Коммандино, Федериго
Федериго Коммандино, Federigo Commandino (1509, Урбино – 3 сентября 1575) — итальянский гуманист, математик, считается автором множества переводов «древнегреческих» математиков и, скорее всего является их прототипом
Содержание
Биография
Фридрих Коммандино родился в Урбино (Центральная Италия) в 1509 году (по другим источникам — в 1506 году). Происходил из знатной семьи города, отец его был военным инженером, а дедушка — секретарём герцога Урбино. Федериго изучал латынь и греческий в университете Фано у гуманиста Джакомо Торелли, математику — у какого—то духовного лица, близкого к Джулио Медичи, будущему папе Клименту VII. В 1533 году Ф. Коммандино стал одним из секретарей этого папы, но после смерти последнего 25 сентября 1534 г., пошёл учиться в университеты Падуи и Феррары на врача и получил учёную степень доктора. Вернувшись в Урбино, занял место герцогского врача. Женился, но его супруга умерла, оставив Федериго дух дочерей и сына, в последствии потерял и сына. Обязанности врача его привлекали меньше, чем издание математических работ, которое спонсировал кардинал Фарнезе.
Коммандино подготовил к публикации латинские тексты Архимеда, Евклида, Аристарха Самосского, Паппа Александрийского, Аполлония Пергского, Герона. Был в тесном научном общении с сицилийским учёным монахом Ф. Мавролико — возможно, другим прототипом Архимеда, был знаком с английским математиком и астрологом Джоном Ди.
Ф. Коммандино в латинском переводе Аполлония 1566 года изобрёл математические понятия «абсцисса» и «ордината» (ad verticem abscinduntur и ordinatim applicatae, соответственно), был автором работ о центрах тяжести тел и их плавучести, а также усовершенствовал компас.
Умер в Урбино 3 сентября 1575 года (по иным данным — 5 сентября того же года).
Труды
- латинский текст Архимеда «Archimedes Opera nonnula: Circuli dimensio, de lineis spiralibus, quadratura paraboles, de conoidibus et spheroidibus, de arenae numero» (Venetiis: Apud Paulum Manutium,1558)
- исследования о центрах тяжести тел «Liber de centro gravitatis solidorvm» (1562; Bononiae: ex officina Alexandri Benacii, 1565)
- «Horologiorum descriptio» (1562)
- латинский текст Архимеда «Archimedis de iis quae vehuntur in aqua libri duo cum commentariis Federici Commandini» (Bononiae: ex officina Alexandri Benacii, 1565)
- латинский текст Аполлония Пергского и Паппа Александрийского «Apollonii Pergaei libri quatuor cum Pappi Alexandrini Lemmatibus Eutocii commentariis item commentariis Federici Commandini» (1566)
- совместно с Дж. Ди издал латинский и итальянский текст арабского геометра, якобы XII в., Абу–Бекра Мухаммеда бен Абдельбаки эль–Багдади «Libro del modo di dividere le superficie attribvito a'Machometo Bagdedino» (Пиза, 1570)
- латинский текст 15 книг «Начал» Евклида «Euclidis Elementorum libri XV una cum scholiis antiquis» (1572)
- латинский текст Паппа Александрийского «Pappi Alexandrini Mathematicae collectiones cum commentariis Federici Commandini» (Пиза, 1602)
Научная преемственность
Федериго Коммандино ===> Гвидо Убальди–дель–Монте ===> Галилео Галилей ===> Бенедетто Кастелли ===> Эванжелиста Торричелли
Фантомные отражения
В случае с Ф. Коммандино мы видим странную, но часто встречающуюся в традиционной истории науки ситуацию: немолодой человек, не имеющий собственных математических работ, издаёт труды великого «античного» учёного, сразу же вызывающие огромный интерес научного сообщества. Позднее Федериго Коммандино публикует и свои исследования, близкие по тематике к изданному ранее Архимеду, но современные комментаторы при этом сообщают:
- «Коммандино независимо от Архимеда нашёл методы вычислений центров тяжести, но в строгости доказательств уступал ему». ([2, стр. 257])
