Винкельман, Иоганн Иоахим
Иоганн Иоахим Винкельман, Johann Joachim Winckelmann (9 декабря 1717, Стендаль – 8 июня 1768, Триест) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве
Образование
Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию (Coellnische Gymnasium) и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.
После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в 1743-1748 годах он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.
Работа в Италии
Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 году Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.
Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 году, вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.
Гибель
Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели ограбил Винкельмана, и от полученных ножевых ранений тот умер.
Идеи
Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. В частности, он считал, что «древнеримское» искусство является слепым подражанием «древнегреческих» образцов, а искусство современное считал второстепенным по отношению к античности.
По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, Винкельман, разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения.
Труды
- Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ("Thoughts on the Imitation of Greek Works in Painting and Sculpture"), followed by a feigned attack on the work, and a defence of its principles, nominally by an impartial critic. (1st ed of only 50 copies 1755, 2nd ed 1756)
- Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch (1760)
- Anmerkungen über die Baukunst der Alten ("Observations on the Architecture of the Ancients"), including an account of the temples at Paestum (1762)
- Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen (Letter About the Herculanean Discoveries) (1762)
- Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen (Report About the Latest Herculanean Discoveries) (1764)
- Geschichte der Kunst des Alterthums ("History of Ancient Art") (1764)
- Versuch einer Allegorie (1766), which, although containing the results of much thought and reading, is not conceived in a thoroughly critical spirit.
- Monumenti antichi inediti (1767–1768), prefaced by a Trattato preliminare, presenting a general sketch of the history of art. The plates in this work are representations of objects which had either been falsely explained or not explained at all.
- Poshtumously published - Briefe an Bianconi, which were published eleven years after his death, in the Antologia romana.
- Abhandlungen von der Empfindung der Schönen (1763)
Библиография
- Винкельман И.И. «Полное собрание сочинений, в 11 томах», 1808—1825 (издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом, переиздано в Аугсбурге в 1838)
- Винкельман И.И. «История искусства древности. Малые сочинения»,— М.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000, 800 с.
- Гёте И.В. «Winckelmann und sein Jahrhundert», 1805
- «Leben Winckelmann», 1866–1872
- Благовещенский Н.М. «И.И. Винкельман»,— СПб., 1891
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907