коперника, опирающиеся на анализ прецессии звёзд согласно античным и средневековым источникам. Основная же книга «Об обращениях небесных сфер» была отпечатана в 1543 году, местом издания указывают то Нюрнберг, то Регенсбург. К изданию книги приложили руку И. Ретик, А. Осиандер, Т. Гизе и И. Шонер. В этой книге содержатся и результаты его наблюдений, собственноручно составленный каталог 1025 звёзд.
Занимался Коперник и картографией — изготовил несохранившуюся до наших времён карту Пруссии. С помощью параллактической линейки собственного изготовления из еловых палочек, Коперник определил широту Фрауенбурга с точностью до 3'.
Сочинения
- перевод «Нравственных, сельских и любовных писем Феофилакта Симокатты, схоластика», рукопись 1509 г.
- «Commentariolus» («Малый комментарий»), рукопись 1515—1530 гг.
- критика «О движении восьмой сферы» Иоганна Вернера, рукопись 1524 г.
- «De Revolutionibus Orbium Coelestium» («Об обращениях небесных сфер»), Нюрнберг или Регенсбург, 1543
Реконструкция
История распространения теории Коперника и его книги содержит указания на гораздо более позднее происхождение, чем общепринято считать. Биографические сведения о нём полны противоречий, несуразностей и местами имеет откровенно легендарный характер.
Будто бы уже в конце XV века Коперник приобретает славу выдающегося астронома, его лекции собираются послушать римский папа Александр VI Борджа и художник Леонардо да Винчи. К этой исторической гипотезе не имеется никаких документальных свидетельств. Якобы в 1514 году папа Лев Х спрашивал его мнения насчёт реформы календаря, но Коперник посоветовал отложить эту затею до будущих времён, когда он закончит строить свою теорию. На основании этой легенды, неизвестно кем и когда придуманной, современные католические учёные, обеспокоенные отсутствием у католической церкви нравственного оправдания за преследование теории Коперника, казни и пытки его сторонников в XVII веке, сочиняют что римские папы были благосклонны к гелиоцентрической теории, а сторонников оной преследовали за какие—то иные тяжкие преступления.
Встречается также нелепое мнение, систематически повторяемое в среде российских противников Новой Хронологии, что григорианская реформа 1582 года, предпринятая по советам врача Григория XIII Луки Лилио, алхимика и астролога, была произведена в результате астрономических расчётов по теории Коперника, хотя сам папа объявил совершенно иные причины для этого благочестивого преобразования.
Важно отметить, что в декрете о запрещении теории Коперника 1616 года католические церковники не называют Николая Коперника духовным лицом, очевидно — и не подозревая про его церковные должности и заслуги, легенда о которых появилась гораздо позже.
За время прошедшее с XVIII века значительно изменилась оценка того, что сделал Коперник для науки. Например, в современных учебниках истории, физики и астрономии принято писать, что у Коперника в его гелиоцентрической теории было множество предшественников в античном и средневековом мире. В связи с этим упоминают «древнегреческого» философа Аристарха Самосского и католического учёного XV века Николая Кузанского. Но сам Коперник ни разу не упоминает этих имён, говоря вместо этого о Никите Сиракузянине, неизвестном для современной науки. В связи с таким обстоятельством логично предположить, что неведомый персонаж книги Коперника Никита Сиракузянин, слившись с заявленным автором книги Николаем Коперником, породил в истории науки фантомного епископа Николая Кузянина, после чего, по обыкновению традиционно–исторической науки, «обнаружились» и его научные сочинения.
Новохронологическое изучение личности Николая Коперника и его наследия началось в астрономических книге Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. [7]. Наиболее полная аргументация тех же авторов изложена в книге [8]. Там приводятся следующие заключения:
- Н. Коперник был современником К. Птолемея, возможно, что и имя Коперник — есть латинское искажение слова «соперник» (стр. 27)
- Н. Коперник был врачом, подставной фигурой, и высокое астрономическое искусство приписано ему историками XVII века (стр. 597)
- во времена Тихо Браге система Коперника не была завершена в её современном виде (стр. 604)
- система Тихо Браге предшествовала или сосуществовала с системой Коперника (стр. 613)
- книга Коперника «Об обращениях небесных сфер» в её нынешнем состоянии была опубликована в XVII веке с ложно проставленной датой M. D. XLIII (стр. 605)
- причина фальсификации труда Коперника лежит в запрещении католической Церковью гелиоцентрической теории (стр. 625)
- книга Коперника в окончательном виде — это творение И. Кеплера (стр. 623)
- возможно, что имя Коперник — есть зашифрованный лозунг «Кеплер Победитель» (Kepler+Nika), а возможно указывает на остров Кипр, где находилась обсерватория (стр. 628–629)
- в библейской книге Иисуса Навина эпизод с остановленным Солнцем отражает открытие гелиоцентрической системы мира в XVI веке (стр. 631)
Литература
- Коперник Н. «О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись»,— М.: Наука, 1964
- Боден Ж. «Метод лёгкого познания истории»,— М.: Наука, 2000, 412 с. (стр. 108; 207—208; 281; 285)
- Энгельгарт М.А. «Николай Коперник: его жизнь и деятельность. Биографический очерк для ЖЗЛ Ф. Павленкова 1892 года»,— Челябинск: Урал, 1997
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Бородин А.И., Бугай А.С. «Биографический словарь деятелей в области математики. Под ред. И.И. Гихмана»,— Киев: Радянська школа, 1979, 607 с. (перевод с украинского)
- Гребеников Е.А. «Николай Коперник»,— М.: Наука, 1982, 144 с.
- Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Датировка звёздного каталога "Альмагеста". Статистический и геометрический анализ»,— М.: Факториал, 1995, 286 с. (стр. 18—23)
- Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Астрономический анализ хронологии. Альмагест. Зодиаки»,— М.: ФИД «Деловой Экспресс», 2000, 896 с. (стр. 27—32; 486—491; 576—577; 595—634)
См. также
- Система Коперника
- Ретик, Георг Иоахим
- Церковное осуждение системы Коперника
- Согласование биографий Г. Ретика и Н. Коперника