Петавиус, Дионисий
Дионисий Петавиус (Дионисий Малый, Петавий, Пето, Denis Pétau; 1593–1652) — французский католический богослов, учёный–иезуит, один из основоположников традиционной хронологии, оспариваемой в Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, а также в теории Н.А. Морозова
Содержание
Биография
Дионисий Петавиус родился в Орлеане в 1593 г. (по иным данным — в 1585 или 21 августа 1583 г.), в 19 лет стал профессором философии университета Буржа, и позднее — каноником Орлеанского собора. В 1605 г. он вступил в общество иезуитов. В 1621 г. стал профессором позитивной теологии в Париже. Умер 11 декабря 1652 г. в своей келье колледжа Клермона.
Деяния
Дионисий Петавиус в первую очередь известен своими богословскими работами в области «позитивной теологии», то есть таковой, которая отрицает всякое критическое, свойственное протестантской культуре отношение к Священной Истории и догматам Католической Церкви. Такого рода деятельность импонировала Петавиусу в силу его иезуитского воспитания и занимаемого положения. Но ещё в молодые годы он активно занимался филологией, историей, астрономией (астрологией) и хронологией на тех же методических основаниях.
В области хронологии Петавиус неудачно дополнил труды протестантского хронолога И. Скалигера: в 1627 г. Дионисий Петавиус предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (AD — ante Deum) методом обратного отсчета времени назад от «рождества Христова», применив идею обратной нумерации, так — как это делается на географических картах. При этом 1–ому году от РХ непосредственно предшествует 1–ый год до РХ: нулевой год при таком счёте был «пустым» и ему соответствует только «точка отсчёта». Это соответствовало уровню понимания арифметики учёными–гуманитариями XVII в., и опиралось на непонимание смысла отрицательных чисел и нуля, в ту пору уже используемых математиками, а также — на аристотелевский догмат о том, что «Природа не терпит пустоты». Такой способ счета лет с тех пор укрепился в исторической науке и называется историческим,— он создал некоторые сложности в астрономических и календарных расчётах при переходе через момент начала эры. В научном смысле это изобретение Петавиуса было бесперспективным шагом по сравнению с методом счёта «юлианских дней» по Скалигеру.
Авторитетом в области хронологии Д. Петавиус стал после опубликования в 1627 году «Науки о времени» («Opus de doctrina temporum»), дополненной и исправленной в 1633 году («Rationarium temporum»), и особенно — после опубликования в 1635 году методического пособия по хронологии («La pierre de touche Chronologique»). В этих книгах впервые были опубликованы хронологические таблицы религиозных и светских событий всего мира, с тех пор с небольшими поправками вошедшие в обиход историков и богословов. «Наука о времени» Петавиуса была построена на принципах «позитивной теологии» и никаких доказательств в ней, кроме ссылок на Святых Отцов, не подразумевалось.
Дионисия Петавиуса до сих пор принято считать экспертом в области астрономии (на самом деле — астрологии), в сравнении его со многими другими хронологами того времени (в первую очередь — с Иосифом Скалигером). Так, согласно мнению традиционного историка античности С.Я. Лурье, Петавиус датировал поход аргонавтов 37 годом после смерти Соломона «на основании астрономических соображений». Но в данном контексте слово «астрономический» должно быть заменено на «астрологический», поскольку никаких астрономических аргументов, относящихся к Соломону или аргонавтам не существует.
В честь Дионися Петавиуса был назван один из кратеров Луны.
Реконструкция исторической роли Петавиуса
До того как стать иезуитом, Петавиус был учеником и младшим другом Исаака Казобона, учёного–эрудита и соратника Иосифа Скалигера по созданию традиционной глобальной хронологии. Дени Пето подписывал свои сочинения латинизированным именем Dionysius Petavius (слово «petavius» происходит от латинского слова «petilus» — слабый, хилый, тонкий, скудный, ничтожный).
Под руководством Казобона и с его деятельной помощью Дионисий Петавиус занимался фальсификацией документов поздней античности, и в результате явился завершителем данного предмета, отразившись в фантомной эпохе под именем Дионисия Малого, хронолога VI века (известного под именем Dionysius Exiguus, от латинского «exiguus» — незначительный, маленький, скудный, худой, слабый).
Е.Я. Габович предполагает, что изобретение Д. Петавиуса счёта лет «до РХ» косвенно доказывает отсутствие в исторической практике того времени и счёта лет «по (после) РХ», поскольку большинство событий Священной Истории в традиционой хронологии Рождеству Христову предшествуют, и тем самым до изобретения Петавиуса не могли быть датированы в этой системе.
Труды Дионисия Петавиуса
- «Paraphrasis psalmorum omnium nec non canticorum» (1627)
- «Opus de doctrina temporum» (1627)
- «Uranologion» (1630)
- «Rationarium temporum» (1633)
- «La pierre de touche Chronologique» (1635)
- «De ecclesiastica hierarchia» (1641)
- «De potestate consecrandi» (1646)
- «De lege et gratia» (1648)
- «De Tridentini concilii interpretatione et S. Augustini doctrina» (1649)
- «De theologicis dogmatibus» (1644–1650)
- «The History of the World: or, an Account of Time. Compiled by the Learned Dionysius Petavius, And Continued by Others, To the Year of Our Lord, 1659. Together with A Geographicall Description of Europe, Asia, Africa, and America», London (1659)
Литература
- Лурье С.Я. «Ньютон — историк древности»//Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения, под редакцией академика С.И. Вавилова,— М.–Л.: Издательство АН СССР, 1943
- Габович Е.Я. «История под знаком вопроса»,— СПб.: ИД Нева, 2005, 480 с. ISBN 5–7654–4398–2
См. также
- Арифметика
- Иезуиты
- Хронология
- Традиционная хронология
- Габович, Евгений Яковлевич
- Казобон, Исаак
- Скалигер, Иосиф Юстус