Парадокс этот объясняется тем, что гуманисты XV–XVI веках издавали собственные сочинения под «древними» именами. Иногда эти имена принадлежали известным историческим личностям, иногда — были новыми и скрыто обозначали, по сути, коллективы авторов, широко известные в узком кругу учёных Возрождения. У этого явления имелось по крайней мере три причины, связанные в первую очередь — с расширением круга учёных и запросами книгопечатания, две из которых потеряли своё значение в Новое Время и поэтому не принимаются в расчёт традиционными историками науки:
- издание книги стоило дорого, и молодому литератору или учёному из недостаточно богатых слоёв общества было трудно издать работу под своим именем, никому прежде неизвестным. Видимо — сами книгоиздатели принуждали их объявлять себя переводчиками «новонайденных античных» текстов, спрос на которые был очень велик. Так родились все «античные» исторические произведения. Именно это соображение приводит Н.А. Морозов, доказывая подложность Тацита, чудесно «найденного» в середине XV в. гуманистом Поджо Браччолини
- но и достаточно богатые люди не могли себе позволить публикацию научных работ под своим именем. Этому мешала средневековая мораль и цеховое устройство общества — люди тогда наследовали свою профессию, проходя цеховое или феодальное посвящение. К чему могло привести нарушение сложившегося порядка? Если князь может сшить хорошую обувь,— следовательно и портной может быть хорошим князем? А если богослов публикует труды по математике,— то, следовательно, и математику можно публично рассуждать о церковных догматах? И в итоге, чтобы защитить себя от общественного порицания, самодеятельным учёным приходилось объединяться в тайные научные «цеха», академии и выпускать свои работы под именем «древних» учёных. Одним из таких цехов, видимо и был «Архимед», то есть «главный инженер». В него входили врач Ф. Коммандино и сицилийский священник Ф. Мавролико, посмертно названный «вторым Архимедом». Они опубликовали также и Аполлония, и здесь их начинание уже в XVI веке продолжил «галльский Аполлоний» Франсуа Виет. Одним из главных признаков участия в таких тайных академиях, помимо публикации «античных» авторов, является отсутствие прижизненных работ, соответствующих уровню признания учёного. Аналогичные рассуждения, отчасти, можно перенести и на литераторов, и в той же плоскости лежит проблема с авторством Шекспира
- положение усугублялось для тех мыслителей, которые писали на тему религии, морали и политики. Здесь обнаружение авторства приводило к угрозе жизни со стороны религиозных или светских властей. С другой стороны, чтобы пробиться к читателю на этой теме, необходимо было обладать авторитетом Св. Отца, великого философа или успешного государственного деятеля. Так появились мемуары императоров Ю. Цезаря, Марка Аврелия, поучения философов Платона, Цицерона и Сенеки, проповеди Св. Отцов. Кстати, и Макьявелли попадает в этот список, поскольку его труды были приписаны ему посмертно
- в новейшее время анонимную традицию учёных Ренессанса возродила французская группа Н. Бурбаки и российская группа Джета Неструева
По всей видимости, под видом собственных «несовершенных» сочинений о центрах тяжести, Коммандино опубликовал свои ранние сочинения на эту тему, созданные до того, как был завершён проект «Архимед», желая оставить для потомков сведения о своём личном вкладе в эту коллективную работу.
Литература
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах», 1890–1907
- Бородин А.И., Бугай А.С. «Биографический словарь деятелей в области математики. Под ред. И.И. Гихмана». — Киев: Радяньска школа, 1979, — 607 с. (перевод с украинского)
- Земляков А.Н. «Введение в алгебру и анализ: культурно–исторический дискурс. Элективный курс: Учебное пособие»,— М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007, 320 с., ISBN 978–5–94774–136–0